Чистая "упрощенка"
Затраты по уборке офиса и прилегающих к нему территорий. Практически у всех компаний, в том числе у небольших, возникает подобная статья расходов. Однако далеко не у каждой организации есть возможность учесть данные издержки. Так, непросто будет доказать обоснованность затрат по уборке компаниям, работающим на УСН.
Уборку территории организация зачастую проводит не только по собственной воле. Так, обязать фирму, например, убирать снег на прилегающих к офису территориях вправе местная администрация.
А уборку, скажем, сданных в аренду помещений могут производить как арендаторы, так и арендодатели. Для уборки помещения фирма может воспользоваться услугами клининговой компании. Другой вариант - пригласить уборщицу. Отношения с таким сотрудником могут быть оформлены как по гражданско-правовому, так и по трудовому договору. Повлияет ли на правомерность включения соответствующих затрат в расходы, уменьшающие доходы, то, по чьей инициативе и чьими силами осуществляется уборка помещения и территории? Давайте разберемся.
Письма за...
"Упрощенка" с объектом "доходы минус расходы" предусматривает такой вид затрат, как материальные*(1). Их перечень и порядок учета сформулированы в статье 254 Налогового кодекса*(2). Так, в состав материальных расходов включают, в частности, затраты на производственные и хозяйственные нужды, а также на приобретение работ и услуг производственного характера*(3). К последним, в свою очередь, относят работы (услуги), связанные с техническим обслуживанием основных средств. Следуя этой логике, получается, что услуги по уборке офиса можно классифицировать как производственные. Значит, затраты на уборку относятся к материальным расходам и на этом основании уменьшают базу по налогу, уплачиваемому при УСН. Аналогичную позицию можно встретить и в письмах финансового ведомства. Причем финансисты рассматривают различные ситуации: уборка проводится сторонней организацией или состоящим в штате сотрудником, в собственном офисе или арендованном помещении*(4). Во всех случаях они приходят к одному выводу.
Письмо Минфина России от 5 апреля 2010 г. N 03-11-06/2/48
Так, например, финансисты разрешили "упрощенцам" уменьшать доходы, полученные от сдачи в аренду помещений, на расходы по техобслуживанию указанных объектов (в т.ч. по их уборке). Но при условии, что договором аренды указанные затраты возложены на арендодателя*(5). Как следует из другого письма, так же вправе поступать и арендаторы имущества, если они оплачивают услуги арендодателя по уборке арендуемого имущества. Казалось бы, вопрос решен. Однако, к сожалению, стоит признать, что встречаются разъяснения Минфина России с прямо противоположной точкой зрения.
...и против
Как известно, перечень расходов, которые "упрощенцы" вправе учитывать при исчислении налоговой базы, является исчерпывающим*(6). В нем не обозначены затраты по привлечению сторонних организаций для участия в производственном процессе. В этой связи финансисты считают неправомерным учет "упрощенцами" расходов по оплате услуг сторонних компании. В том числе и специализированных организаций по уборке помещений*(7).
Письмо Минфина России от 22 апреля 2008 г. N 03-11-04/2/74
Но не все так плохо. Во-первых, в разъяснениях финансистов говорится именно об услугах клининговых компаний. То есть если порядок в офисе будет наводить, к примеру, уборщица, состоящая в штате организации, то на ее зарплату можно уменьшить базу по "упрощенному" налогу. Во-вторых, указанные письма Минфина России выпущены в 2007-м и 2008 году. Более поздние разъяснения уже содержат положительные для налогоплательщиков выводы. Можно предположить, что финансисты изменили свою позицию и разрешили включить затраты на уборку помещений в состав материальных расходов. Причем, как мы отмечали ранее, независимо от того, чьими силами проводится уборка: сторонней компанией или собственными силами организации.
Перейдем к расходам по уборке территории, прилегающей к офису. Эти затраты также прямо не обозначены в перечне "упрощенных" расходов. Значит, компании на УСН не вправе их учитывать. Такую точку зрения высказали специалисты финансового ведомства в своем последнем разъяснении по этому вопросу.
Причем отнести данные издержки в состав материальных затрат, по мнению Минфина России, также не удастся. Довод следующий: услуги по уборке территории не связаны с техническим обслуживанием основных средств.
Письмо Минфина России от 24 сентября 2010 г. N 03-11-06/2/152
Эта позиция далеко не бесспорна, о чем свидетельствует и арбитражная практика. Судьи считают, что затраты по уборке территории (в частности, от снега) связаны с производственной деятельностью компании. Значит, их можно учитывать как материальные расходы на приобретение услуг производственного характера. Главное, чтобы эти затраты были экономически обоснованы и документально подтверждены. Так, к примеру, в одном из дел обоснованием расходов стало то, что проводить уборку территории компания должна была в соответствии с постановлением мэра города*(8). В этой связи интересно и еще одно постановление. В нем судьи отметили, что не исключает производственного характера затрат и то обстоятельство, что налогоплательщик сдает в аренду территорию, уборку которой он осуществляет*(9).
Е.Н. Тарасова,
эксперт журнала
Экспертиза статьи:
С.В. Мягкова,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер-эксперт
Примечание
С.Б. Пахалуева, ведущий советник отдела специальных налоговых режимов Минфина России
Организации на УСН, выбравшие в качестве объекта доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе при исчислении налоговой базы учесть в расходах затраты на оплату труда уборщицы, выполняющей работы по договору подряда. Такой вывод основан на том, что организации на УСН при определении налоговой базы уменьшают полученные доходы, в частности, на расходы на оплату труда (подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). При этом расходы на оплату труда согласно пункту 2 статьи 346.16 Налогового кодекса учитываются применительно к порядку, указанному в статье 255 Кодекса. К расходам на оплату труда относятся затраты на оплату труда работников, не состоящих в штате организации-налогоплательщика, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), за исключением оплаты труда по договорам гражданско-правового характера, заключенным с индивидуальными предпринимателями (подп. 26 п. 1 ст. 255 НК РФ).
Примечание. Даешь уборку!
Марина Терехова
Все хорошо в меру. Эта истина актуальна и для любителей чистоты, ведь некоторые в погоне за ней доходят до крайностей. Даже мысль о грязи может вызвать у них дикий ужас. Таких людей называют мизофобами. Мизофобия - это навязчивый страх загрязнения либо заражения, стремление избежать соприкосновения с окружающими предметами. Некоторые известные личности страдали и страдают подобным синдромом. Например, поэт Владимир Маяковский. Он принимал всевозможные меры, чтобы не подхватить какую-нибудь заразу. Например, старался не браться голыми руками за дверные ручки. Двери открывал в перчатках, с помощью платка или бумажки. Постоянно носил с собой в кармане кусок мыла и после каждого рукопожатия мыл руки. В парикмахерской требовал полной генеральной и безусловной дезинфекции всего инвентаря перед своей стрижкой.
"Актуальная бухгалтерия", N 12, декабрь 2010 г.
_------------------------------------------------------------------------
*(1) подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
*(2) п. 2 ст. 346.16 НК РФ
*(3) подп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ
*(4) письма Минфина России от 03.11.2009 N 03-11-06/2/235, от 15.11.2007 N 03-11-04/2/277
*(5) письмо Минфина России от 25.06.2009 N 03-11-09/224
*(6) п. 1 ст. 346.16 НК РФ
*(7) письмо Минфина России от 15.11.2007 N 03-11-04/2/277
*(8) пост. ФАС СКО от 28.05.2008 N Ф08-2886/2008
*(9) пост. ФАС ЗСО от 03.02.2010 N А46-13159/2009
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.