Актуальные вопросы правового обеспечения избирательных прав военнослужащих при организации и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации*(1)
Конституция Российской Федерации в ст. 3 устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления, высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Поэтому, предстоящие в 2011 году очередные выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва актуализируют проблему реализации избирательных прав военнослужащих, как полноправных граждан Российской Федерации*(2). Вопросы обеспечения и реализации избирательных прав военнослужащих регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (далее - Федеральный закон о гарантиях), "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ (далее - Федеральный закон о выборах), Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 1997 года N 535 "Об обеспечении избирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской оборон чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и работников органов прокуратуры Российской Федерации". В соответствии с п. 3 ст. 25 Федерального закона о выборах Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК России) своим постановлением периодически утверждает Методические рекомендации по реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и публикует постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Военнослужащие имеют право быть избранными депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Согласно ст. 36, 37 Федерального закона о выборах указанные лица могут быть включены в федеральный список кандидатов любой политической партии, не являясь членами данной политической партии. Для включения в федеральный список кандидатов гражданин не позднее, чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов вправе обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией. В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем десятью членами политической партии, которые состоят в данном региональном отделении, она должна быть рассмотрена на конференции (общем собрании) регионального отделения политической партии при решении вопросов, связанных с участием политической партии в выборах.
Кандидатура, поддержанная конференцией (общим собранием) регионального отделения политической партии, подлежит рассмотрению на съезде политической партии при решении вопроса о выдвижении федерального списка кандидатов наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в федеральный список кандидатов. Политическая партия может по собственной инициативе, в соответствии с ее уставом, принять решение о включении гражданина Российской Федерации, не являющегося членом данной политической партии, в выдвигаемый ею федеральный список кандидатов, при наличии письменного заявления этого гражданина о согласии баллотироваться в составе федерального списка кандидатов и при условии, что данный гражданин не является членом иной политической партии. Кандидат может быть включен только в один федеральный список кандидатов и упоминаться в этом списке только один раз. Военнослужащий, включенный в федеральный список кандидатов, представляет в соответствующее региональное отделение политической партии заявление о согласии баллотироваться в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого данной политической партией, с обязательством, в случае избрания, приостановить военную службу со дня избрания на весь срок депутатских полномочий или уволиться со службы, а также представить сведения, предусмотренные ч. 4 ст. 38 Федерального закона о выборах.
Для участия в избирательной кампании военнослужащий со дня регистрации его в качестве кандидата до дня официального опубликования результатов выборов должен быть освобожден соответствующим руководителем от выполнения общих, должностных и специальных обязанностей военной службы, в том числе военных сборов, учебных занятий и иных служебных обязанностей согласно рапорту (заявлению) о предоставлении отпуска (ч. 1 ст. 47 Федерального закона о выборах). Заверенная копия соответствующего приказа (распоряжения) представляется в ЦИК России уполномоченным представителем политической партии не позднее, чем через пять дней со дня регистрации федерального списка кандидатов, в который включен такой кандидат (ч. 2 ст. 46 Федерального закона о выборах). На военнослужащих, являющихся кандидатами в депутаты, распространяются все права и обязанности, предусмотренные ст.ст. 45, 46 и 47 Федерального закона о выборах.
Военнослужащий, зарегистрированный в качестве кандидата, в течение срока, указанного в ч. 1 и 2 ст. 47 Федерального закона, по инициативе командования (руководства) не может быть уволен с военной службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу (место службы), а также направлен в командировку. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в срок службы (трудовой стаж). Военнослужащие, в случае избрания, приостанавливают военную службу на весь срок полномочий депутатов Государственной Думы или увольняются по собственному желанию с начала срока полномочий в качестве депутатов Государственной Думы. В течение срока полномочий депутат Государственной Думы вправе уволиться с военной службы по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством (п. 4 ст. 25 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").
Реализацию избирательных прав военнослужащих обеспечивают избирательные комиссии во взаимодействии с органами военного управления, соединениями, воинскими частями и иными воинскими формированиями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - воинские части), оказывающими содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий. Вопросы организации голосования военнослужащих, членов их семей и других избирателей, проживающих на территории воинской части, на общих избирательных участках решаются территориальными избирательными комиссиями по согласованию с командирами воинских частей, расположенных на соответствующей территории. Избирательные участки на территориях воинских частей, расположенных в местностях, удаленных от населенных пунктов, образуются по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации командирами воинских частей не позднее, чем за 50 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее, чем за пять дней до дня голосования. Инициатива по образованию таких участков должна исходить от командира воинской части, обеспечивающего реализацию избирательных прав подчиненных ему военнослужащих.
Командир воинской части в соответствии со ст. 61 Федерального закона о гарантиях выделяет помещение для участковой избирательной комиссии и помещение для голосования вне территории режимных объектов и обеспечивает доступ в эти помещения всем членам участковой избирательной комиссии, членам и работникам аппаратов вышестоящих избирательных комиссий, уполномоченному представителю политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, либо кандидату из указанного списка, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям и представителям средств массовой информации в порядке, установленном ст. 29 Федерального закона о выборах. При этом должны соблюдаться предписания других законов и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность воинских частей.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона о выборах, списки избирательных участков с указанием их номеров и границ либо перечня населенных пунктов (если избирательный участок образован на территории нескольких населенных пунктов), мест нахождения участковых избирательных комиссий, помещений для голосования и номеров телефонов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения не позднее, чем за 45 дней до дня голосования. В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона о выборах при опубликовании (обнародовании) приведенных сведений об избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, текст публикуемого материала в обязательном порядке согласовывается с командиром соответствующей воинской части или лицом его замещающим. В тексте не должны содержаться сведения, не подлежащие разглашению.
Сведения для составления списков избирателей представляются в соответствующую избирательную комиссию (территориальную или участковую) командиром воинской части. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, включаются в список избирателей на избирательном участке по месту прохождения службы на основании приказа командира воинской части о зачислении их в списки личного состава воинской части. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, члены их семей и иные избиратели, проживающие в пределах воинской части, включаются в список избирателей на избирательном участке по месту нахождения воинской части на основании факта нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, который устанавливается соответствующей службой воинской части или органами ФМС России. Военнослужащие, зарегистрированные по месту жительства за пределами расположения воинской части, включаются в список избирателей по месту жительства на общих основаниях*(3).
В соответствии с ч. 7 ст. 16 Федерального закона о выборах военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской части, в длительной командировке, не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, могут быть решением участковой избирательной комиссии включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее, чем за три дня до дня голосования. Военнослужащие, проживающие за пределами территории Российской Федерации в пределах расположения воинской части, если на ее территории образован избирательный участок, включаются в список избирателей на основании сведений, представленных в соответствующую участковую избирательную комиссию командиром воинской части. Военнослужащий может быть включен в список избирателей и голосовать только на одном избирательном участке. При включении военнослужащего в список избирателей на избирательном участке по месту временного пребывания участковая избирательная комиссия немедленно сообщает об этом в вышестоящую территориальную избирательную комиссию. Порядок взаимодействия участковых и вышестоящих избирательных комиссий по соблюдению требований ч. 1 ст. 16 Федерального закона определяется Инструкцией о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и на выборах Президента Российской Федерации, утверждаемой постановлением ЦИК России.
В соответствии с ч. 5 ст. 41 Федерального закона о выборах сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов осуществляется по месту жительства и в других местах, где проведение предвыборной агитации и сбор подписей не запрещены. Поскольку агитация в расположении воинских частей запрещена (ч. 7 ст. 60 Федерального закона о выборах; п. 2 ст. 24 Федерального закона "Об обороне"), сбор подписей там также запрещен. При сборе подписей следует учитывать установленные в ч. 6 ст. 41 Федерального закона о выборах ограничения, запрещающие сбор подписей избирателей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи. Пункт 5 ч. 4 ст. 46 Федерального закона о выборах, устанавливающий ограничения, связанные с должностным или со служебным положением, не допускает участия в сборе подписей командования воинских частей.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной тайне" сведения о дислокации и численности войск составляют государственную тайну. В связи с этим, для организации голосования военнослужащих на общем избирательном участке в составы участковой избирательной комиссии и соответствующей территориальной комиссии включаются, в качестве членов комиссии с правом решающего голоса, представители воинской части. Представители воинской части в составе участковой избирательной комиссии наряду с выполнением общих для членов избирательной комиссии задач в день голосования выдают избирателям по списку избирателей воинской части избирательные бюллетени, которые после заполнения опускаются в общие для всех стационарные ящики для голосования или в технические средства подсчета голосов избирателей. После окончания голосования и подсчета голосов представители воинской части в составе участковой избирательной комиссии передают списки избирателей воинской части по акту на хранение командиру воинской части. По истечении сроков хранения, установленных ч. 3 ст. 88 Федерального закона (не менее одного года со дня официального опубликования результатов выборов), списки избирателей воинской части уничтожаются по акту, первый экземпляр которого направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию. Уничтожение списков избирателей производится в соответствии с Порядком хранения, передачи в архив и уничтожения по истечении сроков хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утверждаемым постановлением ЦИК России.
При образовании избирательного участка непосредственно в воинской части, расположенной в обособленном, удаленном от населенных пунктов районе, состав участковой избирательной комиссии в количестве, установленном ст. 21 Федерального закона о выборах, формируется вышестоящей территориальной избирательной комиссией не ранее, чем за 30 дней и не позднее, чем за 23 дня до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее, чем за три дня до дня голосования. Руководство деятельностью участковых избирательных комиссий избирательных участков, образованных на территории воинских частей, осуществляется соответствующими территориальными избирательными комиссиями.
Образование избирательных участков и формирование участковых избирательных комиссий непосредственно в воинских частях, находящихся за пределами территории Российской Федерации, осуществляется командирами этих воинских частей по согласованию с дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации в этих странах. Участковые избирательные комиссии избирательных участков, образованных в воинских частях, осуществляют свои полномочия в соответствии со ст. 28 Федерального закона о выборах.
Военнослужащие могут быть назначены уполномоченными представителями политической партии, представив письменное заявление о своем согласии, при этом они не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Военнослужащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения общих, должностных и специальных обязанностей военной службы, служебных обязанностей на период осуществления полномочий доверенного лица. В соответствии с ч. 4 ст. 48 Федерального закона о выборах на период осуществления полномочий доверенного лица командир воинской части обязан предоставлять доверенному лицу по его просьбе неоплачиваемый отпуск. Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившей их политической партии. Доверенное лицо не имеет полномочий наблюдателя.
Территориальные избирательные комиссии обеспечивают избирательные участки, образованные в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах или за пределами Российской Федерации, а также воинские части, избиратели которых голосуют на общих избирательных участках, информационными материалами обо всех федеральных списках кандидатов, внесенных в избирательный бюллетень, и о выдвинувших их политических партиях, оформленными в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 72 Федерального закона и не содержащими признаков предвыборной агитации. Информационные предвыборные материалы, полученные от избирательных комиссий, вывешиваются в доступных для военнослужащих местах. Командиры воинских частей и подразделений обеспечивают военнослужащих информационными материалами, размещаемыми в средствах массовой информации. Такое распространение информации не должно носить агитационный характер и не должно нарушать равенство прав политических партий.
В соответствии с п. 2 и 3 ч. 7 ст. 55 Федерального закона о выборах запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы воинским частям, а также военнослужащим при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения. Частью 7 ст. 60 Федерального закона о выборах не допускается ведение предвыборной агитации в расположении воинских частей, за исключением случая, когда единственное здание или помещение, пригодные для проведения собраний, находится в расположении воинской части. Такое здание или помещение предоставляется для проведения встреч представителей политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, с избирателями из числа военнослужащих командиром воинской части по запросу избирательной комиссии субъекта Российской Федерации либо по ее поручению по запросу территориальной избирательной комиссии. Эти ограничения согласуются с п. 2 ст. 24 Федерального закона "Об обороне", в соответствии с которым в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах запрещается ведение любой политической пропаганды и агитации, в том числе предвыборной. Встречи представителей политических партий с избирателями из числа военнослужащих обеспечивает командир воинской части совместно с соответствующей избирательной комиссией. При этом соответствующая избирательная комиссия оповещает уполномоченных представителей или доверенных лиц иных политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, о времени и месте встречи не позднее, чем за три дня до ее проведения, а также обеспечивает равные условия проведения таких мероприятий для всех политических партий. Согласно ч. 4 ст. 60 Федерального закона о выборах, в случае предоставления помещения политической партии, командир воинской части не позднее дня, следующего за днем предоставления помещения, обязан уведомить в письменной форме избирательную комиссию субъекта Российской Федерации о факте предоставления помещения, об условиях, на которых оно было предоставлено, а также о том, когда это помещение может быть предоставлено, в течение агитационного периода, другим политическим партиям.
Агитационный период начинается со дня выдвижения политической партией федерального списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. Кандидаты из числа военнослужащих в период избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Командир воинской части обязан обеспечить соблюдение положений ст. 7 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которой военнослужащим предоставлено право на получение информации, а также право в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части.
Реализация военнослужащими активного избирательного права может осуществляться, в определенных законодательством случаях, с использованием открепительных удостоверений, а также путем досрочного голосования. Согласно ч. 2 ст. 74 Федерального закона о выборах военнослужащие, которые не будут иметь возможность прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где они включены в список избирателей, в день голосования (нахождение в длительной служебной командировке, в больнице, в других местах временного пребывания), вправе получить в соответствующей территориальной (за 45-20 дней до дня голосования) либо участковой (за 19 и менее дней до дня голосования) избирательной комиссии данного избирательного участка открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором они будут находиться в день голосования. В соответствии с ч. 1 ст. 75 Федерального закона о выборах голосование на избирательных участках проводится с 8 до 20 часов по местному времени. О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей через средства массовой информации или иным способом не позднее, чем за 20 дней до дня голосования (ч. 2 ст. 75 Федерального закона о выборах).
В соответствии с ч. 1 ст. 76 Федерального закона о выборах избирательные комиссии субъектов Российской Федерации вправе разрешить досрочное голосование. Досрочное голосование может проводиться не ранее, чем за 15 дней до дня голосования избирателями одного или нескольких избирательных участков, образованных на находящихся в плавании кораблях и судах Военно-морского флота, Пограничной службы ФСБ России, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, а также в воинских частях, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях. В этом случае досрочное голосование проводится с соблюдением требований, предусмотренных ст. 75 Федерального закона о выборах, и сразу по его окончании проводится подсчет голосов избирателей и устанавливаются итоги голосования в соответствии с требованиями ст. 79 Федерального закона о выборах. Допускается досрочное голосование (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) отдельных групп избирателей воинской части, включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке, с разрешения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в случае, если эти группы избирателей в день голосования в связи с выполнением задач военной службы (в составе дежурных сил, в караулах и т.п.) будут находиться в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (в труднодоступных и отдаленных местностях и т.п.). Командир воинской части совместно с председателем участковой избирательной комиссии при наличии реальной необходимости в досрочном голо совании всех избирателей избирательного участка или группы избирателей направляют в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации обращение с обоснованием необходимости досрочного голосования и при положительном решении не позднее, чем за пять дней до дня досрочного голосования (ч. 2 ст. 75 Федерального закона о выборах) совместно с территориальной избирательной комиссией оповещают избирателей, уполномоченных представителей или доверенных лиц политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, о дне, месте и времени голосования, обеспечивают доступ уполномоченных представителей политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, либо кандидатов из указанных списков, наблюдателей и представителей средств массовой информации в помещение для голосования. Досрочное голосование вне помещения для голосования организуется в соответствии с требованиями ст. 76 Федерального закона о выборах.
Финансирование расходов избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных командирами воинских частей, производится федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств, выделенных им ЦИК - России на проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской - Федерации.
Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, в соответствии со ст. 75 Федерального закона о гарантиях, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. За нарушение избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов федеральными законами предусмотрена уголовная и административная ответственность*(4).
Реализация избирательных прав военнослужащих на основе действующего законодательства и личного правосознания является добровольным выражением гражданской жизненной позиции, влияющей на выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, и обеспечивается избирательными комиссиями во взаимодействии с соответствующими органами военного управления, командирами и начальниками.
В.П. Волков,
член Центральной избирательной комиссии РФ,
кандидат юридических наук, доцент,
заслуженный юрист Российской Федерации
О.В. Дамаскин,
член Общественного научно-методического
консультативного совета при Центральной
избирательной комиссии, доктор юридических наук,
профессор, заслуженный юрист Российской Федерации
"Право в Вооруженных Силах", N 11, ноябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статья публикуется в авторской редакции.
*(2) Волков В.П., Дамаскин О.В., Шапиев С.М. Некоторые проблемы и пути их решения для обеспечения законности избирательного процесса в Российской Федерации. М., 2009; Волков В.П., Дамаскин О.В. Проблемы обеспечения конституционной законности избирательного процесса в интересах укрепления российской государственности. М., 2009; Красинский В.В. Правовое обеспечение защиты конституционного строя России в избирательном процессе. М., 2010.
*(3) Курсанты и слушатели военных образовательных учреждений профессионального образования, образовательных учреждений системы МВД России, МЧС России, обучающиеся по очной форме обучения и зарегистрированные по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), включаются в список избирателей по месту нахождения общежития (образовательного учреждения).
*(4) Избирательное право в судебной практике. М., 2008.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Актуальные вопросы правового обеспечения избирательных прав военнослужащих при организации и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Авторы
В.П. Волков - член Центральной избирательной комиссии РФ, кандидат юридических наук, доцент,
заслуженный юрист Российской Федерации
О.В. Дамаскин - член Общественного научно-методического консультативного совета при Центральной
избирательной комиссии, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации
"Право в Вооруженных Силах", 2010, N 11