Военно-пенсионная минимизация
Еще недавно военные пенсионеры считались надежно защищенными в социально-правовом отношении. В начале 2000-х гг. военный пенсионер получал почти в три раза больше, чем его гражданский "коллега".
Однако в последние годы темпы роста военных пенсий явно отстают от темпов роста трудовых пенсий. Так, с 1 августа 2009 г. военные пенсии были увеличены лишь на 8,5%, в то время как рост средней трудовой пенсии в 2009 г. составил около 50%. С 1 апреля 2010 г. трудовые пенсии были увеличены еще на 6,3%.
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению в 2010 г. были проиндексированы даже дважды: с 1 апреля 2010 г. - на 12,0% и 1 июля 2010 г. - еще на 3,5%. В результате всех индексаций в 2010 г. средний размер трудовой пенсии составил 8180 руб. В то же время средняя военная пенсия "не дотянула" до этого уровня и составила всего 8071 руб. Столь низкого падения уровня военных пенсий в новейшей истории России еще не было.
По официальным данным, в настоящее время на пенсионном учете только в Вооруженных Силах Российской Федерации находятся 1,131 млн. военных пенсионеров. После произошедшего в 2010 г. существенного повышения трудовых пенсий около 519 тыс. военных пенсионеров (т.е. 46% от общей численности пенсионеров Министерства обороны Российской Федерации) стали получать пенсии ниже среднего уровня трудовых пенсий, в результате чего многие военные пенсионеры, достигшие пенсионного возраста по старости, были вынуждены отказаться от явно заниженных военных пенсий и перейти на получение более высоких трудовых пенсий по старости*(1).
В последние годы военным пенсионерам неоднократно обещали, что их пенсии будут ежегодно расти одновременно с увеличением денежного довольствия военнослужащих. Руководство Министерства обороны Российской Федерации планировало в 2009-2011 гг. трижды проиндексировать денежное довольствие военнослужащих: с 1 августа 2009 г. - на 8,5%, с 1 января 2010 г. - на 7% и с 1 января 2011 г. - на 6,8%. Однако дело ограничилось лишь первой индексацией. При подготовке проекта федерального закона N 258591-5 "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" выяснилось, что в условиях переживаемого финансово-экономического кризиса федеральное правительство не находит денежных средств для повышения в 2010 г. денежного довольствия военнослужащим и соответственно военных пенсий. В этой связи Комитет Государственной Думы по обороне дал заключение на проект федерального закона N 258591-5 "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов". В этом заключении был сделан неутешительный вывод, что предусмотренные в 2010 г. ассигнования на выплату денежного довольствия военнослужащим не только не учитывают инфляцию, но и требования абз. 5 п. 2 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, предусматривающего, что при повышении (индексации) размеров денежного содержания федеральных государственных служащих одновременно в той же пропорции повышаются (индексируются) размеры денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
В указанном выше заключении Комитета по обороне Государственной Думы Российской Федерации констатировалось: "Отсутствие предусмотренной законодательством индексации в 2010 г. денежного содержания военнослужащих не позволит индексировать их пенсионное обеспечение. После повышения минимального размера трудовой пенсии по старости в 2010 г. пенсия военнослужащих окажется меньше размера трудовой пенсии по старости, что отрицательно скажется на материальном обеспечении военных пенсионеров и на стимулировании прохождения военной службы в Вооруженных Силах"*(2).
Итак, единственная за последние два года индексация доходов военнослужащих и военных пенсионеров состоялась в августе 2009 г. - она составила 8,5%, что даже не покрыло потерь военных пенсионеров от инфляции. В 2010 г. индексация денежного довольствия военнослужащих, как известно, так и не состоялась. А очередная индексация денежного довольствия военнослужащих, планировавшаяся с 1 января 2011 г., в размере 6,8% перенесена на более поздний период и уменьшена на 0,3% от первоначально заявленной. В Бюджетном послании от 29 июня 2010 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев конкретизировал сроки и размер планируемой индексации денежного довольствия военнослужащих и соответственно военных пенсий: "с учетом динамики заработной платы в экономике и снижения инфляции считаю возможным увеличить на 6,5% с 1 апреля 2011 г. денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц"*(3).
Таким образом, вместо первоначально планируемого увеличения в 2009-2011 гг. на 22,3% денежного довольствия военнослужащих и пенсий военных пенсионеров, что было бы сопоставимо с прогнозируемым уровнем инфляции, в 2009-2011 гг. следует ожидать увеличения денежного довольствия военнослужащих и соответственно размеров военных пенсий лишь на 14,8% (т.е. на треть меньше, чем планировалось ранее).
Для справки: официально прогнозируемый уровень инфляции в России на 2009-2010 гг. составил соответственно 7,5 и 7%, а на 2011 г. предусмотрен в размере не более 8%. Итого в 2009-2011 гг. инфляция составит порядка 22,5%*(4).
Определенное увеличение денежного довольствия действующих военнослужащих все же происходит. Так, в последние годы в Вооруженных Силах Российской Федерации сложилась практика повышения денежного довольствия военнослужащим за счет введения различных надбавок и дополнительных выплат. Однако при этом не происходит повышения их денежного содержания и, следовательно, не осуществляется повышение военных пенсий. Сегодня структура денежного довольствия военнослужащих такова: должностной оклад и оклад по воинскому званию, составляющие в совокупности оклад денежного содержания, не превышают 30% от того, что военнослужащие получают на руки. Основная же часть - 70% - это разного рода дополнительные выплаты (компенсационные, поощрительные и т.д.). В результате размер военной пенсии составляет не более 30% от денежного довольствия военнослужащего. В этой связи Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации еще 11 марта 2005 г. направил обращение в Правительство Российской Федерации в защиту социально-экономических прав военнослужащих и военных пенсионеров, в котором констатировал, что "уровень пенсионного обеспечения военных пенсионеров напрямую зависит от окладов по должностям и воинским званиям военнослужащих. Однако, увеличивая денежные выплаты военнослужащим, Правительство Российской Федерации производит это посредством различных дополнительных выплат, не изменяя соответствующие оклады денежного содержания военнослужащих, тем самым избегая повышения пенсий"*(5).
Федеральный законодатель также еще в 2006 г. признал необходимость законодательного закрепления механизма индексации военных пенсий. Так, в докладе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 г. "О состоянии законодательства в Российской Федерации" был сделан вывод, что в современных условиях, когда размер денежного довольствия военнослужащих повышается путем увеличения размера отдельных доплат, надбавок и вознаграждений, не учитываемых при расчете пенсии, законодательное установление порядка прямой индексации пенсий военных пенсионеров может значительно улучшить систему исчисления пенсий*(6). Однако до настоящего времени этот вопрос остается не решенным.
Проблема несовершенства оплаты труда военнослужащих прозвучала и в Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г., где было предложено до 2012 г. принять специальный закон о денежном довольствии военнослужащих. По мнению Д.А. Медведева, "новая система оплаты воинского труда и материального стимулирования должна существенно повысить уровень жизни военнослужащих"*(7).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. N 176 с 1 марта 2005 г. для всех военных пенсионеров была установлена ежемесячная надбавка - 240 руб. С тех пор она оставалась неизменной. За последние два года Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации многое сделали для улучшения жизни ветеранов труда. Их пенсии значительно увеличились и фактически превысили среднюю военную пенсию. Между тем адекватно увеличить выплаты военным пенсионерам не получилось. В итоге в материальном обеспечении разных категорий пенсионеров образовался существенный перекос.
На проблему девальвации военных пенсий вновь обратил внимание Президент Российской Федерации. В целях повышения жизненного уровня военных пенсионеров Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2010 г. N 1091 была увеличена ежемесячная доплата к пенсии с 240 до 1 тыс. руб.*(8). Таким образом, с 1 сентября 2010 г. все военные пенсии увеличены на 760 руб., что составило 9,4% от средней военной пенсии, и она наконец-то "догнала" среднюю трудовую пенсию по старости. Однако следует признать, что это лишь незначительное увеличение, которое едва покрывает военным пенсионерам инфляционные издержки 2010 г. Кроме того, уравнительная индексация пенсионной прибавки (всем по 760 руб.) по-разному отразится на повышении доходов различных категорий военных пенсионеров. Наиболее существенно почувствуют денежную прибавку малообеспеченные военные пенсионеры. Так, у бывших солдат (матросов) и сержантов (старшин), проходивших военную службу по контракту, а также прапорщиков (мичманов), младших офицеров и вдов военнослужащих размер ежемесячных выплат в среднем повысился на 15%. Однако для отставных полковников и генералов эта прибавка к пенсии является несущественной, поскольку она составляет для них всего 5-6%.
В общей сложности повышение военных пенсий на 760 руб. коснется более 2 млн. 100 тыс. военных пенсионеров, которые ранее проходили военную службу не только в Вооруженных Силах, но и в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, уголовно-исполнительной системе, органах наркоконтроля, а также в других "силовых структурах". На эти цели из бюджета выделено 7,9 млрд. руб.*(9)
Каковы же ближайшие перспективы повышения размеров пенсий в Российской Федерации и насколько это затронет военные пенсии?
Еще в 2008 г. в своем Послании Президент Российской Федерации Д.А. Медведев констатировал, что "люди старшего поколения, люди пенсионного возраста имеют право на достойную жизнь, поэтому пенсионная система больше не может ориентироваться на абстрактные средние показатели пенсионного обеспечения"*(10). В этой связи было принято решение о повышении тарифов пенсионного страхования до уровня, позволяющего достичь европейских стандартов пенсионного обеспечения.
Безусловный интерес представляет знакомство с международными и европейскими стандартами пенсионного обеспечения. Согласно Конвенции 1952 г. N 102 Международной организации труда "О минимальных нормах социального обеспечения" (Российская Федерация в Конвенции до сих пор не участвует) пенсия после 30 лет стажа не должна составлять меньше 40% от заработной платы. Стандарт Европейской Социальной Хартии, которую Россия подписала в 2000 г., еще выше. Считается, что коэффициент пенсионного замещения заработной платы после 35-40 лет страхового (трудового) стажа должен составлять не менее 50-60% от размера заработной платы*(11).
Пока же коэффициент пенсионного замещения заработной платы в Российской Федерации остается низким. Так, по данным Минздравсоцразвития России, средняя пенсия в России в 2009 г. составляла только 29,8% от средней заработной платы. По официальным прогнозам средний размер трудовой пенсии в Российской Федерации в 2011 г. составит 8,412 тыс. руб., а в 2012 г. увеличится по сравнению с 2009 г. в 1,8 раза*(12). При этом, соотношение размеров трудовой пенсии по старости и средней заработной платы в Российской Федерации в 2011-2012 гг. будет поддерживаться на уровне 39%, т.е. лишь приблизится к минимальному стандарту, установленному Конвенцией Международной организации труда "О минимальных нормах социального обеспечения" 1952 г. N 102.
Если официально прогнозируемая динамика роста трудовых пенсий по старости придает гражданским пенсионерам определенный оптимизм, то в отношении роста военных пенсий столь оптимистичных прогнозов пока делать нельзя.
Как известно, с 1 апреля 2011 г. планируется на 6,5% увеличить денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц. Если это случится, то автоматически будут увеличены и размеры военных пенсий. При этом, ежемесячную доплату в 1 тыс. руб. не отменят. Она будет сохранена до вступления в силу федерального закона, предусматривающего реформирование денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти.
Определенное увеличение военных пенсий, конечно, приятное событие, однако очевидно, что существенно улучшить материальное положение военных пенсионеров это не поможет.
Существенное увеличение денежного довольствия военнослужащих ожидается лишь с 2012 г., когда в Вооруженных Силах Российской Федерации будет введена новая система денежного довольствия, одновременно будут увеличены и размеры военных пенсий. С этой целью в Министерстве обороны Российской Федерации подготовлен проект федерального закона "О денежном довольствии и других выплатах военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации", который уже прошел согласование с Правительством Российской Федерации*(13).
Согласно показателям, заложенным в названном проекте, с его введением (плановый срок - с 1 января 2012 г.) действующих военнослужащих в среднем ожидает трехкратное увеличение размера денежного довольствия. Планируемые размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, приведены в таблице 1.
Таблица 1
Размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, предусмотренные проектом федерального закона "О денежном довольствии и других выплатах военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации"
Типовые должности (соответствующие им воинские звания) | Оклады по воинской должности | Оклады по воинским званиям | Оклады денежного содержания |
Первичные воинские должности солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту (рядовой, матрос) | 15 000 | 5000 | 20 000 |
Командир взвода (старший лейтенант) | 25 000 | 11 000 | 36 000 |
Командир роты (капитан) | 30 000 | 12 000 | 42 000 |
Командир батальона (подполковник) | 35 000 | 14 000 | 49 000 |
Командир полка, офицер в управлении Министерства обороны Российской Федерации (полковник) | 40 000 | 15 000 | 55 000 |
Командир бригады, начальник группы в центральном аппарате Министерства обороны Российской Федерации (полковник) | 45 000 | 15 000 | 60 000 |
Командир дивизии, заместитель начальника управления (департамента) Министерства обороны Российской Федерации (генерал-майор) | 50 000 | 17 000 | 67 000 |
Командующий армией, начальник управления главного управления (департамента) Министерства обороны Российской Федерации (генерал-лейтенант) | 60 000 | 18 000 | 78 000 |
Командующий войсками военного округа, начальник главного управления, руководитель департамента Министерства обороны Российской Федерации (генерал-полковник) | 65 000 | 19 000 | 84 000 |
Заместитель Министра обороны Российской Федерации (генерал армии) | 70 000 | 20 000 | 90 000 |
Итак, оклады денежного содержания военнослужащих, а именно они являются определяющими при расчете военных пенсий, с 2012 г. у военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации составят от 20 тыс. руб. в месяц у рядового контрактника до 90 тыс. руб. у генерала армии, заместителя Министра обороны Российской Федерации.
Однако, как известно, в денежное довольствие военнослужащих входят также дополнительные выплаты. Что же будет с этой составляющей денежного довольствия военнослужащих? Она станет менее весомой в структуре денежного довольствия военнослужащих и понизится от нынешних 70 до 50%.
Вместо ныне существующих 100 различных надбавок останется порядка 15 надбавок (за выслугу лет, за особые условия службы, за секретность, за классность и др.). По расчетам Министерства обороны Российской Федерации дополнительные выплаты у командира взвода, старшего лейтенанта составят ежемесячно порядка 15 тыс. руб., а всего он будет получать порядка 50 тыс. руб. в месяц. Командир батальона, подполковник, с учетом дополнительных выплат будет получать ежемесячно уже порядка 100 тыс. руб.*(14)
Поскольку при расчете военных пенсий для большинства военнослужащих учитывается одна дополнительная выплата - процентная надбавка за выслугу лет, проследим, насколько она изменится в связи с переходом к новой системе денежного довольствия военнослужащих (см. табл. 2).
Таблица 2
Размер ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладам денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту
Выслуга лет | По действующему законодательству (п. 6 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих) | Планируемые с 1 января 2012 г. (по проекту Федерального закона "О денежном довольствии и других выплатах военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации") |
от полугода до 1 года | 5% | - |
от 1 до 2 лет | 10% | - |
от 2 до 5 лет | 25% | 10% |
от 5 до 10 лет | 40% | 15% |
от 10 до 15 лет | 45% | 20% |
от 15 до 20 лет | 50% | 25% |
от 20 до 22 лет | 55% | 30% |
от 22 до 25 лет | 65% | |
от 25 лет и более | 70% | 40% |
Итак, надбавка за выслугу лет сохранится, однако ее значимость будет существенно снижена (в процентном выражении в среднем в два раза). Наиболее существенно это отразится на военных пенсионерах. Так, сегодня военным пенсионерам при выслуге лет от 22 до 25 лет исчисляется надбавка за выслугу лет в размере 65% от денежного содержания, но с 2012 г. она будет понижена до 30%, тем же, кто имеет выслугу 25 лет и более, она будет понижена с 70% до 40% от денежного содержания.
Как известно, в соответствии со ст. 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсии, назначаемые лицам, уволенным с военной службы, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, а для исчисления им пенсии учитываются:
1) оклады по последней штатной воинской должности;
2) оклады по воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях), присвоенному ко дню увольнения;
3) процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов (включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия).
С переходом на новую систему денежного довольствия военнослужащих указанные выше подходы при расчете военных пенсий сохранятся: по-прежнему военные пенсии будут исчисляться исходя из оклада по воинскому званию, оклада по должности и ежемесячной надбавки за выслугу лет, которые составляют денежное довольствие, учитываемое при исчислении военной пенсии. Исходя из этого следовало бы ожидать автоматического трехкратного увеличения военных пенсий в соответствии с ожидаемым трехкратным увеличением денежного содержания военнослужащих.
Однако этого не произойдет. Дело в том, что законопроект, подготовленный в Министерстве обороны Российской Федерации, предполагает внесение существенного изменения в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, устанавливающего, что военные пенсии будут рассчитывать только в размере 30% от денежного довольствия, учитываемого при исчислении военных пенсий.
Как заявила заместитель Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе В.Е. Чистова, пересчитать все военные пенсии исходя из новых окладов денежного содержания военнослужащих будет нереально, поскольку "это очень большие расходы для государства, для него они стали бы непосильной ношей"*(15).
Таким образом, с 1 января 2012 г. размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении военных пенсий, будет определяться лишь размером денежного содержания (оклад по званию и по должности) и процентной надбавкой за выслугу лет (заметим, в среднем пониженной в два раза), которые в совокупности составят порядка 65% от нового денежного довольствия военнослужащих, при этом расчет военной пенсии будет производиться лишь в размере 30% от того, что учитывается при исчислении военных пенсий.
Следует заметить, что денежное довольствие, учитываемое при исчислении военных пенсий, начиная с 1 января 2013 г. предполагается ежегодно увеличивать на 3,5%. Однако такого рода индексации представляются несущественными, поскольку они даже не адекватны прогнозным показателям инфляции в Российской Федерации.
Конкретные расчеты прогнозируемого с 2012 г. размера военных пенсий приведены В.Е. Чистовой в интервью "Российской газете": "Сейчас бывший командир взвода с достаточной для пенсии выслугой, скажем, 25 лет, после увольнения получает 6,9 тыс. руб. в месяц. В новой системе у него будет около 10 тыс. У командира полка пенсия вырастет с 10,7 до 18,5 тыс. Теперь возьмем высших офицеров. Командир дивизии, генерал-майор, выслуга 30 лет. Сегодня у него пенсия 12 с лишним тыс., будет более 22 тыс.".
Вместо комментариев хочется вновь повторить ставшее печальным афоризмом высказывание B.C. Черномырдина: "Хотели как лучше, а получилось как всегда". Очевидно, что вместо увеличения размера военных пенсий, адекватного предусмотренному трехкратному росту денежного довольствия военнослужащих, военным пенсионерам придется вновь довольствоваться лишь незначительным увеличением своих доходов, которое, как уже бывало не раз, неизбежно будет минимизировано инфляцией.
Внимательное изучение законопроекта "О денежном довольствии и других выплатах военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации" показывает, что с его введением одновременно планируется очередная "монетизация" льгот и преимуществ, гарантируемых военнослужащим Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Так, например, с 1 января 2012 г. члены семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, будут лишены права на бесплатный проезд к месту использования отпуска и обратно. Кроме того, будут упразднены денежные компенсации на санаторно-курортное лечение, а также право военнослужащих на 25%-ную оплату, а членов их семей на 50%-ную оплату стоимости путевок в ведомственные санатории, дома отдыха, пансионаты, детские оздоровительные лагеря и туристские базы.
Указанные изменения Федерального закона "О статусе военнослужащих" затронут и военных пенсионеров, которые с 2012 г. должны будут по полной стоимости оплачивать свой отдых в военных санаториях, пансионатах, домах отдыха и на турбазах. При этом, военным пенсионерам и их супругам уже не будет выплачиваться денежная компенсация на санаторно-курортное лечение. Право супругов военных пенсионеров на оплачиваемый проезд в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно пока сохраняется. Но как долго оно будет сохранено после того, как фактически подготовлено решение об отмене права членов семей военнослужащих на бесплатный проезд к месту использования отпуска и обратно?
Таким образом, определенное увеличение размеров военных пенсий (по официальным данным, в среднем на 70% к 2012 г.) будет сопровождаться утратой ряда льгот, в числе которых наиболее существенной является льгота по оплате путевок в ведомственные санаторно-курортные и оздоровительные учреждения. В этой связи становится очевидным, что на фоне инфляционных процессов такого рода военно-пенсионная "оптимизация" не сможет существенно повысить реальный уровень доходов военных пенсионеров.
Как известно, решением коллегии Министерства обороны Российской Федерации от 28 марта 2008 г. была утверждена "Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года", которая в отношении ветеранов военной службы декларирует следующие показатели: будет ликвидирована бедность среди ветеранов военной службы, они получат достойную пенсию, составляющую не менее 80% от объема денежного довольствия по последней воинской должности, а также возможность в полном объеме использовать систему военно-медицинских учреждений. Декларативность указанной стратегии и ранее была очевидной, теперь же, после знакомства с предстоящими изменениями военно-социального законодательства, окончательно становится ясно, что нынешние военно-пенсионные реформы вряд ли приведут к реальному улучшению положения военных пенсионеров.
Военные пенсионеры обоснованно полагают, что, поступая на военную службу, они делегировали государству право распоряжаться своей судьбой и жизнью, вследствие чего вправе ожидать от него повышенной социальной защиты. Однако этого, к сожалению не происходит.
В связи с вышесказанным было бы уместным напомнить, что в соответствии с Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников СНГ от 15 мая 1992 г., уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств - участников СНГ и Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 г., не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.
М.Ф. Гацко,
старший научный сотрудник 4-го ЦНИИ Минобороны России,
кандидат философских наук, заслуженный юрист Московской области
"Право в Вооруженных Силах", N 11, ноябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Мухин В. Военно-пенсионная отставка // Независимая газ. 2010. 21 мая.
*(2) Решение Комитета Государственной Думы по обороне от 8 октября 2009 года N 62/1 "О заключении на проект федерального закона N 258591-5 "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" [Электронный ресурс]. URL: asozd2. duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf.
*(3) Бюджетное послание Президента Российской Федерации Д.А. Медведева "О бюджетной политике в 2011-2013 годах" от 29 июня 2010 г. // (официально опубликован не был).
*(4) Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ (с изменениями и дополнениями); Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ.
*(5) Приложение к Докладу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2005 г.
*(6) Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации "О докладе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации" от 16 марта 2007 г. N 92-СФ.
*(7) Послание Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г.
*(8) Указ Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. N 176 "Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров" от 1 сентября 2010 г. N 1091.
*(9) Гаврилов Ю. Доплату умножаем на четыре // Рос. газ. 2010. 3 сент.
*(10) Послание Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г.
*(11) Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год "Права - не дают, права - берут" (Москва, 17 февраля 2010 г.).
*(12) Сообщение Минздравсоцразвития России // Рос. газ. 2010 г. 29 июля.
*(13) Проект федерального закона "О денежном довольствии и других выплатах военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации" размещен на сайте военного ведомства (www.mil.ru).
*(14) Служба у довольствия (Интервью "Российской газете" заместителя Министра обороны по финансово-экономической работе В.Е. Чистовой) // Рос. газ. 2010. 22 апр.
*(15) Финансовому обеспечению - новый облик // Красная звезда. 2010. 3 февр.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Военно-пенсионная минимизация
Автор
М.Ф. Гацко - старший научный сотрудник 4-го ЦНИИ Минобороны России, кандидат философских наук, заслуженный юрист Московской области
"Право в Вооруженных Силах", 2010, N 11