Комментарий к Федеральному закону от 4 октября 2010 г. N 264-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Федеральный закон от 04.10.2010 N 264-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 264-ФЗ), по замыслу законодателей, призван существенно повысить прозрачность рынка ценных бумаг.
Самые масштабные изменения и дополнения вносятся в Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее по тексту - Закон о рынке ценных бумаг).
Также изменения коснулись Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Более детальный и глубокий анализ изменений в правилах работы на рынке ценных бумаг России, вносимых опубликованным законом, по мнению автора, ждет нас еще впереди. Дело в том, что рынок ценных бумаг и система корпоративных отношений публичных компаний регулируются не только федеральными законами, но и нормативными актами уполномоченных федеральных органов, прежде всего Федеральной службой по финансовым рынкам (далее - ФСФР РФ). На момент написания настоящего комментария к Закону N 264-ФЗ реакции на него ФСФР РФ в виде соответствующих нормативных документов еще нет. По-настоящему профессиональная трактовка тех или иных положений комментируемого закона и связанных с ними новаций должна обязательно опираться на позицию уполномоченного регулятора рынка. Тем не менее, хотелось бы привлечь внимание читателей и, прежде всего, специалистов бухгалтерской и финансовой служб к наиболее интересным для них, на взгляд автора, положениям публикуемого закона.
Контролирующее лицо
В перечень основных понятий Закона о рынке ценных бумаг вводятся термины "контролирующее лицо" и "подконтрольное лицо (подконтрольная организация)". Под контролирующим лицом, понимается лицо, имеющее право прямо или косвенно распоряжаться более 50 процентами голосов либо обладающее некоторыми другими возможностями влиять на управление подконтрольной организацией. Соответственно подконтрольное лицо (подконтрольная организация) - юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица (п. 1 ст. 1 Закона N 264-ФЗ). Есть очень важная оговорка при введении этих терминов: эти термины используются только в целях раскрытия и (или) предоставления информации в соответствии Законом о рынке ценных бумаг N 39-ФЗ (последний абзац п. 1 ст. 1 Закона N 264-ФЗ). Для бухгалтера это нововведение не должно представляться чем-то принципиально новым.
Напомним, что при составлении годовой бухгалтерской отчетности организации в отдельных случаях обязаны применять ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах". Организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, раскрывает информацию о связанных сторонах в случаях, когда (п. 6 ПБУ 11/2008):
- такая организация контролируется или на нее оказывается значительное влияние юридическим и (или) физическим лицом;
- такая организация контролирует или оказывает значительное влияние на юридическое лицо;
- такая организация и юридическое лицо контролируются или на них оказывается значительное влияние (непосредственно или через третьи юридические лица) одним и тем же юридическим и (или) одним и тем же физическим лицом (одной и той же группой лиц).
Интересно отметить, что понятие контроля и подконтрольности в ПБУ 11/2008 своими критериями несколько отличается от вводимых Законом N 264-ФЗ терминов (п. 7 ПБУ 11/2008):
Юридическое и (или) физическое лицо, как правило, имеет возможность определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, с целью получения экономической выгоды от деятельности последнего (контролирует другое юридическое лицо), когда такое юридическое и (или) физическое лицо имеет:
- в силу своего участия в хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более 50 процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества);
- право распоряжаться (непосредственно или через свои дочерние общества) более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества) либо составляющих уставный (складочный) капитал вкладов, долей данного юридического лица и имеет возможность определять решения, принимаемые таким юридическим лицом.
Однако никаких принципиальных противоречий здесь не усматривается. Ведь если организация раскрывает информацию о связанных сторонах в части прямого и (или) косвенного контроля, она тем самым выполняет и требование Закона о рынке ценных бумаг в новой редакции, только теперь надо использовать термины "контролирующее лицо" и "подконтрольное лицо (подконтрольная организация)". Это изменение в Законе о рынке ценных бумаг вступает в силу с 7 апреля 2011 года, то есть через 180 дней со дня официального опубликования Закона N 264-ФЗ*(1) (ст. 6 Закона N 264-ФЗ).
Информация о связанных сторонах, предусмотренная ПБУ 11/2008, включается в пояснительную записку отдельным разделом (п. 14 ПБУ 11/2008) и полностью будет соответствовать новым требованиям законодательства о рынке ценных бумаг в части раскрытия информации о контролирующих лицах и подконтрольных организациях.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность эмитентов и участников рынка ценных бумаг
В свою очередь бросается в глаза уточнение понятия отчетности эмитентов и участников рынка ценных бумаг. Вместо понятий "бухгалтерская отчетность" и "сводная бухгалтерская отчетность" вводятся понятия "бухгалтерская (финансовая) отчетность" и "сводная бухгалтерская (консолидированная финансовая) отчетность" (подп. "а"; "д" и "е" п. 5; п. 10 ст. 1 Закона N 264-ФЗ).
У читателей может возникнуть резонный вопрос: а чем бухгалтерская отчетность эмитента отличается от финансовой? В отношении сводной и консолидированной отчетности прямой ответ мы можем найти, например, в Федеральном законе от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности". Там прямо указывается, что консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), а сводная бухгалтерская отчетность - в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"*(2). В отношении индивидуальной отчетности эмитента (участника) мы такого четкого нормативного разделения не найдем. Кроме того, зачастую понятия "бухгалтерская отчетность" и "финансовая отчетность" организации используются как синонимы. Хотя бы потому, что отчетность, составленная по российским стандартам бухгалтерской отчетности (РСБУ) содержит в себе достаточно финансовой информации. Так элементы финансовой отчетности содержат в себе Форма N 3 "Отчет об изменениях капитала", Форма N 4 "Отчет о движении денежных средств"*(3), кроме того требования многих ПБУ о раскрытии информации в пояснительной записке также раскрывают важную финансовую информацию, как было показано выше на примере ПБУ 11/2008.
Вышеназванные уточнения относятся к содержанию проспекта ценных бумаг и раскрытию информации на рынке ценных бумаг (ст. 22; ст. 27.5-2; ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").
В связи с этим приходится задаться вопросом - означает ли новая формулировка, что при подготовке проспекта эмиссии и иной информации эмитенту (участнику рынка) надо будет предоставлять два вида отчетности: бухгалтерскую, составленную по РСБУ и финансовую, составленную по МСФО? Дать однозначный ответ на этот вопрос в рамках настоящего комментария не представляется возможным. Ответ остается за ФСФР РФ, поскольку именно эта служба регистрирует проспекты ценных бумаг и устанавливает иные стандарты эмиссии ценных бумаг (п. 2 ст. 42 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"). Для ответа на этот вопрос у ФСФР РФ остается 180 дней со дня официального опубликования Закона N 264-ФЗ*(4), вероятно до 7 апреля 2011 года (ст. 6 Закона N 264-ФЗ).
Дополнительная защита прав инвесторов
Права инвесторов и покупателей ценных бумаг получили дополнительные правовые гарантии защиты от недобросовестных действий руководящих органов эмитента, контролирующих их лиц, а также аудиторов эмитента. Для удобства далее по тексту будем называть их так - уполномоченные лица эмитента.
Лица, подписавшие или утвердившие проспект ценных бумаг (проголосовавшие за утверждение проспекта ценных бумаг), несут солидарно субсидиарную ответственность за убытки, причиненные эмитентом инвестору и (или) владельцу ценных бумаг вследствие содержащейся в указанном проспекте недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение информации, подтвержденной ими (п. 6 ст. 1 Закона N 264-ФЗ). Аналогичная норма об имущественной ответственности уполномоченных лиц эмитента вводится в отношении отчета (уведомления) об итогах выпуска ценных бумаг, а также в отношении ежеквартального отчета эмитента (п. 9; п. 15 ст. 1 Закона N 264-ФЗ).
Это очень важное и интересное нововведение, устанавливающее имущественную ответственность уполномоченных лиц эмитента перед покупателями и владельцами ценных бумаг этого эмитента. На взгляд автора, воля законодателя направлена на пресечение недобросовестных действий участников рынка ценных бумаг при публичном размещении ценных бумаг. Например, уполномоченные лица должны понимать, что в случае банкротства эмитента после публичного размещения ценных бумаг им всем солидарно (ст. 322 ГК РФ) придется нести имущественную субсидиарную ответственность (ст. 399 ГК РФ) наравне с подконтрольной им организацией. Ответственность самого эмитента как основного должника за аналогичные недобросовестные действия также подтверждена (подп. "а" п. 15 ст. 1 Закона N 264-ФЗ). Иными словами, нельзя будет, например, собрать деньги инвесторов на рынке через эмиссию бумаг подконтрольной организации и потом остаться в стороне в случае ее банкротства.
Изменился также способ информирования о совершенных и возможных правонарушениях на рынке ценных бумаг, предусмотренный пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (ст. 3 Закона N 264-ФЗ).
В целях информирования инвесторов и предупреждения их о совершенных и возможных правонарушениях на рынке ценных бумаг федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг на своем официальном сайте в сети "Интернет" размещает информацию (http://www.fcsm.ru):
- об аннулировании или о приостановлении действия лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
- о саморегулируемых организациях профессиональных участников;
- об административных взысканиях, наложенных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
- о судебных решениях, вынесенных по искам федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Первоначальная редакция предполагала размещение информации о правонарушениях в официальном издании ФСФР РФ. Корреспондирующее с этим изменение вносится и в Закон о рынке ценных бумаг (подп. "б" и "в" п. 15 ст. 1 Закона N 264-ФЗ). ФСФР РФ будет размещать на своем официальном сайте в сети "Интернет" сведения о факте эмиссии ценных бумаг, осуществляемой с нарушением требований законодательства РФ о ценных бумагах, и об основаниях приостановления размещения ценных бумаг, выпущенных в результате такой эмиссии, сведения о факте безлицензионной деятельности участника рынка ценных бумаг.
Как представляется автору, такой способ размещения информации о нарушениях законодательства о рынке ценных бумаг в сети "Интернет" делает ее гораздо более общедоступной и оперативной, что повышает ее полезность для любого заинтересованного лица. В итоге инвесторам и другим участникам рынка ценных бумаг будет легче ориентироваться в ситуации на рынке в отношении недобросовестных действий других участников.
Раскрытие и предоставление информации
Существенно переработан подход к информационному обеспечению рынка ценных бумаг. Учитывая большой объем уточнений и дополнений в главу 7 "О раскрытии информации о ценных бумагах" Закона о рынке ценных бумаг, в рамах настоящего комментария целесообразно остановиться на принципиальных изменениях.
К числу принципиальных изменений следует отнести, прежде всего, изменение самого наименования главы 7 и статьи 30 Закона о рынке ценных бумаг. Новое название - глава 7 "О раскрытии и предоставлении информации на рынке ценных бумаг", статья 30 "Раскрытие и предоставление информации" (подп. "б" п. 13 ст. 1 Закона N 264-ФЗ). То есть заново регламентирован порядок не только раскрытия, но и предоставления информации, установлено требование общедоступности такой информации. Расширен перечень информации, раскрываемой эмитентами ценных бумаг любым заинтересованным лицам: в него включены помимо ежеквартального отчета эмитента сообщения о существенных фактах, способных повлиять на стоимость и котировку ценных бумаг. К существенным фактам относятся сообщения, касающиеся, в частности, созыва и проведения общих собраний акционеров, проведения заседаний совета директоров и некоторых его решений, совершения эмитентом крупных сделок и появления признаков банкротства. Интересной является возможность вместо информации, подлежащей предоставлению, указать ссылку на такую информацию, раскрытую эмитентом ранее, например, в проспекте ценных бумаг (подп. "ж" п. 5 ст. 1 Закона N 264-ФЗ). Эмитенты обязаны информировать об изменении адреса Интернет-сайта, где размещаются вышеназванные сведения. Данная норма о раскрытии и предоставлении информации на рынке ценных бумаг вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования - 7 апреля 2011 года.
Важным изменением является дополнение главы 7 Закона о ценных бумаг статьей 30.1 "Освобождение эмитента от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации о ценных бумагах" (подп. "в" п. 13 ст. 1 Закона N 264-ФЗ). Для того, чтобы воспользоваться освобождением от указанной обязанности общее собрание акционеров эмитента должно принять решение о направлении заявления об освобождении в ФСФР РФ. Решение должно быть принято большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании (п. 5 ст. 2 Закона N 264-ФЗ).
Положительное решение принимается ФСФР РФ в течение 30 дней на основании заявления такого эмитента при одновременном соблюдении следующих условий:
1) если решение об обращении в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг с заявлением, предусмотренным настоящей статьей, принято эмитентом в порядке, установленном Федеральным законом "Об акционерных обществах";
2) если у эмитента отсутствуют иные эмиссионные ценные бумаги, за исключением акций, в отношении которых осуществлена регистрация проспекта таких ценных бумаг;
3) если акции эмитента не включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже и (или) ином организаторе торговли на рынке ценных бумаг;
4) если число акционеров эмитента не превышает 500.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие вышеназванным условиям, устанавливает ФСФР РФ. Норма об освобождении эмитента от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации о ценных бумагах вступает в силу с 1 января 2011 года.
Глава 7 Закона о рынке ценных бумаг дополнена также специальной статьей 30.2 "Информация о ценных бумагах и о производных финансовых инструментах, предназначенных для квалифицированных инвесторов". Любая информация о ценных бумагах, в том числе об инвестиционных паях ПИФов, и о производных финансовых инструментах, предназначенных для квалифицированных инвесторов, не может распространяться среди неограниченного круга лиц, в том числе с использованием рекламы, за исключением информации, подлежащей раскрытию в случаях, предусмотренных законодательством о ценных бумагах. Порядок и способы представления информации о ценных бумагах и о производных финансовых инструментах, предназначенных для квалифицированных инвесторов, будут установлены ФСФР РФ дополнительно до вступления в силу статьи 30.2 - до 7 апреля 2011 года (ст. 6 Закона N 264-ФЗ).
Выводы и некоторые дополнения
Нельзя не упомянуть об изменениях в других законодательных актах. В частности информация об акционерном инвестиционном фонде и о паевом инвестиционном фонде, акции и инвестиционные паи, которых ограничены в обороте, предоставляется в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ст. 4 Закона N 264-ФЗ). В отличие от предыдущей редакции пункта 3 статьи 52 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", касающейся ограничений в предоставлении подобной информации заинтересованным лицам (только владельцам указанных акций и инвестиционных паев и иным квалифицированным инвесторам), новая редакция "развязывает руки" регулятору рынка. ФСФР РФ теперь тоже в случае необходимости может считать себя таким заинтересованным лицом. Изменения вступают в силу 7 апреля 2011 года, то есть по истечении 180 дней после дня официального опубликования (ст. 6 Закона N 264-ФЗ).
Также расширен перечень лиц, которые могут быть привлечены к административной ответственности (п. 3 ст. 15.19 КоАП РФ) за нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг (ст. 5 Закона N 264-ФЗ). Непредставление (нераскрытие) или нарушение лицами, предоставившими обеспечение по облигациям эмитентов, лицами, получившими право прямо или косвенно самостоятельно или совместно с иными лицами распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитентов, подконтрольными эмитентам организациями, участниками (акционерами) хозяйственных обществ, лицами, получившими полномочия, необходимые для созыва и проведения внеочередных общих собраний акционеров акционерных обществ, лицами, приобретающими эмиссионные ценные бумаги открытых акционерных обществ на основании добровольного, в том числе конкурирующего, или обязательного предложения, предусмотренного законодательством РФ об акционерных обществах, а также аффилированными лицами акционерных обществ и лицами, которые в соответствии с федеральным законом признаются заинтересованными в совершении акционерным обществом сделки, порядка и сроков представления (раскрытия) информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, кроме нарушений в сфере государственного управления (ст. 19.7.3 КоАП РФ) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей; на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 300 000 до 500 000 рублей. Максимально упрощая эту довольно громоздкую правовую конструкцию, можно сказать, что административную ответственность за непредставление (нераскрытие) или нарушение порядка и сроков представления (раскрытия) информации на рынке ценных бумаг будут нести все лица, так или иначе, прямо или косвенно причастные к эмиссии ценных бумаг. Изменения вступают в силу 7 апреля 2011 года, то есть по истечении 180 дней после дня официального опубликования (ст. 6 Закона N 264-ФЗ).
Говоря о Законе N 264-ФЗ в целом, следует отметить, что процедура введения его в действие распределена во времени для того, чтобы участники и инвесторы на рынке ценных бумаг смогли плавно и спокойно перейти на новые правила.
А.В. Климов,
финансовый консультант
"Нормативные акты для бухгалтера", N 21, ноябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Впервые Закон N 264-ФЗ опубликован в "Российской газете", N 228, 08.10.2010.
*(2) Ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности".
*(3) Приказ Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
*(4) Впервые Закон N 264-ФЗ опубликован в "Российской газете", N 228, 08.10.2010.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.