Выбор стратегии финансирования для обеспечения роста компании
Любая финансовая стратегия должна быть реалистичной и достигать ожидаемого результата, желаемого менеджерами и руководством, а не становиться зря потраченным временем на ее разработку, обсуждение и утверждение.
Реалистичная стратегия - это компромисс между своими желаниями и собственной критической оценкой, а нереалистичная - это несбыточная мечта, ясная для окружающих, но непонятная менеджменту, возникающая из-за обыденной переоценки себя как компании или просто из-за незнания внешних требований в вопросе финансового заимствования.
Какими бы красивыми словами мы не называли стратегию финансирования - по сути это просто поиск денег для каждой компании в своей индивидуальной красочной упаковке.
В вопросе финансового обеспечения роста важна цель. Это не всегда есть прибыль, а возможно, например, и просто капитализация за счет оборота выручки.
И задача поиска денег интерпретируется как вопрос: "А кто даст и сколько? И на каких условиях?". То есть она напрямую связана с оценкой собственных рисков: чем выше риски, тем сложнее найти инвесторов.
Верным шагом станет начать стратегию с анализа собственных рисков, как если бы их оценивал внешний заимодатель. Эта оценка и есть ключевой фактор успеха всего мероприятия. После кризиса практически все заимодатели пересмотрели свои требования к заемщикам в сторону ужесточения и для них, конечно, лучший заемщик тот, для которого заемные деньги вообще не нужны.
Что происходит на рынке заемных средств
В сегменте банковских кредитов предлагаемых средств больше, чем на них есть заемщиков, подходящих под требования банков. На сегодня я бы оценил эту ситуацию как конкурентную борьбу банков за заемщиков, а не, борьбу клиентов за банки, как было раньше.
Это вызвано рядом объективных факторных изменений.
Во-первых, с рынка ссудных средств практически ушли девелоперы, объем потребления кредитов которых на порядки отличается от потребностей регулярного, а не проектного бизнеса. После кризиса у банков остался проблемный кредитный портфель, часть которого была переведена в их непрофильные активы. И сейчас финансирование проектного бизнеса, который по своему характеру является венчурным, рассматривается заимодателями с особой осторожностью, при этом многие банки сейчас вообще отказались от такого вида кредитования.
Во-вторых, кризис показал "шаткость" многих компаний, связанную с недооценкой собственных рисков. Они взяли денег больше допустимого уровня безопасности. И сейчас многие пересматривают свой подход к допустимому объему привлечений, снижая эту потребность до менее рискованного уровня.
В-третьих, из-за ужесточения требований банков к кредитному обеспечению, что отсеяло приличное количество потенциальных заемщиков.
В сегменте прочих заемных средств, например, мезонинного финансирования или финансирования с долевым участием - настороженность. И каждый шаг кажется сложным.
Не буду здесь говорить о публичном размещении: этот процесс после кризиса очень сложный, не быстрый и пока еще не восстановившийся.
При всем этом, рыночные ставки по кредитам привлекательны для заемщиков, так как они стали соизмеримы и даже ниже рентабельности бизнеса. Сейчас по рублевым кредитам минимальная эффективная ставка - 10% годовых. Если раньше кредитные ставки не имели больших отклонений максимума от минимума, то сейчас в тенденции их понижения такая разница значительна и может достигать 100%. Это и кредиты прошлого года у тех банков, которые не пошли на разумное снижение в течение периода; это и кредиты сегодняшнего дня для тех банков, которые занимаются венчурным кредитованием.
Несмотря на привлекательность ставок, предложение перекрывает потребность.
Многие акционеры не только поняли, но и почувствовали на себе, что не обоснованный рисками объем привлечения может быть не только средством развития бизнеса, но и его потерей.
В вопросе привлечения сейчас доминирует не тема "взять все, что можно", а тема "взять столько, чтобы не было риска потери бизнеса".
Интересным параметром такой оценки является собственный оборотный рабочий капитал компании (далее - СОРК) или разница между оборотными активами и всеми обязательствами. Многие компании работали на отрицательном СОРКе, считая это правильным. И, пользуясь долгим амортизационным периодом по кредитам, поддерживали такой режим работы. Именно они в кризисный период пострадали первыми. Отрицательный СОРК при возникновении ликвидных перебоев просто убил бизнес.
Второй пострадавшей группой стали компании, работавшие на нулевом СОРКе, то есть те, у которых практически вся прибыль изымалась из операционного оборота.
Кризис слабо затронул лишь тех, кто работал на положительном СОРКе, как, например, нашу компанию Ralf Ringer.
Покрытие оборотных активов собственными средствами оптимально с точки зрения заемных рисков надо удерживать не менее чем в 50% или с минимальными рисками в 70%.
Сейчас лучше всего, и более безопасно, сначала искать необходимые средства у себя. Это уже проблема владельцев: готовы они реинвестировать собственную прибыль в оборотный операционный капитал или нет.
Кредитные же средства надо брать, основываясь на объективных ограничениях. Для этого можно использовать применяемые банковские методики оценки риска заемщика.
Риск низкий | Риск средний | Риск высокий | |
Ликвидные оборотные активы / Текущие обязательства Liquid Assets / Current Liabilities | более 1.0 | от 0.5 до 1 | менее 0.5 |
Собственный капитал / Всего активы Shareholders Equity / Total Assets | более 0.5 | от 0.15 до 0.5 | менее 0.15 |
Краткосрочный долг - нетто / EBITDA Short-Term Debt (Net) / EBITDA | менее 2 | от 2 до 5 | более 5 |
Оптимальность финансовой стратегии в том, что основным ограничением должен быть безопасный с точки зрения рисков для бизнеса предельный объем денежных средств.
Я бы рекомендовал использовать два нижеследующих коэффициента в качестве основных.
Первый коэффициент - это краткосрочный долг - нетто / EBITDA. Этот параметр определяет риски невозврата заемных средств.
Второй параметр - объем покрытия оборотных активов собственными средствами. Этот параметр определяет стабильность работы компании с точки зрения обеспечения ликвидности для поддержания запланированного объема бизнеса.
Интересно, что после кризиса в балансе компаний уменьшилась доля устойчивых пассивов, и этот вид заимствований для многих перестал быть существенным или значительным.
Но, тем не менее, представляет интерес использование страхования торговых операций как для собственных покупателей, так и для своих поставщиков.
Например, Ralf Ringer на сегодня добился очень значительного лимита на себя в одной из крупнейших международных страховых компаний. Это было сделано для замещения кредитных средств рассроченными пассивами. Поставщики сырья и материалов при наличии лимита страхования готовы отпускать свою продукцию с рассрочкой оплаты. В отношении кредитов банков, такой вид обеспечения не только более прост по техническому оформлению, но и намного более выгоден с затратной точки зрения. Затраты по страхованию поставщики включают в цену, так что по сути денежный груз по обслуживанию таких пассивов ложится на компанию потребителя, но это стоимость в несколько раз ниже, чем затраты по банковским кредитам.
Такая альтернатива по замещению кредитов банков застрахованными пассивами - вещь абсолютно реальная, но пока малоприменимая в силу того, что на российском рынке такой вид страхования только начинает распространяться, хотя за рубежом - это давно успешная практика.
Несмотря на осторожность и не массовость небанковских заимодателей, этот вид привлечения имеет свои положительные стороны и вполне может применяться сейчас для кредитования. Его удобство в том, что обеспечением являются доли владельцев и средства не имеют строгую целевую направленность, как у банковских кредитов, ограниченных и в части обеспечения, и в части целевого использования нормативными документами ЦБ России. Этот вид заимствования очень гибкий и хорошо адаптируется к любому бизнесу.
Оптимальный вариант - мезонинное финансирование, при котором заемные средства получает "материнская" компания. Проблема только в том, что процесс оформления таких ссудных отношений очень долог - минимум полгода. Такой подход оправдан при получении значительных средств на крупные бизнес-проекты.
Но, в общем и целом, если деньги нужны, то их точно можно сейчас найти. И помимо рынка, не надо забывать и еще об одном факторе - человеческом. Очень многое зависит непосредственно от менеджеров, реализующих процесс привлечения средств.
А. Пурусов,
финансовый директор компании Ralf Ringer
"Консультант", N 21, ноябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.