Право на тайну и неприкосновенность персональных данных
1. В последнее время наметилась тенденция интенсивного сбора сведений о частной жизни граждан. Этому способствует проникновение электроники во все сферы жизнедеятельности, компьютеризация стала неотъемлемым элементом труда, быта и отдыха.
В Конституции РФ установлено, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ст. 24). Упомянутые документы и материалы можно рассматривать как источники, в которых закреплены персональные данные.
В 1981 г. была заключена Конвенция о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера (далее - Конвенция 1981 г.). Если гражданин считает, что сведения о его частной жизни собраны незаконным образом или собраны законно, но основания для сбора в дальнейшем опровергнуты, то он вправе потребовать исправления или уничтожения таких данных или прибегнуть к другим средствам защиты (ст. 8).
В России первоначально право гражданина на тайну и неприкосновенность персональных данных было закреплено для некоторых категорий лиц в отдельных законах: в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" для гражданских служащих, в Воздушном кодексе РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ для пассажиров воздушных судов, в Федеральном законе от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" для лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке и которые располагают фактами проведения в отношении них оперативно-розыскных мероприятий и полагают, что при этом были нарушены их права.
Общим актом, касающимся всех граждан, стал Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
2. Как соотносится тайна частной жизни и тайна персональных данных? Тайну частной жизни можно представить как общую родовую категорию, включающую профессиональные и непрофессиональные (иные) тайны; тайна персональных данных - одна из видов тайн. Такой вывод вытекает из ст. 2 Закона "О персональных данных", согласно которой его целью "является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну". Следовательно, законодатель рассматривает действия по обработке персональных данных в режиме права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Кроме того, Закон использует применительно к персональным сведениям термин "конфиденциальность" (ст. 3, 6, 7, 23), синонимом которого в русском языке выступает "тайна". В силу ст. 7 названного Закона обеспечения конфиденциальности персональных данных не требуется: а) в случае обезличивания персональных данных; б) в отношении общедоступных персональных данных. Таким образом, во всех других случаях (кроме названных исключений) гарантируется конфиденциальность и есть основание говорить о режиме тайны (конфиденциальности) персональных данных.
Следует согласиться с тем, что "с помощью правовых режимов регулируется обычное правовое состояние объектов права и вводятся исключения из общего правила. На исключительность правового режима может быть указано прямо в законе, ...но даже если такого прямого указания нет, исключительность может вытекать из смысла закона"*(1). Полагаю, что доминирующим является режим тайны персональных данных, а исключения составляют режим общедоступности персональных данных и режим государственной тайны. Не случайно в п. 2 ст. 8 Закона "О персональных данных" предусмотрено, что сведения о субъекте персональных данных могут быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов. В этом Законе также закреплены меры по обеспечению безопасности персональных данных при их сборе, обработке для выяснения (подтверждения) режима (ст. 18, 19 и др.).
Персональные данные могут быть отражены в отдельном документе, например паспорте, удостоверении по месту работы, или входить в документ, где закреплены сведения, составляющие какую-либо профессиональную тайну, например, договор об оказании юридической помощи с адвокатом, договор банковского вклада с банком.
Персональными данными законом называется любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация (ст. 3 Закона "О персональных данных"). Например, другой информацией (персональными данными) будут считаться сведения о выбираемых читателем книгах, которые собираются в базе библиотеки, использующей электронную форму заказа и читательские билеты со штрихкодом. Биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические особенности человека и на основе которых можно установить его личность) включают отпечатки пальцев, результаты анализа ДНК, сетчатку глаза, атавизмы, различные отклонения в развитии и др.
По мнению отдельных авторов, адрес, сведения об установленном программном обеспечении и режиме работы компьютера идентифицируют информационные технологии, а не пользователя, поэтому не относятся к персональным данным*(2). В то же время отмечается, что существует вероятность возникновения ситуации, "когда отдельные элементы массивов данных не позволяют идентифицировать пользователя, а вся совокупность обработанных данных дает такую возможность", и приводится пример реализации этой возможности в практике одной американской компании*(3). На наш взгляд, к персональным данным относятся сведения о количестве, времени посещений отдельных сайтов (поскольку они характеризуют интересы пользователя), IP-адрес при использовании физическим лицом по договору с провайдером выделенной линии с фиксированным IP-адресом (поскольку определяется место жительства и место нахождения во время сеанса связи). При этом необходимо сочетание IP-адреса с другими данными для привязки к определенному пользователю.
Можно сравнить документы личного характера и персональные данные по уровню индивидуализации, объем у сведений и содержанию, источнику закрепления. Персональные данные содержат информацию, относящуюся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу, а личные документы могут содержать и иную информацию, и тогда они становятся личными в силу факта обладания отдельным лицом. По своей сути персональные данные многократно передаются и обрабатываются добровольно или принудительно в силу закона, некоторые личные документы могут быть исключены их владельцем из гражданского оборота и (или) исключены из оборота в силу закона. Каждый документ личного характера - это единое целое в виде текста, изображения, звукозаписи и проч. (например, свидетельство о рождении); персональные данные могут быть извлечены из личного или иного документа, но при этом сохранять свою ценность и являться объектом защиты (например, данные о дате рождения).
3. Право на тайну и неприкосновенность персональных данных возникает у граждан с момента рождения.
Субъектами, обязанными соблюдать тайну и неприкосновенность персональных данных, считаются:
а) специальные субъекты - операторы, иные лица, получившие доступ согласно договору с оператором;
б) иные любые граждане, юридические лица, которым в силу тех или иных обстоятельств стали известны чужие персональные данные независимо от желания управомоченного.
Операторами считаются государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных. Если оператор на основании договора поручает обработку персональных данных другому лицу, существенным условием договора является обязанность обеспечения указанным лицом конфиденциальности персональных данных и безопасности персональных данных при их обработке (ст. 3, п. 4 ст. 6 Закона "О персональных данных").
Оператор осуществляет свои функции в пределах полномочий, которые определяются специальными правовыми актами.
Так, распоряжением администрации Кулебакского района Нижегородской области функции по обеспечению регистрационного учета граждан были переданы ООО "Центр-СБК". Прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об оспаривании действий главы местного самоуправления Кулебакского района, издавшего указанное распоряжение в нарушение действующего законодательства.
Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ, рассматривая спор в порядке надзора, нашла представление прокурора подлежащим удовлетворению и привела следующие доводы.
Согласно п. 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации*(4) ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения. Деятельность по обеспечению регистрационного учета (включая сбор, обработку и хранение информации о регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания) предполагает обладание информацией конфиденциального характера, и круг лиц, имеющих доступ к ней, ограничен. Поэтому функции по обеспечению регистрационного учета граждан могут выполнять не любые коммерческие организации, а только те, которые обладают полномочиями по распоряжению жилищным фондом. ООО "Центр-СБК" таковую деятельность не осуществляет*(5).
4. В юридической литературе было предложено сформулировать право на защиту персональных данных без уточнения правомочий*(6). Полагаю, что следует говорить о субъективном гражданском праве с позитивным содержанием.
Высказано мнение о том, что "содержание права на неприкосновенность информации о частной жизни включает: возможность действия; возможность требовать от других лиц и органов неприкосновенность информации о своей частной жизни; возможность приватности как социального блага; возможность требовать защиты со стороны государства своего права на защиту информации о частной жизни"*(7). Для конструкции права такое определение неудачно, поскольку не раскрывается "правомочие действия". Кроме того, если "приватность" толковать как "частное", "неофициальное", то непонятно назначение "правомочия приватности как социального блага".
Выделение законодателем группы общедоступных персональных данных и группы персональных данных в режиме государственной тайны не снимает возможности дать название субъективному праву - "право на тайну и неприкосновенность персональных данных", поскольку это право действует в отношении определенной в законе группы конфиденциальных сведений*(8).
Представляется, что право на тайну и неприкосновенность персональных данных содержит правомочия требовать от третьих лиц не нарушать тайну персональных данных, предоставить соответствующую информацию (или ее часть) другим лицам, определять содержание и судьбу персональных данных, которые в силу тех или иных обстоятельств стали известны третьим лицам, в установленных законом пределах.
Содержание права на тайну и неприкосновенность персональных данных нашло отражение в Законе "О персональных данных", который предусматривает, что гражданин имеет право: а) предоставить свои персональные данные третьим лицам; б) дать согласие на обработку персональных данных, отозвать согласие на обработку; в) получить сведения об операторе, о месте его нахождения, о наличии у оператора персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных; г) осуществить доступ к своим персональным данным; д) требовать уточнения своих персональных данных, их блокирования или уничтожения в установленных случаях (ст. 9, 14).
Возможность предоставить свои персональные данные третьим лицам состоит в том, что отдельные сведения предоставляются гражданином по своей воле как контрагентом при заключении гражданских договоров. Так, по договору об оказании услуг доступа в сеть Интернет информацию о пользователе получает провайдер. При заключении договора об оказании услуг местной телефонной связи гражданин в тексте договора с оператором связи отражает дату и место рождения, место жительства, реквизиты паспорта и др.
Организационно-техническую возможность сбора информации о пользователе (IP-адрес, количество и время посещений) имеют владельцы ресурсов Интернета, которые пользователь посещает. Для законности использования этих сведений, как правильно отмечается в юридической литературе, владельцу сайта следует получить максимально возможные подтверждения от лица, о котором собирается информация. В частности, на сайте можно поместить заметное и понятное по смыслу описание порядка использования информации владельцем сайта, а также обеспечить программным способом невозможность доступа посетителя к содержанию сайта без нажатия кнопки, подтверждающего согласие посетителя на сбор и использование информации о нем*(9).
Передача самим гражданином сведений о себе государственным органам предусмотрена рядом законов. В Австралии служба уполномоченного по охране личной жизни насчитала 187 банков информации, заведенных на граждан различными государственными ведомствами. Досье включает сведения о доходах, налогах, вероисповедании, политических убеждениях, круге знакомств, об истории болезни и даже сведения о личности авторов писем, направленных премьер-министру. Руководитель службы считает, что подобные досье могут быть использованы как во благо, так и во вред*(10). В докладе Министерства экономического развития и торговли РФ Правительству РФ в 2004 г. сообщалось о существовании в России 18 ведомственных баз данных, содержащих записи о физических лицах*(11).
Гражданин предоставляет сведения о себе при заключении трудового договора (ст. 57, 65, 86 ТК РФ). В соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (подп. 9 п. 1 ст. 15). НК РФ предписывает налогоплательщикам - физическим лицам предоставлять налоговые декларации, содержащие сведения об объектах налогообложения, о полученных доходах, произведенных расходах и проч. (ст. 23, 80).
Часть сведений собирается независимо от воли гражданина без его уведомления, но в соответствии с федеральными законами. В России Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" предусмотрено, что органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, применяются такие мероприятия, как опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, наблюдение и др. (ст. 6). В процессе этих мероприятий и по их результатам государственные органы становятся обладателями сведений, составляющих тайну частной жизни граждан.
В соответствии с Законом РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" сведения о личной жизни граждан могут стать известными частным детективам в связи с законной деятельностью (поиск без вести пропавших граждан или утраченного имущества, сбор сведений по гражданским и уголовным делам на договорной основе с участниками процесса и др.).
Сбор и обработка биометрических персональных данных без согласия на то субъекта допускаются в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации при осуществлении правосудия, законодательством о безопасности, об оперативно-розыскной деятельности, о государственной службе, о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, уголовно-исполнительным законодательством. Например, обязательной государственной геномной регистрации подлежат: а) лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности; б) неустановленные лица, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий (ст. 7 Федерального закона от 3 декабря 2008 г. N 242-ФЗ "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации").
Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация установлена для большого (но исчерпывающего) контингента лиц, предусмотренного ст. 9 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации", среди которых: военнослужащие; граждане Российской Федерации, проходящие службу в органах внутренних дел, органах государственной налоговой службы, органах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; граждане, претендующие на получение лицензии на осуществление частной детективной деятельности или удостоверения частного охранника; и др.
Перечень лиц (организаций), имеющих право на получение персональных данных граждан без согласия последних, не подлежит расширительному толкованию.
Так, Якутская республиканская коллегия адвокатов "Петербург" обратилась с запросом в отдел адресно-справочной работы Управления Федеральной миграционной службы по Республике Саха о предоставлении адресной справки на гражданина М. для проведения проверки по заявлению Ж. о незаконной деятельности М. По мнению заявителя, адвокат в силу имеющихся у него полномочий обладает правом на получение персональных данных для оказания квалифицированной юридической помощи. Миграционная служба отказала в предоставлении запрашиваемой информации, ссылаясь на конфиденциальность персональных данных граждан.
Коллегия адвокатов оспорила в суде отказ в предоставлении информации. Однако суды первой и второй инстанций сделали правомерный вывод о соответствии решения миграционной службы закону, поскольку закрепленное в п. 3 ст. 6 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" право адвоката собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, и обязанность соответствующего органа предоставить такую информацию не распространяются на установленные законом конфиденциальные сведения*(12).
Лица (организации), имеющие право запроса (получения) информации о персональных данных граждан, должны принимать необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерных действий.
Так, судебный пристав-исполнитель направил запрос посредством факсимильной связи в адрес Ханты-Мансийского окружного фонда обязательного медицинского страхования о предоставлении сведений о месте работы должников.
Федеральным законодательством и внутренними локальными актами Министерства юстиции РФ и Федеральной службы судебных приставов установлено, что передаваемая и принимаемая по факсимильной связи служебная информация не считается официальным документом и подлежит обязательному дублированию досылкой подлинника документа на бумажном носителе тому же адресату почтовой или фельдъегерской связью. Принимая во внимание изложенное, суды оценили действия судебного пристава-исполнителя, как не соответствующие действующему законодательству о защите персональных данных*(13).
Возможность гражданина дать согласие на обработку персональных данных или отозвать согласие на обработку входит в правомочие определять судьбу персональных данных.
Под обработкой персональных данных понимаются действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных (ст. 3 Закона "О персональных данных").
По общему правилу обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъекта персональных данных. При этом обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, а в случае обработки общедоступных персональных данных обязанность доказывания того, что обрабатываемые персональные данные являются общедоступными, возлагается на оператора. В случае смерти гражданина согласие на обработку его персональных данных дают в письменной форме наследники, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни (п. 7 ст. 9 Закона "О персональных данных"). Существует так же исчерпывающий перечень оснований, в силу которых обработка осуществляется без согласия.
Аккумуляция сведений о частной жизни граждан в государственных, муниципальных, общественных и иных банках данных приводит владельцев этих фондов (банков) к возможности разных форм использования.
В Федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)" основной задачей совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления названо повышение эффективности работы путем обеспечения совместимости стандартов хранения информации и документооборота, создания межведомственных и местных информационных систем и баз данных. Предусмотрена реализация Концепции создания системы персонального учета населения Российской Федерации*(14), которая намечает:
введение единого идентификатора персональных данных, обеспечивающего возможность однозначного установления соответствия персональных данных, размещаемых в различных автоматизированных системах учета, конкретному лицу;
создание государственного регистра населения, содержащего актуальные первичные идентификационные данные граждан и соответствующие им идентификаторы;
интеграция и обеспечение взаимодействия различных автоматизированных систем учета, обеспечивающих сбор, обработку и хранение персональных данных в электронном виде.
Осуществление совокупности указанных мероприятий приведет к присвоению гражданину цифрового обозначения (идентификатора, гражданского кода). Необходимо решить, на каких документах следует проставлять этот код и возможно ли использование одного и того же кода гражданина в разных банках данных. При наличии одного и того же цифрового обозначения гражданина в разных информационных системах упрощается возможность обмена данными, затребования данных, что не отвечает сохранению тайны частной жизни. По итогам опроса российских пользователей национальной почтовой службы mail.ru 60% респондентов возражают против или опасаются создания единого реестра граждан с нумерацией при рождении*(15).
Также следует отметить, что поставленная задача интеграции различных автоматизированных систем учета не соответствует закрепленным в п. 1 ст. 5 Закона "О персональных данных" принципу недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе персональных данных, и принципу недопустимости объединения баз данных информационных систем персональных данных, созданных для несовместимых между собой целей.
Возможность получить сведения об операторе, о месте его нахождения, о наличии у оператора персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, следует назвать гарантией, обеспечивающей достоверное содержание и судьбу персональных данных.
В Конвенции 1981 г. закреплено, что любое лицо вправе знать о существовании автоматизированного файла данных личного характера, знать его основные цели, а также название и место обычного проживания или место делового обзаведения контролера файла (подп. "а" ст. 8).
Возможность осуществить доступ к своим персональным данным прежде всего получила отражение в Конституции РФ, а также конкретизирована в нескольких нормативных актах.
Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Конституционный Суд РФ подчеркнул, что ограничение права, вытекающего из ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, допустимо лишь в соответствии с федеральным законом, устанавливающим специальный правовой статус не подлежащей распространению информации, обусловленный ее содержанием, в том числе наличием в ней конфиденциальных сведений, связанных с частной жизнью. Вся иная информация, которая, исходя из Конституции РФ и федеральных законов, не может быть отнесена к сведениям ограниченного доступа, в силу непосредственного действия ч. 2 ст. 24 Конституции РФ должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты*(16).
Возможность доступа к своим персональным данным конкретизирована в некоторых нормативных актах применительно к разным категориям лиц. Так, гражданский служащий вправе знакомиться с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, с материалами личного дела (подп. 8 п. 1 ст. 14 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Работники имеют право на свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, хранящимся у работодателя, включая право на получение копий любой записи, содержащей персональные данные работника, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 89 ТК РФ).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" предусмотрен следующий порядок. Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. В случае если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный орган предоставить заявителю соответствующие сведения.
В Конвенции 1981 г. установлено, что любое лицо вправе получить через разумный промежуток времени и без чрезмерной задержки или чрезмерных расходов подтверждение того, хранятся ли касающиеся его данные личного характера в автоматизированном файле данных, а также получить такие данные в доступной для понимания форме (подп. "b" ст. 8).
Возможность требовать уточнения своих персональных данных, их блокирования или уничтожения в установленных случаях входит в правомочие лица определять содержание и судьбу персональных данных, которые в силу тех или иных обстоятельств стали известны третьим лицам.
В Конвенции 1981 г. это правомочие сформулировано как возможность добиваться в случае необходимости исправления или уничтожения таких данных, если они подвергались обработке в нарушение норм внутреннего законодательства (подп. "с" ст. 8), а в Законе "О персональных данных" - как возможность требовать уточнения своих персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки (п. 1 ст. 14).
Необходимость уточнения персональных данных может возникнуть по разным причинам. Гражданский служащий имеет право на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов (подп. 8 п. 1 ст. 14 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Работник имеет право дополнить персональные данные оценочного характера заявлением, выражающим его собственную точку зрения (ст. 89 ТК РФ).
Блокирование персональных данных самим управомоченным можно рассматривать как временное прекращение накопления, использования, распространения персональных данных.
Уничтожение персональных данных может быть в форме уничтожения материальных носителей персональных данных или в форме стирания сведений в информационной системе.
Согласно ст. 5 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляется соответствующий протокол.
Представляется, что для гарантии этих положений необходимо внести в закон дополнения о том, каковы основания для уничтожения информации и какова судьба информации при ликвидации и реорганизации органа, хранящего информацию.
5. Нарушение права на тайну и не прикосновенность персональных данных проявляется либо в раскрытии тайны, доведении этих сведений до третьих лиц без согласия управомоченного, либо в удалении, изменении или блокировании персональных данных.
Судебная практика в этой области зависит от уровня демократии общества, реальных гарантий независимости судей, поскольку чаще всего рассматриваются столкновения частного интереса гражданина и государственного интереса в лице различных государственных ведомств.
Приведем следующий казус, раскрывающий один из способов защиты права на тайну персональных данных. Так, в 1974 г. возникло подозрение, что К.М. является членом группы "Фракция красной армии", позднее эти сведения были опровергнуты, и расследование по этому вопросу прекратилось. Однако отпечатки пальцев, фотоснимки и другие данные остались в банках данных, связанных с Федеральным ведомством уголовной полиции. По иску К.М. Бременский суд (Германия) в 1980 г. вынес решение об уничтожении всех сведений об истице в компьютерах федерального и земельного ведомств уголовной полиции*(17).
В другом случае для обеспечения сохранения тайны был выбран иной способ защиты. Так, Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Тюмени и муниципальное учреждение "Тюменское городское имущественное казначейство" заключили муниципальный контракт с ОАО "Тюменский расчетно-информационный центр", в силу которого общество приняло на себя обязательства по хранению и ведению архива поквартирных карточек и карточек регистрации по домам муниципального жилищного фонда, в том числе по приему для первичной обработки документов от граждан, проверке правильности их оформления и своевременному учету.
Поскольку работники общества не могут являться должностными лицами, ответственными за регистрацию и снятие с регистрационного учета граждан по месту жительства в государственном и муниципальном жилищном фонде, суд правомерно удовлетворил требование прокурора о признании недействительным муниципального контракта как не соответствующего действующему законодательству (ст. 168 ГК РФ)*(18).
Гражданин может обратиться в суд с заявлением о восстановлении случайно или умышленно утраченных (уничтоженных, стертых) персональных данных в любых базах данных, об исправлении (замене) части персональных данных. Работник вправе также требовать от работодателя, допустившего неточность или неполноту при обработке персональных данных, дополнения досье (архива, базы) недостающими сведениями, уточнения неправильно обработанных данных.
Библиографический список
Гагин А. Посчитайте нас // Российская газета. 2004. 27 янв.
Гесснер Р., Херцог У. За фасадом права: методы новой тайной полиции. М., 1990.
Заман Шамима Хасматуз. Гражданско-правовой статус физических лиц в Германии, Италии, во Франции и в России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
Калятин В.О. Персональные данные в Интернете // Журнал российского права. 2002. N 5.
Михеев В. А что в вашем личном деле? // Известия. 1990. 6 авг.
Наумов В.Б. Право и Интернет: очерки теории и практики. М., 2002.
Терещенко Л.К. К вопросу о правовом режиме информации // Информационное право. 2008. N 1.
Шахов Н.И. Теоретико-правовые основы функции обеспечения государством права на неприкосновенность информации о частной жизни: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2008.
М.Н. Малеина,
профессор МГЮА, доктор юридических наук
"Журнал российского права", N 11, ноябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Терещенко Л.К. К вопросу о правовом режиме информации // Информационное право. 2008. N 1.
*(2) См.: Наумов В.Б. Право и Интернет: очерки теории и практики. М., 2002. С. 132.
*(3) См.: Наумов В.Б. Указ. соч. С. 136.
*(4) Утверждены постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г.
*(5) См.: Определение ВС РФ от 22 октября 2008 г. N 9-ВПР08-20.
*(6) См.: Заман Шамима Хасматуз. Гражданско-правовой статус физических лиц в Германии, Италии, Франции и России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 7, 20.
*(7) Шахов Н.И. Теоретико-правовые основы функции обеспечения государством права на неприкосновенность информации о частной жизни: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2008. С. 8.
*(8) Таким же образом формулируются уже закрепленные в нормативных актах понятия "банковская тайна" (ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"), "врачебная тайна" (ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан), "адвокатская тайна" (ст. 8 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре") и др., определяется режим тайны и оговаривается, какие сведения под этот режим не подпадают.
*(9) См.: Калятин В.О. Персональные данные в Интернете // Журнал российского права. 2002. N 5.
*(10) См.: Михеев В. А что в вашем личном деле? // Известия. 1990. 6 авг.
*(11) См.: Гагин А. Посчитайте нас // Российская газета. 2004. 27 янв.
*(12) См.: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 декабря 2008 г. N А58-558/08-Ф02-6318/08 по делу N А58-558/08.
*(13) См.: Постановление ФАС Уральского округа от 23 января 2009 г. N Ф09-10531/08-С2 по делу N А07-9726/08.
*(14) Утверждена распоряжением Правительства РФ от 9 июня 2005 г. N 748-р.
*(15) См.: Гагин А. Указ. соч.
*(16) См.: Определение КС РФ от 18 января 2005 г. N 39-О.
*(17) См.: Гесснер Р., Херцог У. За фасадом права: методы новой тайной полиции. М., 1990. С. 204.
*(18) См.: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28 сентября 2006 г. N Ф04-6235/2006(26736-А70-13), Ф04-6235/2006(26681-А70-13) по делу N А70-13852/26-05.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Право на тайну и неприкосновенность персональных данных
Автор
М.Н. Малеина - профессор МГЮА, доктор юридических наук
"Журнал российского права", 2010 г., N 11