Проведение должностными лицами органов военного управления административных расследований или служебных разбирательств как способ выявления преступлений, совершаемых военнослужащими
Способы выявления преступлений, совершаемых военнослужащими, не отличаются от способов выявления преступных деяний, совершаемых лицами, не имеющими статуса военнослужащих. Такими способами могут быть: проведение оперативно-разыскных мероприятий*(1); обнаружение признаков состава преступления без проведения ОРМ посредством проведения различных проверок, ревизий и т.п.; путем непосредственного обнаружения и фиксации признаков состава преступления; выявление признаков состава преступления путем получения информации от граждан. В каждом случае по факту выявления признаков состава преступления будет составлен документ, предусмотренный ст. 140 УПК РФ, который в последующем может послужить поводом для возбуждения уголовного дела. По сообщению о преступлении должна быть проведена проверка в соответствии со ст. 144 УПК РФ.
Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов, иными словами, начальники органов военного управления, являясь в соответствии со ст. 40 УПК РФ начальниками органа дознания, в случае выявления признаков состава преступления на основании ст. 146 УПК РФ, вправе принимать решение о возбуждении уголовного дела. Они могут использовать любые из перечисленных способов выявления преступлений, совершаемых военнослужащими, кроме ОРМ.
Однако существует такой непосредственно для этого не предназначенный, но эффективный способ выявления преступлений, совершаемых военнослужащими, как проведение органами военного управления служебных проверок в виде административных расследований, проводимых в установленных случаях*(2), и служебных разбирательств по дисциплинарным проступкам военнослужащих.
Прежде всего, считаем необходимым рассмотреть основания для проведения служебных разбирательств и административных расследований.
Принятию командиром (начальником) решения о применении к подчиненному военнослужащему дисциплинарного взыскания предшествует разбирательство, проводимое устно или письменно. Разбирательство проводится в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка*(3).
Административное расследование обязательно назначается и проводится*(4):
- в случае причинения материального ущерба;
- при необходимости выдачи свидетельства на списание суммы ущерба, причиненного военнослужащими, гражданским персоналом государству утратами материальных и денежных средств, когда сумма ущерба не может быть возмещена за счет виновных;
- для установления виновных лиц и размера нанесенного государству ущерба, а также определения необходимости отнесения части или полной суммы этого ущерба за счет государства;
- при обнаружении утрат, недостач или незаконного расходования материальных средств в целях выявления причин обнаруженных нарушений и виновных в этом лиц;
- по каждому случаю незаконного использования машин войскового назначения или перерасхода моторесурсов;
- при наличии пережога горючего;
- при утрате воинских перевозочных документов, незаконном использовании денежных средств на оплату воинских перевозок, для оплаты штрафов;
- при утрате денежного аттестата;
- при утрате бланков строгого учета;
- при утрате воинской частью контрольной книжки;
- в случае выявления переплаты пенсии (пособия);
- при утрате архивных дел и описей;
- при утрате или порче военнослужащим удостоверения личности;
- в каждом случае возвращения из войск начавшего военную службу солдата, матроса, неправильно призванного по состоянию здоровья;
- по каждому факту травмирования военнослужащего, повлекшего за собой временную или стойкую утрату трудоспособности (при отсутствии состава преступления), по рапорту начальника медицинской службы;
- в случае разглашения сведений, составляющих государственную тайну, а также утраты (хищения) секретных, совершенно секретных и особой важности документов (изделий);
- при несчастных случаях с гражданским персоналом и другими лицами (невоеннослужащими) в воинских частях;
- при несчастных случаях с гражданским персоналом;
- в случае происшествия;
- в других случаях, предусматриваемых законодательством.
Административное расследование в военных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации должно быть проведено не более чем в месячный срок*(5). В воинских частях внутренних войск МВД России административные расследования по фактам получения травм проводятся в срок до 10 суток*(6). Срок разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка не должен превышать 10 суток с момента, когда командиру стало известно о совершении военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, дисциплинарного проступка*(7).
Таким образом, целью проведения административных расследований и служебных разбирательств является установление лиц, виновных в причинении ущерба государству, в совершении дисциплинарных проступков и правонарушений без признаков состава преступления, установление обстоятельств получения травмы военнослужащими и гражданским персоналом, обстоятельств причинения материального ущерба и др. Такой функции, как выявление признаков состава преступления, административные расследования и служебные разбирательства не выполняют.
Если в ходе служебного разбирательства будут выявлены признаки преступления, то командир воинской части возбуждает уголовное дело, о чем немедленно уведомляет военного прокурора. Все материалы разбирательства, послужившие поводом для возбуждения уголовного дела, приобщаются к данному делу*(8).
Так, например, военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, совершил грубый дисциплинарный проступок в виде самовольного оставления воинской части. Как только данный факт выявлен, командиром воинской части назначается проведение разбирательства, в ходе которого устанавливаются очевидцы происшествия, причины совершения проступка и другие обстоятельства, подлежащие выяснению при привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности. В случае если нарушитель будет обнаружен менее чем через двое суток со дня оставления воинской части, разбирательство будет завершено с составлением протокола о грубом дисциплинарном проступок. Но если срок отсутствия военнослужащего составит более двух суток, в его действиях будут усматриваться признаки состава преступления, предусмотренного ст. 337 УК РФ (самовольное оставление части или места службы). Должностное лицо воинской части составляет рапорт об обнаружении признаков преступления и далее, в соответствии со ст. 145 УПК РФ, командиром воинской части принимается решение о возбуждении уголовного дела и передаче его по подследственности.
Кроме того, имели место случаи, когда в ходе проведения административных расследований по факту получения военнослужащими травм первоначально пострадавшие поясняли, что телесные повреждения были получены ими по личной неосторожности (например, в результате падения на скользком полу), но позже, при более тщательной проверке выяснялось, что травмы были причинены им сослуживцами в результате противоправных действий. Виновные лица в последующем привлекались к уголовной ответственности.
Ценность служебных разбирательств и административных расследований для выявления преступлений заключается в том, что после выявления признаков состава преступления и составления рапорта об обнаружении признаков преступления для принятия в соответствии со ст. 145 УПК РФ решения проведения длительной проверки сообщения о совершенном преступлении чаще всего не требуется, так как в ходе проведения служебного разбирательства (административного расследования) выполняется большой объем работы по составлению документов, в которых в большинстве случаев содержатся необходимые сведения о наличии (либо отсутствии) признаков состава преступления, а также о виновных лицах.
Таким образом, по мнению автора, все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что проведение административных расследований или служебных разбирательств является эффективным способом выявления преступных деяний, совершаемых военнослужащими.
Н.С. Кириченко,
соискатель кафедры криминалистики ФГОУ ВПО "Ростовский
юридический институт Министерства внутренних дел России"
"Право в Вооруженных Силах", N 11, ноябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Далее - ОРМ.
*(2) См. п. 99 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации 2001 г. N 10.
*(3) Пункт 81 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495.
*(4) Пункт 99 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
*(5) Пункт 107 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации. При этом, административные расследования по факту получения травм военнослужащими проводятся в течение трех суток с момента назначения расследования (п. 14 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 505).
*(6) Пункт 11 приказа главнокомандующего внутренними войсками МВД России "Об утверждении Инструкции о порядке проведения административного расследования по фактам получения травм военнослужащими и правового реагирования на них должностных лиц во внутренних войсках МВД России" от 4 октября 2001 г. N 398.
*(7) Пункт 3 ст. 28.8 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ.
*(8) Лопатин Д.В. Институт административного расследования дел о материальной ответственности военнослужащих: понятие и цели // Право и политика. 2007. N 1. С. 5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проведение должностными лицами органов военного управления административных расследований или служебных разбирательств как способ выявления преступлений, совершаемых военнослужащими
Автор
Н.С. Кириченко - соискатель кафедры криминалистики ФГОУ ВПО "Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел России"
"Право в Вооруженных Силах", 2010, N 11