Нюансы аттестации педагогических работников
С 01.01.2011 вступает в силу Приказ Минобрнауки РФ от 24.03.2010 N 209, которым утвержден Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (далее - Приказ N 209, Порядок). Основные положения этого документа были рассмотрены в номере N 7 за 2010 год в статье "Аттестация педагогических работников: новый порядок". В данной статье рассмотрим нюансы, связанные с аттестацией педагогических работников, руководствуясь Письмом Минобрнауки РФ от 18.08.2010 N 03-52/46, в котором даны Разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (далее - Разъяснения).
Итак, Порядок распространяется на всех педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности. Исключением являются только руководители образовательных учреждений, их заместители и руководители структурных подразделений.
Формирование аттестационных комиссий
Много вопросов возникло по поводу применения п. 8 Порядка, в котором сказано, что состав аттестационной комиссии и экспертных групп формируется таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые аттестационными комиссиями решения. Проблема в том, что в настоящее время законодательно в области образования нормы, связанные с институтом конфликта интересов, не прописаны. В своих Разъяснениях сотрудники Минобрнауки рекомендуют пользоваться положениями Закона N 273-ФЗ*(1). В статье 10 этого закона сказано, что под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда этим правам и интересам. Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения этим служащим при исполнении своих обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц (п. 2 ст. 10 Закона N 273-ФЗ).
Таким образом, при формировании состава аттестационной комиссии и экспертных групп необходимо исключить возможность личной заинтересованности каждого члена экспертной группы, чтобы получить всесторонний анализ профессиональной деятельности педагогического работника.
Виды "педагогической" аттестации
В отношении педагогических работников проводятся следующие виды аттестации:
- с целью подтверждения соответствия занимаемой должности;
- с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям.
Рассмотрим основные моменты порядка аттестации каждого вида отдельно.
Аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности. Данная аттестация проводится один раз в пять лет в отношении работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей).
Приказ N 209 вступает в силу с 01.01.2011, но это не означает, что после указанной даты работодатели обязаны единовременно направить представление в аттестационную комиссию на всех педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий, для прохождения ими аттестации с целью подтверждения соответствия их занимаемой должности. Необходимость и сроки представления работодатель определяет самостоятельно.
Обратите внимание! Если у педагогического работника не закончился срок действия второй квалификационной категории, то он не подлежит аттестации, проводимой с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
В то же время при направлении работодателем работника на аттестацию последний не имеет права отказаться от нее. В случае отказа работника можно привлечь к дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины, так как согласно ст. 21 ТК РФ ее соблюдение является обязанностью работника. В статье 192 ТК РФ сказано, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
Аттестация с целью установления соответствия уровня квалификации работника требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям. Данная аттестация проводится на основании заявления самого работника, при этом квалификационная категория, установленная на основании аттестации, действительна в течение пяти лет.
Согласно п. 31 Порядка высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:
- имеют установленную первую квалификационную категорию;
- владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
- имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
- вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.
Чтобы работнику присвоили высшую квалификационную категорию, он должен обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, но не ранее чем через два года после установления первой квалификационной категории (п. 29 Порядка).
Из вышесказанного следует, что работник, который имел первую квалификационную категорию, но срок ее действия истек, не вправе претендовать на высшую категорию. В аттестационную комиссию необходимо обращаться заранее, не позднее чем за три месяца до окончания срока действия имеющейся квалификационной категории, учитывая, что для рассмотрения заявления отведен один месяц, а для проведения аттестации - два месяца.
В пункте 31 Порядка сказано, что одно из условий получения высшей квалификационной категории - результаты участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. В связи с этим возник вопрос: могут ли претендовать на высшую квалификационную категорию педагогические работники (преподаватели, мастера производственного обучения, воспитатели, в том числе дошкольных учреждений, педагогические работники коррекционных образовательных учреждений), воспитанники которых по объективным причинам не имеют возможности проявить себя в олимпиадах, конкурсах всероссийского и международного уровня, поскольку такие мероприятия для них не проводятся?
В Разъяснениях сказано, что отсутствие возможностей участия обучающихся в указанных мероприятиях не может ограничивать доступ педагогических работников к получению высшей квалификационной категории, если уровень их квалификации соответствует остальным требованиям, предъявляемым к этой категории.
Отметим, что среди требований для установления соответствующего уровня квалификации, которые прописаны в п. 30 и 31 Порядка, нет требования о повышении квалификации данных сотрудников. Однако в Разъяснениях упоминается, что в условиях модернизации образования, обновления его содержания, поэтапного внедрения федеральных государственных образовательных стандартов аттестационная комиссия вправе внести в аттестационный лист педагогического работника рекомендацию о про хождении повышения квалификации. Кроме этого, в ст. 196 ТК РФ говорится, что необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Кроме норм Трудового кодекса, с 01.01.2010 будут действовать изменения в Законе "Об образовании"*(2), внесенные Законом N 215-ФЗ*(3), о том, что педагогические работники имеют право проходить не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогических работников, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
При этом данное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем (ст. 197 ТК РФ). Напомним, что в соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении последним работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Обратите внимание! Если квалификационное испытание и заседание аттестационной комиссии проходят за пределами населенного пункта, в котором проживает педагогический работник, то его участие в аттестационных процедурах работодатель должен обеспечить за счет средств образовательного учреждения, поскольку такая аттестация предписана законодательно. В Разъяснениях сказано, что данные расходы должны быть предусмотрены коллективным договором учреждения.
В заключение данного раздела отметим: если педагогический работник проходил аттестацию для подтверждения квалификации и не был признан соответствующим квалификационным требованиям, то аттестационная комиссия не может признать такую аттестацию аттестацией соответствия занимаемой должности. Чтобы признать работника соответствующим занимаемой должности, он должен пройти аттестацию по другой процедуре.
Ограничение при прохождении аттестации
Как сказано в п. 18 Порядка, аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности не подлежат:
- педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;
- беременные женщины;
- женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
- педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Для двух последних категорий работников аттестация данного вида возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.
Добавим, что таких ограничений при аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), в Порядке нет. Однако, как следует из Разъяснений, прохождение такой аттестации в указанные периоды возможно только по желанию самих педагогических работников.
Совместительство, совмещение и перевод
Согласно п. 32 Порядка по результатам аттестации аттестационная комиссия принимает решение о том, что уровень квалификации соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории. При этом в обязательном порядке указывается должность педагогического работника. Таким образом, при переходе педагогического работника на другую должность квалификационная категория не сохраняется. Отметим, что наименования должностей педагогических работников, по которым устанавливаются квалификационные категории, определены в профессиональных квалификационных группах должностей педагогических работников, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 N 216н.
Обратите внимание! В случае перехода педагогического работника в другое образовательное учреждение, в том числе расположенное в другом субъекте РФ, квалификационная категория сохраняется в течение срока ее действия (п. 34 Порядка). Однако если педагогический работник работает в нескольких учреждениях, то каждый работодатель имеет право направить этого работника на аттестационную комиссию, независимо от того, что по основному месту работы работник такую аттестацию прошел.
Кроме этого, в Разъяснениях сказано, что квалификационная категория, установленная по должностям учителя, преподавателя, должна учитываться независимо от преподаваемого предмета (дисциплины, курса), а по должностям работников, по которым применяется наименование "старший" (воспитатель - старший воспитатель, педагог дополнительного образования - старший педагог дополнительного образования и т.п. (методист, инструктор-методист, тренер-преподаватель)), - независимо от того, по какой конкретно должности присвоена квалификационная категория.
Порядок аттестации и документальное оформление
Для проведения аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности образовательное учреждение обязано издать приказ или распоряжение, в котором определяется список педагогических работников, подлежащих аттестации, порядок подготовки представлений в аттестационную комиссию и другие необходимые процедуры.
В пункте 21 Порядка сказано, что информация о дате, месте и времени проведения аттестации письменно доводится работодателем до сведения работников, подлежащих аттестации, не позднее чем за месяц до ее начала. Таким образом, подтверждением того, что работники были ознакомлены с такой информацией, является их подпись с указанием соответствующей даты. В случае отказа работника от ознакомления с данной информацией работодатель составляет акт. Если работник вообще не ознакомлен или не ознакомлен в установленный срок с представлением, которое работодатель направляет в аттестационную комиссию, то он вправе потребовать, чтобы его аттестация проводилась не ранее, чем истечет срок, за который он должен быть ознакомлен с представлением, и срок, в течение которого до него должна быть доведена информация о дате, месте и времени проведения аттестации, предусмотренные п. 20 и 21 Порядка.
В соответствии с п. 10 Порядка работник имеет право лично присутствовать при аттестации, для чего ему необходимо непосредственно в заявлении это указать. Если в заявлении работник не выразил намерение лично присутствовать, но пришел в назначенный день по графику, то решение о возможности его присутствия на заседании аттестационной комиссии принимается непосредственно аттестационной комиссией в соответствии с регламентом ее работы. Если же работник попросил в заявлении о своем личном присутствии, но при этом не явился без уважительной причины на заседание аттестационной комиссии в назначенный срок, то комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.
Факт прохождения аттестации оформляется протоколом аттестационной комиссии и заносится в аттестационный лист педагогического работника. Аттестационный лист и выписка из распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования, хранятся в личном деле педагогического работника.
Обратите внимание! В соответствии с Законом N 152-ФЗ*(4) и ст. 85 ТК РФ аттестационный лист и выписка из распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования, хранящиеся в личном деле педагогического работника (абз. 2 п. 15 Порядка), а также аттестационные материалы, находящиеся в аттестационных комиссиях, относятся к персональным данным педагогического работника и подлежат защите в установленном трудовым законодательством порядке.
Согласно п. 14 Порядка решение аттестационной комиссии о результатах аттестации работников утверждается распорядительным актом федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования. Отметим, что протокол аттестационной комиссии должен быть в день голосования подписан председателем, его заместителями и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании, поскольку работнику, присутствовавшему на заседании аттестационной комиссии, итоги голосования сообщаются в тот же день. Таким образом, квалификационная категория педагогическому работнику устанавливается со дня принятия аттестационной комиссией решения о соответствии уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории. С этой же даты у работника возникает право на оплату труда с учетом установленной квалификационной категории.
Обратите внимание! В связи с тем, что в Порядке не приведены формы документов, необходимые для проведения аттестации, а также с целью обеспечения единообразия при проведении аттестации на всей территории РФ примерные формы заявления и аттестационных листов прилагаются в Разъяснениях.
В соответствии с п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек*(5), если работнику в период работы присваивается новый разряд (класс, категория и т.п.), об этом в установленном порядке производится соответствующая запись в трудовую книжку: в графе 1 раздела "Сведения о работе" указывается порядковый номер записи, в графе 2 - дата принятия решения аттестационной комиссии, в графе 3 - запись "Установлена высшая квалификационная категория по должности "учитель" ("преподаватель")" без указания преподаваемого предмета, в графе 4 - дата и номер распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования, приказа образовательного учреждения, на основании которого внесена запись.
Отметим, что по просьбе работника для более полной информации об установленной квалификационной категории ему при увольнении могут быть выданы аттестационный лист и выписка из распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования, которые работник передает для хранения в его личном деле по новому месту работы.
Обратите внимание! При увольнении указанные документы передаются педагогическому работнику под роспись об их получении.
Обжалование решения аттестационной комиссии
В пункте 16 Порядка сказано, что результаты аттестации педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством РФ. В силу Разъяснений обжалование результатов аттестации проводится в порядке рассмотрения индивидуальных споров. Согласно ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Порядок формирования такой комиссии и сама процедура рассмотрения трудового спора описаны в гл. 60 ТК РФ "Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров". Отметим только некоторые моменты, связанные со сроками обращения и рассмотрения. Итак, работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ст. 386 ТК РФ). Комиссия по трудовым спорам, в свою очередь, обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления (ст. 387 ТК РФ). При этом копии решения комиссии по трудовым спорам, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии, вручаются работнику и работодателю или их представителям в течение трех дней со дня принятия решения (ст. 388 ТК РФ).
Если индивидуальный трудовой спор не был рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок, работник не согласен с решением комиссии по трудовым спорам либо не пожелал обращаться в комиссию по трудовым спорам, тогда индивидуальный трудовой спор по заявлению работника будет рассматриваться судом.
Обратите внимание! В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Последствия непрохождения аттестации
В силу п. 23 Порядка по результатам аттестации педагогического работника с целью подтверждения соответствия занимаемой должности аттестационная комиссия может принять решение о несоответствии занимаемой должности. В этом случае с работником может быть расторгнут трудовой договор на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Однако, как сказано в Разъяснениях, увольнение работника, признанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, является правом, а не обязанностью работодателя. Кроме этого, при увольнении такого работника необходимо учитывать гарантии, которые установлены трудовым законодательством, а именно:
- увольнение по основанию, указанному в п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации), допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (ч. 3 ст. 81 ТК РФ);
- не допускается увольнение работника в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске; беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), других лиц, воспитывающих указанных детей без матери (ст. 261 ТК РФ);
- увольнение работников, являющихся членами профсоюза, производится с соблюдением процедуры учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со ст. 373 ТК РФ (ч. 2 ст. 82 ТК РФ);
- расторжение трудового договора с работником вследствие его недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, возможно, если в состав аттестационной комиссии при проведении его аттестации входил представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (ч. 3 ст. 82 ТК РФ);
- в случае увольнения работника, являющегося членом профсоюза, по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения, направляются в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации. Кроме этого, работодатель должен провести дополнительные консультации с данным органом в тех случаях, когда последний выразил несогласие с предполагаемым увольнением работника. После чего должен быть соблюден месячный срок для расторжения трудового договора, исчисляемый со дня получения работодателем мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ст. 373 ТК РФ).
Наконец, напомним, что работник всегда вправе обжаловать результаты аттестации, как и увольнение по инициативе работодателя, в судебном порядке.
Е.А. Соболева,
эксперт журнала "Отдел кадров бюджетного учреждения"
"Отдел кадров бюджетного учреждения", N 11, ноябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
*(2) Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".
*(3) Федеральный закон от 27.07.2010 N 215-ФЗ "О внесении изменения в статью 55 Закона Российской Федерации "Об образовании".
*(4) Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
*(5) Утверждена Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"