Инкотермс 2010
22 октября 2010 года ICC Russia (Российский национальный комитет Международной торговой палаты - Всемирной организации бизнеса) совместно с ОАО "Газпромбанк" провел конференцию. Информационным партнером семинара выступило ИА "ГАРАНТ". Данное мероприятие было посвящено выходу новой версии Инкотермс 2010 и ее применению на практике.
Инкотермс - Международные правила толкования торговых терминов (далее - Правила). Они были разработаны более 70 лет назад для того, чтобы контрагенты из разных стран, заключающие договор купли-продажи, одинаково понимали основные права и обязанности сторон по транспортировке, упаковке, таможенному оформлению товаров, страхованию и распределению рисков случайной гибели и повреждения товаров. Тексты Инкотермс периодически изменялись. Это связано с появлением новых способов перевозки, с новшествами в деловой практике. В этом году вышла новая версия Инкотермс 2010, воспользоваться которой компании смогут только с 1 января 2011 года. До конца текущего года применяется Инкотермс 2000. В ходе конференции лекторы осветили, в частности, следующие вопросы: применение новых Правил, влияние их использования на контроль и регулирование исполнения контракта, торговое финансирование, транспортные вопросы, отгрузочная документация и страхование грузов. Рассмотрим некоторые из них.
Сфера применения Инкотермс 2010
Правила нельзя использовать для каждого торгового контракта, соответственно, сфера их применения ограничена. Они регулируют:
- условия поставки товара (например, время, место);
- момент перехода риска.
В контракте нужно указать только соответствующую аббревиатуру, и это позволит сторонам не оговаривать какие-либо детали сделки.
В сферу применения Инкотермс 2010 не входят условия платежа, момент перехода права собственности на товар, требования к перевозке. Все это стороны должны предусмотреть в своем договоре.
Сравнение Инкотермс 2010 и Инкотермс 2000
Э. Эрдем, вице-президент Комиссии IIC по коммерческому праву и практике, член Экспертной группы IIC по Инкотермс, доктор юридических наук, рассказал, что изменилось в Инкотермс 2010 по сравнению с предыдущими версиями. Итак, новшества следующие:
- общее количество терминов сокращено с 13 до 11 (см. таблицу 1), 2 из которых новые: DAT (поставка на терминале) и DAP (поставка в пункте);
- Инкотермс 2010 содержит 2 группы понятий: термины, используемые при перевозке любыми видами транспорта (EXW, FCA, СРТ, CIP, DAT, DAP, DDP), и термины, применяемые при морской и внутренней водной перевозке (FAS, FOB, CFR, CIF) (в предыдущей версии было 4 группы);
- вопросы безопасности грузов максимально возможно освещены с учетом различия правовых систем;
- учтены требования современного контейнерного транспорта.
Также лектор подробно рассказал, что нужно понимать под каждым из вышеуказанных терминов.
Таблица 1. Инкотермс 2010 по сравнению с Инкотермс 2000
N п/п | Инкотермс 2000 | Инкотермс 2010 |
1 | EXW | |
2 | FCA | |
3 | FAS | |
4 | FOB | |
5 | СРТ | |
6 | CFR | |
7 | CIP | |
8 | CIF | |
9 | DAP | |
10 | DAT | |
11 | DDP | |
12 | ||
13 |
Транспортные вопросы
К.Б. Холопов, заведующий кафедрой Технологии внешнеторговых сделок, профессор Всероссийской академии внешней торговли, осветил транспортные вопросы в российской практике применения Инкотермс. Предложенные им базисы поставки по новым Правилам, документы, подтверждающие поставку, и преимущественные виды транспорта представлены в таблице 2.
Таблица 2. Базисы поставки по Инкотермс 2010, преимущественные виды транспорта и документы, подтверждающие поставку
N п/п | Название базиса | Виды транспорта. Способы перевозки | Дополнительные условия применения | Подтверждающие документы |
1 | EXW | Любой (значения не имеет) | Приемо-сдаточный акт | |
2 | FCA | Автомобильный, воздушный, мультимодальный | Автомобильная или авианакладная, FBL2 | |
3 | FAS | Морской, внутренний водный | Нет рисков утраты товара при погрузке | Доковая расписка порта или FWR3 |
4 | FOB | Морской трамповый, морской линейный, внутренний водный | Есть риск утраты товара при погрузке | Бортовой коносамент или накладная (морская или внутренняя водная) |
5 | СРТ | Автомобильный, воздушный, железнодорожный (в пределах правого поля СМГС), мультимодальный | Автомобильная или авианакладная, железнодорожная накладная СМГС, FBL | |
6 | CFR | Морской трамповый, морской линейный, внутренний водный | Оговорки о сталие, демередже и диспаче | Бортовой коносамент или накладная (морская или внутренняя водная) |
7 | CIP | Автомобильный, воздушный, железнодорожный (в пределах правого поля СМГС), мультимодальный | Автомобильная или авианакладная, железнодорожная накладная СМГС, FBL + страховой полис | |
8 | CIF | Морской трамповый, морской линейный, внутренний водный | Оговорки о сталие, демередже и диспаче | Бортовой коносамент или накладная (морская или внутренняя водная) + страховой полис |
9а | DAP | Морской или внутренний водный. Поставка на судне в порту назначения | Вместо условия DES | Сюрвейерский акт выгрузки, тальманская расписка |
9b | DAP | Железнодорожный (между зонами СМГСи CIМ-COTIF) | Вместо условия DAF | Железнодорожная накладная СМГС или CIM-COTIF с отметкой погранстанции |
9c | DAP | Любой (значения не имеет) | Вместо условия DDU | Приемо-сдаточный акт |
10a | DAT | Морской трамповый, морской линейный, внутренний водный | Вместо условия DEQ | Доковая расписка порта или FWR |
10b | DAT | Любой (значения не имеет) | Вместо условия DDU* | Складской документ хранителя или FWR |
11 | DDP | Любой (значения не имеет) | Приемо-сдаточный акт | |
* Вопрос о замене DDU DAT остается открытым. |
Инкотермс в России
Далее в ходе конференции Н.Г Вилкова, член Международного Арбитражного Суда IIC, заместитель председателя Арбитражной комиссии IIC Russia, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, рассказала о применении Инкотермс 2010 в России. Она указала, что в Российской Федерации использование Правил является допустимым и носит рекомендательный характер, в других странах, в частности на Украине, - обязательный.
Инкотермс отвечают всем признакам обычая делового оборота.
Гражданский кодекс Российской Федерации
Кроме того, постановлением Правления Торгово-промышленной палаты РФ*(1) Инкотермс признаны в России торговым обычаем.
Если в договоре использованы принятые в международном обороте торговые термины (а Инкотермс к ним относятся) и иные указания отсутствуют, считается, что сторонами согласовано применение к их отношениям обычаев делового оборота, обозначаемых соответствующими торговыми терминами*(2). Арбитражный суд при решении спора применяет обычаи в сфере международной торговли, используя формулировки Инкотермс, если стороны договорились об этом при заключении внешнеэкономического контракта*(3).
Н.Г. Вилковой были освещены также такие вопросы, как момент исполнения обязанности по передаче товара и переход риска случайной его гибели. Так, моментом, когда товар будет передан покупателю, признается:
- вручение товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара*(4);
- предоставление товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара - EXW Инкотермс;
- сдача товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю - FCA Инкотермс.
Риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором поставщик считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю*(5). Если же продукция продана, но еще находится в пути, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента заключения договора купли-продажи, если иное не предусмотрено таким договором или обычаями делового оборота*(6).
Е.Н. Подлипалина,
эксперт журнала
"Актуальная бухгалтерия", N 12, декабрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) пост. Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 28.06.2001 N 117-13
*(2) п. 6 ст. 1211 ГК РФ
*(3) п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1996 N 10
*(4) п. 1 ст. 458 ГК РФ
*(5) п. 1 ст. 459 ГК РФ
*(6) п. 2 ст. 459 ГК РФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.