Тарифы страховых взносов подкорректировали
Недавно в размеры страховых взносов были внесены изменения. Они касаются всех плательщиков взносов, но в большей степени тех, кто применяет пониженные тарифы. Разберемся, по каким тарифам будут платить страховые взносы различные категории плательщиков в ближайшие 9 лет.
Текущий год стал первым, когда после отмены ЕСН компании начали уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды. Законом о страховых взносах*(1) на 2010 год ставки по страховым тарифам были сохранены. Их совокупный размер на этот год по-прежнему равен 26 процентам, но с 2011 года тем же законом было заложено его увеличение до 34 процентов. Кроме того, для отдельных категорий плательщиков на 2010 год, а также на переходный период 2011-2014 годов были предусмотрены пониженные тарифы.
Однако осенью этого года законодатели внесли некоторые изменения в Закон N 212-ФЗ, а также в Закон об обязательном пенсионном страховании*(2), которые затрагивают тарифы страховых взносов на предстоящие несколько лет начиная со следующего года. Часть этих изменений распространяется и на завершающийся 2010 год.
Прежде чем перейти к обсуждению нового порядка применения пониженных тарифов, поговорим о вступающих в силу с 2011 года нормах Закона о страховых взносах, которые были прописаны в его первоначальном варианте и имеют отношение ко всем категориям плательщиков. Речь идет о представлении расчетов в электронном виде*(3), ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации предельной величины базы для начисления страховых взносов в соответствии с ростом средней заработной платы*(4), а также размерах основных тарифов, которые должны применяться с 1 января 2011 года*(5).
Первая из трех перечисленных норм вступит в действие без изменений. Напомним, в ней говорится о том, что с 1 января 2011 года те компании, у которых среднесписочная численность за предшествующий расчетный период составила более 50 человек, а также вновь созданные организации с численностью физических лиц, в пользу которых она производит выплаты, превышающей указанный предел, должны представлять расчеты в электронном виде.
Следующие две нормы уточнены. В предыдущей редакции на Правительство РФ с 2011 года было возложено определение размера индексации предельной величины базы (с сумм превышения которой страховые взносы во внебюджетные фонды не начисляются). Согласно поправкам*(6) Правительство РФ со следующего года будет определять и устанавливать непосредственно размер указанной предельной величины. Кроме того, определено, что максимальная величина базы округляется до полных тысяч рублей.
Что касается компаний, уплачивающих взносы по основному тарифу, то вместо ранее установленного тарифа 2,1 процента для взносов в ФФОМС с 1 января 2011 года будет применяться тариф 3,1 процента, с 1 января 2012 года - 5, процента. Соответственно для взносов в ТФОМС вместо тарифа 3 процента с 1 января 2011 года установлен тариф 2,0 процента, с 1 января 2012 года - 0,0 процента*(7). При этом суммарный размер тарифов страховых взносов на 2011-2012 годы не претерпел изменений и остался на прежнем уровне - 34 процента. Как мы увидим ниже, изменения в тарифах взносов на обязательное медицинское страхование ожидают не только плательщиков, уплачивающих взносы по основному тарифу. Дело в том, что с 2012 года для всех плательщиков сумма взносов на ОМС полностью будет зачисляться в ФФОМС.
А теперь перейдем к рассмотрению изменений в пониженных тарифах.
Поправки в тарифах, которые можно учесть уже в 2010 году
Такая возможность появилась у двух категорий плательщиков взносов. Благодаря распространению поправок на правоотношения, возникшие до вступления в силу устанавливающего их закона *(8), пересчитать уплаченные взносы по пониженным тарифам с 1 января 2010 года могут организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны). В данном случае имеются в виду российские организации, которые разрабатывают и реализуют программы для ЭВМ, базы данных и (или) оказывают услуги по их разработке, адаптации, модификации, установке, тестированию и сопровождению. Эти IТ-компании могут применять льготные тарифы при выполнении определенных условий*(9):
- IT-компанией получен документ о государственной аккредитации в порядке, установленном Правительством РФ;
- по итогам 9 месяцев года, предшествующего году перехода на уплату взносов по пониженным тарифам, во-первых, доля доходов от деятельности в сфере информационных технологий составляет не менее 90 процентов в общей сумме доходов, а, во-вторых, средняя численность работников должна быть не менее 50 человек.
Для вновь созданных компаний второй пункт должен выполняться по итогам отчетного (расчетного) периода. Нарушение любого из перечисленных условий лишает компанию права применять пониженные тарифы с начала периода, в котором выявлено данное несоответствие.
Помимо IT-компаний в 2010 году круг плательщиков взносов по льготным тарифам пополнили российские организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково"*(10). Соответствующее дополнение внесено в пункт 2 части 2 статьи 57 "Тарифы страховых взносов в 2010 году" Закона N 212-ФЗ и вступило в силу с 30 сентября 2010 года*(11). Из него следует, что применять пониженный тариф организация имеет право в случае установления налоговым органом соответствия определенным критериям, в число которых помимо получения статуса участника проекта входит совокупный размер полученной им прибыли*(12). Рассчитанный нарастающим итогом с 1-го числа года, в котором годовая выручка превысила один миллиард рублей, он не должен быть больше 300 миллионов рублей. Если статус участника был утрачен или имело место указанное превышение совокупного размера прибыли, сумма страховых взносов за соответствующий период подлежит восстановлению и уплате во внебюджетные фонды с взысканием пеней.
Организации - участники проекта, так же как и IT-компании, уплачивают страховые взносы только в ПФР по пониженному тарифу в размере 1 процентов.
Изменения в тарифах переходного периода
В исходном варианте Закона N 212-ФЗ понятие переходного периода было связано с промежутком времени 2011-2014 годов, для которого статьей 58 этого закона были установлены пониженные тарифы для отдельных категорий плательщиков страховых взносов. В новой редакции этой статьи сохранены значения льготных тарифов на 2011-2014 годы для ранее перечисленных в ней плательщиков с той лишь разницей, что с 2012 года вся сумма взноса на ОМС зачисляется в ФФОМС (см. таблицу 1 на с. 40). В обновленной статье 58 Закона N 212-ФЗ такие плательщики поименованы в подпунктах 1-3 части 1, а в нашей таблице 1 - под номерами строк 1-3.
Кроме того, после введения поправок пониженные тарифы установлены*(13):
- для IТ-компаний;
- для хозяйственных организаций, которые созданы бюджетными научными и образовательными учреждениями после 13 августа 2009 года в соответствии с Федеральными законами "О науке и государственной научно-технической политике" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" с целью внедрения результатов интеллектуальной деятельности*(14).
Таблица 1. Тарифы страховых взносов в переходный период до и после внесения поправок Федеральным законом от 16 октября 2010 года N 272-ФЗ
Категории плательщиков страховых взносов (из числа производящих выплаты физическим лицам) | ПФР | ФСС | ФФОМС | ТФОМС | ПФР | ФСС | ФФОМС | ТФОМС | ПФР | ФСС | ФФОМС | ТФОМС | ПФР | ФСС | ФФОМС | ТФОМС | ПФР | ФСС | ФФОМС | ТФОМС | ПФР | ФСС | ФФОМС | ТФОМС | |||
Тарифы страховых взносов до внесения изменений (%) | Тарифы страховых взносов после внесения изменений (%) | ||||||||||||||||||||||||||
2011-2012 гг. | 2013-2014 гг. | 2011 г. | Начиная с 2012 г. | ||||||||||||||||||||||||
Уплачивающие по основному тарифу | 26,0 | 2,9 | 2,1 | 3,0 | 26,0 | 2,9 | 2,1 | 3,0 | 26,0 | 2,9 | 3,1 | 2,0 | 26,0 | 2,9 | 5,1 | 0,0 | |||||||||||
Для категорий плательщиков, перечисленных в пп. 1-3 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ | |||||||||||||||||||||||||||
2011-2012 гг. | 2013-2014 гг. | 2011 г. | 2012 г. | 2013-2014 гг. | |||||||||||||||||||||||
1. С/х товаропроизводители (отвечающие критериям ст. 346.2 НК РФ), организации народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования | 16,0 | 1,9 | 1,1 | 1,2 | 21,0 | 2,4 | 1,6 | 2,1 | 16,0 | 1,9 | 1,1 | 1,2 | 16,0 | 1,9 | 2,3 | 0,0 | 21,0 | 2,4 | 3,7 | 0,0 | |||||||
2. Организации и ИП, применяющие ЕСХН | |||||||||||||||||||||||||||
3. Организации, ИП и физлица, которые производят выплаты инвалидам I-III группы; специализированные организации инвалидов (их перечень приведен в п. 3 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ в новой редакции и в п. 4 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ - до внесения в него изменений Законом N 272-ФЗ) | |||||||||||||||||||||||||||
Для категорий плательщиков, перечисленных в пп. 4-6 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ | |||||||||||||||||||||||||||
2011-2012 гг. | 2013-2014 гг. | 2011 г. | 2012-2017 гг. | 2018 г. | 2019 г. | ||||||||||||||||||||||
4. Хозяйственные общества, созданные после 13.08.2009 бюджетными научными и образовательными учреждениями* | - | - | - | - | - | - | - | - | 8,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 8,0 | 2,0 | 4,0 | 0,0 | 13,0 | 2,9 | 5,1 | 0,0 | 20,0 | 2,9 | 5,1 | 0,0 | |||
5. Организации и ИП, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, производящие выплаты физическим лицам, работающим на этой территории | 16,0 | 1,9 | 1,1 | 1,2 | 21,0 | 2,4 | 1,6 | 2,1 | |||||||||||||||||||
6. Российские организации (за исключением имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны), осуществляющие деятельность в области информационных технологий* | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||||||||||
* До внесения изменений Законом N 272-ФЗ эти категории не были указаны в Законе N 212-ФЗ в числе плательщиков, уплачивающих страховые взносы по пониженным тарифам. |
Для этих новых категорий плательщиков, а также для резидентов технико-внедренческих особых экономических зон (ОЭЗ) переходный период продлен до 2019 года. При этом на первые 7 лет (2011-2017 гг.) установлен достаточно низкий суммарный страховой тариф - 14 процентов. В 2018-м и 2019 году эта ставка тарифа вырастет до 21 и 28 процентов соответственно. В обновленной статье 58 Закона N 212-ФЗ такие плательщики поименованы в подпунктах 4-6 части 1, а в нашей таблице 1 - под номерами строк 4-6. (Напомним, что до внесения поправок для резидентов технико-внедренческих ОЭЗ на период 2011-2014 годов были установлены льготные тарифы, но они были менее выгодны.)
Об условиях применения пониженных тарифов IT-компаниями мы говорили выше. А каким условиям должны соответствовать хозяйственные общества? Во-первых, они должны заниматься научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (под которыми подразумеваются работы по созданию новой или усовершенствованию производимой продукции, в частности изобретательство) и внедрением результатов интеллектуальной деятельности. Во-вторых, применять упрощенную систему налогообложения.
Для проверки соблюдения IT-компаниями и хозяйственными обществами требований, установленных для применения пониженных тарифов, в Закон о страховых взносах введены дополнительные положения*(15). Они обязывают налоговые инспекции предоставлять необходимую информацию по требованию органов контроля за уплатой страховых взносов, а в отдельных случаях (например, при проверке доли доходов IT-компаний от реализации программ для ЭВМ, баз данных и т.п.) - участвовать в совместных выездных проверках.
Начиная с 2011 года пониженные тарифы для организаций, получивших статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", регулируются отдельной статьей*(16). Организация имеет право применять пониженный тариф в размере 14 процентов (полностью зачисляется в ПФР) в течение 10 лет со дня получения статуса участника проекта при условии, что налоговым органом установлено соответствие критериям, указанным в статье 145.1 Налогового кодекса, о которых мы говорили выше.
Страховая и накопительная части пенсии в переходный период
В связи с изменениями пониженных тарифов и перечня плательщиков страховых взносов, имеющих право на их применение, соответствующие поправки*(17) были внесены и в Закон об обязательном пенсионном страховании. Ниже мы привели таблицу 2, в которой показали, как будут распределяться страховые взносы в ПФР между страховой и накопительной частью трудовой пенсии при использовании льготных тарифов в переходный период.
Для организаций, получивших статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", в течение последующих 10 лет предусмотрен следующий порядок применения льготного тарифа*(18): на финансирование страховой части пенсии для лиц старше 1966 года рождения приходится вся сумма взноса по ставке 14 процентов, а для лиц 1967 года рождения и моложе - 8 процентов от нее (6 процентов остается на накопительную часть).
Таблица 2. Тарифы на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в переходный период
Период | Тариф страхового взноса (%) | На финансирование страховой части трудовой пенсии (%) | На финансирование накопительной части трудовой пенсии (%) | |
для лиц 1966 года рождения и старше | для лиц 1967 года рождения и моложе | для лиц 1967 года рождения и моложе | ||
Для плательщиков, указанных под номерами строк 1-3 в таблице 1 (подп. 1-3 п. 4 ст. 33 Закона 167-ФЗ) | ||||
2011-2012 гг. | 16,0 | 16,0 | 10,0 | 6,0 |
2013-2014 гг. | 21.0 | 21.0 | 15,0 | 6,0 |
Для плательщиков, указанных под номерами строк 4-6 в таблице 1 (подп. 4-6 п. 4 ст. 33 Закона 167-ФЗ) | ||||
2011-2017 гг. | 8,0 | 8,0 | 2,0 | 6,0 |
2018 г. | 13,0 | 13,0 | 7,0 | 6,0 |
2019 г. | 20,0 | 20,0 | 14,0 | 6,0 |
Е.А. Аралова,
аудитор
Экспертиза статьи:
С.П. Родюшкин,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер-эксперт
"Актуальная бухгалтерия", N 12, декабрь 2010 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ)
*(2) Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (далее - Закон N 167-ФЗ)
*(3) ч. 10 ст. 15 Закона N 212-ФЗ
*(4) ч. 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ
*(5) ч. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ
*(6) п. 1 ст. 1 Федерального закона от 16.10.2010 N 272-ФЗ (далее - Закон N 272-ФЗ)
*(7) п. 2 ст. 1 Закона N 272-ФЗ
*(8) подп. "а" п. 4 ст. 1, п. 1 ст. 2, п. 3 ст. 3 Закона N 272-ФЗ
*(9) подп. "б" п. 4 ст. 1 Закона N 272-ФЗ
*(10) Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ
*(11) п. 2 ст. 18, ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 28.09.2010 N 243-ФЗ
*(12) ст. 145.1 НК РФ
*(13) п. 5 ст. 1 Закона N 272-ФЗ
*(14) п. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ; п. 8 ст. 27 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ
*(15) ч. 5, 6 ст. 33 Закона N 212-ФЗ
*(16) ст. 58.1 Закона N 212-ФЗ
*(17) ст. 2 Закона N 272-ФЗ
*(18) п. 6 ст. 33 Закона 167-ФЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.