Организация занимается розничной торговлей, применяет ЕНВД. В связи с отменой обязанности применения ККТ при осуществлении данной деятельности компания хочет перестать выдавать покупателям кассовые чеки, а сам кассовый аппарат оставить исключительно для собственных нужд (для облегчения учета наличной выручки). Как правильно отказаться от использования ККТ? Нужно ли уведомлять об этом факте налоговую инспекцию?
Из норм Закона о применении кассовой техники*(1) следует, что отказ от использования ККТ является правом, а не обязанностью фирмы - плательщика ЕНВД. Поэтому если организации неудобно или невыгодно отказываться от применения контрольно-кассовой машины, то она может по-прежнему продолжать ею пользоваться.
В случае если фирма решила не применять ККТ, она имеет право снять свой кассовый аппарат с учета в налоговой инспекции и расторгнуть договор на его техническое обслуживание со специализированной организацией.
В то же время использование снятой с регистрации кассовой техники, в частности, для внутреннего учета движения товара Законом N 54-ФЗ не регулируется, но такое применение и не запрещено*(2).
Также обращаем внимание, что ни из указанного закона, ни из Положения о регистрации ККТ*(3) не следует, что плательщик ЕНВД, отказавшийся от применения кассового аппарата, обязан снимать ее с учета. Следовательно, плательщики ЕНВД вправе не использовать кассовую машину и при этом не снимать ее с учета*(4). Кроме того, фирма в любой момент сможет опять начать использовать ККТ, если у нее возникнет такая необходимость.
Однако организация, не использующая зарегистрированный кассовый аппарат, должна быть готовой к тому, что налоговики смогут в любой момент проверить соответствие ее ККТ требованиям Положения о регистрации*(5).
Обратите внимание: чтобы снова использовать снятый с учета кассовый аппарат для расчетов с населением, фирма должна будет опять зарегистрировать его в налоговой инспекции согласно требованиям Закона N 54-ФЗ*(6).
Е. Лазукова,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
1 декабря 2010 г.
"Актуальная бухгалтерия", N 12, декабрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) пп. 2, 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ (далее - Закон N 54-ФЗ)
*(2) письма Минфина России от 13.08.2009 N 03-01-15/8-413, от 13.11.2009 N 03-01-10/3-139; информационное сообщение ФНС России от 29.09.2009
*(3) утв. пост. Правительства РФ от 23.07.2007 N 470
*(4) письмо Минфина России от 25.01.2010 N 03-01-15/1-11
*(5) ст. 5 Закона N 54-ФЗ; письмо УФНС России по г. Санкт-Петербургу от 25.12.2009 N 04-10-02/35871
*(6) п. 1 ст. 4 Закона N 54-ФЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.