Комментарий к распоряжению Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 N 1505-р
Распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 N 1505-р в целях оказания органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления содействия по приведению правового положения государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений в соответствие с Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ утверждены:
- Методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности (далее - Методические рекомендации);
- Рекомендации по внесению изменений в трудовые договоры с руководителями бюджетных учреждений субъектов РФ и муниципальных бюджетных учреждений.
При определении типа государственного (муниципального) учреждения (оценке целесообразности принятия решения об изменении типа государственного (муниципального) учреждения) применяются:
1) критерии, основанные на положениях федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов и исходящие из нормативного правового регулирования правового положения соответствующего типа государственного (муниципального) учреждения, предусмотренные разд. III Методических рекомендаций;
2) дополнительные критерии, основанные на учете экономического и управленческого потенциала государственного (муниципального) учреждения, в соответствии с разд. IV Методических рекомендаций.
В соответствии с критериями разд. III Методических рекомендаций государственное (муниципальное) учреждение может быть отнесено к определенному типу в зависимости от:
- возможности исполнения указанными учреждениями государственных (муниципальных) функций в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления.
- сферы деятельности, в которой оно создается.
Критерии для создания | ||
казенного учреждения | бюджетного учреждения | автономного учреждения |
Исполнение государственных (муниципальных) функций, оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) | ||
Для исполнения государственных (муниципальных) функций может создаваться только казенное учреждение, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами | Автономное или бюджетное учреждение создается субъектом РФ, муниципальным образованием для выполнения государственных (муниципальных) работ, оказания государственных (муниципальных) услуг и не вправе исполнять государственные (муниципальные) функции, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами | |
Сферы деятельности | ||
Сферы деятельности казенного учреждения не ограничены Федеральным законом N 83-ФЗ. С учетом особенностей правового положения казенных учреждений целесообразно относить к данному типу только учреждения, созданные в сфере управленческой деятельности, либо учреждения, отнесенные к казенным в соответствии с законом | Сферы деятельности бюджетных учреждений не ограничены. Федеральным законом N 83-ФЗ отмечены приоритетные сферы, в которых создаются бюджетные учреждения, - наука, образование, здравоохранение, культура, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт; и одновременно предоставлена возможность создания бюджетных учреждений в иных сферах без ограничений | Автономное учреждение может быть создано в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами. Автономные учреждения, созданные вне указанных сфер деятельности (в том числе путем изменения типа) до дня вступления в силу Федерального закона N 83-ФЗ (01.01.2011), подлежат реорганизации или ликвидации в течение одного года со дня его официального опубликования (12.05.2010) |
В качестве дополнительных критериев определения типа государственного (муниципального) учреждения (оценки целесообразности принятия решения об изменении типа государственного (муниципального) учреждения) целесообразно использовать экономический и управленческий потенциал такого учреждения (рекомендации по определению этих показателей приведены в разд. IV Методических рекомендаций). Чем выше указанный потенциал учреждения, тем менее целесообразно сохранение на установленный Федеральным законом N 83-ФЗ переходный период финансового обеспечения данного учреждения на основе бюджетной сметы и (или) изменение его типа в целях создания казенного учреждения.
Рекомендации по внесению изменений в трудовые договоры с руководителями бюджетных учреждений (далее - Рекомендации) субъектов РФ и муниципальных образований утверждены в соответствии с п. 27 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ. Согласно указанному пункту органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, при заключении (перезаключении) трудового договора с руководителем бюджетного учреждения должны предусмотреть в нем, в частности, условие о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
В связи с этим Правительством РФ рекомендовано предусмотреть в трудовом договоре с руководителем бюджетного учреждения следующее:
1. Дополнить указанный договор разделом "Показатели оценки эффективности и результативности деятельности", в котором указываются критерии оценки деятельности бюджетного учреждения с учетом выполнения целевых показателей его работы и условия стимулирования за их выполнение, утвержденные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
2. Раздел "Расторжение трудового договора" целесообразно дополнить условием о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в соответствии со ст. 278 ТК РФ при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности с указанием ее размера.
3. Для внесения новых условий в трудовой договор заключается дополнительное соглашение к нему, о чем орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, обязан предупредить руководителя бюджетного учреждения в письменной форме не позднее чем за два месяца в соответствии со ст. 74 ТК РФ. Эти условия вносятся в трудовой договор при его заключении с назначаемым руководителем.
4. Обязанности по соблюдению норм, установленных п. 10, 13 ст. 9.2, п. 4 ст. 24 и п. 3 ст. 27 Федерального закона N 7-ФЗ, и соответствующие положения об ответственности за несоблюдение указанных норм также стоит предусмотреть в трудовых договорах с руководителями бюджетных учреждений.
Кроме того, в Рекомендациях указано, что высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ (местным администрациям) целесообразно поручить органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя, разработать и утвердить порядок определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности бюджетного учреждения субъекта РФ (муниципального образования), превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем данного учреждения.
О. Сизонова,
редактор журнала "Бюджетные организации:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", N 11, ноябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"