Управление операционными рисками АУ
Любая сфера деятельности сопряжена с рисками, а значит, в ней имеется угроза финансовых и иных потерь. В то же время в число профессиональных обязанностей руководителя входит предвидение возможных негативных последствий для организации. Адекватная система управления рисками позволяет повысить качество работы АУ, снизить нежелательные издержки, сгладить последствия форс-мажорных обстоятельств. Наша цель в рамках настоящей статьи - классифицировать операционные риски, структурировать способы управления ими и дать рекомендации по построению системы управления этими рисками.
Риск имеет две стороны: первая открывает возможность благоприятного исхода, вторая несет угрозу нежелательных последствий. Если рассматривать суть предпринимательской деятельности, она заключается в принятии на себя рисков для получения выгоды в будущем. Таково внутреннее содержание финансового риска, возлагаемого организацией на себя в добровольном порядке. Управлять этим видом риска - значит искать наилучшее соотношение выгоды и возможных нежелательных последствий, то есть не избегать его и даже не минимизировать, а оптимизировать.
Иное дело - операционные риски. Их источниками являются ошибки, просчеты, сбои в работе, неблагоприятные события - все то, чего хотелось бы избежать. Поэтому управление этим видом рисков заключается в их минимизации.
Что такое операционные риски?
Операционный риск - это риск потерь, связанных с неадекватными или неудачными внутренними процессами, системами или человеческими ошибками либо с внешними событиями (например, мошенничество, стихийное бедствие). Данное понятие пришло в теорию управления из банковской сферы, в которой рискам традиционно уделялось повышенное внимание. Однако операционный риск присутствует в деятельности любой организации.
Рисковые ситуации можно разделить на две крупные категории. К первой относятся ситуации, которые случаются относительно часто и влекут за собой умеренные потери (например, ошибки персонала). Вторая категория объединяет ситуации, случающиеся крайне редко, но влекущие существенные потери (как правило, подобные последствия вызывают обстоятельства непреодолимой силы). Такое деление порождает два подхода к управлению рисками: относительно первой категории ситуаций целесообразно принимать риски на себя, относительно второй - перераспределять на третьих лиц (в частности, через страхование).
Основные виды убытков от операционных рисков таковы:
потеря репутации АУ;
снижение стоимости активов;
досрочное списание материальных активов;
денежные выплаты (штрафы, возмещение убытков и ущерба) на основании постановлений (решений) судов и уполномоченных органов;
денежные выплаты клиентам и контрагентам, а также работникам АУ для компенсации им во внесудебном порядке убытков, понесенных ими по вине АУ;
затраты на восстановление деятельности и устранение последствий ошибок, аварий, стихийных бедствий и других аналогичных обстоятельств.
Как выявить угрозы?
Перечислим основные источники операционных рисков.
1. Персонал. Потери могут быть связаны с возможными ошибками сотрудников, мошенничеством, недостаточной квалификацией, текучестью кадров. В эту группу включаются все ситуации, в которые вовлечена по крайней мере одна внутренняя служба.
2. Внешнее вмешательство. Здесь потери связаны с непосредственным физическим вмешательством в деятельность АУ, - воровством, грабежами, хакерскими атаками, терроризмом, стихийными бедствиями, пожарами, наводнениями и прочими подобными факторами.
3. Кадровая политика и безопасность труда. Сюда относятся потери, связанные с нарушением трудового законодательства, повлекшие выплату компенсаций по искам о возмещении ущерба вследствие потери здоровья или дискриминации.
4. Клиенты и процессы. Потери, непосредственно связанные с выплатами клиентам (покрытие убытков, штрафы, пени) в результате непредумышленных ошибочных действий организации, профессиональных ошибок или сбоя оборудования и систем.
5. Окружающая среда. Потери вследствие обновления законодательства, налоговых режимов, политических изменений.
Чтобы выявить наиболее уязвимые места в работе АУ, следует провести критический анализ его деятельности (либо собственными силами, либо с привлечением внешнего аудита). Отметим, что анализ рисков является составной частью работы аудитора в рамках ежегодной обязательной проверки деятельности АУ.
Назовем некоторые операции, производимые персоналом и наиболее уязвимые с точки зрения реализации рисков. Это операции:
- требующие высокой квалификации сотрудников, целиком зависящие от знаний и умений отдельного работника АУ;
- по которым не приняты меры по снижению рисков;
- не формализованные, основанные на экспертных оценках и субъективных суждениях;
- требующие предельной загрузки персонала, что приводит к его усталости;
- результат которых целиком зависит от эффективности персонала;
- по которым широкими полномочиями наделены сотрудники низкой квалификации и уровня;
- которым трудно дать оценку с точки зрения их эффективности и риска.
В целях своевременного выявления "опасных" операций полезно разработать опережающие индикаторы, такие как уровень загрузки персонала, текучки кадров. Достаточно простой и быстрый способ выявления операционных рисков учреждения - анализ расходов АУ по данным бухгалтерского и аналитического учета. В этом случае рассматриваются непосредственно связанные с операционными рисками расходы (штрафы, пени, неустойки и т.п.) и др. (списание материальных ценностей, расходы по устранению последствий аварий, стихийных бедствий), возникшие в результате форс-мажорных обстоятельств.
Пример сводной таблицы операционных убытков
Штрафные санкции контролирующих органов | Судебные издержки | Внесудебные компенсации работникам | Внесудебные компенсации клиентам | Досрочное списание материальных активов | Затраты на устранение последствий аварий и т.п. | Снижение стоимости активов | Прочие убытки |
Злоупотребления или противоправные действия работников АУ (хищение, злоупотребление служебным положением, несанкционированное использование ПО и т.п.) | |||||||
Противоправные действия по отношению к АУ третьих лиц | |||||||
Нарушения АУ трудового законодательства, трудовые споры (нарушение трудовых договоров, причинение вреда здоровью работников и т.п.) | |||||||
Нарушения иных видов законодательства, неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств перед клиентами, контрагентами, третьими лицами | |||||||
Утрата или повреждение основных средств и других материальных активов в результате стихийных бедствий, природных или техногенных катастроф, актов терроризма, прочих форс-мажорных обстоятельств | |||||||
Выход из строя оборудования | |||||||
Способы управления операционными рисками сводятся к следующему:
- избежание риска (как таковое не является способом управления, но считается крайней мерой в отношении рисков);
- создание процедур и правил по управлению рисками;
- страхование рисков;
- создание резервов на покрытие возможных потерь.
Финансирование затрат по управлению рисками
Если переносить бремя операционных рисков на хозяйственную систему в целом, оно невелико и покрывается за счет прибыли от основной деятельности и других источников финансирования. Такие незначительные расходы объясняются низкой вероятностью наступления неблагоприятных последствий. Однако для отдельной организации, столкнувшейся с форс-мажорными обстоятельствами, последствия могут быть катастрофическими.
Мы разделили возможные рисковые ситуации на две категории (относительно часто возникающие с умеренными потерями и крайне редко возникающие с крупными потерями), отсюда и два способа финансирования потенциально возможных убытков.
В отношении частых ситуаций с умеренными потерями наилучшим способом финансовой защиты является создание резервов на возможные убытки. Исходя из данных бухгалтерского и аналитического учета выявляются средние размеры потерь и создаются соответствующие резервы. Их формирование производится на регулярной основе (каждый месяц или квартал) и не ставится в зависимость от того, есть ли в конкретном периоде потери или нет. В дальнейшем при возникновении потери списываются за счет резервов, а не расходов АУ.
Создание резерва - это бухгалтерская операция. Резерв уменьшает прибыль, но не вызывает оттока денежных средств, тем самым косвенно сохраняет денежные средства АУ. Однако резерв в виде "нетронутой наличности" нигде не хранится, что не исключает ситуации, при которой деньги могут быть использованы на иные цели. В то же время небольшая величина потенциальных убытков, как правило, не вызывает нехватки ликвидности, поэтому данный механизм успешно работает. Резерв по сути равномерно распределяет бремя убытков на финансовый результат АУ независимо от факта реализации риска на деле.
Ко второй категории относятся риски, влекущие крайне редкие, но крупные потери. Статистикой по таким случаям обладают страховые организации, которые и защищают от последствий данных рисков.
Уплата страхового взноса не только уменьшает прибыль АУ, но и приводит к оттоку денег. Однако этот вид управления операционными рисками второй категории имеет преимущества по сравнению с созданием резервов:
1. Ответственность за возмещение убытков берет на себя третья сторона.
2. Размер возможных убытков многократно превосходит расходы на страховые взносы.
3. Страховая организация становится дополнительным контролером рисков, так как материально заинтересована в их снижении у застрахованного лица.
Рассмотрим отдельные виды ответственности, которые могут наступить при некоторых неблагоприятных ситуациях.
Возмещение причиненного вреда жизни и здоровью граждан
Общие положения о возмещении вреда изложены в гл. 59 ГК РФ. Автономное учреждение, являясь юридическим лицом, возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Отметим, что страховать профессиональную ответственность юридические лица не могут, поскольку данный вид страхования рассчитан только на физических лиц. Однако застраховать можно ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а также ответственность по договору.
Удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд согласно обстоятельствам дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или причиненные убытки.
При возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью человека, следует иметь в виду, что это не подлежащие денежной оценке блага. Поэтому при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход). Возместить также придется дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья (в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение и др.), если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.
Если увечье или иное повреждение здоровья получил несовершеннолетний, не достигший 14 лет и не имеющий заработка, лицо, ответственное за причиненный вред, обязано возместить расходы, вызванные повреждением здоровья.
В случае смерти потерпевшего (кормильца) право на возмещение вреда имеют лица, которые ко дню его смерти были вправе получать от него содержание, в том числе нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего. Лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, вред возмещается в размере той доли заработка (дохода) умершего, которую они получали или имели право получать на свое содержание при его жизни.
Возмещение вреда, вызванного уменьшением трудоспособности или смертью потерпевшего, производится ежемесячными платежами. При наличии уважительных причин суд с учетом возможностей виновной стороны может по требованию гражданина, имеющего право на возмещение вреда, присудить ему причитающиеся платежи единовременно, но не более чем за три года.
Использование нелицензионных программных продуктов
В соответствии с ГК РФ и КоАП РФ использование нелицензионного программного обеспечения (ПО) является нарушением авторских и смежных прав. При выявленном нарушении нелицензионное ПО, а также оборудование для его воспроизведения конфискуется.
Использование нелицензионных программных продуктов влечет следующие угрозы:
наложение административной ответственности на АУ и его руководителя;
возможность уголовного преследования руководителя и сотрудников АУ за нарушение авторских прав;
остановка деятельности АУ в случае изъятия компьютерного оборудования;
потеря репутации АУ;
технологические риски, присущие нелицензионному ПО.
Если стоимость нелицензионного ПО меньше 50 тыс. руб., предусмотрена административная ответственность (ст. 7.12 КоАП РФ): на должностных лиц - от 100 до 200 МРОТ, на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ. При стоимости нелицензионного ПО свыше 50 тыс. руб. наступает уголовная ответственность (ст. 146 УК РФ): штраф в размере до 200 000 руб. либо в размере заработной платы или иного дохода за период до 18 месяцев либо обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо лишение свободы на срок до двух лет. Кроме указанных мер, АУ может быть привлечено к гражданско-правовой ответственности в виде обязанности выплатить правообладателю компенсацию в размере от 10 тыс. до 5 млн. руб.
Нарушение налогового законодательства
Ответственности за налоговые правонарушения посвящены гл. 15 и 16 НК РФ. Не перечисляя виды налоговых нарушений и меры ответственности, остановимся на принципиальных моментах Налогового кодекса:
срок исковой давности по налоговым нарушениям составляет три года (ст. 113);
мерой ответственности за налоговое нарушение является санкция в виде штрафа (ст. 114);
пеня не является налоговой санкцией, поэтому ее взыскание происходит вне зависимости от наличия налогового нарушения (ст. 75);
для обеспечения оплаты налогов налоговый орган может приостановить операции по расчетному счету (ст. 76);
налоговые санкции могут быть взысканы во внесудебном (бесспорном) порядке (ст. 104).
Так ли страшны операционные риски?
В заключение немного поразмышляем о том, заслуживают ли операционные риски такого особого внимания. Конечно, вероятность наступления нежелательных последствий в связи с наличием операционных рисков низка. Возможно, что руководитель АУ, пытаясь заполнить сводную таблицу операционных убытков, обнаружит, что она пуста. Так следует ли тратить рабочее время на установление дополнительных процедур и правил, которые не предусмотрены действующим законодательством?
В отношении АУ обязательный круг мероприятий по управлению рисками очерчен Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях". Принятие повышенных (сверх тех, которые предусмотрены законом) мер по снижению операционных рисков относится к полномочиям руководства АУ. Отметим, что налаженная процедура внутреннего контроля АУ является прекрасным превентивным мероприятием против возможных ошибок и злоупотреблений. Ранние этапы выявления оплошностей не позволяют им развиваться и не приводят к цепочке нежелательных последствий.
Налаживание процедуры оценки операционных рисков вооружает сотрудников учреждения информационно и морально. Когда ситуация изучена, известны возможные негативные последствия и пути их преодоления, человек сразу берется за решение проблемы, не тратя время ни на ее осмысление, ни на изучение нормативных документов.
К сожалению, в нашей стране культура страхования развита слабо. Однако организации несут потенциальные угрозы, справиться с которыми в случае реализации рисков они будут не в состоянии. Неслучайно после аномальной засухи лета 2010 года со стороны представителей власти прозвучали предложения об обязательном страховании зданий и помещений от стихийных бедствий, поскольку практика показала, что собственники пренебрегают этим способом сохранности имущества.
Внедрение системы управления рисками станет успешным, если персонал будет добросовестно относиться к новым обязанностям. Но при возложении на сотрудника ответственности за тот или иной вид риска должна быть предоставлена и соответствующая зона полномочий - ведь никто не может отвечать за риски, которые не в состоянии проконтролировать.
О.Е. Орлова,
эксперт журнала "Руководитель автономного учреждения"
"Руководитель автономного учреждения", N 11, ноябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"