Мифы о сотовой связи
Ничто не поражает так, как чудо, - разве только наивность,
с которой его принимают на веру.
Марк Твен
О сотовой связи, услуги уже не новой и очень актуальной в наши дни, в обществе существует множество мифов. Многочисленные интернет? ресурсы и форумы буквально пестрят разнообразной мифической информацией о сотовых телефонах, повергая технических специалистов в полный восторг работой фантазии сочинителей. Сломаем стереотипы?
Миф первый
Дальность связи в стандарте GSM может достигать сотен километров.
Часто в боевиках мы можем видеть, как главный герой беседует по сотовому телефону где-нибудь в пустыне одного из южных штатов, связь отличная - он решает важный вопрос. На самом деле в стандарте GSM максимально возможная дальность связи - не более 35 км. Таким образом, для нормальной работы сотового телефона не следует удаляться от ближайшей базовой станции на расстояние более 35 км, в противном случае связь будет затруднена или просто невозможна.
В GSM можно пользоваться и нестандартной конфигурацией соты. Некоторые GSM-операторы на базовых станциях, расположенных на берегу моря, включают специальный режим, благодаря которому связь возможна на расстоянии до 70 км, а емкость сети уменьшается до двух-трех каналов.
Такой режим работы является неприемлемым для городских условий, поскольку уменьшается количество абонентов сотовой сети. Этот режим работы сотовой связи иногда используется на морском побережье для создания прибрежной зоны покрытия.
А у главного героя боевика, который общается по сотовому в пустыне, телефон стандарта AMPS, местность ровная и базовая станция стоит на вышке высотой 100 метров. Именно благодаря отсутствию лимита на дальность связи в стандарте AMPS обеспечивается покрытие этим стандартом 70% территории США.
Миф второй
Вода - хороший проводник, следовательно, говорить по сотовому телефону можно под водой.
Этот грубый миф необходимо развенчать. На самом деле вода не только не проводит сигналы связи, но и в большинстве случаев портит техническое состояние аппарата. Мобильный телефон вообще нельзя подвергать воздействию влаги. Во-первых, если аппарат находится на гарантии, владелец сразу же ее лишается. А во-вторых, отремонтировать такой телефон практически невозможно: платы, контактные группы и разъемы подвергаются коррозии. Поэтому, даже если телефон просто побывал в сырости, его необходимо разобрать, насухо вытереть и тщательно высушить. Особое внимание стоит уделить батарее и панелькам - все снять, протереть, разложить на столе и высушить естественным образом.
Миф третий
Уровень качества связи зависит только от оператора.
Каково было удивление моего знакомого, когда он - после копания в программах своего телефона любопытства ради - обнаружил некорректную работу сети. Сеть часто терялась, разговоры обрывались, в динамике слышалось постоянное эхо.
На самом деле каждый телефон имеет программное обеспечение, отвечающее за работу с сетью. Оно непосредственно влияет на настройки приемопередающей части телефона. Существуют заводские настройки, они, как правило, оптимальны, обеспечивают устойчивую работу телефона в различных сетях. В условиях сервисных центров при изменении программного обеспечения или без такового телефон может быть настроен для работы в конкретной сети, он получает оптимальные настройки под эту сеть. В большинстве случаев эта процедура излишняя, так как заводские настройки подходят к 99 из 100 сетей, аппарат прекрасно с ними работает.
Проблема может возникнуть, если кто-то самостоятельно покопался в программном обеспечении телефона, не имея нужных инструментов, навыков и знаний. Также проблемы со связью изредка наблюдаются у некачественных аппаратов, изначально предназначенных для работы в определенных сетях.
Миф четвертый
Количество "палок" на дисплее телефона напрямую отображает качество связи.
Я опаздываю на встречу. Спускаюсь в подземный переход. На ходу достаю телефон и пытаюсь дозвониться до того, кто меня ожидает уже минут 20. На дисплее телефона отображены все "палочки" - значит, связь есть. Однако попытки дозвониться безуспешны до тех пор, пока мне не удается выйти из "подземелья".
На самом деле судить о качестве связи по количеству "палок" на экране нельзя: у разных моделей телефонов различная скорость обновления этой информации. Так, вы можете, по идее, спуститься в метро, где нет сети, а телефон все еще будет показывать ее наличие. Попытка позвонить, естественно, ничего не даст. Единственной реальной проверкой связи может служить только попытка позвонить.
Миф пятый
Заряд аккумулятора абсолютно не влияет на работу сети.
Вы сейчас очень сильно удивитесь, но работа сети действительно может зависеть от заряда вашего аккумулятора. Дело в том, что в условиях неустойчивой связи, когда требуется пиковая нагрузка на передатчик телефона, аккумулятор может не обеспечить необходимое напряжение - это касается в основном не новых аппаратов, а тех, что были в использовании больше полутора двух лет. Покупайте только новые аппараты. Экономьте не на них, а на самой сотовой связи.
Миф шестой
Внешняя антенна работает значительно лучше внутренней.
Сразу вспоминаются фразы о том, что вот раньше все было лучше: солнце светило ярче, деревья были больше, вода была более жидкая, а телефоны - более качественные. Говорят, на рынке США заблуждение о качестве антенны было настолько распространено, что производители делали фальшивую внешнюю антенну, носящую чисто декоративный характер. На самом деле по качеству связи телефоны с внешней и встроенной антенной не различаются.
Миф седьмой
По качеству связи сотовый телефон должен быть подобен обычному проводному.
В пределах указанной зоны покрытия качество связи якобы должно быть везде одинаковым. На самом деле вероятность приема радиосигнала зависит от конкретного местонахождения абонента, плотности городской застройки и рельефа местности (в лесу и горной местности дозвониться тяжелее). Наилучшие прием и передача радиосигнала обеспечиваются вне зданий, на открытой местности или в автомобиле с внешней антенной.
Миф восьмой
Местоположение владельца телефона GSM можно отследить с точностью до метра.
Одно время пользователей сотовой связи буквально забрасывали многочисленными "выгодными предложениями" на эту тему. Мошенники предлагали абонентам отправить SMS либо перечислить деньги на счет и получить за это возможность установить местонахождение интересующего объекта через мобильный телефон. Будем надеяться, что никто из читателей не попался на этот чудовищный обман.
На самом деле в стандартной сети GSM можно узнать соту, в которой находится телефон, и расстояние до него (не точнее 540 м), что дает точность в центре крупного города 500-4 000 кв. м, на окраинах 2-25 кв. км. Однако, чтобы повысить точность определения координат, оператору необходимо дополнительно устанавливать дорогостоящее оборудование. В таком случае точность определения повышается до участка 50х50 м. Спрос рождает предложение, и, возможно, когда-нибудь на рынке сотовой связи появится и такая услуга. А пока ограничимся звонками и традиционными SMS: "Ты где?".
Миф девятый
Базовые станции вредны для здоровья человека.
Сначала оператор планирует, где разместить базовые станции, затем подает сделанные расчеты в госорганы и ждет от них соответствующего разрешения. После того как вышка с антеннами установлена, проводятся измерения, чтобы убедиться в соблюдении норм безопасности. Система станций планируется так, чтобы ограничить воздействие на население до минимума и привести его к установленным нормам. Для создания требуемого покрытия излучение базовой станции происходит только в определенном направлении, а не во все стороны на полную мощность. Излучают не сами вышки, а установленные на них антенны.
Кроме того, оператор планирует сеть станций так, чтобы их излучение было направлено не на дома, а между ними или же поверх них. Собственно, по этой причине станции обычно устанавливаются как можно выше (на крышах высоток, башнях и т.д.). Стоит отметить, что станции обычно работают не на полную мощность. Более того, сила их излучения ночью уменьшается вообще до минимума.
Еще один весомый аргумент: Всемирная организация охраны здоровья официально сообщает, что ни одна из проведенных экспертиз не подтвердила негативного влияния на здоровье человека маломощного излучения базовых станций.
Кстати, электробытовые приборы, которые есть почти в каждой квартире, излучают гораздо больше и сильнее влияют на человека из-за непосредственного контакта.
Миф десятый
Телефон может убить током.
Изначально миф звучит так: не трогайте телефон, не вынув зарядник из розетки, это смертельная угроза. Далее следует история о том, что кто-то использовал телефон, включенный в розетку, и чудом избежал гибели, получив электрошок вследствие беспрепятственного течения тока внутрь телефона.
По правде говоря, я часто использую мобильный телефон тогда, когда он включен в розетку. Если вдруг (что маловероятно) электрический ток начнет "беспрепятственно течь" в телефон, расплавится зарядное устройство либо взорвется трансформатор. В любом случае это произойдет раньше, чем телефон успеет ударить током. Замечу в скобках, что тем не менее следует всегда использовать подлинные батареи*(1) от производителя, так как эксплуатация дешевых китайских подделок - это действительно риск.
Миф одиннадцатый
Мгновенная коммутация из сети сотовой связи.
Менее распространенным, но все же встречающимся является искаженное представление о скорости коммутации вызова из сети сотовой связи на телефонную сеть общего пользования или другую сеть сотовой связи. Рождению данного мифа способствовали фильмы: герой едва успевает набрать номер и поднести мобильный к уху, как на противоположном конце ему уже отвечают. Оно и понятно: у режиссера нет возможности показывать реальную паузу в несколько секунд. А у пользователей складывается неверное представление о возможностях сети. На самом деле передача вызова из сотовой сети на стационарную телефонную сеть занимает больше времени (на несколько секунд), чем передача вызова внутри стационарной сети. Самой быстрой является коммутация внутри сети сотовой связи, а самой длительной - коммутация в другую сеть, которая иногда сопоставима со временем коммутации междугороднего вызова.
В реальности сигнал сотовой связи проходит длинный и сложный путь. Так, при звонке с обычного телефона на сотовый сигнал сначала идет по телефонной сети общего пользования (ТФОП), попадает на местную АТС (коммутатор), затем на коммутатор оператора сотовой связи. Он поступает на транскодер - устройство, которое сжимает и разжимает голосовой сигнал, после чего добирается до контроллера базовой станции, а потом и до нужной базовой станции. Весь этот путь сигнал в большинстве случаев проходит по проводам, и только между базовой станцией и мобильным телефоном - через эфир, по радио-каналу.
Миф двенадцатый
Качество речи, передаваемой по сотовому телефону, выше, чем передаваемой по обыкновенному проводному.
На самом деле пропускная способность обыкновенного цифрового канала для передачи речи по проводу - 64 кбит, а цифровой сотовой сети второго поколения (сюда относится самый распространенный в мире стандарт GSM) - в несколько раз меньше. Частотный ресурс всегда ограничен, и разработчики сотовых сетей пытаются "запихнуть" как можно больше разговоров в как можно меньший частотный диапазон. Голос приходится обрезать и ужимать, и делается это весьма изощренным образом.
Как известно, обычный человек слышит в диапазоне 20 Гц-18 кГц. Нормальная речь не выходит из диапазона от 30 Гц до 10-12 кГц, но для передачи голоса по сотовому телефону берется диапазон 300 Гц - 3,4 кГц, остальное просто обрубается сверху и снизу. Так что по сотовому совершенно бесполезно выводить арии, пытаться играть на басах, свистеть - вас не услышат.
Для "ужимания" речи в сотовой связи используют вокодер (от англ. voice - "голос" и code - "код"). В общем виде это устройство действует так: оно разлагает речь на компоненты, отбрасывает не очень важные из них и передает оставшуюся информацию в эфир. Вокодер умеет и восстанавливать речь из полученных кусочков, но, увы, не в первоначальном виде. Что отброшено, уже не восстановишь. Так что, если по мобильному голос не совсем узнаваем, это, скорее всего, из-за несовершенства вокодера. Кстати, изобретателей первых вокодеров описывал Солженицын в романе "В круге первом" - заключенные "шарашки" трудились над распознаванием голоса.
Миф тринадцатый
"Кваканье" и "бульканье" в трубке - результат маленькой зоны покрытия.
Не всегда. Голос теряется и тогда, когда абонент едет в машине на высокой скорости (свыше 100 км/ч) - проезжает соту за полторы-две минуты, и базовые станции, стоящие вдоль трассы, попросту не успевают "передавать" друг другу абонента.
Миф четырнадцатый
Списанием денег со счета абонента занимается живой человек - бухгалтер.
Никакого такого всемогущего бухгалтера нет. Этим занимается биллинговая система (от английского bill - "счет"), написанная программа, софт.
Миф пятнадцатый
Можно купить распечатку чужих SMS.
Очередные "супервыгодные" предложения от телефонных мошенников пестрят, как правило, такими лозунгами: "Распечатка текстов чужих SMS", "SMS-детализация", "Узнай, кому он пишет..." и т.д. Такие яркие рекламные сообщения встречаются в последнее время не только в Интернете, но и в рекламе на ТВ. Программу, после установки которой можно будет прочитать чужие SMS, вы, конечно же, получите, но вот прочитать их не сможете. Такая программа - просто розыгрыш, в котором нельзя ввести реальный номер абонента и прочитать его SMS. Технически это просто невозможно. Сервисы, предлагающие данные услуги, юридически грамотно страхуются, упоминая между строк, что это игра или "прикол", а человек, отправив SMS, действительно получает приложение (иногда даже опасное для аппарата), с помощью которого он может (сейчас приготовьтесь смеяться) играть в чтение SMS, то есть читать сообщения "понарошку". Стоит ли за это платить? Ну, разве что тоже как-нибудь не по-настоящему.
Миф шестнадцатый
Тексты SMS у операторов не хранятся.
На самом деле хранятся. Все SMS абонентов находятся на сервере оператора в течение шести месяцев, а затем по программе СОРМ (система оперативно-разыскных мероприятий) переносятся в архив компании, где хранятся еще десять лет.
У любого оператора сотовой связи с 2006 года есть соглашение об этом с определенными структурами с целью предотвращения преступлений и террористических актов. Доступ к подобной информации официально могут получить лишь сотрудники спецслужб по особому запросу.
С.Л. Кукина,
редактор журнала
"Руководитель бюджетной организации"
Комментарий эксперта
Евгений Ключев, технический директор "TELE2 Нижний Новгород"
Когда новейшие технологии появляются впервые, вокруг них скапливается множество вопросов и мифов. Это нормально - все необычное вызывает множество домыслов. Постепенно пользователи становятся более грамотными в технических вопросах и не принимают на веру небылицы. Сегодня абоненты не могут представить ни дня своей жизни без сотовой связи, и ухудшением потенции от ношения телефона в кармане или негативным влиянием соседства базовой станции на здоровье их уже не напугаешь. Коммуникационные технологии - мобильные телефоны, компьютеры, навигаторы, айфоны, Интернет - упрощают и украшают нашу жизнь, и не стоит отказываться от благ цивилизации, если вам рассказали об их вреде. Относитесь к "страшилкам" с юмором - возможно, это всего лишь мифы.
"Руководитель бюджетной организации", N 11, ноябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Имеются в виду "родные" батареи, которые продаются вместе с телефоном.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"