По данным контрагента...
Очень скоро бухгалтеру предстоит еще больше бумажной работы: нужно подтвердить каждую строку бухгалтерского баланса, в том числе дебиторскую и кредиторскую задолженность. Обосновать эти суммы поможет сверка расчетов с контрагентами. Однако сверка расчетов - дело обоюдное, без участия контрагента здесь не обойтись.
Бухгалтерские стандарты требуют перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проводить инвентаризацию (п. 1, абз. 3 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 129-ФЗ; п. 26, 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н). И если основные средства разрешено "пересчитывать" один раз в три года, то для расчетов с контрагентами послаблений не установлено.
В то же время оштрафовать фирму именно за непроведение инвентаризации налоговики не могут - законодательство этого не предусматривает. Инспектор вправе наказать рублем за недостоверность данных учета и отчетности (ст. 120 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ). Поэтому "обязательную" инвентаризацию имущества для целей бухучета многие компании считают "добровольной" и проводят во избежание недостоверности бухгалтерской отчетности. Однако, если фирме нужно списать просроченную задолженность, без инвентаризации задолженности не обойтись.
Как оформить инвентаризацию задолженности
Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности - это проверка обоснованности сумм, числящихся на счетах расчетов бухгалтерского учета. То есть подтверждать нужно не только расчеты с контрагентами, но и с бюджетом и внебюджетными фондами, с сотрудниками и прочими дебиторами и кредиторами.
Правила для проведения инвентаризации установлены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49. В частности, для оформления результатов инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами используется акт по форме N ИНВ-17 *(1). Но прежде чем составить этот акт, необходимо заполнить справку к нему (приложение к форме N ИНВ-17). В указанной справке подробно отражаются данные контрагента и "история" долга: наименование, адрес, номер телефона, за что возник долг, реквизиты документа, его подтверждающие (см. документы 1 и 2). Акт и справку к нему заполняют в двух экземплярах, один из которых передают в бухгалтерию.
Документ 1
Пример заполнения справки к форме N ИНВ-17
Приложение к форме N ИНВ-17
ООО "Альфа"
-------------------------------------------------------------------------
организация
-------------------------------------------------------------------------
структурное подразделение
Справка
к акту N 7 от " 31 " декабря 2010 г.
------------ -------------
инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими
дебиторами и кредиторами по состоянию на " 31 " декабря 2010 г.
-----------
Но- мер по по- ря- дку |
Наименование, адрес и номер телефона дебитора, кредитора |
Числится задолженность |
Сумма задолженности, руб.коп. |
Документ, подтверждающий задолженность |
||||
за что за что |
дата начала |
дебитор- ская |
кредито- рская |
наимено- вание |
номер | дата | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | ООО "Бетта", ул. Электрозаводская, д. 14, тел. (495) 737-52-64 |
Продажа товара |
23.10.10 | 36 000 | - | Накладная | 123 | 23.10.10 |
2 | ООО "Вега", ул. Бауманская, д. 2, тел. (495) 423-42-61 |
Оказание услуг |
26.05.08 | 75 000 | - | Акт об оказании услуг |
64 | 26.05.08 |
3 | ООО "Гамма", ул. Липецкая, д. 5, тел. (495) 323-11-12 |
Покупка товара |
02.02.09 | - | 41 300 | Накладная | 14 | 02.02.09 |
и т.д. |
Бухгалтер Подсчитайкин Подсчитайкин Л.Г.
----------------------- --------------------------------
подпись расшифровка подписи
Документ 2
Пример заполнения формы N ИНВ-17
Унифицированная форма N ИНВ-17
/----------\
| Код |
|----------|
Форма по ОКУД| 0317015 |
ООО "Альфа" |----------|
-------------------------------------------------------- по ОКПО| |
организация |----------|
________________________________________________________________| |
структурное подразделение |----------|
Вид деятельности| - |
/--------+----------|
Основание для приказ, постановление, распоряжение | номер | 61 |
проведения --------------------------------------+--------+----------|
инвентаризации: ненужное зачеркнуть | дата |23.12.2010|
\--------+----------|
Вид операции| - |
\----------/
/--------------------------------\
|Номер документа|Дата составления|
|---------------+----------------|
| 5 | 31.12.2010 |
\--------------------------------/
Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами
Акт составлен комиссией о том, что по состоянию на " 31 "
декабря 2010 г. проведена инвентаризация расчетов с покупателями,
--------------
поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами.
При инвентаризации установлено следующее:
1. По дебиторской задолженности
/-------------------------------------------------------------------------\
| Наименование счета бухгал- |Номер | Сумма по балансу, руб.коп. |
| терского учета и дебитора |счета |-------------------------------------|
| | | всего | в том числе задолженность |
| | | |-----------------------------|
| | | |подтвер-|не под- |с истекшим|
| | | |жденная |твержден-|сроком ис-|
| | | |дебито- |ная деби-|ковой дав-|
| | | |рами |торами | ности |
|----------------------------+------+-------+--------+---------+----------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|----------------------------+------+-------+--------+---------+----------|
|ООО "Бетта" | 62 |36 000 | 36 000 | - | - |
|----------------------------+------+-------+--------+---------+----------|
|ООО "Вега" | 62 |75 000 | 75 000 | - | - |
|----------------------------+------+-------+--------+---------+----------|
| | | | и т.д. | | - |
\-----------------------------------+-------+--------+---------+----------|
Итого |111 000|111 000 | - | - |
\-------------------------------------/
Оборотная сторона формы N ИНВ-17
2. По кредиторской задолженности
/------------------------------------------------------------------------\
| Наименование счета бухгал- |Номер | Сумма по балансу, руб.коп. |
| терского учета и дебитора |счета |------------------------------------|
| | |всего | в том числе задолженность |
| | | |-----------------------------|
| | | |подтвер-|не под- |с истекшим|
| | | |жденная |твержден-|сроком ис-|
| | | |дебито- |ная деби-|ковой дав-|
| | | |рами |торами | ности |
|----------------------------+------+------+--------+---------+----------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|----------------------------+------+------+--------+---------+----------|
|ООО "Гамма" | 60 |41 300| - | - | - |
|----------------------------+------+------+--------+---------+----------|
| | | | и т.д. | | |
\-----------------------------------+------+--------+---------+----------|
Итого |41 300| | - | - |
\------------------------------------/
Все подсчеты итогов по строкам, страницам и в целом по акту инвентаризации проверены.
Председатель комиссии главный бухгалтер Посчитайкин Посчитайкин Л.Г.
----------------- -------------- -----------------------
должность подпись расшифровка подписи
Члены комиссии: финансовый директор Докопайкин Докопайкин И.И.
------------------- -------------- -----------------------
должность подпись расшифровка подписи
менеджер продаж Оформляйкин Оформляйкин В.П.
------------------- -------------- -----------------------
должность подпись расшифровка подписи
По данным контрагента...
Обратите внимание: в форме N ИНВ-17 задолженность подразделяется на признанную и непризнанную. Признанную задолженность контрагент может подтвердить актом сверки произвольной формы (документ 3). Этот документ поможет подтвердить данные учета, даже если компания вопреки требованиям бухгалтерских стандартов не проводит обязательную годовую инвентаризацию. Как правило, он представляет собой карточку счета (счетов) в разрезе конкретного контрагента. Помимо этого обычно в нем указывают подробную информацию о сделке (содержание хозяйственной операции, номер договора) и реквизиты документов, подтверждающих долг, ставят подписи должностных лиц и оттиски печати фирм. В отличие от формы N ИНВ-17 акт сверки - "двухсторонний" документ. Поэтому в нем отражают данные бухгалтерского учета одновременно оба контрагента.
Документ 3
Пример заполнения акта сверки расчетов с контрагентом
Акт сверки N 31-12/2010 за период
с 01.01.2010 по 31.12.2010 между ООО "Альфа" и ООО "Бетта"
На 1 января 2010 года задолженность ООО "Бетта" составляет 50 000 рублей
N п/п | N договора | По данным ООО "Альфа" | По данным ООО "Бетта" | Документ, подтверждающий операцию | Примечание | ||||||
По дебету | По кредиту | По дебету | По кредиту | ||||||||
Содержание операции | Сумма, в т.ч. НДС (руб.) | Содержание операции | Сумма, в т.ч. НДС (руб.) | Содержание операции | Сумма (руб.) | Содержание операции | Сумма (руб.) | ||||
- | - | - | 50 000 | - | - | - | - | - | 50 000 | - | - |
1 | Договор поставки N 45 от 1 декабря 2009 г. | - | - | Оплата товара | 50 000 | Оплата товара | 50 000 | - | - | - | Оплата оставшихся 50% суммы поТН N 231 от 30 декабря 2009 г. |
2 | Договор поставки N 31 от 1 октября 2010 г. | Продажа товара | 36 000 | - | - | - | - | Продажа товара | 36 000 | ТН N 123 от 23 октября 2010 г. | Счет-фактура N 150 от 23 октября 2010 г. |
Всего | 36 000 | 50 000 | 50 000 | 36000 |
Итого: на 31 декабря задолженность ООО "Бетта" составляет 36 000 (тридцать шесть тысяч) рублей 00 (ноль) копеек, в том числе НДС - 5491 (пять тысяч четыреста девяносто один) рубль 52 (пятьдесят две) копейки.
Задолженность подтверждаем:
Генеральный директор ООО "Альфа" | Генеральный директор ООО "Бетта" | ||
Разрешайкин | Разрешайкин А.А. | Смирнов | Смирнов Б.Б. |
Главный бухгалтер ООО "Альфа" | Главный бухгалтер ООО "Бетта" | ||
Посчитайкин | Посчитайкин Л.Г. | Петров | Петров А.А. |
Как свериться с фондами
Если сверка с контрагентами, как правило, не занимает много времени, да и они сами заинтересованы в ее быстром прохождении, подтвердить расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами сложнее.
Внимание! О подтверждении состояния расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами нужно позаботиться заранее: процедура требует времени.
В частности, "затевать" сверку с налоговой приходится заранее: если расхождения не выявлены, она, по правилам, не может занимать более 10 рабочих дней (без учета времени на отправку актов по почте), если суммы не сошлись, срок сверки увеличивается до 15 рабочих дней (без учета времени на доставку акта почтой). Для подтверждения расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами используют акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Он утвержден приказом ФНС России от 20 августа 2007 г. N ММ-3-25/494@. Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами утвержден приказом от 9 сентября 2005 г. N САЭ-3-01/444@ в редакции от 26 декабря 2008 г. N ММ-3-4/687@.
Сверку расчетов с налоговой по итогам года можно будет провести в электронном виде - соответствующие изменения внесены в пункт 7 статьи 24 Налогового кодекса Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ. ФНС России уже утвердила Методические рекомендации, устанавливающие порядок электронного обмена с налогоплательщиками некоторыми документами, в частности, актами сверки (п. 2.7 Временных методических рекомендаций, утв. письмом ФНС России от 8 июля 2010 г. N МН-37).
Для подтверждения расчетов с Пенсионным фондом и ФСС РФ предназначены формы N 21-ПФР или N 21-ФСС РФ, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 11 декабря 2009 г. N 979н. Однако такую сверку проводят для зачета страховых взносов, то есть если компания или сотрудники фонда считают, что страховые взносы переплачены (часть 4 ст. 26 Закона N 212-ФЗ).
Ю. Пименова,
ведущий эксперт
"Практическая бухгалтерия", N 11, ноябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Форма N ИНВ-17 утверждена постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88 документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.