"Возвратно-договорные отношения" (интервью с А. Нестеренко, юристом)
В случае наличия фактической переплаты по налогам компания имеет право рассчитывать на возмещение этих средств. На практике все по-другому - организации встречаются с большим количеством препятствий. Ирина Голова выяснила, на что идут инспекторы, чтобы оставить средства в распоряжении государства.
Компании, которые имеют право, например, на налоговый вычет по НДС или на НДС к возмещению, нередко сталкиваются с тем, что вернуть или использовать в счет предстоящих платежей деньги, уже перечисленные в ФНС, практически невозможно, в особенности, если речь идет крупных суммах. Налоговики пускают в ход все механизмы, которые имеются у них в арсенале, чтобы исключить "утечку" средств из бюджета. Юрист Анастасия Нестеренко несколько лет вела судебные разбирательства с налоговой, отстаивая право своей компании на возврат переплаты. Она поделилась с нами опытом, как разрешить эту ситуацию с наименьшими потерями для организации.
- Начнем с разъяснения читателям, откуда берется переплата.
- Есть два случая появления переплаты. Первый встречается крайне редко (когда бухгалтер переводит большую сумму, чем фактически положено заплатить). Второй вариант "излишков" (кстати, самый распространенный) возникает тогда, когда у компании накапливаются вычеты или НДС к возмещению. Однако переплата также может образоваться и по налогу на прибыль - в том случае, если в организации осуществляется учет доходов и расходов по методу начисления (ст. 271-272 НК РФ).
- По закону деньги должны быть возвращены налогоплательщику или налогоплательщик имеет право их использовать в счет предстоящих платежей...
- ...но негласная позиция ФНС - не возвращать.
- Для этого должны быть разумные доводы. Каким образом налоговики препятствуют возмещению переплаты?
- В ситуации, когда на счетах образуется некая сумма, которую надо вернуть или зачесть в счет будущих платежей по соответствующему налогу, у налоговой возникает возможность "организовать недоплату", к примеру, по результатам камеральной проверки очередной налоговой декларации. При этом инспекторы предлагают компании зачесть имеющуюся переплату в счет погашения долга. Но чаще налоговые органы стараются отказать в вычете, в частности, по НДС, ссылаясь на какие-либо ошибки, которые найдены в представленных компанией документах. К примеру, мне встречался случай, когда после камеральной проверки было отказано в вычете по причине того, что (цитирую): "по общедоступным данным системы Интернет было выявлено, что стоимость товара больше, чем указано в контракте компании". Этот абсурдный довод никак не обосновывался, а выводы, которые воспоследовали, конечно, касались занижения налоговой базы, так что все завершилось доначислением налогов. В другой раз "нулевая" ставка при вычете по НДС не была подтверждена, так как вес товара, указанный в международной транспортной накладной (CMR), не соответствовал тому, что было указано в российской ТТН, на 10 килограммов, из чего налоговиками был сделан надуманный вывод: в документах, дескать, речь идет о разных партиях товара, а следовательно, представленные документы не годятся в подтверждение права как на налоговый вычет, таки на нулевую ставку НДС, поскольку в данном случае речь шла о налогообложении экспортной операции. Естественно, в суде был задан вопрос, знают ли налоговики, как взвешивается груз на границе. На весы становится машина, из получившегося показателя отнимают массу автомобиля. Погрешность в этом случае может составлять десятки килограммов.
- Нет ли в ФНС внутреннего распоряжения или негласного правила, согласно которому налоговики отказывают в возврате переплаты?
- У меня был на руках документ, в котором указывалось, что если сумма, заявленная к вычету, превышает 500 тысяч рублей, - необходимо сделать все возможное для того, чтобы эти деньги остались в бюджете. Конечно, налогоплательщиков стараются не посвящать в содержание подобных распоряжений, потому что никаких законных оснований они под собой не имеют.
- Какая выгода инспекторам отказывать в возмещении?
- Я думаю, что суммы собранных налогов отражаются в показателях оценки работы инспекторов. По этой причине им невыгодно возвращать переплату.
- Почему нельзя зачесть эти деньги в счет уплаты налогов следующих периодов?
- Тогда бюджет недополучит средства в будущем. А так инспекторы имеют сумму, которая должна быть возмещена, но находят причину, чтобы не возвращать ее. Таким образом, деньги остаются у государства, и в последующих периодах казна ничего не теряет.
- Какие действия может предпринять налогоплательщик?
- Его ставят в ситуацию, когда нужно выйти на контакт с налоговым органом, чтобы решить вопрос с подтверждением и возмещением переплаты, либо идти в суд или в вышестоящие органы.
- Какие варианты решения проблемы выбрали вы?
- Наша организация использовала все средства. Могу сказать, что оба эти процесса (обращение в вышестоящие органы и судебное разбирательство) занимают много времени. Налоговики используют этот фактор в свою пользу. Они успевают провести камеральную проверку, начислить по ее результатам налоги, вынести требование об уплате, которое нередко "теряется в пути", и компания узнает о действиях инспекции, когда сталкивается уже с блокировкой счетов. В случае с нашей организацией ситуация не приходила к какому-то итогу около трех лет: бесконечное рассмотрение дела, приостановки операций по счетам... У юристов ФНС установка: проходить все процедуры судебного разбирательства - хотя бы затем, чтобы затянуть момент вступления решения в силу и тем самым отсрочить период исполнительного производства. Мы выиграли суд и получили исполнительный лист. С ним уже можно отправляться в службу судебных приставов и просить, чтобы они взыскали деньги с налоговой. Но в большинстве случаев компании заявляют требование в суде не о возврате конкретной суммы, а о признании действий налоговиков незаконными. В этом случае с решением суда, равно как и с исполнительным листом, следует обращаться напрямую в налоговую, и добиться возврата денег намного сложнее.
- После того как вы выиграли суд, деньги вернуть удалось?
- Реального возврата переплаты так и не произошло. Налоговики просто уменьшили основной платеж на сумму, которая подлежала возмещению, но и это уже можно назвать победой, так как фактически использование денежных средств, "переплаченных" в бюджет, все-таки произошло.
'
- Если идти по пути переговоров с налоговиками, то какое решение они могут предложить?
- Сохранить деньги на счетах, в определенном проценте от оборота компании (я сталкивалась с суммами в 10-15%). Средства будут подтверждены налоговым органом как принадлежащие налогоплательщику (т.е. фактически будет подтверждена переплата). При этом компания продолжает платить налоги, не трогая сумму переплаты.
- Как построить диалог с налоговой, выйти на контакт?
- В таких "запущенных" случаях решение может принять только руководитель инспекции. Выход на него можно искать как через знакомых, так и с помощью официальных запросов. На нашем примере стало понятно: чем больше налогоплательщик шумит, тем легче решить вопрос. Потому что компания, которой есть что скрывать, открыто возмущаться не будет. Однако не стоит удивляться, если реакция на письма в Управление ФНС будет противоположна ожидаемой. Мы получили доступ к начальнику инспекции и мирно урегулировали вопрос с переплатой после того, как в офисе побывала проверка ОБЭП, инициированная налоговиками.
- Может ли налогоплательщик забрать переплату, которую он оставил "в залог" налоговикам?
- В любой момент компания имеет право не налог заплатить, а зачесть имеющуюся сумму переплаты. Но тут как раз возникает вторая часть вопроса: зачем эта переплата нужна организации? Почему она соглашается на условие, что средства останутся нетронутыми? Под такую договоренность инспекция обещает фирме "не кошмарить ее бизнес". В чем это выражается? Декларации, в которых заявляются очередные вычеты, нулевые ставки, будут подтверждаться. При этом мы, безусловно, говорим о документально обоснованных льготах. То есть наличие переплаты и дополнительных договоренностей не умаляет обязанность организации быть добросовестным налогоплательщиком. Фактически складывается ситуация, что за свою законопослушность организация еще и платит в форме переплаты на счетах налогового органа.
Примечание. "Инспекторы предлагают компании сохранить переплату на счетах государства. Средства будут подтверждены как принадлежащие налогоплательщику, но организация обязуется не забирать их. Под такую договоренность инспекция обещает фирме "не кошмарить ее бизнес".
- Что бы вы посоветовали компаниям, которые хотят вернуть переплату?
- Могу сказать совершенно точно, что в судебном порядке и при помощи обращений в вышестоящие органы вы скорее добьетесь частых проверок, чем возврата денег. Потому что инспекции изначально воспринимают такие действия компаний как объявление войны. Гораздо эффективнее решать вопрос за столом переговоров. В процессе диалога можно найти взаимовыгодное решение, не обременительное для бизнеса. Идти на открытый конфликт - это, конечно, подвиг; однако вы так и будете в этом случае общаться с налоговыми органами с помощью блокировок счета компании и проверок. Это тоже своеобразный вид коммуникации, только слишком разрушительный для налогоплательщика. Однако если иных способов найти контакты с начальствующим составом инспекции нет, значит, обращение в суд или с жалобой в вышестоящий орган вполне будет оправданно и действенно.
И. Голова
"Расчет", N 11, ноябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru