О правомерности привлечения к дисциплинарной ответственности военнослужащего, который за совершение административного правонарушения привлечен к административной ответственности
I. Об изменениях в законодательстве Российской Федерации об административной и дисциплинарной ответственности военнослужащих
Концепция юридической ответственности военнослужащих в Российской Федерации с 2002 г. по настоящее время подверглась ряду изменений.
По состоянию на 30 июня 2002 г. действовала редакция ст. 28 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следующего содержания:
"Статья 28. Ответственность военнослужащих за правонарушения
1. Военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.
2. За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.
Командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные их подчиненными, за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступления, а также в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц.
3. За административные правонарушения (нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил) военнослужащие несут ответственность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного ареста. За остальные административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в порядке, определенном общевоинскими уставами.
4. За материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с федеральным законом о материальной ответственности военнослужащих.
5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, военнослужащие несут гражданско-правовую ответственность.
6. За совершенные преступления военнослужащие несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации".
В связи с вступлением в силу Федерального закона "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ с 1 июля 2002 г. утратил силу п. 3 ст. 28 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ.
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с 1 июля 2002 г. была предусмотрена административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов:
"Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов
Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа".
С принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих" от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ с 1 января 2007 г. вступила в силу новая редакция ст. 28 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Федеральный закон "О статусе военнослужащих" был дополнен ст.ст. 28.1-28.10, устанавливающими основания и порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности.
Указанные изменения и дополнения были обусловлены необходимостью приведения ограничений прав и свобод военнослужащих в соответствие с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы граждан могут быть ограничены только федеральным законом. Ранее основания и порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности определялись общевоинскими уставами.
С 1 января 2007 г. ст. 28 Федерального закона "О статусе военнослужащих" действует в следующей редакции:
"Статья 28. Ответственность военнослужащего
1. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Основания и порядок привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности, установленные настоящим Федеральным законом, распространяются на военнослужащих, отбывающих наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части, если иное не установлено Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации".
Кроме того, Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих" от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ (ст. 4) в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях были внесены следующие изменения:
1) ст. 2.5 изложена в новой редакции:
"Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания
1. За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.
2. За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1-5.26, 5.45-5.52, 5.56, 6.3, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, статьей 17.7, статьями 18.1-18.4 и статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях";
2) ст. 24.5 была дополнена ч. 2 следующего содержания"
"2. В случае, когда административное правонарушение совершено лицом, указанным в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности";
3) ст. 28.9 КоАП Российской Федерации была дополнена ч. 2 следующего содержания:
"2. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному частью 2 статьи 24.5 настоящего Кодекса, со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности".
Таким образом, начиная с 1 января 2007 г. законодатель разграничил административную и дисциплинарную ответственность военнослужащих, предусмотрев, что за административные правонарушения, предусмотренные ст.ст. 5.1-5.26, 5.45-5.52, 5.56, 6.3, гл. 8, ст. 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), гл. 12, 15 и 16, ст. 17.7, ст.ст. 18.1-18.4 и ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП РФ, военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях, а за иные административные правонарушения несут дисциплинарную ответственность, что обусловило индивидуализацию и дифференциацию административной и дисциплинарной ответственности военнослужащих.
II. О некоторых вопросах привлечения военнослужащих к дисциплинарной или административной ответственности за административные правонарушения
Согласно п. 1 ст. 28.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, т.е. за противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.
В соответствии с абз. 20 п. 2 ст. 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих" административное правонарушение, за которое военнослужащий в соответствии с КоАП РФ несет дисциплинарную ответственность, является грубым дисциплинарным проступком.
На практике довольно часто возникают вопросы, связанные с нарушением военнослужащими законодательства в области дорожного движения.
Исходя из системной взаимосвязи положений ст. 2.5 КоАП Российской Федерации и Федерального закона "О статусе военнослужащих" можно сделать следующие выводы:
1) за административные правонарушения, предусмотренные статьями гл. 12 КоАП Российской Федерации (административные правонарушения в области дорожного движения), военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях;
2) за иные административные правонарушения, не указанные в ст. 2.5 КоАП РФ, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность. Административное правонарушение, за которое военнослужащий, в соответствии с КоАП РФ несет дисциплинарную ответственность, является грубым дисциплинарным проступком;
3) согласно КоАП Российской Федерации являются административными правонарушениями:
- нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ст. 12.24);
- управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ст. 12.8);
- невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26).
В соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (ст. 28.5) нарушение правил управления транспортными средствами или их эксплуатации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека; исполнение обязанностей военной службы в состоянии опьянения, а также отказ военнослужащего от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения являются грубыми дисциплинарными проступками.
Указанные административные правонарушения и грубые дисциплинарные проступки имеют схожую общественную опасность (вредность), что выражается в причинении или создании угрозы причинения ущерба охраняемым административным и дисциплинарным законодательством социальным ценностям (объектам). Вместе с тем, они различаются по виду противоправности (запрещенности общественно опасного (вредного) деяния административным или дисциплинарным законом). Одни нарушения закреплены в КоАП РФ, другие - в Федеральном законе "О статусе военнослужащих".
При наступлении правовой коллизии необходимо руководствоваться положениями ст. 2.5, ч. 2 ст. 24.5, ч. 2 ст. 28.9 КоАП Российской Федерации и п. 1 ст. 28.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", которые исключают привлечение военнослужащих за правонарушения, включенные в гл. 12 ("Административные правонарушения в области дорожного движения") КоАП РФ, к дисциплинарной ответственности.
III. О правомерности увольнения с военной службы военнослужащего в связи с невыполнением им условий контракта за совершение административного правонарушения в области дорожного движения, за которое он несет административную ответственность на общих основаниях
Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (ст.ст. 50, 51) предусмотрены общие положения и основания увольнения с военной службы.
В соответствии с п. 2 ст. 28.4 Федерального закона "О статусе военнослужащих" за дисциплинарный проступок к военнослужащему может применяться дисциплинарное взыскание - досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
Включение в формулировку указанного основания увольнения термина "невыполнение" свидетельствует о том, что это основание увольнения может быть применено лишь в случае, если военнослужащим допущено существенное нарушение (невыполнение) условий контракта.
Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации разъяснило, что по вышеуказанному основанию могут быть досрочно уволены военнослужащие, систематически совершавшие деяния, не совместимые со взятыми на себя обязательствами по контракту о прохождении военной службы, при условии применения к ним дисциплинарной практики в порядке, предусмотренном Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации (см. указание Главного управления кадров и военного образования Министерства обороны Российской Федерации от 16 апреля 1998 г. N 173/2/599, с изменениями, внесенными указанием от 10 июля 1998 г. N 173/2/1102).
Часть вторая ст. 29 Всеобщей Декларации прав человека провозглашает, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе; ст. 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1963 г., закрепляет положение в том, что ограничение прав определяется законом, и только постольку, поскольку это совместимо с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.
Рассматривая положения подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" во взаимосвязи с п. 2 ст. 28.4 Федерального закона "О статусе военнослужащих", необходимо учитывать, что увольнение с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта не может осуществляться иначе как в порядке реализации дисциплинарного взыскания.
В противном случае создавалась бы угроза нарушения конституционного права на труд, реализуемого военнослужащими посредством прохождения военной службы (ст.ст. 37 и 59 Конституции Российской Федерации, ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), а также конституционных принципов справедливости, соразмерности и равенства (преамбула, ст.ст. 1, 19 и 55 Конституции Российской Федерации), которые должны соблюдаться при привлечении лиц к любым видам ответственности, включая дисциплинарную. Кроме того, оказывалась бы невозможной эффективная судебная проверка решений о наложении на военнослужащих дисциплинарных взысканий и, следовательно, существенно снижался бы уровень конституционной гарантии судебной защиты (ст. 46, чч. 1 и 2, Конституции Российской Федерации), что недопустимо.
Согласно п. 3 ст. 28.4 Федерального закона "О статусе военнослужащих" досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта применяется к военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, за исключением высших офицеров и курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования.
В соответствии со ст. 99 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495, дисциплинарное взыскание - досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта - применяется в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, за невыполнение им условий контракта и исполняется без его согласия.
Устанавливаемый Федеральным законом "О статусе военнослужащих" с учетом Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности имеет свою специфику, которая обусловливается характером военной службы, предъявляющей повышенные требования к дисциплине военнослужащих. Обеспечение таких требований может достигаться, в частности, более оперативной процедурой разбирательства, предшествующего наложению на военнослужащего дисциплинарного взыскания (вплоть до увольнения с военной службы), отличной от процедур, установленных в трудовом и уголовно-процессуальном законодательстве. Это, однако, не означает, что соответствующие положения Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации должны рассматриваться как допускающие такое разбирательство без письменной фиксации всех существенных фактов, связанных с совершенным дисциплинарным проступком (в том числе без истребования письменных объяснений военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности).
Исходя из принципа дифференциации административной и дисциплинарной ответственности военнослужащих военнослужащие, совершившие административные правонарушения, за которые они несут административную ответственность на общих основаниях, не должны привлекаться к дисциплинарной ответственности за указанные административные правонарушения.
Поскольку увольнение с военной службы военнослужащего в связи с невыполнением им условий контракта должно рассматриваться как реализация уполномоченным командованием дисциплинарного взыскания, постольку за совершение административного правонарушения, за которое он несет административную ответственность на общих основаниях, не должно применяться дисциплинарное взыскание - досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.
В силу ст. 46 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, ст. 6 (п. 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также ст. 14 (п. 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
С учетом вышесказанного, а также принимая во внимание то, что при обращении граждан в суд за защитой, суд в силу ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, должен вынести законное и обоснованное решение, обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на военной службе и подлежащим доказыванию командованием, является соблюдение им при применении к военнослужащему дисциплинарного взыскания вытекающих из ст.ст. 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции Российской Федерации и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а следовательно и дисциплинарной, ответственности, таких как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.
К.В. Фатеев,
доктор юридических наук, профессор
С.С. Харитонов,
кандидат юридических наук, доцент
"Право в Вооруженных Силах", N 11, ноябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О правомерности привлечения к дисциплинарной ответственности военнослужащего, который за совершение административного правонарушения привлечен к административной ответственности
Авторы
К.В. Фатеев - доктор юридических наук, профессор
С.С. Харитонов - кандидат юридических наук, доцент
"Право в Вооруженных Силах", 2010, N 11