Комментарии к нормативным документам
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования"
Значительные изменения внесены в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ. Большая часть изменений вступает в силу с 02.09.2010 г.
Усилена ответственность за нарушения в области налогов и сборов. В частности, нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.
Установлено, что счет-фактура может быть составлен и выставлен не только на бумажном носителе, но и в электронном виде. Счета-фактуры составляются в электронном виде по взаимному согласию сторон сделки и при наличии совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур в соответствии с установленными форматами и порядком.
Счет-фактура, составленный в электронном виде, подписывается электронной цифровой подписью руководителя организации либо иных лиц, уполномоченных на это приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством РФ.
Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи устанавливается Минфином России.
Форматы счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж в электронном виде утверждаются ФНС России.
В состав обязательных показателей счета-фактуры включено наименование валюты.
Форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством РФ. До утверждения Правительством РФ изменений этих документов, составление и выставление счетов-фактур, ведение журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж осуществляются с учетом ранее установленных требований.
В статью 269 НК РФ введен пункт 1.1, согласно которому при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается:
с 1 января по 31 декабря 2010 г. включительно - равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% - по долговым обязательствам в иностранной валюте. В отношении расходов в виде процентов по долговым обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 г., при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), с 1 января по 30 июня 2010 г. включительно принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в два раза;
с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г. включительно - равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования ЦБ РФ и коэффициента 0,8 - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
С 01.01.2011 г. изменен лимит отнесения имущества к амортизируемому имуществу. Таким будет признаваться имущество дороже 40 000 руб.
С 1 января 2011 г. появится возможность уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль у организаций, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превышали в среднем 10 миллионов рублей за каждый квартал.
Подробнее об изменениях читайте на стр. 30.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности"
Настоящий Федеральный закон устанавливает общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности. Под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций - группы организаций, определяемой в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).
Федеральный закон N 208-ФЗ распространяется:
1) на кредитные организации;
2) на страховые организации;
3) на иные организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
Консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО. Такая отчетность формируется наряду с бухгалтерской отчетностью организации, составляемой в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется до проведения общего собрания участников организации, но не позднее 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность. Установлено, что годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту. Аудиторское заключение представляется и публикуется вместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью.
Организации составляют, представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории РФ.
Организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам, а также организации, облигации которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, обязаны представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории РФ, но не ранее чем с отчетности за 2015 г. Полный текст Федерального закона N 208-ФЗ приведен в разделе "Документы" на стр. 132.
Постановление Правительства РФ от 02 августа 2010 г. N 586 "О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации"
Постановлением Правительства РФ признано утратившим силу правило (стандарт) N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности", утвержденное постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696. С даты вступления данного документа в силу, (17.08.2010) вступают в силу новые федеральные стандарты аудиторской деятельности:
ФСАД 1/2010 "Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности";
ФСАД 2/2010 "Модифицированное мнение в аудиторском заключении";
ФСАД 3/2010 "Дополнительная информация в аудиторском заключении".
Приказ Минфина России от 28 июня 2010 г. N 63н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010)"
Новое ПБУ 22/2010 устанавливает правила исправления ошибок и порядок раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности. Приказ вступает в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г.
ПБУ 22/2010 определено, что ошибка в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации может быть обусловлена:
неправильным применением законодательства РФ о бухгалтерском учете и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
неправильным применением учетной политики организации;
неточностями в вычислениях;
неправильной классификацией или оценкой фактов хозяйственной деятельности;
неправильным использованием информации, имеющейся на дату подписания бухгалтерской отчетности;
недобросовестными действиями должностных лиц организации.
Ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот отчетный период. Существенность ошибки организация определяет самостоятельно, исходя как из величины, так и характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности.
ПБУ 22/2010 определен порядок исправления ошибок, в зависимости от времени обнаружения и существенности ошибки, а также порядок отражения в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности информации в отношении существенных ошибок предшествующих отчетных периодов, исправленных в отчетном периоде.
Полный текст ПБУ 22/2010 приведен в разделе "Документы" на стр. 135-138.
Приказ Минфина России от 02 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций"
Приказом утверждены новые формы бухгалтерской отчетности, вступающие в силу, начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г.
Утверждены новые формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, а также формы приложений к ним:
отчет об изменениях капитала;
отчет о движении денежных средств;
отчет о целевом использовании полученных средств, включаемый в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг).
Организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям вышеуказанных отчетов.
Определен упрощенный порядок формирования отчетности организациями - субъектами малого предпринимательства:
в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Текст приказа приведен в разделе "Документы" на стр. 139-143.
Приказ Минфина России от 07 июля 2010 г. N 69н "Об утверждении формы налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов таможенного союза и порядка ее заполнения"
Налоговая декларация по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов таможенного союза представляется организациями и индивидуальными предпринимателями, указанными в п. 1 ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11.12.2009 г., на которых возложена обязанность по исчислению, уплате в бюджет налога на добавленную стоимость и акцизов (по немаркируемым подакцизным товарам).
Декларация представляется в налоговые органы по месту постановки на учет налогоплательщиков в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга).
Декларация представляется за месяц, в котором осуществлено принятие на учет у налогоплательщика импортированных товаров и (или) наступает срок лизингового платежа, предусмотренный договором (контрактом) лизинга, в отношении товаров (предметов лизинга).
Декларация включает в себя титульный лист и следующие разделы:
приложение к декларации - "Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара".
Приказ Минздравсоцразвития России от 08 июня 2010 г. N 428н "Об утверждении разъяснения об обязательном страховом обеспечении по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством руководителей организаций, являющихся их единственными учредителями (участниками), членами организации и собственниками ее имущества"
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам.
Лицами, работающими по трудовым договорам, в целях Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством. Как следует из ст. 16 Трудового кодекса РФ, трудовые отношения, которые возникают в результате избрания на должность, назначения на должность или утверждения в должности, характеризуются как трудовые отношения на основании трудового договора.
Вышеуказанным документом разъясняется, что руководитель организации, состоящий с данной организацией в трудовых отношениях, а также в случае, когда он является единственным учредителем (участником), членом организации, собственником ее имущества, в целях обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, относится к лицам, работающим по трудовому договору. Руководитель подлежит в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и имеет право на получение страхового обеспечения в порядке и на условиях, установленных законодательством РФ.
Постановление Правления Пенсионного фонда РФ от 07 июля 2010 г. N 166п "О внесении изменений в Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 192п"
Постановлением утверждены новые формы персонифицированного учета, применяемые страхователями с отчетности за первое полугодие 2010 г.:
"Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР (АДВ-6-2)";
"Опись документов о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц, передаваемых страхователем в ПФР (АДВ-6-3)";
"Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица (СЗВ-6-1)";
"Реестр сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-6-2)".
Письмо ФНС России от 13 июля 2010 г. N ШС-37-3/6575@ "О порядке контроля уплаты страховых взносов"
Пунктом 3 ст. 346.21 НК РФ и п. 2 ст. 346.32 НК РФ предусмотрено уменьшение исчисленной суммы единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и единого налога на вмененный доход на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с п. 10 ст. 346.25.1 НК РФ при оплате индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения на основе патента, оставшейся части стоимости патента она подлежит уменьшению на сумму страховых взносов.
В 2010 г. изменился порядок представления отчетности по страховым взносам (отчетность представляется в территориальный орган Пенсионного фонда РФ; в территориальный орган ФСС РФ) и их уплаты (плательщики исчисляют и уплачивают страховые взносы отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд).
ФНС России разъясняет, что при приеме налоговых деклараций налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков представления дополнительных документов, не предусмотренных НК РФ (п. 3 ст. 80 НК РФ), и, тем более, отказать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком по установленной форме (п. 4 ст. 80 НК РФ). В частности, незаконно требование о представлении документов, подтверждающих уплату налогоплательщиками страховых взносов, например копий платежных поручений на уплату страховых взносов.
Контролировать правомерность уменьшения налогоплательщиками суммы единого налога (авансового платежа по налогу), исчисленного за налоговый (отчетный) период, а также стоимости патента на суммы уплаченных (в пределах исчисленных) страховых взносов налоговые органы могут через механизм камеральной или выездной налоговой проверки в общем порядке, установленном ст. 88 и 89 НК РФ.
"Консультант бухгалтера", N 9, сентябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru