Разработка и учет выполнения нормированных сменных заданий водителей грузовых автомобилей
Общие положения
1. Нормативное (плановое) время на выполнение водителями нормированных заданий определяется как сумма нормативного времени простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой грузов, движения по маршруту и времени на подачу автомобиля к месту первой погрузки и возврата в автотранспортное предприятие после последней разгрузки, а также подготовительно-заключительного времени и времени прохождения предрейсового медицинского осмотра.
2. Нормированное сменное задание водителя или бригады водителей грузовых автомобилей - это план их работы на смену, который определяет объем перевозок грузов (в ездках или других натуральных единицах груза), маршруты движения, нормативное время на выполнение задания, а также, при необходимости, последовательность и сроки выполнения задания (график перевозок).
При необходимости нормированные задания могут устанавливаться на рейс (междугородные перевозки), сутки (при двух-трехсменном режиме работы подвижного состава), декаду и другие периоды времени, которые определяют выполнение законченного объема перевозок (при подрядной организации работы и т.п.).
3. Для разработки и эффективного применения нормированных сменных заданий необходимо соблюдение следующих основных требований и условий:
- своевременное представление в автотранспортное предприятие (АТП) или грузовое производственное автотранспортное экспедиционное объединение (ТЭП) заявок на перевозку с указанием наименования и объемов перевозимых грузов, маршрутов перевозок, а также графиков подачи подвижного состава под первую погрузку;
- наличие в АТП или ТЭП данных об условиях погрузки и разгрузки, производительности грузоподъемных механизмов, времени начала и окончания работы постов погрузки и разгрузки;
- наличие данных о группах дорог на всей протяженности маршрутов перевозок;
- обеспечение учета выполняемой транспортной работы;
- проведение постоянного контроля результатов работы водителей и анализа причин невыполнения сменных заданий.
4. Разработке нормированных заданий должна предшествовать следующая подготовительная работа:
- проведение анализа выполненных объемов перевозок в предшествующий период по каждому клиенту, выявление недостатков в организации перевозок грузов и разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков;
- уточнение заявленных объемов перевозок грузов на планируемый период и определение потребного количества подвижного состава;
- паспортизация объектов погрузки и разгрузки;
- разработка стабильных рациональных маршрутов движения подвижного состава и составление таблиц расстояний по основным маршрутам движения с разбивкой по группам дорог;
- расстановка подвижного состава по объектам и маршрутам перевозок грузов в соответствии с заключенными договорами;
- проведение службами предприятия с участием грузоотправителей и грузополучателей обследования дорожных условий на маршрутах (определение соответствия автомобильных дорог, их устройства и технических средств регулирования движения требованиям обеспечения беспрепятственного и безопасного движения автомобилей и автопоездов, а также состояния подъездных путей к пунктам погрузки и разгрузки, находящихся в ведении грузоотправителей и грузополучателей), составление актов обследования и пересылка их организациям, в ведении которых находятся дороги и подъездные пути, для принятия соответствующих мер;
- проведение необходимых хронометражных наблюдений и разработка на их основе норм времени простоя автомобилей под погрузкой или разгрузкой грузов и расчетных норм пробега.
Подготовительная работа выполняется АТП или ТЭПом с привлечением клиентуры.
5. Нормированные сменные задания водителям грузовых автомобилей рекомендуется рассчитывать исходя из Единых норм на перевозку грузов автомобильным транспортом и установленного режима работы. В случае, если хронометражные наблюдения показывают значительные отклонения от Единых норм на перевозку грузов автомобильным транспортом, то администрацией предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом вводятся местные нормы простоя под погрузкой и разгрузкой и расчетные нормы пробега автомобилей. Местные нормы простоя автомобилей под догрузкой и разгрузкой устанавливаются по каждому объекту работы на период осуществления грузоотправителями (грузополучателями) необходимых организационно-технических мероприятий, по доведению их до нормативного уровня (но не более чем на один год). Методика установления местных норм времени простоя грузовых автомобилей под погрузкой и разгрузкой приведена в разделе 5.
6. Нормированные сменно-суточные задания (НСЗ) разрабатываются службой эксплуатации совместно с отделом (группой) по труду и заработной плате и утверждаются руководителем автотранспортного предприятия по согласованию с комитетом профсоюза, а в случае организации перевозок грузов через ТЭПы - разрабатываются и утверждаются ТЭПам и по согласованию с АТП и с профсоюзными комитетами.
Нормированное сменное задание водителю выдается при выезде на линию, оформляется в путевом листе или в виде приложения к путевому листу и подтверждается подписью диспетчера.
Расчет индивидуальных нормированных сменных заданий
7. Индивидуальные нормированные сменные задания водителям устанавливаются, как правило, в ездках или других натуральных единицах перевозимого груза с указанием маршрутов перевозок.
Для уменьшения трудоемкости работ диспетчера при выдаче НСЗ составляется справочник нормированных сменных заданий (приложение 2) и оформляется в виде картотеки в разрезе объектов перевозок (заказчиков).
При изменении маршрутов, условий погрузки или разгрузки службой эксплуатации производится уточнение нормированных сменных заданий с соответствующим изменением справочника НСЗ. Диспетчеры ставятся в известность о внесенных изменениях не позднее, чем за день до начала выполнения перевозов на маршруте.
8. Количество ездок на смену при перевозках по постоянному маршруту за смену () рассчитывается:
а) если пункт последней разгрузки автомобиля совпадает с пунктом подачи под первую погрузку:
,
где: Т - время работы на маршруте (принимается 7, 8, 9 часов, а на междугородных перевозках при направлении в рейс 2-х водителей - до 20 часов);
- нормативное время ездки, ч;
б) если пункт последней разгрузки не совпадает с пунктом подачи под первую погрузку:
,
где: - нормативная продолжительность движения автомобиля (автопоезда) на одну ездку, ч;
- нормативная продолжительность движения автомобиля (автопоезда) с грузом на одну ездку от пункта погрузки к пункту разгрузки, ч.
Рассчитанные значения числа ездок округляются до целого числа.
9. Нормативное время одной ездки определяется суммированием нормативной продолжительности простоя (автопоезда) под погрузкой-разгрузкой груза и времени движения его по маршруту с грузом и без груза.
10. На перевозках по кольцевому маршруту нормативная продолжительность выполнения оборота (ездки) рассчитывается для каждого кольцевого маршрута с учетом норматива времени на заезды в промежуточные пункты погрузки (разгрузки). В графе 14 Справочника НСЗ указывается нормативное время на полный оборот, т.е. время, необходимое для выполнения перевозок но кольцевому маршруту, и время, необходимое на пробег автомобиля без груза от пункта последней выгрузки партии груза до пункта погрузки (начала нового оборота).
При развозочных перевозках в графе 14 Справочника НСЗ указывается нормативное время на оборот, исключая время на пробег автомобиля (автопоезда) без груза от пункта последней выгрузки партии груза (последнего заезда) до пункта погрузки.
Количество оборотов (ездок), на которые устанавливается НСЗ, определяется путем подбора кольцевых маршрутов по нормативной продолжительности оборота таким образом, чтобы общее время выполнения оборотов с учетом нулевого пробега соответствовало плановому времени работы автомобиля на линии.
11. Нормативное время на выполнение объема перевозок грузов, предусмотренных НСЗ, определяется как сумма нормативного времени на выполнение рассчитанного числа ездок за смену.
При перевозках по постоянному маршруту, в случае, когда пункт последней разгрузки автомобиля (автопоезда) совпадает с пунктом подачи под первую погрузку, нормативное время на выполнение объема перевозок за смену определяется по формуле:
.
В случае, когда пункт последней разгрузки не совпадает с пунктом подачи под первую погрузку, - по формуле:
.
При работе автомобиля (автопоезда) по кольцевым маршрутам нормативное время на выполнение объема перевозок за смену определяется по формуле:
на развозочных маршрутах
на сборных маршрутах
,
где: - нормативное время выполнения 1-4-го полных оборотов (ездок, указанных в гр. 13 Справочника НСЗ, ч);
- нормативное время выполнения последнего оборота, предусмотренного сменным заданием, указанное в гр. 14 Справочника НСЗ, ч.
Расчет коллективных (бригадных) нормированных сменных заданий
12. Коллективные (бригадные) нормированные сменные (сменно-суточные) задания устанавливаются, как правило, на централизованных перевозках и перевозках массовых однородных грузов, выполняемых в городском, внутрирайонном и внутриобластном сообщениях и осуществляемых под руководством линейного диспетчера.
Расчет коллективных НСЗ производится на основе укрупненных норм времени на одну ездку .
Величина коллективного сменного задания бригаде в ездках определяется по формуле:
где: - среднее число ездок, приходящееся на один автомобиль (автопоезд) за смену;
- списочное количество автомобилей (автопоездов) в бригаде;
- плановый коэффициент выпуска на данный день недели (рабочий, субботу, воскресенье).
Величина округляется до целых значений. Среднее число ездок, приходящееся на один автомобиль, находится по формуле:
,
где: - средняя продолжительность работы одного автомобиля на данном объекте (определяется по гр. 19 - 21 Справочника НСЗ).
В случае, когда заранее известны веса помашинных отправок (перевозка инертных грузов, черных металлов, контейнеров и т.д.), коллективное задание бригаде может устанавливаться в тоннах.
Объем перевозок грузов в тоннах по коллективному НСЗ определяется произведением количества ездок на среднюю грузоподъемность автомобиля (автопоезда) и коэффициент использования его грузоподъемности.
13. Укрупненная норма времени на одну ездку рассчитывается исходя из объемов перевозок, указанных в договоре (в разрезе движения маршрутов автомобилей), и на основании производственной расстановки подвижного состава по объектам в следующем порядке:
определяется число ездок с грузом, выполняемых по каждому маршруту, для чего объем перевозок грузов делится на среднюю грузоподъемность автомобиля (автопоезда);
рассчитывается нормативное время одной ездки для каждого маршрута;
определяется общее нормативное время на выполнение всех ездок;
устанавливается укрупненная норма времени на 1 ездку путем деления общего времени на выполнение всех ездок на количество ездок.
Если объем перевозок грузов по отдельным грузополучателям существенно изменяется в течение года, расчет укрупненных норм производится на основании квартальных или месячных заявок
14. Оплачиваемое нормативное время за выполнение коллективного НСЗ бригадой водителей определяется по формуле:
,
где: - время на подачу автомобиля под первую погрузку и возврат в автотранспортное предприятие;
- время прохождения предрейсового медицинского осмотра.
Порядок установления и выдачи нормированных сменных заданий
15. На основании ежедневных заявок клиентов или согласованных договорами на перевозку суточных объемов перевозок, графика подачи автомобилей под первую погрузку, данных о готовности к работе на линии подвижного состава и справочника НСЗ составляется оперативно-суточный план перевозок грузов по объекту, бригаде, автоколонне автотранспортному предприятию (приложение 3).
16. На основании оперативно-суточного плана перевозок грузов диспетчером автотранспортного предприятия выписываются путевые листы, в которые вписываются нормированные сменные задания.
17. Коллективное задание бригаде выдается в виде отдельного документа. При этом каждому водителю диспетчером автотранспортного предприятия или ТЭП в путевом листе указывается время подачи автомобиля под первую погрузку, среднее количество ездок за смену и плановое время возврата в автотранспортное предприятие.
Оценка выполнения водителями нормированных сменных заданий
18. Нормированное сменное задание считается выполненным, если водителем (бригадой водителей) фактически обеспечено выполнение запланированного объема перевозок (ездок, единиц груза и др.) за установленное нормативное время работы, за смену или досрочно.
19. Нормированные сменные задания корректируются в следующих случаях:
в сторону уменьшения, когда фактически отработанное водителем время окажется ниже нормативного времени, установленного водителю для выполнения сменного задания; в случаях преждевременного возврата автомобиля с линии не по вине водителя и автотранспортного предприятия;
в сторону повышения корректировка сменных заданий осуществляется при увеличении плановой продолжительности рабочей смены по просьбе клиента и с разрешения автотранспортного предприятия или ТЭПа по согласованию с профсоюзным комитетом. В путевом листе в этом случае делается запись о времени продления нормативного планового времени и подтверждается подписью руководителя службы эксплуатации АТП или ТЭП.
20. Нормативная трудоемкость выполнения базовой ездки принимается равной средней нормативной трудоемкости ездки на данном объекте перевозок, а плановое число базовых ездок за смену устанавливается путем деления плановой продолжительности работы водителя на линии за вычетом среднего времени на нулевой пробег на нормативную продолжительность базовой ездки.
Уровень выполнения индивидуального задания (норма выработки) определяется отношением суммарного количества приведенных ездок за смену на плановое количество базовых ездок.
21. Если водителям устанавливаются нормированные сменные задания с выполнением перевозок грузов по графику, то кроме количественных показателей должно учитываться также и соблюдение графика.
22. Оценка выполнения НСЗ производится с учетом отметок клиента или линейного диспетчера в путевом листе или товаротранспортной накладной о качестве работы водителя за данную смену.
В. Назаров,
член-корреспондент АМОК
"Нормирование и оплата труда на автомобильном транспорте", N 10, октябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормирование и оплата труда на автомобильном транспорте"
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-15609 от 9 июня 2003 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru