Международный офшорный бизнес
Часто организации осуществляют налоговое планирование посредством услуг, предоставляемых офшорными компаниями. Авторами статьи рассмотрены основные аспекты международного офшорного бизнеса.
Условия, необходимые для возникновения офшорных компаний
Государственная политика некоторых стран предусматривает предоставление весомых налоговых льгот иностранным организациям в целях получения выгоды в форме притока иностранных капиталов.
Страна, в которой налоговый режим является более льготным, называется налоговым убежищем (налоговой гаванью). Если в пределах одной страны действует льготный порядок налогообложения, стимулирующий привлечение инвестиций в предпринимательскую деятельность, то возникает так называемый налоговый оазис (экономическая зона, зона свободного предпринимательства, порт и т.д.).
Льготный налоговый климат или наличие безналогового статуса стимулирует создание так называемых офшорных компаний (от англ. Offshore - вне берега, изолированный).
Основой возникновения офшорных компаний являются законодательства стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения организации, не ведущие бизнес в стране регистрации. Льготное налогообложение офшоров существует только в части осуществления деятельности вне страны регистрации. Для полноценной работы офшора в любой другой стране требуется межгосударственное соглашение об избежании двойного налогообложения данной страны со страной регистрации офшора. В противном случае офшор подвергается налогообложению в стране, где он ведет свою деятельность.
Если рассматривать учреждение офшорной компании как реализацию права налогоплательщика выбирать любые допустимые законом методы для уменьшения налоговых обязательств и получения большей свободы действий, то разработку и принятие "антиофшорного" законодательства следует считать воплощением права государства отстаивать свои национальные интересы и обязанности проводить экономическую политику во благо всего народа, а не отдельной, наиболее обеспеченной части населения [3].
Цели, которые преследует государство, создавая офшорную зону
Итак, перейдем к рассмотрению международного опыта, накопленного в области регулирования государством процессов, происходящих в офшорном бизнесе. Прежде всего остановимся на налоговых гаванях, льготных юрисдикциях и нетрадиционных офшорных зонах. Государства, создавшие офшорные зоны, получают дополнительные финансовые поступления от резидентов других стран, то есть по сути извлекают для себя прибыль из ничего, ведь офшорные структуры финансируют свою деятельность из зарубежных источников, ведут бизнес за рубежом, но при этом в офшорной юрисдикции они сосредотачивают свои капиталы, делают необходимые, пусть и небольшие, отчисления, развивают ее внутреннюю инфраструктуру, обеспечивают дополнительную занятость населения и т.д. В соответствии с этим принято выделять три группы стратегических целей, которые преследует государство, создавая офшорную зону:
1) экономические цели:
- привлечение иностранных инвестиций;
- рост валютных поступлений в экономику всей страны или ее отдельного региона от регистрационных сборов;
2) социальные цели:
- ускорение развития страны в целом или конкретной территории в ее составе;
- повышение занятости и уровня доходов населения;
- создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счет изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления;
3) научно-технические цели:
- внедрение передовых зарубежных технологий, прежде всего информационных, в области современных средств связи и банковского дела [5].
Понятно, что на практике эти цели могут корректироваться в зависимости от конкретной ситуации и типа офшорной юрисдикции. Например, целенаправленная налоговая политика таких льготных холдинговых юрисдикций, как Нидерланды и Люксембург, привела к тому, что они не только привлекли огромные дополнительные средства в свою экономику, но и сами стали крупнейшими мировыми инвесторами. При этом для использования преимуществ офшорного бизнеса небольшие, экономически слаборазвитые страны, как правило, идут по пути превращения всей страны в офшорную зону и соответственно этому организовывают структуру национальной экономики.
Использование возможностей офшорного бизнеса
Для экономически развитых стран наиболее простым, не требующим лишних затрат шагом на пути использования возможностей офшорного бизнеса себе во благо, является разрешение регистрации на своей территории гражданам других стран нерезидентных компаний, которые должны придерживаться в своей деятельности "классических" офшорных принципов, или предоставление офшорного статуса компаниям, осуществляющим определенный вид деятельности. В настоящее время по этому пути пошли многие страны, что позволяет делать вывод о существовании устойчивой тенденции увеличения количества стран, предоставляющих подобным образом офшорные услуги. Часто такие страны становятся промежуточными звеньями на пути финансовых потоков между государствами с нормальной системой налогообложения и офшорными юрисдикциями.
В этой ситуации остальные страны вынуждены принимать ответные меры как административного, так и экономического характера. При этом административные, то есть запретительные, меры касаются ужесточения контроля со стороны государства за собственными гражданами, которые используют в своих целях иностранные предприятия, и за деятельностью на своей территории иностранных юридических и физических лиц.
Однако запретительные меры должны быть экономически целесообразны. Пример подобного подхода можно найти в офшорном опыте Ирландии, где доход ее резидентных предприятий, извлеченный из иностранных источников, не подлежит налогообложению в Ирландии [4].
Другое решение данной проблемы может дать изучение опыта компаний с ограниченной ответственностью типа LLC (штат Делавэр, США). Поскольку доход такой компании облагается только как персональный доход ее партнеров, то если участник LLC - нерезидент США и ведет свою деятельность за пределами США, он не подлежит налогообложению в этой стране. Таким образом, нерезидентный участник LLC может вести деятельность от имени своей компании повсюду в мире и не подлежать налогообложению в юрисдикции регистрации корпорации. Однако как только деятельность компании перемещается в США, она сразу же подпадает под американское налогообложение. Дополнительные возможности возникают в случае, если членами LLC являются резиденты различных стран, включая материнскую юрисдикцию.
Еще один вариант взаимоотношений национальной экономики и офшорного бизнеса - разрешение регистрации нерезидентных компаний в своей стране или использование офшорных зон, существующих на части своей территории. При этом задействуются исторически сложившиеся офшорные территории либо создаются новые офшорные зоны. Однако в данном случае не все так просто, и в мировой практике имеется как положительный, так и отрицательный опыт [6].
Наиболее выгодно создание офшора в связи:
- с необходимостью безопасного, конфиденциального, безналогового хранения средств при условии свободного доступа к ним в любое время и перемещения их по всему миру;
- с оптимизацией налогообложения, упрощением документооборота, ускорением финансовых потоков и обеспечением их надежности при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
- с избежанием налогообложения при импорте основных средств.
Таким образом, особая ценность офшора заключается в возможности юридически безукоризненно перемещать капитал в экономически стабильные и безопасные страны. Тенденция расширения офшорных операций характерна для мирового бизнеса, так как использование офшорных схем позволяет финансовым менеджерам приносить своим компаниям немалые прибыли.
Льготы, предоставляемые офшорным компаниям
Предоставляемые компаниям-нерезидентам льготы разнообразны, хотя не все из них действуют в тех или иных офшорных центрах. Можно назвать следующие основные виды льгот, предоставляемых офшорным компаниям:
- льготный режим налогообложения;
- предоставление валютной автономии;
- таможенные льготы при импорте товаров;
- упрощенные процедуры регистрации и отчетности;
- гарантия банковской и коммерческой тайн;
- льготы в области административного контроля;
- соблюдение принципа строгой конфиденциальности;
- гарантия безопасности бизнеса.
Основным преимуществом офшорного бизнеса является льготный режим налогообложения, который может осуществляться посредством:
- предоставления безналогового статуса (нулевое налогообложение действует на Гибралтаре, островах Гернси, Джерси, Мэн, Сарк, в Ирландии);
- применения фиксированной годовой налоговой платы (внесение ежегодной госпошлины предусмотрено на островах Гернси, Джерси, Мэн, Карибского бассейна);
- установления низких налоговых ставок (на Кипре ставка налога на прибыль офшорных компаний по сравнению с резидентскими снижена в 10 раз и составляет 4,25%; в Швейцарии холдинговые компании уплачивают только налог на капитал в размере от 0,05 до 0,25%);
- установления определенной платы за регистрацию при отсутствии налогов (в Панаме величина регистрационного сбора составляет 150 долларов США);
- введения особых условий при отсутствии налогов (в Ирландии, например, установлен сбор в сумме 10 фунтов стерлингов за перерегистрацию компании при предоставлении годового отчета).
Страны, где регистрируются офшорные компании
Страны, где регистрируются офшорные компании, можно подразделить на следующие категории:
1. Небольшие государства, острова с невысоким уровнем развития собственной экономики, но с достаточно высокой политической стабильностью (Багамские острова, Британские, Виргинские острова, Сейшельские острова и т.д.). Как правило, эти государства не предъявляют требований к отчетности, единственное исключение - это внесение ежегодного фиксированного сбора в казну. Обычно в таких странах не ведется реестр директоров и акционеров, конфиденциальность обладания такой компанией очень высокая.
2. Государства, где кроме офшорных компаний существуют обычные компании, которые могут принадлежать нерезидентам, но при условии ведения хозяйственной деятельности внутри этой страны они могут потерять льготный безналоговый статус. Для того чтобы доказать, что компания не вела такой деятельности, она ежегодно проходит аудит и сдает отчеты. Со стороны правительств этих государств контроль более жесткий, чем в предыдущем случае: ведется реестр директоров и акционеров, но и престиж компании гораздо выше. Это Кипр, Ирландия, Гибралтар, Люксембург, Швейцария, острова Мэн и др.
3. Неофшорные страны - США, Великобритания, Канада и др. В этих странах все открыто, надо уплачивать налоги и сборы, ведутся реестры директоров и акционеров. Но есть организационно-правовые формы компаний, позволяющие им спокойно существовать, уплачивая только фиксированные сборы [1].
Специализация офшорных компаний
Офшорные зоны сосредоточены в основном в нескольких точках земного шара:
Карибский бассейн - о-ва Багамские, Виргинские, Каймановы, Барбадос и Гренада;
Средиземноморье - Андорра, Гибралтар, Монако, Кипр;
Европа - Швейцария, Люксембург, Лихтенштейн, о-ва Гернси, Джерси и Мэн, Сан-Марино, Ирландия;
Арабские страны - Ливан, ОАЭ, Бахрейн;
Африка - Сейшельские острова, Либерия;
Азиатско-Тихоокеанский регион - Китай, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Филиппины. Специализация офшорных компаний не является жесткой (рис. 1).
/------------------------\ /---------------------\ /-----------------------------\
| Компании | | Компании | | Торгово-посреднические |
| финансового принципа | | холдингового типа | | фирмы |
\------------------------/ \---------------------/ \-----------------------------/
/---------------------------\ /-----------------------\ /-----------------------------\
| Финансово-посреднические | | Оперативно-холдинговые| | Экспортно-импортные |
|компании (ОАО, Лиштенштейн)| | компании (Люксембург)| |фирмы (Швейцария, Нидерланды)|
\---------------------------/ \-----------------------/ \-----------------------------/
| | |
/----------------------------\/-------------------------\ /------------------------------\
| Офшорные банки || Инвестиционные компании | | Закупочные фирмы |
| (о-ва Мэн, Тэркс, Кайкос) || (Бермудские острова, | | (Нидерланды) |
\----------------------------/| Гибралтар) | | |
| \-------------------------/ \------------------------------/
| | |
/----------------------------\ /------------------------\ /------------------------------\
| Страховые компании | |Компании по владению | | Дистрибьюторские компании |
| (Багамские острова, | | интеллектуальной | | (Гибралтар) |
| Бермуды, Кипр) | | собственностью | | |
\----------------------------/ | (Кипр) | \------------------------------/
\------------------------/
/------------------------\
|Компании по владению |
| судами (Либерия) |
\------------------------/
/------------------------\
|Компании по владению |
| недвижимостью |
| (Гибралтар) |
\------------------------/
Рис. 1. Специализация офшорных компаний
В настоящее время насчитывается более 60 офшорных зон. Примерно четверть стран мира применяет офшорный режим или его элементы для иностранных резидентов. Общее число офшорных компаний достигает нескольких миллионов.
"Злоупотребления" офшорных компаний
Важной проблемой, вызывающей беспокойство правительств многих стран, является рост объемов оборота "грязных" денег и их "отмывка" через банки и кредитные учреждения в офшорных центрах.
В последние годы в связи с оттоком капиталов из развитых стран в "налоговые убежища" многие страны приняли специальные законодательные нормы, ограничивающие возможности "безналогового" перевода средств в "налоговые убежища".
Наиболее популярными формами "злоупотреблений" являются следующие:
- оформление зарубежных ссуд посредством компании, образованной в "налоговом убежище" с целью воспользоваться пониженной ставкой налога "у источника" на выплачиваемые по таким ссудам проценты;
- организация в "налоговом убежище" зависимых финансовых компаний в целях заимствования или продажи через них облигаций головной компании за рубежом с последующей передачей средств для использования головной компании (такие операции особенно распространены на Нидерландских Антилах);
- организация холдинговых компаний для перевода через них дивидендов и роялти (для этой цели обычно используются Нидерланды и Швейцария);
- осуществление активной деловой деятельности и инвестиций в недвижимость через образованную в "налоговом убежище" штаб-квартиру компании;
- образование компаний "личных услуг", служащих укрытием для доходов артистов и спортсменов, получаемых ими от своей деятельности и др.
За счет всех этих операций в офшоры, по экспертным оценкам, выводится не менее 20% экспортно-импортного оборота. Только за 2009 год общий объем внешнеэкономических сделок составил, по данным Росстата, 440 млрд. долларов. Минфин России оценивает этот показатель в 80 млрд. долларов.
Согласно исследованию, проведенному Financial News, за один только последний год обладатели крупных состояний Европы вернули из офшоров порядка 500 млрд. долларов благодаря введению правительствами европейских стран новых программ амнистии для бизнесменов, скрывающихся от уплаты налогов. Аналитики агентства AM Best, комментируя результаты исследования, отмечают, что модель использования офшоров теряет привлекательность в результате новой налоговой политики стран США и Европы.
Вопрос о том, действительно ли офшоры превращаются в устаревший инструмент сокрытия реальных доходов, остается открытым: в связи с последними событиями некогда считавшиеся исключительно надежными банки Швейцарии и Лихтенштейна действительно потеряли свою привлекательность в глазах богатых клиентов из Европы и США, однако новые офшорные зоны, например Сингапур, продолжают привлекать бизнесменов [2].
Библиография
1. Сервер: GR Статья: Offshore & Consulting, Интернет, 2010.
2. Financial News "Офшоры теряют свою роль в международном бизнесе", 2010.
3. Юридический центр "Взгляд" "Современный рынок офшорных услуг", 2010.
4. Барулин С.В., Макрушин А.В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики // Финансы. - 2009. - N 2.
5. Глухое В.В., Дольдэ И.В. Налоги: Теория и практика: Учебное пособие. - СПб.: Спец. литер., 2009.
6. Никитин С.М., Никитин А.С., Степанова М.П. Налоговые льготы, стимулирующие предпринимательскую деятельность в развитых странах Запада // Мировая экономика и международные отношения. - 2010. - N 11.
О.А. Горбунова,
профессор Российского университета кооперации,
д-р экон. наук
В.Г. Мартыновченко,
младший научный сотрудник Института ИТКОР
"Бухучет в строительных организациях", N 10, октябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухучет в строительных организациях"
Некоммерческое партнерство Издательский дом "Панорама"
Адрес: г. Москва, ул. Верхняя, д. 34
Тел.: (495) 211-54-18
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru