Комментарий к письму Минфина РФ от 27 августа 2010 г. N 03-03-06/1/570
Ввод в эксплуатацию воздушного судна - дело нелегкое. Как пояснил Минфин России, до получения сертификата летной годности начислять амортизацию на воздушное судно нельзя.
Ждать придется долго
Организация приобрела самолет с истекшим сроком полезного использования и с истекшим сертификатом летной годности. Эксплуатировать такое воздушное судно нельзя. Но фирма собирается восстановить летные характеристики самолета и вновь ввести его в эксплуатацию. Займут эти процедуры долгое время - больше года.
Деньги за старый самолет уже уплачены, и в будущем он предназначен для получения экономической выгоды в течение длительного периода времени. Значит, нет сомнений, что для целей налогового законодательства самолет относится к амортизируемому имуществу (п. 1 ст. 256 НК РФ). Кстати сказать, самолеты относятся к шестой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно). Так сказано в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
Вот только с начислением амортизации придется подождать, так как начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Гражданские же воздушные суда допускаются к эксплуатации только при наличии сертификата летной годности (п. 1 ст. 36 Воздушного кодекса РФ). То есть сначала придется починить самолет, подать документы на регистрацию воздушного судна в Единый государственный реестр прав на воздушные суда, подать заявку в Росавиацию на сертификацию и получить сертификат летной годности.
Времени это займет, конечно, много, но без тщательного ремонта и проверок самолет нельзя пускать в небо из соображений безопасности. Начислять амортизацию на воздушное судно можно будет только с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором самолету дан сертификат летной годности.
В бухгалтерском учете самолет до введения его в эксплуатацию будет учитываться на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", а затем (после получения сертификата) будет переведен на счет 01 "Основные средства".
И недвижимость, и транспортное средство
Воздушные суда обладают одним уникальным свойством: они являются одновременно и недвижимым имуществом (ст. 130 ГК РФ), и транспортными средствами (согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 26.12.94 N 359). Значит, самолет облагается и налогом на имущество организаций, и транспортным налогом.
Объектом налога на имущество признается имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ). Значит платить налог на имущество за самолет требуется только после ввода его в эксплуатацию.
Транспортный же налог платить надо, начиная с момента госрегистрации, то есть сертификата летной годности дожидаться не следует. Правда, если основной деятельностью организации являются грузопассажирские перевозки на самолетах, то транспортный налог платить не нужно (подп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ).
П.М. Карпов,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 21, ноябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.