Реализация билетов
В соответствии со ст. 47 Основ законодательства РФ о культуре, утвержденных ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1, учреждения культуры вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, служащую достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. При этом все виды платных услуг должны быть указаны в уставе учреждения. Одним из основных видов платных услуг, оказываемых учреждениями культуры и искусства, является реализация билетов. Как формируются цены на билеты? Какими документами оформляются отношения с покупателями билетов? Каков порядок отражения операций по реализации билетов в бюджетном и налоговом учете? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.
Формирование цен на билеты
Согласно ст. 52 Основ законодательства РФ о культуре цены на билеты учреждения культуры устанавливают самостоятельно, согласовав их с главными распорядителями, а также с органами исполнительной власти на местах.
При определении цен учреждения культуры могут руководствоваться Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными Минэкономики РФ 06.12.1995 N СИ-484/7-982, а также рекомендациями по установлению цен, разработанными органами исполнительной власти субъектов РФ (органами местного самоуправления) (к примеру, в Московской области Распоряжением Минкультуры МО от 15.05.2009 N 180-Р утверждены Методические рекомендации по формированию цен на платные услуги, оказываемые государственными учреждениями Московской области и муниципальными учреждениями сферы культуры).
Основными принципами ценообразования являются:
- окупаемость затрат на оказание платных услуг;
- экономическая обоснованность стоимости услуг с учетом необходимости уплаты налогов и сборов, а также возможности развития и совершенствования материальной базы;
- рентабельность работы государственных (муниципальных) учреждений культуры и искусства.
Установление цен на билеты осуществляется исходя из себестоимости оказанной услуги, а также необходимой прибыли.
Как правило, в себестоимость оказанной платной услуги включаются два вида расходов: прямые и косвенные.
К прямым относятся затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги:
- расходы персонала, занятого при оказании услуги;
- начисления на оплату труда такого персонала;
- материальные затраты (к ним относятся расходы на приобретение материалов, используемых непосредственно в процессе оказания платной услуги);
- плата за аренду помещений, сооружений, в которых непосредственно оказывается платная услуга;
- амортизационные отчисления по оборудованию, участвующему в оказании услуги.
Конкретный перечень прямых затрат учреждение определяет самостоятельно, отразив это в учетной политике.
К косвенным затратам относятся:
- расходы на оплату труда административного персонала, непосредственно не занятого в оказании платных услуг;
- начисления на оплату труда указанного персонала;
- хозяйственные расходы (к ним относятся затраты на материалы для хозяйственных целей, на канцелярские товары, текущий ремонт, коммунальные расходы, а также арендная плата за здания и сооружения, которую прямо на расходы отнести невозможно);
- амортизация зданий, сооружений и других основных средств, непосредственно не связанных с оказанием услуги;
- прочие расходы (сюда могут включаться расходы по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности; расходы на подготовку и переподготовку кадров; расходы на рекламу, непосредственно не связанные с оказанием услуги; расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети; расходы на световую и иную наружную рекламу включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о платных услугах; расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы и другие расходы).
В себестоимость конкретной платной услуги косвенные расходы могут быть включены пропорционально прямым расходам, приходящимся на данную услугу, через расчетный коэффициент косвенных расходов. Рассмотрим на примере порядок формирования цены театрального билета.
Пример 1
Перечень и сумма прямых и косвенных расходов, произведенных театром за 2009 г., приведены в таблице.
Наименование | Общая сумма расходов, руб. | В том числе | |
прямые расходы, руб. | косвенные расходы, руб. | ||
Заработная плата, всего | 14 759 495 | 9 603 076 | 5 156 419 |
в том числе: | |||
- административно-управленческого персонала | 2 655 667 | 2 655 667 | |
- актеров | 1 569 644 | 1 569 644 | |
- художественно-постановочного персонала | 8 033 432 | 8 033 432 | |
- прочего персонала | 2 500 752 | 2 500 752 | |
Начисления на заработную плату (26,2%) | 3 866 988 | 2 516 006 | 1 350 982 |
Коммунальные услуги | 2 355 037 | 2 355 037 | |
Текущий ремонт | 260 000 | 260 000 | |
Транспортные услуги | 90 000 | 90 000 | |
Услуги связи | 70 000 | 70 000 | |
Хозяйственные расходы | 600 000 | 600 000 | |
Прочие расходы | 387 000 | 387 000 | |
Аренда помещений | 45 000 | 45 000 | |
Итого: | 22 433 520 | 12 119 082 | 10 314 438 |
Планируемый уровень рентабельности театра в рамках деятельности по реализации билетов на 2010 г. составил 15%. В год проводится 300 спектаклей. В театре 500 зрительских мест. Необходимо рассчитать:
1) среднюю стоимость 1 билета, установленную на 2010 г.;
2) стоимость билета по одному спектаклю, если сумма прямых расходов на его постановку составляет 500 000 руб. При этом планируется, что спектакль будет идти в течение двух недель.
Сначала определим расчетный коэффициент косвенных расходов. Он равен 0,85 (10 314 438 / 12 119 082) руб. С учетом данного коэффициента косвенные расходы учитываются в себестоимости конкретной услуги.
1. Общая сумма расходов равна 22 433 520 руб.
При наполняемости театра в среднем на 70% на один спектакль необходимо 350 билетов (500 мест. x 70%), а в год потребуется 105 000 билетов (300 спектаклей x 350 билетов).
Таким образом, себестоимость 1 билета будет равна 214 руб. (22 433 520 руб. / 105 000 билетов).
Учитывая планируемый уровень рентабельности, цена билета составит 246 руб. ((214 руб. x 15%) + 214 руб.).
2. Учитывая коэффициент косвенных расходов, в себестоимость спектакля включаются косвенные расходы в сумме 425 000 руб. (500 000 руб. x 0,85).
Итого себестоимость спектакля равна 925 000 руб. ((500 000 + 425 000) руб.).
С учетом планируемой рентабельности цена спектакля составит 1 063 750 руб. ((925 000 руб. x 15%) + 925 000 руб.).
Для его показа потребуется 4 900 билетов (350 билетов x 14 дн.).
Таким образом, стоимость одного билета на данный спектакль составит 217 руб. ((1 063 750 / 4 900) руб.).
Документальное оформление отношений с покупателями билетов
В момент продажи билета между учреждением культуры и зрителем совершается сделка в устной форме, в рамках которой учреждение обязуется оказать услугу за определенную плату (например, показать спектакль), а зритель - оплатить данную услугу. При этом зрителю выдается документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующую услугу, являющийся бланком строгой отчетности.
При оказании услуг театрально-зрелищными учреждениями в качестве бланка строгой отчетности выступает билет, форма которого утверждена Приказом Минкультуры РФ от 17.12.2008 N 257 (далее - Приказ Минкультуры РФ N 257) либо кинобилет, форма которого утверждена Приказом Минкультуры РФ от 08.12.2008 N 231 (далее - Приказ Минкультуры РФ N 231).
Требования к их изготовлению, заполнению, а также учету и хранению определены Методическими указаниями о порядке применения, учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями и учреждениями, находящимися в ведении Минкультуры РФ, приведенными в Письме Минкультуры РФ от 15.07.2009 N 29-01-39/04.
Бюджетный учет операций по продаже билетов
Доходы от реализации билетов отражаются на счете 2 205 03 000 "Расчеты по доходам от оказания платных услуг". Начисление дохода от реализации производится после предоставления распространителями билетов или кассирами отчетов о продаже билетов, в которых указывается количество и стоимость полученных для реализации, проданных, а также непроданных или возращенных билетов.
Порядок отражения операций по поступлению и продаже билетов рассмотрим на примере.
Пример 2
По договору с типографией в театр поступило 2 000 билетов на сумму 4 000 руб. 500 билетов было выдано на реализацию по цене 200 руб. за штуку. По сведениям отчета о продаже не было реализовано 40 билетов.
В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Оприходованы билеты, изготовленные в типографии (2 000 шт. в условной оценке) | 03 (склад) | 2 000 | |
Выданы со склада под отчет м. о. л. билеты для регистрации (500 шт. в условной оценке) | 03 (под отчет) | 03 (склад) | 500 |
Переданы проштампованные (зарегистрированные) билеты на реализацию кассиру (500 шт. в условной оценке) | 03 (на реализацию) | 03 (под отчет) | 500 |
Поступили в кассу учреждения денежные средства за реализованные билеты ((500 - 40) шт. x 200 руб.) | 2 201 04 510 | 2 205 03 660 | 92 000 |
Начислен доход от реализации билетов на основании предоставленного отчета о продаже | 2 205 03 560 | 2 401 01 130 | 92 000 |
Отражен возврат нереализованных билетов для их уничтожения (40 шт. в условной оценке) | 03 (подлежащие уничтожению) |
(на реализацию) | 40 |
Списаны и уничтожены нереализованные билеты (40 шт. в условной оценке) |
(подлежащие уничтожению) | 40 |
Налоговый учет операций по реализации билетов
Налог на добавленную стоимость. В соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ услуг, оказываемых учреждениями культуры и искусства.
К таким услугам, в частности, относится реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительских и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и путевок, формы которых утверждены приказами Минкультуры РФ N 257, N 231.
Учреждениями культуры и искусства в целях обложения НДС признаются театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома кино (литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные, природные и ландшафтные парки (абз. 5 пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Таким образом, операции по реализации билетов, форма которых утверждена Приказами Минкультуры РФ N 257, N 231, освобождаются от обложения НДС на основании пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Данный вывод подтверждают и специалисты Минфина в Письме от 16.02.2009 N 16-15/013714.
Налог на прибыль. В соответствии со ст. 246 НК РФ учреждения культуры признаются плательщиками налога на прибыль. Так как в ст. 251 НК РФ доходы от реализации как доходы, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, не поименованы, они подлежат обложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке.
Стоит отметить, что объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Она рассчитывается как разность между доходами от реализации билетов на соответствующее зрелищное мероприятие и расходами на подготовку и показ такого мероприятия.
Сумма налога на прибыль определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 286 НК РФ). При этом налоговая ставка равна 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ).
Пример 3
Доходы от реализации билетов на спектакль составили 300 000 руб. При определении налоговой базы по налогу на прибыль в состав расходов были включены:
- оплата труда артистов (50 000 руб.)
- начисления на оплату труда - 26,2% (13 100 руб.)
- стоимость изготовленных декораций (138 000 руб.)
- стоимость сценических костюмов (70 000 руб.)
- стоимость других расходных материалов, необходимых для постановки спектакля (20 000 руб.).
Сумма налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет, составит 1 780 руб. ((300 000 - 50 000 - 13 100 - 138 000 - 70 000 - 20 000) руб. x 20%).
Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода (года), уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по итогам отчетного периода (квартала, полугодия и девяти месяцев) календарного года уплачиваются не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Л. Ларцева,
редактор журнала
"Учреждения культуры и искусства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"