Федеральный закон вступил в силу, а вопросы получения выплаты остались...
И вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые,
а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.
Евангелие от Луки, 11:6
В правовом государстве система социальной защиты граждан представляет собой механизм, для запуска которого достаточно простого обращения граждан в органы социальной защиты. При этом, гражданину гарантированы условия, необходимые для реализации его права на социальную помощь. Все затраты, связанные с удостоверением права гражданина на получение социальной помощи, оформлением необходимых документов и выплатой соответствующих пособий и денежных компенсаций, осуществляются органом социальной защиты. В нашем же государстве в лице законодателя система социальной защиты граждан, имеющих детей, представляет собой "неопределенный вид бюрократического удава" с длинным перечнем дублирующих документов, необходимых для представления в органы социальной защиты. Например, для чего нужна справка о составе семьи для получения денежной компенсации за посещение ребенком дошкольного учреждения, когда и так имеются документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о браке, свидетельства о рождении детей и соответствующие отметки в паспорте граждан)? Существующая система социальной помощи населению, по мнению автора настоящей статьи, действует по принципу: попробуйте докажите нам, что вам что-то положено от государства, и только тогда "добро пожаловать к нам". Подтверждением этому утверждению является анализ наиболее вероятной реализации недавно принятого Федерального закона.
В зависимости от сложившихся на настоящий момент времени экономических возможностей государства изменяется и действующее законодательство. Во время мирового финансового кризиса временно, до 1 января 2011 г., Федеральным законом от 17 декабря 2009 г. N 313-ФЗ были приостановлены выплаты денежных компенсаций за неиспользованные путевки в санаторно-курортные организации в 2010 г. для детей военнослужащих, а также для детей соответствующей категории граждан, уволенных с военной службы.
Однако совсем недавно Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 22 июля 2010 г. N 159-ФЗ соответствующие пункты Федерального закона N 313-ФЗ были признаны утратившими силу, а ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дополнена п. 4.1, в соответствии с которым военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, один раз в год производится выплата для оплаты стоимости путевок их детей в возрасте от шести лет шести месяцев (либо не достигших указанного возраста, но зачисленных в общеобразовательные учреждения для обучения по образовательным программам начального общего образования) до 15 лет включительно в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, в размере до 10 800 руб. на каждого ребенка. Увеличение (индексация) максимального размера выплаты, установленного указанным выше пунктом, производится в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, в которых определяются размер и сроки установления такого увеличения (индексации). Порядок установления размера выплаты и порядок ее производства определяются Правительством Российской Федерации.
Указанные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.
Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступил в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Текст Федерального закона был опубликован в "Российской газете" от 26 июля 2010 г. N 163, в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 30, ст. 3990.
Таким образом, с 5 августа 2010 г. указанный Федеральный закон вступил в силу. Военнослужащие, уволенные с военной службы и подавшие своевременно, до 1 мая, рапорты на получение выплаты по месту получения денежного довольствия, на взгляд автора настоящей статьи, могут претендовать на данные выплаты. Но у них возникнут сложности в их получении, так как они исключены из списков личного состава воинских частей. Можно предположить, что уволенные военнослужащие, имеющие право на пенсию, могут обратиться за получением выплаты в отдел военного комиссариата по месту получения военной пенсии, но, по мнению автора, у них также возникнут сложности с получением этой выплаты за 2010 г., так как работники отделов (центров) социального обеспечения военных комиссариатов на вполне законных основаниях укажут им на то, что заявления должны были быть поданы до 1 мая 2010 г. (со ссылкой на норму Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911). Категория граждан, уволенных с военной службы, не имеющих права на пенсию, будет находиться в более затруднительном положении, особенно те из них, кто уехал на постоянное место жительства в другие населенные пункты, расположенные далеко от места дислокации воинских частей. Но в самом затруднительном положении окажутся те граждане, уволенные с военной службы, которые не имеют права на пенсию и которым будет некуда обращаться, например, в связи с расформированием воинских частей. И это несмотря на то, что, повторюсь, вышеуказанные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.
С почти 100%-ной уверенностью автор может прогнозировать, что теперь гражданам, уволенным с военной службы в 2010 г., и тем, кому предстоит увольнение в 2010 г., придется идти в суд и доказывать свое право на получение данной выплаты в судебном порядке. Невольно приходишь к выводу, что логика нашего государства сводится в рассматриваемом случае к простому постулату: закон приняли, но, кто уже уволился в 2010 г. с военной службы, тот опоздал. А то, что вышеназванный Федеральный закон распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г., так это для тех, кто проходит военную службу и умудрился (в условиях приостановления действия нормы Закона) подать соответствующий рапорт до 1 мая. Механизм реализации законодательных изменений по вышеуказанной выплате обязательно даст сбой для граждан, уволенных с военной службы в 2010 г. А закрепленные Федеральным законом "О статусе военнослужащих" социальные гарантии военных пенсионеров, в том числе о том, что никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации, окажутся не способными противостоять логике работников социального обеспечения военных комиссариатов, которые могут заявить буквально следующее: "Вы до 1 мая 2010 г. еще не были военным пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, а заявления в данных случаях пишутся только до 1 мая 2010 г." и будут, на взгляд автора, совершенно правы. И что остается бывшему служивому в такой непонятной для него ситуации: при обращении в воинскую часть, орган военного управления, в котором он проходил военную службу по контракту, ему будет дан исчерпывающий ответ о том, что он уже исключен из списков личного состава воинской части и расчет по денежному довольствию и по другим выплатам и денежным компенсациям с ним произведен в полном объеме; при обращении в военный комиссариат скажут, что опоздал с подачей заявления. В результате остается одна проторенная дорога - в суд.
А.В. Ефремов,
начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики
"Право в Вооруженных Силах", N 11, ноябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Федеральный закон вступил в силу, а вопросы получения выплаты остались...
Автор
А.В. Ефремов - начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики
"Право в Вооруженных Силах", 2010, N 11