Нужно ли было учитывать в 2008, 2009 годах в среднем заработке при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам государственным гражданским служащим Федеральной налоговой службы суммы материального стимулирования?
До 1 января 2010 года пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчислялись в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ) и Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение).
Согласно подпункту "д" пункта 2 Положения лицам, замещающим должности государственной гражданской службы и государственные должности Российской Федерации пособие по временной нетрудоспособности исчислялось из денежного содержания, начисленного за отработанное время.
При решении вопроса о включении той или иной выплаты (в т.ч. и сумм материального стимулирования) в средний заработок при исчислении названных пособий необходимо было соблюдение двух условий: данная выплата должна была быть предусмотрена системой оплаты труда и должна была учитываться при определении налоговой базы по единому социальному налогу.
В соответствии с пунктом 4 Положения в заработок, из которого исчислялись пособия, не включались выплаты социального характера и иные выплаты, непосредственно не связанные с трудовым процессом и не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, отдыха и др.).
Статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ред. от 25.12.2008) установлено, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью и месячного оклада гражданского служащего, в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" (п. 1 и 2) установлено, что с 1 января 2007 года и в 2008-2010 годах материальное стимулирование указанной категории служащих осуществляется в виде премий за качество исполнения ими обязанностей, за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели в 2007-2010 годах.
В соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 17.10.2007 N 90н, материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 настоящего Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, и осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете на 2007-2010 годах.
Однако, в 2008 и 2009 годах при решении вопроса о включении той или иной выплаты (в т.ч. и сумм материального стимулирования, выплачиваемые в виде премий) в средний заработок при исчислении названных пособий необходимо было соблюдение двух условий, установленных статьей 14 Закона N 255-ФЗ:
- выплата должна была быть предусмотрена системой оплаты труда;
- выплата должна была учитываться при определении налоговой базы по единому социальному налогу.
Если суммы материального стимулирования, выплачивались государственным служащим территориальных органов Федеральной налоговой службы с учетом этих условий, то они подлежали учету в среднем заработке для расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.
В связи с изложенным, вопросы о включении в 2008-2009 годах сумм материального стимулирования в средний заработок государственных гражданских служащих при исчислении пособий должны рассматриваться самостоятельно, на основании документов налоговой службы, регулирующих оплату труда этих госслужащих.
Что касается текущего года, то пособия с 1 января 2010 года исчисляются в порядке, установленном статьей 14 Закона N 255-ФЗ и Положением в новых редакциях.
Согласно указанным нормативным правовым актам в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
При решении вопроса о включении той или иной выплаты (в т.ч. и сумм материального стимулирования) в средний заработок при исчислении названных пособий необходимо исходить из того - начисляются ли на те или иные выплаты страховые взносы.
Если на суммы материального стимулирования, выплачиваемые государственным гражданским служащим территориальных органов Федеральной налоговой службы, начисляются страховые взносы, то они подлежат учету в среднем заработке при исчислении пособий в текущем году.
С.А. Дубинина,
консультант отдела применения законодательства
в сфере обязательного социального страхования
Правового департамента ФСС России
1 ноября 2010 г.
"Нормативные акты для бухгалтера", N 21, ноябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.