Плата за обслуживание в процентах от стоимости заказа
Вопрос платы за обслуживание на страницах нашего журнала уже рассматривался*(1). Сегодня появился повод продолжить разговор на эту тему: установление платы в виде процента от стоимости заказанных блюд. Разрешено ли это законодательством? Если нет, то какими будут последствия для предприятия общепита? На основании нормативных актов попробуем найти ответы на данные вопросы.
В прошлый раз при рассмотрении обоснованности включения в меню условия о взимании с клиента суммы в размере 10% от стоимости заказа отмечалось, что по данному вопросу существует две точки зрения. Автор придерживался позиции, что поскольку стандарты предприятия прямо устанавливают требование к обслуживанию*(2), отнесение обслуживания к дополнительной услуге и взимание дополнительной платы за него неправомерно. Другая точка зрения такова: действительно, обслуживание нельзя относить к дополнительной услуге, поскольку оно является одной из составляющих общественного питания, однако, в связи с этим способ оплаты услуги считается элементом ценовой политики заведения. Оно вправе самостоятельно решать, включать ее стоимость в цену блюда или выделять в меню отдельно. При включении платы за обслуживание в меню посетитель, познакомившись с ним (получив всю необходимую информацию) и сделав заказ, принимает предложение о заключении с заведением питания договора о возмездном оказании услуг на данных условиях (п. 2, 14 Правил оказания услуг общественного питания*(3), ст. 779, 159 ГК РФ).
Те предприятия общепита, которые придерживаются второй точки зрения и устанавливают в меню плату за обслуживание в виде процентов от стоимости заказа, должны учитывать следующее. Согласно п. 12 Правил оказания услуг общественного питания исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Среди прочей информации должны быть приведены перечень услуг, условия их оказания, цена в рублях и порядок оплаты услуг.
Аналогичное положение содержит ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей). Так, согласно п. 1 данной статьи изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. При этом он должен указать цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), а в случае предоставления кредита - размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы (п. 2 названной статьи).
Исходя из этого можно сделать вывод, что если составляющая услуга общественного питания в виде обслуживания выделена в меню отдельно, указывать его стоимость в процентах от суммы заказа нельзя, она должна быть определена в рублях. Также до сведения потребителей нужно довести необходимую информацию об оказываемой услуге и условиях ее оказания. Иначе говоря, в меню должно быть сказано, что является составляющей предоставляемого сервиса, когда, кем и кому он оказывается. Заметим, что согласно информации, полученной в Интернете, встречаются случаи, когда Роспотребнадзор по жалобе потребителя услуг общепита на дополнительное включение в счет суммы за предоставленный сервис, исчисляемой в размере 5% к стоимости заказанных блюд, привлекал заведение к административной ответственности на основании п. 1 ст. 14.8 КоАП РФ (см., например, www.forum.ozpp.ru). Напомним, что согласно положению данной статьи нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), изготовителе, продавце, исполнителе и режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб., на юридических лиц - от 5000 до 10 000 руб.
Отдельное выделение в меню стоимости обслуживания связано еще с одним моментом, но, прежде чем его обозначить, обратимся сначала к стандартам отрасли. В соответствии с п. 13 ГОСТа Р 50647-94 "Общественное питание. Термины и определения"*(4) процесс обслуживания в общественном питании представляет собой совокупность операций, выполняемых исполнителем при непосредственном контакте с потребителем услуг при реализации кулинарной продукции и организации досуга. Различают два метода обслуживания: обслуживание официантом, барменом, буфетчиком, продавцом или самообслуживание (п. 14 ГОСТа Р 50647-94). При этом под методом обслуживания понимается способ реализации потребителям продукции общественного питания.
Данное положение приводит к выводу, что хотя обслуживание и является составляющей услуги общественного питания, выделить его в самостоятельную подгруппу можно не всегда. Объясним почему. Согласно п. 4.2 ГОСТа Р 50762-2007 при определении типа предприятия общепита (ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная, предприятие быстрого обслуживания, буфет, кафетерий, кофейня, магазин кулинарии) учитываются факторы, среди которых значатся в том числе методы, формы, время обслуживания потребителей (время ожидании, предоставления и потребления услуги), профессиональная подготовка и уровень квалификации персонала, а также условия обслуживания (комфортность зала, мебели, этика персонала, эстетика оформления, интерьер и др.).
Существуют минимальные требования, предъявляемые к предприятиям общественного питания различных типов и классов, приведенные в таблицах 1, 2 ГОСТа Р 50762-2007 Соответственно, методы обслуживания потребителей у них различаются. Так, в ресторанах и барах класса "люкс" и "высший" обслуживание должно осуществляться высококвалифицированными официантами, барменами, метрдотелями. Кроме того, в ресторане класса "люкс" должен быть сомелье (специалист по винам). В ресторане, баре первого класса и кафе посетители обслуживаются официантами, барменами, метрдотелями (в баре - в том числе барменом за барной стойкой). В кофейне - официантом, а в магазине кулинарии - продавцом. Самообслуживание может быть в кафе, столовых, закусочных, предприятиях быстрого обслуживания, буфетах, кафетериях.
Как мы видим, обслуживание посетителей является одним из факторов, определяющих тип и класс предприятия общепита. Иначе говоря, в ресторане класса "люкс" сомелье должен быть потому, что это предусматривается требованиями, предъявляемыми к данному классу предприятий. И посетители такого вида заведения должны обслуживаться этим сотрудником. В свою очередь, ресторан высшего класса иметь в своем штате сомелье не обязан, но при его наличии строка в меню "услуги сомелье" вполне уместна. При этом посетители могут воспользоваться данной услугой по своему желанию.
Заметим, согласно п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей потребитель имеет право на свободный выбор товаров (работ, услуг), запрещается обусловливать его выбор обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права, возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме. В общепите информацию о продукции и услугах, которая позволяет сделать правильный выбор, он получает из меню, прейскурантов или иными способами, предусмотренными при оказании таких услуг (п. 12, 13 Правил оказания услуг общественного питания). Соответственно, выделить в меню стоимость обслуживания можно не всегда, а только тогда, когда предоставляемый сервис выделяется в самостоятельную подгруппу. В противном случае, если его стоимость будет включаться в счет каждому посетителю заведения питания, налицо нарушение положений ст. 16 Закона о защите прав потребителей и п. 12 Правил оказания услуг общественного питания. Включая в меню перечень блюд и услуг, предприятие общепита предполагает, что потребитель вправе их выбирать, делая заказ. Если стоимость обслуживания, выделенная отдельно, будет всегда включаться в счет, можно говорить, что право потребителя на выбор нарушено (по аналогии приведем такой пример: в меню есть блюдо, которое приносится и включается в счет всем посетителям, хотя они его и не заказывали).
Подтверждает данный факт и Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН)*(5). Так, услуги общественного питания (код 122000) включают в себя услуги питания (код 122100) и услуги по организации потребления и обслуживания (код 122300). Первые, в свою очередь, подразделяются на услуги питания, ресторана, кафе, столовой, закусочной, бара и предприятий других типов (коды 122101-122106), а вторые, например:
- на услуги официанта на дому (код 122301);
- на организацию и обслуживание торжеств, семейных обедов и ритуальных мероприятий (код 122303);
- на организацию питания и обслуживание участников конференций, семинаров, совещаний, культурно-массовых мероприятий, в зонах отдыха и др. (код 122304).
Мы видим, что в данном перечне отсутствуют, например, услуги официанта в ресторане, потому что по определению посетитель ресторана должен получить эту услугу, без нее он не сможет приобрести кулинарную продукцию (то есть он не может сам пойти на кухню к повару, сделать заказ и забрать его с кухни после приготовления). Исключение сделано лишь для "массовых" посетителей, по мнению автора, для них отдельная строчка в меню с обслуживанием вполне уместна (если они не желают обслуживаться в общем порядке, как все остальные посетители заведения, то они должны заплатить за индивидуальное обслуживание, например, банкета).
* * *
Рассмотренные положения нормативных актов свидетельствуют о следующем. Включение в меню информации о том, что за обслуживание взимается стоимость в процентах от суммы заказа, не соответствует требованиям нормативных актов: цена всегда должна быть выражена в рублях и должно быть указано, что является составляющей предоставляемого сервиса, когда, кем и кому он оказывается. Включать данную строчку в меню предприятие общепита должно очень осторожно и только тогда, когда у потребителя остается право на свободный выбор предоставляемых услуг. Для исключения возможных проблем с контролирующими органами (которые могут прийти с внеплановой проверкой и по жалобе потребителя) стоимость обслуживания лучше включать в стоимость блюд.
Н.В. Лебедева,
редактор журнала
"Предприятия
общественного питания:
бухгалтерский учет
и налогообложение"
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотри статью Г.Ю. Шариковой "Ценовая политика предприятия общественного питания", N 9, 2009, стр. 68.
*(2) Пункты 3.2, 3.3 ГОСТа Р 50762-2007 "Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания".
*(3) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036.
*(4) Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 21.02.1994 N 35.
*(5) Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"