Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 15.07.2010 N 530 "Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения"
Новации в госрегулировании цен
Торговля - это основной сегмент предпринимательской деятельности в нашей стране. Именно в отношении торговли законодатель России провозгласил необходимость государственного регулирования; сбалансированности экономических интересов; формирования компетенции государственных органов в области государственного регулирования этой сферы; удовлетворения потребностей отраслей экономики в товарах; обеспечения народа отдельными видами социально значимых товаров по предельно допустимым ценам. В соответствии с политикой, проводимой Правительством РФ, утверждаются перечни товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию. Регулируемые государственные цены должны применяться всеми организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Создаются специальные государственные органы для осуществления контроля за порядком применения регулируемых цен.
Указом Президента РФ от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утверждены:
1) Перечень продукции, товаров и услуг, государственное регулирование цен на которые осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. В него включены, например, услуги почтовой и электрической связи, перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте, перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении); водка, ликеро-водочная и другая алкогольная продукция и др.;
2) Перечень продукции, товаров и услуг, государственное регулирование цен на которые осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ. Это, в частности, газ, реализуемый населению; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта; торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения и пр.;
3) Перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В этот перечень входят, например, наценки на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания и т.д.
Государственное регулирование цен по каждой из групп товаров и услуг, включенных в указанные перечни, осуществляется специальными нормативными актами.
Новый перечень "социально значимых товаров"
В нынешнее лето Россия изнывает от аномальной жары, которая губит урожай на корню. Эта ситуация наводит население на мысли о грядущем росте цен на продовольственные товары. Правительство РФ определилось с Перечнем социально значимых продовольственных товаров, за изменением цен на которые власть намерена пристально следить. Постановлением от 15.07.2010 N 530 оно утвердило Правила установления предельно допустимых розничных цен на товары первой необходимости.
Текст документа опубликован в "Российской газете" от 26.07.2010 N 163, он вступает в силу по истечении семи дней после дня официального опубликования (п. 6 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763).
Постановление N 530 принято во исполнение соответствующих требований Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), вступившего в силу в феврале этого года. Закон N 381-ФЗ ввел специальное правовое регулирование в отношении поставок продовольственных товаров. В подпунктах 5 и 6 ст. 8 Закона N 381-ФЗ закреплены особенности оборота социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. Однако содержание термина "социально значимый товар" в данном Законе не раскрыто. При этом предусмотрено, что перечень таких товаров, а также предельно допустимые розничные цены на них устанавливаются Правительством РФ.
Пунктом 5 ст. 8 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что если в течение 30 календарных дней подряд на территории субъекта (субъектов) РФ рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30% и более, то Правительство РФ вправе установить предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта (субъектов) РФ. Данные цены вводятся на срок не более 90 календарных дней.
Статьей 20 Закона N 381-ФЗ определено, что органы власти субъектов РФ по итогам квартала будут представлять в контролирующие органы торговый реестр. Он должен содержать полную и достоверную информацию об объектах, осуществляющих торговую деятельность, и об их поставщиках, а также данные о состоянии торговли на подконтрольной им территории, в т.ч. о принятых решениях и нормативно-правовых актах. Полученная информация будет размещаться и обновляться раз в квартал на сайтах Минпромторга, региональных министерств торговли или департаментов потребительского рынка.
В постановлении N 530 определен перечень социально значимых продуктов, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены. Из ранее предлагавшегося Минпромторгом списка, содержавшего 33 наименования, в окончательный вариант вошли 24 продукта питания: говядина, свинина, баранина (речь идет о мясе, продаваемом с костями), куры (кроме окорочков), рыба мороженая неразделанная, масло сливочное, масло подсолнечное, молоко питьевое, яйца куриные, сахар-песок, соль поваренная пищевая, чай черный байховый, мука пшеничная; хлеб ржаной, ржано-пшеничный; хлеб и булочные изделия из пшеничной муки, рис шлифованный, пшено, крупа гречневая (ядрица), вермишель, картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь, яблоки.
Не прошли в окончательный перечень предложенные Минпромторгом творог нежирный, твердые и мягкие сычужные сыры, соленая сельдь, маргарин, сметана, карамель, печенье, черный перец (горошек), горох и фасоль, свежие огурцы. А вот гречневая крупа-ядрица, напротив, была в перечень добавлена.
По общему правилу субъекты торговой деятельности самостоятельно определяют цены на продаваемый товар. Но из этого правила возможны исключения в случаях, установленных другими федеральными законами.
В частности, Закон N 381-ФЗ содержит правила, обязательные к соблюдению при заключении и исполнении договора поставки между субъектом торговой деятельности и поставщиком продовольственных товаров. С 1 февраля 2010 года торговые сети не имеют права включать в договор поставки какие-либо бонусы, кроме скидки за объем поставок товара. При этом скидка за объем (вознаграждение за приобретение определенного количества товаров) не может превышать 10% (п. 4 ст. 9 Закона N 381-ФЗ). Более того, по определенным видам продуктов, которые подпадают под понятие социально значимых, нельзя устанавливать даже 10%-ную скидку. Как указано в Законе N 381-ФЗ, перечень этих товаров должен быть установлен Правительством РФ.
Во исполнение данного положения в постановлении N 530 утвержден перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения.
В него входят: мясо кур/тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров по ГОСТ Р 52702-2006 со сроком годности менее 10 дней; молоко питьевое пастеризованное 2,5-3,2% жирности по ГОСТ Р 5290-2003 со сроком годности менее 10 дней, хлеб и хлебобулочные изделия из ржаной и смеси ржаной и пшеничной муки по ГОСТ 52961-2008 со сроком годности менее 10 дней, хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки по ГОСТ 52462-2005 со сроком годности менее 10 дней. Соответственно, с поставщиков этих продуктов торговые сети не вправе требовать для себя даже единственный разрешенный Законом N 381-ФЗ вид вознаграждения - за объем реализации.
В погоне за стабилизацией цен
Постановление N 530 также определяет Правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. Ответственным за регулирование продовольственных цен назначено Министерство экономического развития РФ.
Предложения об установлении предельных розничных цен будут подготавливаться Минэкономразвития России на основании еженедельного макроэкономического анализа состояния розничных цен на продовольственные товары. Анализ проводится на основании оценки данных федерального статистического наблюдения за средними розничными ценами на продовольственные товары и их изменениями по субъектам РФ, представляемых Росстатом, а также информации о причинах и условиях роста цен, получаемой от органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых в течение 30 календарных дней подряд отмечается рост розничных цен на продовольственные товары не менее чем на 30%, а также от хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и поставки продовольственных товаров на территории соответствующих субъектов РФ.
Если по данным Росстата в каком-либо регионе цены на социально значимые продукты питания вырастут за месяц более чем на 30%, Минэкономразвития России должно представить в Правительство РФ предложение (проект постановления) об установлении в данном субъекте Федерации предельных цен на эти товары.
Установленные Правительством РФ предельные цены будут действовать в регионе в течение 90 дней. Пока механизм реакции министерства на резкий рост цен на те или иные продукты в российских регионах не определен. Скорее всего, будут разработаны общая методика расчета с поправкой на тот или иной регион и общий порядок установления предельных цен. Эксперты высказывают мнение о том, что Минэкономразвития России не должно автоматически принимать решение при каждом скачке цен на названные продукты в любом из регионов.
Конечно, будут учитываться обычные сезонные колебания цен, например на овощи зимой.
Правительство будет реагировать, если увидит, что резкий подъем цен происходит необоснованно. Засуху оно не считает фактором, обосновывающим поднятие цен, и будет блокировать рост цен на товары, которые могут подорожать из-за увеличения стоимости зерна.
Л.П. Фомичева,
аттестованный аудитор Минфина
России, налоговый консультант
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 10, октябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1