Электронные торги без проблем
Госзакупки посредством электронных торгов с каждым днем становятся все большей необходимостью. Между тем переход на электронный документооборот в процессе торгов сопровождается сложностями для заказчиков. Ответы на некоторые постоянно возникающие вопросы дает эксперт в области электронных торгов.
Какие типичные проблемы возникают у участников электронных торгов в связи с предоставлением документов в электронной форме?
Общая болезнь российских участников рынка - непринятие или сложное принятие новых инструментов. Большинство пользователей торговых площадок до сих пор не доверяют электронному документообороту, не верят в его безопасность и стараются дублировать все документы в бумажной форме (да и бухгалтерии организаций еще не перестроились под новые формы документов), хотя существующие сегодня технологии гарантируют полную защиту информации, подписанной электронной цифровой подписью (ЭЦП).
Одной из основных проблем в этой сфере является недостаточно высокое качество связи, проблемы при подключении и низкая скорость доступа к Интернету. Не во всех регионах Интернет работает с хорошей скоростью.
Также у пользователей возникают сложности с самой ЭЦП (истек срок действия, неверно установлен сертификат ключа на компьютер и пр.).
Еще один нюанс: то, что новые технологии позволяют оперативно загружать документы (не нужно доставлять их почтой/курьером), в какой-то степени "расслабляет" участников торгов. Они откладывают подгрузку документов на последний момент - и тогда уже появляются проблемы.
Что представляет собой механизм получения электронной цифровой подписи?
Использование ЭЦП в системе электронной торговли позволяет:
- приравнять по юридической значимости электронные документы, используемые в системе, к традиционным бумажным документам*(1);
- организаторам процедур - подписывать извещения о торгах и заверять загружаемую документацию;
- участникам конкурсов - заверять загружаемые в систему заявки и ставки;
- оптимизировать процедуру подготовки, учета и хранения документов;
- обеспечить целостность и подлинность электронных документов;
- обеспечить однозначное установление авторства документов, используемых в торгах;
- исключить возможность подделки подписи и подписанных документов;
- уменьшить число конфликтных ситуаций, возникающих при некорректной отправке конкурсных заявок.
Куда обратиться за ЭЦП? Изготовлением и обслуживанием ЭЦП занимаются специализированные организации - удостоверяющие центры (УЦ). УЦ располагают сетью пунктов выдачи ЭЦП по всей стране. Каждая из пяти площадок, выбранных для проведения госзакупок, аккредитовывает ряд УЦ. Эти списки висят на сайтах площадок.
Процедура получения ЭЦП включает следующие этапы:
1. Определение того, кто будет являться непосредственным владельцем ЭЦП. Как правило, ЭЦП выдается на руководителя организации (генерального или заместителя генерального директора, коммерческого директора) или если предприятие крупное - на руководителя направления закупок/сбыта.
2. Выбор ближайшего к организации пункта выдачи ЭЦП и оформление заявки. Технология взаимодействия, документооборота и этапов получения ЭЦП зависят от конкретного выбранного пункта выдачи ЭЦП.
Необходимо иметь в виду следующее:
Во время первого посещения клиентом пункта выдачи ЭЦП:
- оформляется и передается договор для оформления клиентом;
- оформляется заявление на изготовление сертификата ЭЦП;
- оформляются счета на оплату услуг по выпуску ЭЦП;
- никаких дополнительных правоустанавливающих документов не требуется;
- после оформления договора и получения счетов организация должна оплатить услуги по выдаче ЭЦП.
Во время второго посещения пункта выдачи ЭЦП происходит выпуск цифрового сертификата, получение сотрудником организации ключевого носителя, содержащего цифровой сертификат и ключевую информацию, экземпляра полностью оформленного договора, распечатки сертификата ЭЦП. Также пользователю передается весь комплект необходимых бухгалтерских документов (акты, накладные и счета-фактуры).
4. Владельцу ЭЦП или его доверенному лицу при посещении УЦ необходимо иметь следующие правоустанавливающие документы:
- если процессом получения ЭЦП занимается лично владелец ЭЦП - паспорт владельца ЭЦП;
- если процессом получения ЭЦП занимается доверенное лицо владельца ЭЦП - паспорт доверенного лица, копию паспорта владельца ЭЦП и доверенность от владельца ЭЦП;
- копию (простую) приказа по организации о назначении владельца ЭЦП на занимаемую должность, заверенную руководителем организации;
- копию (простую) свидетельства о постановке на налоговый учет организации, заверенную печатью и подписью руководителя организации.
5. Пакет ЭЦП включает в себя следующие обязательные составляющие:
- сертификат ЭЦП и его годовое обслуживание;
- лицензия на ПО СКЗИ Крипто-Про*(2) на одно рабочее место;
- ключевой носитель (вид ключевого носителя (USB-токен*(3) или 3,5" дискета) согласовывается с пунктом выдачи ЭЦП).
6. Срок действия сертификата открытого ключа - один год. Это означает, что пользователю, отвечающему за использование ЭЦП в системе, необходимо своевременно осуществить перевыпуск (продление срока действия) сертификата.
Стоимость ЭЦП различается в разных УЦ в зависимости от скорости обслуживания и предоставления дополнительных сервисов (выезд агента в офис и т.п.). Самая низкая цена на рынке - 2500 руб. за комплект "СтартЭлТорг" для поставщиков от УЦ ОАО "ЕЭТП" (старт продаж с 17 августа 2010). В остальных УЦ - от 3 до 10 тыс. руб.
А.А. Бойко,
коммерческий директор
компании B2B-Center, Москва
"Руководитель бюджетной организации", N 11, ноябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Это положение закреплено федеральными законами от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" и от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации".
*(2) Программное обеспечение "Крипто-Про" устанавливается на компьютер для работы с USB-ключами eToken; система криптографической защиты данных, позволяющая осуществлять процедуры назначения и проверки подлинности ЭЦП, шифрования/расшифрования и хеширования на уровне ядра операционной системы.
*(3) Компактное устройство, похожее на обычную флешку, объединяющее PC/SC - со вместимый считыватель информации - и SIM-карту с криптографическим микроконтроллером. USB-токен создает секретный ключ ЭЦП, который хранится в его защищенной памяти и никогда, ни при каких условиях не может быть считан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"