Информация по сегментам в бухгалтерской отчетности
Порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации по сегментам рассматривается на конкретном примере. Приводится перечень первичной и вторичной информации.
ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам", утвержденное приказом Минфина России от 27.01.2000 г. N 11н (в ред. от 18.09.06 г. N 115н) (далее - Положение), устанавливает правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций.
Согласно п. 4 Положения заинтересованные пользователи должны быть обеспечены информацией, позволяющей лучше оценивать деятельность организации, перспективы развития, подверженность рискам и условия получения прибыли.
Положение применяется:
- при составлении сводной бухгалтерской отчетности организации в случае наличия у нее дочерних и зависимых обществ;
- организацией, если на нее учредительными документами объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов и др.), созданных на добровольных началах, возложено составление сводной бухгалтерской отчетности.
Положение не применяется:
- кредитными организациями;
- при формировании отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения;
- при формировании отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями;
- при составлении отчетной информации для иных специальных целей.
Положение может не применяться при формировании бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства.
Идентификация отчетных сегментов
Согласно п.п. "а" п. 5 Положения сегмент идентифицирован как часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях.
Положением выделено два вида сегментов - операционные и географические.
Операционный сегмент представляет собой часть деятельности организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги или однородных групп товаров, работ, услуг, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам, работам, услугам или однородным группам товаров, работ, услуг (п.п. "б" п. 5 Положения).
Географический сегмент - часть деятельности организации по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определенном географическом регионе деятельности организации, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей, имеющих место в других географических регионах деятельности организации (п.п. "в" п. 5 Положения).
Перечень сегментов, информация по которым раскрывается в бухгалтерской отчетности, устанавливается организацией самостоятельно исходя из ее организационной и управленческой структуры (п. 6 Положения).
Операционный или географический сегмент является отчетным, если значительная величина его выручки получена от продаж внешним покупателям и при этом выполняется одно из следующих условий (п. 9 Положения):
- выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами данной организации составляет не менее 10% общей суммы выручки всех сегментов;
- финансовый результат деятельности данного сегмента составляет не менее 10% суммарной прибыли или суммарного убытка всех сегментов;
- активы данного сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов.
Согласно п. 10 Положения, если на отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности с выполнением указанных условий, приходится менее 75% выручки, должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты независимо от того, выполняются ли в отношении каждого из них эти условия.
Рассмотрим порядок идентификации отчетных сегментов на конкретном примере. Допустим, что организация оказывает услуги, выполняет работы, сдает в аренду основные средства в ряде городов России. Показатели деятельности организации по каждому виду деятельности представлены в табл. 1 (цифры условные).
Таблица 1
Основные показатели деятельности организации за отчетный период (тыс. руб.)
Вид деятельности | Выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами | Финансовый результат деятельности: прибыль (+) или убыток (-) | Активы |
Деятельность в г. Ярославле | |||
Оказание услуг | 45 | + 7 | 20 |
Выполнение работ | 76 | + 14 | 40 |
Сдача в аренду основных средств | 20 | +15 | 60 |
Итого | 141 | +36 | 120 |
Деятельность в г. Переславле-Залесском | |||
Оказание услуг | 55 | +10 | 30 |
Выполнение работ | 80 | +20 | 10 |
Сдача в аренду основных средств | 30 | +26 | 100 |
Итого | 165 | +56 | 140 |
Деятельность в г. Иваново | |||
Оказание услуг | |||
Выполнение работ | |||
Сдача в аренду основных средств | 60 | +40 | 150 |
Итого | 60 | +40 | 150 |
Деятельность в г. Сергиевом Посаде | |||
Оказание услуг | 20 | +10 | 5 |
Выполнение работ | 25 | +16 | 6 |
Сдача в аренду основных средств | |||
Итого | 45 | +26 | 11 |
Всего по организации | 411 | +158 | 421 |
Операционными сегментами организации в отчетном периоде являются:
- оказание услуг;
- выполнение работ;
- сдача в аренду основных средств.
Географическими сегментами организации в отчетном периоде является деятельность в:
- г. Ярославле;
- г. Переславле-Залесском;
- г. Иваново;
- г. Сергиевом Посаде.
Определим отчетные сегменты, для чего сгруппируем приведенные отчетные показатели по сегментам и рассчитаем процентное отношение каждого их них к общему итогу деятельности организации (табл. 2).
Таблица 2
Группировка основных показателей организации за отчетный период по сегментам
Вид деятельности | Выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами | Финансовый результат деятельности: прибыль (+) или убыток (-) | Активы | |||
сумма, тыс. руб. | отношение к общему итогу, % | сумма, тыс. руб. | отношение к общему итогу, % | сумма, тыс. руб. | отношение к общему итогу, % | |
Операционные сегменты | ||||||
Оказание услуг | 120 | 29 | 27 | 17 | 55 | 14 |
Выполнение работ | 181 | 44 | 50 | 32 | 56 | 14 |
Сдача в аренду основных средств | 110 | 27 | 81 | 51 | 310 | 80 |
Итого | 411 | 100 | 158 | 100 | 421 | 100 |
Географические сегменты | ||||||
Деятельность в г. Ярославле | 141 | 34 | +36 | 23 | 120 | 28 |
Деятельность в г. Переславле-Залесском | 165 | 40 | +56 | 35 | 140 | 36 |
Деятельность в г. Иваново | 60 | 14 | +40 | 25 | 150 | 39 |
Деятельность в г. Сергиевом Посаде | 45 | 11 | +26 | 16 | 11 | 3 |
Итого | 411 | 100 | +158 | 100 | 421 | 100 |
Таким образом, все выделенные операционные сегменты являются отчетными, поскольку выручка по ним в совокупности составляет более 75%, а по каждому в отдельности более 10% выручки организации в целом; финансовый результат деятельности каждого сегмента составляет более 10% общей суммы финансового результата деятельности организации в целом; активы каждого сегмента составляют более 10% общей суммы активов организации в целом.
Из выделенных географических сегментов отчетными являются также все выделенные географические сегменты, поскольку выручка по ним в совокупности составляет более 75%, а по каждому в отдельности более 10% выручки организации в целом; финансовый результат деятельности каждого сегмента составляет более 10% общей суммы финансового результата деятельности организации в целом.
Если не выполняется условие п. 9 Положения и выделенные сегменты либо выделенный сегмент не могут быть признаны отчетными, то необходимо руководствоваться п. 11 Положения. Согласно этому пункту при подготовке бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена последовательность в выделении отчетных сегментов, поэтому отчетный сегмент, выделенный в периоде, предшествовавшем отчетному, должен выделяться в отчетном периоде независимо от того, выполняются ли в отношении его в отчетном периоде условия, предусмотренные п. 9 Положения.
Информация по сегментам в бухгалтерской отчетности
Согласно п. 16 Положения при формировании бухгалтерской отчетности раскрытие информации по отчетным сегментам осуществляется посредством представления определенного перечня показателей, при этом выделяется первичная и вторичная информация по сегментам.
Выделение первичной и вторичной информации по отчетным сегментам производится исходя из преобладающих источников и характера имеющихся рисков и полученных прибылей деятельности организации. Группировка информации представлена в табл. 3. Преобладающие источники и характер рисков и прибылей выявляются на основе организационной и управленческой структуры организации, а также системы внутренней отчетности.
Таблица 3
Группировка первичной и вторичной информации по отчетным сегментам
Факторы | Первичная информация по сегментам | Вторичная информация по сегментам | Основания |
Риски и прибыли организации определяются различиями в производимых товарах, работах, услугах | Раскрытие информации по операционным сегментам | Раскрытие информации по географическим сегментам | п. 17 Положения |
Риски и прибыли организации определяются различиями в географических регионах деятельности | Раскрытие информации по географическим сегментам | Раскрытие информации по операционным сегментам | п. 18 Положения |
Риски и прибыли организации определяются в равной мере различиями в производимых товарах, работах, услугах и различиями в географических регионах деятельности | Раскрытие информации по операционным сегментам | Раскрытие информации по географическим сегментам | п. 19 Положения |
Организационная и управленческая структура организации, а также система внутренней отчетности не основываются ни на производимых товарах, работах, услугах, ни на географических регионах деятельности | Выделение первичной и вторичной информации по отчетным сегментам осуществляется на основе решения руководителя организации | п. 20 Положения |
Состав показателей, которые необходимо отразить в отчетности по каждому сегменту при представлении первичной информации, одинаков для операционных и географических сегментов (п. 21 Положения):
- общая величина выручки, в том числе полученная от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами;
- финансовый результат (прибыль или убыток);
- общая балансовая величина активов;
- общая величина обязательств;
- общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы;
- общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;
- совокупная доля в чистой прибыли (убытке) зависимых и дочерних обществ, совместной деятельности, а также общая величина вложений в эти зависимые общества и совместную деятельность.
Состав показателей, которые необходимо отразить в отчетности по каждому сегменту при представлении вторичной информации, представлен ниже.
По каждому географическому сегменту (п. 22 Положения):
- величина выручки от продажи внешним покупателям в разрезе географических регионов, выделенных по местам расположения рынков сбыта, если выручка от продажи внешним покупателям сегмента составляет не менее 10% общей выручки организации от продажи внешним покупателям;
- балансовая величина активов отчетного сегмента по местам расположения активов, если величина активов сегмента составляет не менее 10% величины активов всех географических сегментов;
- величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы по местам расположения активов, если величина активов сегмента составляет не менее 10% величины активов всех географических сегментов.
По каждому операционному сегменту (п. 23 Положения):
- выручка от продажи внешним покупателям;
- балансовая величина активов;
- величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы.
Если первичной информацией по сегментам признается информация по географическим сегментам, выделенным исходя из места расположения активов, отличным от места расположения рынков сбыта, то в дополнение к показателям первичной информации, указанным выше, по каждому такому сегменту, если выручка от продажи внешним покупателям которого составляет не менее 10% общей выручки организации от продажи внешним покупателям, раскрывается величина выручки от продажи внешним покупателям (п. 23.1 Положения).
Если в этом случае по сегменту выручка от продажи внешним покупателям составляет не менее 10% общей выручки организации от продажи внешним покупателям либо величина активов составляет не менее 10% величины всех активов организации, то в бухгалтерской отчетности раскрываются следующие показатели:
- балансовая величина активов сегмента, выделенного исходя из мест расположения активов;
- величина капитальных вложений в основные средства и НМА (п. 23.2 Положения).
Согласно п. 12 Положения при формировании доходов, расходов, активов и обязательств отчетного сегмента необходимо учитывать следующее.
Выручкой (доходами) отчетного сегмента не являются:
- проценты и дивиденды, кроме случаев, когда такие доходы являются предметом деятельности отчетного сегмента;
- доходы от продажи финансовых вложений, кроме случаев, когда финансовые вложения являются предметом деятельности отчетного сегмента.
Расходами отчетного сегмента не являются:
- проценты, кроме случаев, когда предметом деятельности отчетного сегмента является получение доходов от финансовой деятельности;
- расходы, связанные с продажей финансовых вложений, кроме случаев, когда финансовые вложения являются предметом деятельности отчетного сегмента;
- налог на прибыль организаций;
- общехозяйственные расходы и прочие расходы, относящиеся к организации в целом.
Финансовый результат отчетного сегмента для представления в сводной бухгалтерской отчетности рассчитывается до поправок на долю меньшинства.
В обязательства отчетного сегмента не включается задолженность по налогу на прибыль организаций.
В бухгалтерской отчетности информация по сегментам раскрывается в пояснительной записке.
В п. 21 Положения приведена схема представления в отчетности первичной информации по отчетным сегментам (табл. 4).
Таблица 4
Форма представления первичной информации по отчетным сегментам в бухгалтерской отчетности
Показатели | Сумма |
Первичная информация по отчетному сегменту 1 | X1 |
Первичная информация по отчетному сегменту 2 | X2 |
Первичная информация по отчетному сегменту 3 | X3 |
Информация по прочей деятельности | Y |
Итого по организации | Z |
Положение не содержит норм относительно представления в отчетности вторичной информации по отчетным сегментам. Можно допустить, что вторичная информация по отчетным сегментам может быть представлена аналогично первичной информации по отчетным сегментам.
Заметим, что Положением не запрещено разрабатывать собственные формы представления информации по сегментам с учетом особенностей организаций, с соблюдением всех требований, установленных Положением.
И.В. Руденко,
аудитор
"Аудиторские ведомости", N 11, ноябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а