На шаг впереди
Инструкция о том, как предотвратить необоснованные действия налоговиков.
Как можно организовать работу с налоговым органом в целях минимизации риска по получению необоснованного требования об уплате налога, пени или штрафа, рассказывает практикующий юрист Юлия Лабутина.
Бывают случаи, когда "сломано уже не одно копье" на ниве попыток обжалования действий и/или бездействий налогового органа с использованием всех законных методов. Тогда у каждого налогоплательщика возникает вопрос: можно ли предотвратить неблагоприятные последствия, связанные с действиями налоговиков по взысканию недоимок, пеней и штрафов, в случае несогласия компании с правомерностью их начисления, еще до вынесения налоговым органом соответствующего требования?
Доверяй, но проверяй: контроль на расстоянии
В соответствии с действующим налоговым законодательством при постановке на учет в качестве плательщика налогов и сборов на каждого налогоплательщика открываются карточки лицевых счетов. Целью этих документов является отражение состояния расчетов налогоплательщиков с бюджетом по соответствующему налогу.
Базовым сводным документом, обобщающим принципы ведения карточек лицевых счетов по каждому налогу, до сих пор является письмо еще Министерства финансов по налогам и сборам РФ от 18 марта 2002 г. N ФС-6-10/314 "О порядке ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков".
Примечание. Извл. из письма Министерства финансов по налогам и сборам РФ от 18 марта 2002 г. N ФС -6-10/314 "О порядке ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков":
"Отделами налогообложения юридических лиц и отделами контроля за налогообложением физических лиц совместно с юридическим отделом налогового органа по каждому налогоплательщику, состоящему на учете в данном налоговом органе, определяется перечень налогов и сборов, подлежащих уплате, и под каждый отдельный КБК, утвержденный Минфином России, открываются соответствующие карточки лицевого счета налогоплательщика: "ИНН - КПП - КБК - ОКАТО" - для организации, "ИНН - КБК - ОКАТО" - для физического лица".
Примечание. "...Главное, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями..."
Еще в 2004 году МНС РФ объявило о возможности удаленного доступа каждого налогоплательщика в свои карточки лицевых счетов по налогам. Впоследствии, в частности по Москве, Управление ФНС по г. Москве выпустило письмо от 23 мая 2006 г. N 15-09/305, в котором были указаны специализированные операторы связи, располагающие надлежащей технической базой, равно как и соответствующими лицензиями, позволяющими обеспечить защиту данных при организации электронного доступа налогоплательщика на сервер налогового органа, в целях получения информации о состоянии своих карточек лицевых счетов.
В настоящий момент в связи с развитием электронного документооборота и со стремлением к внедрению такого информационного обмена в наибольшем числе случаев (эта цель закреплена Законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ, внесшим изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ) уведомляем налогоплательщиков, что перечень специализированных операторов связи, обладающих всеми необходимыми полномочиями, посредством работы с которыми можно получить такой доступ, опубликован на сайте www.nalog.ru в разделе "Налоговая отчетность" (речь идет о Списке аккредитованных организаций в Сети доверенных удостоверяющих центров ФНС России).
Однако за последующие семь лет налогоплательщики неоднократно спорили с налоговыми органами по вопросу правомочности отражения в качестве недоимок тех или иных сумм в карточках лицевых счетов, особенно когда фактически денежные средства в счет исполнения обязательств по налогам и сборам были перечислены.
Так, последний долгий и громкий спор, дошедший до Высшего Арбитражного Суда РФ и закончившийся победой налогоплательщика (Решение от 25 сентября 2009 г. по делу N ВАС-17582/08), касался оспаривания организацией факта отражения в карточке лицевого счета недоимки по налогу, деньги по которому были фактически перечислены в бюджет. При этом по независящим от воли истца обстоятельствам перечисленные суммы не были отражены в карточке лицевого счета по этому налогу в качестве уплаченных, что формально сформировало недоимку и позволило налоговому органу как начислить пени, так и выставить требование об уплате недоимки.
Примечание. Деньги - вперед
В своем Решении Высший Арбитражный Суд (от 25 сентября 2009 г. по делу N ВАС-17582/08) фактически еще раз подчеркнул, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Такие баталии вокруг информации в карточках лицевых счетов вызваны тем, что именно этот регистр дает повод соответствующим подразделениям налоговых органов выставлять требования об уплате налога, недоплаченного, по мнению последнего, налогоплательщиком, и начислять пени на сумму недоимки (а в случае неисполнения налогоплательщиком такого требования - выносить Решение о приостановлении операций по счетам и списании начисленных сумм в счет погашения задолженности перед бюджетом).
Исходя из вышеизложенного, можно дать совершенно оправданную рекомендацию о необходимости установления постоянного оперативного (ежедневного) контроля над состоянием карточек лицевого счета по налогам в целях немедленного выявления необоснованных доначислений со стороны налоговиков.
Если же в организации отсутствуют материально-технические возможности для обеспечения доступа к карточкам лицевых счетов в приведенном выше порядке, то необходимо помнить о праве каждого хозяйствующего субъекта запросить Справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций.
Такая Справка должна быть выдана налоговым органом по месту постановки налогоплательщика на учет в течение десяти рабочих дней с момента получения письменного запроса (приказ ФНС от 23 мая 2005 г. N ММ-3-19/206@).
Хотя такая справка и не дает достоверного представления о том, по какому налогу и в каком размере произведены доначисления (констатируя только факт задолженности), но она хотя бы позволит получить представление о вашем статусе по отношению к бюджету как должника (указав на необходимость немедленно предпринять какие-либо действия по урегулированию разногласий с налоговым органом).
Реакция - есть, деньги - будут
Итак, имея доступ в удаленном режиме к карточкам лицевых счетов по налогам, вы отследили появление неизвестной для вас недоимки по какому-либо из налогов или получили информацию о задолженности из соответствующей Справки. А что же дальше?
При ответе на этот вопрос необходимо руководствоваться действующим на сегодня Регламентом организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами (далее - Регламент), утвержденным приказом ФНС РФ от 9 сентября 2005 г. N САЭ-3-01/444@ (в редакции приказов ФНС РФ от 31 июля 2006 г. N САЭ-3-25/487@, от 11 января 2007 г. N САЭ-3-25/2@, от 26 декабря 2008 г. N ММ-3-4/687@).
Как вы, наверное, заметили, Регламент довольно старый, а действующее налоговое законодательство претерпело немало изменений с момента его введения в действие, но, как ни пыталась ФНС утвердить новые процедурные документы по вопросу работы с налогоплательщиками, выстоял в борьбе за право на рабочий документ только приведенный выше Регламент.
Примечание. В 2007 году Федеральная налоговая служба приказом от 11 января 2007 г. N САЭ-3-25/2@ утвердила Регламент "Об утверждении Регламента проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, форм акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам и порядка их формирования", который начал действовать с 1 апреля 2007 года, но уже 25 апреля того же года был отменен приказом ФНС от 25 апреля 2007 г. N ММ-3-25/261@.
Исходя их этого документа, можно заключить, что возможными формами взаимодействия с налоговыми органами в целях урегулирования различного рода разногласий являются:
- проведение встречи с представителями налогового органа (п. 1 Регламента) (к одному из таких представителей на первой стадии взаимодействия, в частности, можно отнести начальника отдела по работе с налогоплательщиками, который после обсуждения проблемы поможет вам при необходимости организовать встречи с другими сопричастными подразделениями, такими как отдел камеральных проверок, отдел недоимки. Для самых настойчивых налогоплательщиков есть шанс провести встречу с начальником инспекции, в которой организация состоит на учете);
- подача заявлений, направление писем, обращений и т.д. в целях заявления о своем несогласии с имеющимся статусом по отношению к обязанности в части уплаты задолженности перед бюджетом (п. 2 Регламента) (такие действия как максимум позволят привлечь внимание к вашей проблеме, а как минимум будут хорошим доказательством вашей добросовестности в том случае, если все-таки будете вынуждены обратиться за судебной защитой своих интересов или при обжаловании действий или бездействия налоговиков в вышестоящий орган);
- проведение сверки расчетов (п. 3 Регламента) (в соответствии с действующим порядком Сверка расчетов должна быть проведена в обязательном режиме по заявлению налогоплательщика. Срок на проведение сверки расчетов при наличии расхождений не должен превышать 15 рабочих дней с момента обращения налогоплательщика в налоговый орган). При этом данное право является самым действенным способом в целях определения налогоплательщиком дальнейших действий инспекции в отношении необоснованно начисленных сумм. Ведь при сверке расчетов в самой форме "Акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам", утвержденной приказом ФНС РФ от 20 августа 2007 г. N ММ-3-25/494@, есть возможность заявить о своем несогласии и привести информацию по уплате налогов по данным налогоплательщика.
Таким образом, используя какое-либо из прав, приведенных выше, направленных на урегулирование разногласий, а лучше воздействуя на налоговый орган по всем предложенным направлениям одновременно, вы сможете определить тенденцию (либо она будет направлена на взаимное стремление урегулировать возникшее недоразумение на местном уровне, либо вы поймете, что единственным способом защиты своих интересов в конкретной ситуации будет обращение то ли в вышестоящий орган, то ли за судебной защитой).
Однако независимо от выявленной тенденции вы сможете быть на шаг впереди и предотвратить действия налогового органа по необоснованному списанию денежных средств с ваших расчетных счетов в счет несуществующей недоимки.
Ю. Лабутина,
юрист
"Расчет", N 11, ноябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru