Налоговое планирование и Соглашение с Кипром
В октябре The Moscow Times провела ежегодную конференцию на тему "Международное налоговое планирование и управление активами". Информационным партнером мероприятия выступило ИА "ГАРАНТ". В рамках конференции освещались вопросы налогового планирования с использованием иностранных юрисдикции, в том числе Кипра.
Проведение конференции совпало с важным событием в сфере налоговых взаимоотношений между Республикой Кипр и Российской Федерацией. 7 октября был подписан Протокол о внесении изменений в Соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и Республикой Кипр. На первый взгляд, новации направлены на борьбу с уклонением от уплаты налогов. Однако если Кипр будет исключен из черного списка Минфина России, то появится ряд положительных моментов для целей налогового планирования. Поэтому в рамках семинара освещались не только аспекты международного налогового планирования, но и новации Соглашения между Республикой Кипр и Россией.
Позиция России в международных налоговых отношениях
Конференцию открыл Дмитрий Николаев, начальник отдела международного налогообложения Минфина России. Он напомнил, что в апреле 2009 года Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) обнародовала список стран, разделив их на группы по степени соответствия требованиям ОЭСР в области обмена информацией о налоговых правонарушениях между государствами. Причем рассматривался именно обмен данными по любым налоговым вопросам, в том числе независимо от норм внутреннего законодательства о банковской тайне.
Этот список состоял из трех частей - "белой", "серой" и "черной". В "белой" части указаны государства, которые отвечают требованиям ОЭСР об обмене информацией в сфере налогов. Среди них - Россия и Кипр. "Серую" часть формируют государства, которые либо пообещали привести законодательство в соответствие с требованиями ОЭСР, либо начали вносить подобные изменения в законодательство. Как отметил лектор, в этот список попали в том числе Бельгия, Люксембург, Швейцария и Австрия, которые являлись "бастионами" налоговой тайны. В соглашениях об избежании двойного налогообложения эти страны исключали положение об обмене информацией. Однако теперь они согласились внести такие нормы в документы. В "черной" части списка на данный момент не осталось ни одной страны.
Как сообщил лектор, Россия в настоящее время ведет переговоры также с государствами, которые названы в "серой" части списка ОЭСР. Позиция РФ направлена на создание равного поля для налогоплательщиков в международных налоговых отношениях. Параметры соглашений об избежании двойного налогообложения, предложенные этим государствам, аналогичны тем, которые были предложены Республике Кипр.
Факторы, влияющие на выбор юрисдикции
Затем на конференции выступил Андрей Кузьминов, юрист отдела международного налогового планирования юридической фирмы "Клифф". Его доклад был посвящен факторам, которые нужно учитывать при выборе юрисдикции для международного планирования. Лектор прежде всего пояснил российское законодательство в части использования налоговых льгот. Налоговым кодексом закреплено*(1) право компаний использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. К тому же Конституционный Суд РФ указал, что "недопустимо установление ответственности за такие действия налогоплательщика, которые хотя и имеют своим следствием неуплату налога либо уменьшение его суммы, но заключаются в использовании предоставленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и, соответственно, оптимального вида платежа"*(2).
Далее спикер рассказал участникам семинара о факторах, которые нужно учитывать при международном налоговом планировании.
Один из них - налогообложение внутри юрисдикции. Есть "классические" офшорные юрисдикции, самой популярной среди которых остаются Британские Виргинские острова. Примерами такой юрисдикции также являются Белиз, Сейшельские острова, Панама, Доминика, Маврикий и т.д. В этих юрисдикциях компании освобождены от уплаты налогов при условии, что не ведут деятельности на территории страны регистрации, а также от уплаты ежегодной фиксированной пошлины. Они не требуют направлять отчетность в государственные органы, а также предоставлять публичные сведения о директорах и акционерах компаний.
Выделяют также низконалоговые и оншорные юрисдикции, которые можно разделить исходя из принципов налогообложения прибыли:
- на применяющие территориальный принцип налогообложения прибыли компаний. Если прибыль таких компаний получена за пределами страны, то она может быть полностью освобождена от корпоративного налога. При этом компании остаются обязанными предоставлять в госорганы финансовую отчетность (среди таких территорий - Гонконг и Сингапур);
- на взимающие корпоративный налог с общемировой прибыли резидентных компаний вне зависимости от того, получена она внутри страны или за ее пределами (абсолютное большинство развитых стран). Ставки корпоративного налога могут варьироваться от самых низких (Кипр и Болгария - 10%) до самых высоких (Великобритания - до 28%, Новая Зеландия - 30%), но при грамотном налоговом планировании есть возможность либо существенно снизить размер уплачиваемого налога, либо вообще избежать его, используя предусмотренные местным законодательством льготы.
Еще один фактор, влияющий на выбор налоговой юрисдикции, - это наличие заключенного с РФ соглашения об избежании двойного налогообложения. По состоянию на начало 2009 года такие соглашения были заключены с 74 странами мира.
Немаловажный фактор - возможность получения Сертификата о налоговом резидентстве (Tax Residence Certificate) для целей подтверждения постоянного местонахождения в том государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения*(3).
Такое подтверждение должно соответствовать трем критериям:
- заверено компетентным органом соответствующего государства;
- содержит перевод на русский язык, если оригинал составлен на иностранном языке;
- представлено налоговому агенту в РФ до даты выплаты дохода.
Дополнительные требования к форме и содержанию подтверждения налогового резидентства содержатся в Методических рекомендациях налоговым органам*(4). Однако этот документ не является нормативным актом, а суды занимают позицию компаний, выплачивающих доходы иностранным организациям, указывая на неправомерность ссылки налоговых инспекторов на положения этих рекомендаций*(5).
Безусловно, нужно учитывать стоимость создания и обслуживания компаний, стоимость составления отчетности и проведения аудита, необходимость оплаты уставного капитала. Немаловажен и контроль за банковскими счетами. Например, "классические" офшорные юрисдикции и Кипр обеспечивают полный контроль бенефициара над счетом, номинальные лица не допускаются к управлению. В остальных юрисдикциях контроль осуществляется исключительно директорами компании. В редких случаях (Нидерланды, Австрия, Швейцария) бенефициар может иметь ограниченный доступ к счету.
При выборе юрисдикции нужно учитывать и возможность выпуска акций на предъявителя. Они делают акционера "невидимым", повышают уровень конфиденциальности.
Новации Соглашения с Кипром
Касательно изменений в Соглашении об избежании двойного налогообложения с Кипром рассказал Рустам Вахитов, руководитель Группы международного налогообложения Пепеляев Групп.
В новой редакции Соглашения расширено понятие постоянного представительства. В отличие от ранее действовавшего порядка, по новым правилам оказание услуг через одно или несколько уполномоченных лиц в течение 183 дней в периоде 12 месяцев по одному или нескольким связанным проектам образует постоянное представительство. Это нужно учитывать при выдаче доверенностей на ведение деятельности от имени кипрской компании, особенно в случаях управленческой и консалтинговой деятельности, когда уполномоченное по доверенности лицо является бенефициаром и активно действует в России от имени компании.
Расширены определения дивидендов. По обновленному Соглашению ставка налога 5 процентов применяется при прямых инвестициях в размере не менее 100 тысяч евро. По действующему порядку такая ставка при соблюдении необходимых условий применяется при прямых инвестициях не менее 100 тысяч долларов. К дивидендам приравнены сверхлимитные проценты по статье 269 Налогового кодекса, и их обложение налогом у источника в России не будет противоречить Соглашению.
В силу новаций доход от ПИФа, организованного преимущественно для инвестиций в недвижимость, приравнивается к доходу от недвижимости и может облагаться налогом у источника в России.
По-новому определен порядок информационного обмена между государствами. Новая статья предусматривает, что банковская, профессиональная тайна не могут служить основанием для отказа в предоставлении информации. Это значит, что мотивированные запросы российских налоговых органов, направленные в адрес кипрских налоговых органов, будут удовлетворены. Данное положение действует в отношении налогов любого вида. То есть нужно учитывать, что российским налоговым органам могут быть принципиально доступны сведения о структуре собственности и бизнеса кипрской компании. Запрашиваемое государство не может отказать в предоставлении информации на основании того, что она находится у банка, номинального держателя, агента или доверительного управляющего.
Обновленная редакция Соглашения предусматривает ограничение налоговых выгод. Так, выгоды могут не предоставляться, если главной или одной из главных целей создания этой компании является получение предоставленных Соглашением выгод. Эта норма не применяется к компаниям, которые зарегистрированы на Кипре или в России. Однако применима, например, к компаниям Великобритании или Британских Виргинских островов, выбравшим Кипр местом резидентства. Доходы таких компаний могут облагаться в России по ставкам, предусмотренным внутренним российским налоговым законодательством без учета выгод, установленных Соглашением.
К.В. Ильина,
налоговый консультант
"Актуальная бухгалтерия", N 12, декабрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ
*(2) п. 3 пост. КС РФ от 27.05.2003 N 9-П
*(3) п. 1 ст. 312 НК РФ
*(4) приказ МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150
*(5) пост. ФАС МО от 05.032009 N КА-А40/13393-08, Девятого ААС от 13.04.2010 N 09АП-5712/2009-АК
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.