Комментарий к письму Минфина РФ от 15 сентября 2010 г. N 03-03-06/1/590
От стихийных бедствий и техногенных катастроф, увы, никто не застрахован. Чтобы ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций, пострадавшим организациям требуется произвести множество затрат. Как их учесть в целях налогообложения прибыли, рассказывает Минфин России.
Кто должен ликвидировать последствия?
В горнодобывающей организации произошла катастрофа - взрыв метана в шахте. Из-за этого добыча полезных ископаемых прекращена на неопределенное время. Сколько времени займут работы по ликвидации последствий аварии и восстановлению оборудования, пока неясно.
Пострадавшая организация привлекла для ликвидации последствий аварии стороннюю фирму, сотрудники которой временно базируются на территории, где произошла чрезвычайная ситуация. Организация обеспечивает сотрудников-ликвидаторов питанием, на что, разумеется, тратит деньги. Можно ли данные расходы учесть при налогообложении прибыли?
Вопрос предполагает более широкое исследование нормативных актов, чем кажется на первый взгляд. В первую очередь, Минфин России обратился к подпункту 6 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса РФ, где сказано, что потери от чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с ликвидацией их последствий, являются убытками и причисляются к внереализационным расходам.
Но данного правила недостаточно. Сначала необходимо понять, какой масштаб имеет чрезвычайная ситуация и кто должен ликвидировать ее последствия. В любом случае финансирование расходов на ликвидацию ЧС берут на себя органы власти какой-либо территории - от муниципального образования до самой Российской Федерации (ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций..."). Про организации сказано лишь, что они ликвидируют негативные последствия за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством РФ. В данном порядке никаких подробностей насчет организаций, кстати, нет.
Однако в запросе налогоплательщика нет ни слова о том, что органы власти помогают ему ликвидировать последствия ЧС. Есть сложившаяся ситуация: организация привлекает для ликвидации стороннюю коммерческую фирму и за свой счет оплачивает ей расходы, в том числе и на питание сотрудников.
Финансисты выразили мнение, что данные расходы идут в базу по налогу на прибыль, если они не являются расходными обязательствами какого-либо бюджета. Тогда расходы действительно экономически обоснованы.
Следует помнить, что если организация, несмотря на то, что получила помощь из бюджета, все равно привлекает для ликвидации последствий ЧС третьих лиц, то расходы в их пользу могут быть признаны необоснованными.
Основные средства приходится консервировать
Организация, пострадавшая от техногенной катастрофы, вынуждена переводить основные средства, не пострадавшие от аварии, на консервацию. Все равно они не будут использоваться в течение длительного периода времени. Как учитывать затраты на их содержание и ремонт во время консервации?
Минфин России ответил, что никаких особенностей учета расходов здесь нет. Расходы на консервацию и расконсервацию мощностей и объектов, а также расходы на их содержание во время консервации, являются внереализационными (подп. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ). Учитываются они в том отчетном периоде, в котором имеют место (п. 1 ст. 272 НК РФ).
Обратите внимание: основные средства, переведенные на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев, исключаются из состава амортизируемого имущества (п. 3 ст. 256 НК РФ). Их срок полезного использования "замораживается", а амортизация продолжает начисляться после расконсервации объектов.
Расходы на лицензию остаются
Организация еще задолго до катастрофы приобрела лицензию на добычу полезных ископаемых. Согласно учетной политике организации расходы на приобретение лицензии относятся к прочим расходом и списываются в течение двух лет, но до истечения этого срока произошел взрыв. Как продолжать учитывать указанные расходы?
Минфин России высказал позицию, что данные расходы являются косвенными, то есть связанными с производственной деятельностью организации, но в расчетах себестоимости не причисляемыми к какой-либо конкретной продукции. Действительно, затраты на приобретение лицензии не связаны напрямую со стоимостью продукции горнодобычи. Косвенные расходы учитываются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они осуществляются (п. 2 ст. 318 НК РФ).
Финансисты сообщили, что косвенные расходы, учитываемые в период отсутствия деятельности, признаются убытком текущего отчетного (налогового) периода. То есть списываться в налоговом учете они будут по-прежнему в полном объеме: запрета никакого нет. Если организация из-за техногенной катастрофы по итогам налогового периода получит убыток, то косвенные расходы, понесенные в период отсутствия деятельности, можно будет учесть в следующем налоговом периоде, то есть перенести убыток на будущее (ст. 283 НК РФ).
Е.Н. Сатаев,
эксперт "НА"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 21, ноябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.