Вечное чувство, или Можно ли справиться с завистью в коллективе?
Недавно японские ученые сделали удивительное открытие. Оказывается, чувство зависти является одним из ощущений первостепенной важности для человека и контролируется теми же отделами мозга, что и боль, жажда, голод. Это позволяет сделать вывод о том, что каждый житель планеты ежедневно испытывает чувство зависти, как испытывает потребность в пище и воде, также физическую боль. Однако можно ли справиться с подобным чувством в рабочем коллективе? И какие "сюрпризы" способен преподнести этот человеческий порок бизнесу?
Всеобщая эпидемия
"Очевидно, что древнеславянская этимология слова "зависть" не оставляет возможности его положительного трактования, - размышляет Екатерина Васильцева, управляющий директор Incor Alliance Law Office по России. - Маловероятно, что кто-либо хотел бы обладать имиджем завистливого человека или быть записанным в адресной книге с соответствующей пометкой".
И хотя подавляющее большинство населения планеты боится себе в этом признаться, ученые утверждают: переживание чувства зависти свойственно всем людям, хотя его проявление у каждого различно (от мимолетной эмоции до разрушающего нервную систему и приводящего к тяжелой депрессии чувства).
"Зависть присуща всем обычным людям, поэтому с ней можно столкнуться где угодно, в том числе и в трудовом коллективе, - считает Елена Соколова-Бауш, директор по управлению персоналом Корпорации "ИНКОМ". - При этом величина компании и состав коллектива особой роли не играют. Ее мы можем увидеть как в маленькой, так и в большой компании, как в мужском, так и женском коллективах".
"Зависть "живет" в коллективах как небольших фирм, так и глобальных международных корпораций, - согласна Марина Чабан, специалист по государственным торгам и тендерам ООО "Медицинская Компания". - Это такая вещь, которая есть у каждого человека, и совершенно неважно, где он работает. Думаю, она необходима, но в адекватных количествах. По большей части именно она и движет нас в сторону улучшения".
Примечание. Странный парадокс
В 2002 году Journal of Sexual Studies опубликовал результаты исследования американских социологов, проведенного среди бедных слоев афроамериканского населения. Ученых интересовало, кто, по мнению опрашиваемых, испытывает наибольшее удовлетворение от жизни. Результаты исследования оказались неожиданными. Более 90% респондентов признались, что завидуют "белым богатым жителям Америки" по причине того, что только они могут реализовать все свои возможности и получать наибольшее удовольствие от жизни". На тот же вопрос почти 90% процентов богатых белых ответило, что "только малоимущие афроамериканцы могут получать от жизни полноценное удовольствие (целыми днями проводить время с детьми, не думать о работе и т.п.)".
Истоки порочного чувства
Как считает испанский биолог Джон Медина, в основе зависти, как одного из человеческих пороков, лежат простые химические реакции, которые происходят в организме. Кроме того, ряд ученых уверены: непосредственное влияние на наличие "вируса" зависти оказывает наличие определенных генов. Так, к примеру, если ваша бабушка была ярой завистницей, у вас больше вероятности прослыть завистником. Справедливости ради нужно отметить, что подобные суждения вызывают немало споров в научных кругах. Социологам и психологам, например, больше понятны иные объяснения причин подобной эмоции: среда воспитания человека, его окружение, социальные условия, атмосфера в трудовом коллективе.
Примечание. Зависть - причина конфликтов
В 2009 году в агентстве по подбору персонала "Елисей" из г. Астрахани провели интересное исследование. Целью исследования было выяснение причин возникновения конфликтов. Одной из главных причин конфликтов 27% опрошенных назвали чувство зависти.
По словам Елены Соколовой-Бауш, "корпоративная", или "трудовая", зависть рождается из постоянного сравнения своих достижений в профессиональной сфере с достижениями своих коллег. Сотрудники конкурируют за интересную работу, повышение в должности, лучшие условия труда, льготы, статус, постоянно оценивая, смогут ли они занять лидирующую позицию в коллективе или нет.
"В зависимости от нестабильности психики сотрудника причиной зависти может стать все что угодно, - считает Александра Наумова, директор по продажам агентства Zelenski Corporate Travel Solutions. - Это может быть личная неприязнь, "бытовые" случаи в коллективе, а также профессиональные достижения и меньшая загруженность коллег".
Кроме того, чувство зависти, его причины и проявления зависят от возраста и от пола. Не секрет, что мужчины чаще, чем представительницы слабого пола завидуют материальным вещам или профессиональным достижениям своих коллег.
"Женщин гораздо меньше заденет, если повысят в должности их однополую коллегу, - говорит Марина Чабан. - Но вот если та выйдет замуж за богатого и красивого мужчину - для зависти поводов будет, несомненно, больше. Женщины чаще завидуют "по мелочам" (у коллеги сапоги новые, похудела, муж заботливее, дети учатся лучше). У мужчин это чувство более глобально: "коллегу повысили в должности, значит, моя жизнь не удалась" или "все другие лучше, а я самый неудачливый неудачник".
Примечание. Общество зависти
Ученые-социологи из университетов Франкфурта и Лейпцига провели исследование чувства зависти среди немцев. В соответствии с полученными результатами оказалось, что более половины жителей Германии считают общество, в котором они живут, "обществом зависти". Менее половины немцев убеждены: каждый в Германии вознаграждается пропорционально своим достижениям. Кроме того, по исследованиям немецких ученых, степень зависти напрямую зависит от уровня образования. Так, чем образованней человек, тем меньше он склонен испытывать чувство зависти по отношению к другим. Это объясняется тем, что с повышением уровня образования у человека растет чувство собственного достоинства, он становится уверенней в себе и своих силах в будущем.
Месть завистников
Поведение классических завистников типично. По словам Александры Наумовой, они чаще "собираются по углам", сплетничают во время рабочего времени, обладают повышенной суетливостью и пугливостью перед руководством, часто пытаются набиться в друзья к тем, кому завидуют ("дабы знать врага ближе").
"У сотрудников-завистников действительно существует определенная модель поведения, - говорит Марина Чабан. - И основная их задача - напакостить объекту зависти. Как, например, девушки, работающие в модельном бизнесе, часто стараются подпортить внешность друг другу, насыпая толченое стекло в пудру, так и у офисных работников в арсенале есть немало способов пакости (спрятать нужные бумаги, залезть в компьютер и удалить пару важных файлов)".
Причем зависть в офисе может быть присуща целому коллективу. В таком случае сотрудники, испытывающие чувство зависти к одному и тому же более удачливому коллеге, объединяются в группу, а жертва зависти подвергается притеснению - от безобидных интриг до настоящей травли.
"В любом коллективе сформированное общественное мнение может управлять действиями и поведением масс, - считает Александра Наумова. - Тогда можно говорить о коллективной зависти, когда общественное мнение спланировано "инициативной группой" и нацелено на отдельного сотрудника".
Примечание. Самые завистливые - россияне
Недавно в Санкт-Петербурге был проведен социологический опрос по проблемам зависти примерно среди 1500 человек различных социальных слоев. Самыми завистливыми оказались студенты. Второе "почетное" место заняли пенсионеры. Следующими в ряд ярых завистников встали безработные и низкооплачиваемые рабочие. Согласно полученным результатам менее завистливыми людьми оказались государственные служащие.
Страшны последствия и порочного чувства начальника, испытывающего зависть к успешному подчиненному. "Например, женщины-начальницы нередко завидуют своим однополым подчиненным, которых воспринимают как соперниц. Насколько я знаю, страсти в этом случае разгораются не на шутку", - рассказывает Марина Чабан.
Отголоски зависти
Считается, что человек, знающий свое дело и добившийся в своей сфере значительных успехов, рано или поздно становится объектом зависти. Кроме того, раздражают сотрудники, получающие "незаслуженно" высокую заработную плату, а также коллеги, особо приближенные к руководителю. В группу риска входят и "коллеги-счастливчики" (например, обладатели эффектной внешности, хороших жилищных условий, родители красивых и умных детей, веселые оптимисты, ведущие активный образ жизни).
Несомненно, сильная зависть является настоящим стрессом для завистников. Когда объект зависти ежедневно находится в поле зрения и выступает хроническим раздражителем, завистник испытывает такое сильнейшее эмоциональное напряжение, что вскоре "сгорает", погружаясь в состояние глубокой депрессии. Подобное чувство способно разрушить не только нервную систему, но и поломать жизнь сотруднику-завистнику. Нелепы последствия данного порока у слабовольных руководителей, которые, завидуя более талантливым сотрудникам, во избежание конкуренции пытаются от них избавиться, тем самым занижая общий уровень квалификации и талантов в компании, а следовательно, и ее дальнейшее развитие.
Рецепт спокойствия
Психологи утверждают: сама по себе зависть является мощным мотивационным импульсом, а как будет дальше поступать человек, зависит от его личностных характеристик. Человек деятельный и волевой, которого вдруг обошли на повороте, скорее всего, направит свое порочное чувство в правильное русло и перейдет к активным действиям по изменению собственной жизни. А ленивый и злобный, забившись в угол офиса и сцепив зубы, станет наблюдать за взлетами и падениями более удачливых коллег, дожидаясь удобного случая "подставить им подножку".
"Удивительно, что антоним к слову "зависть" всего один. Имя ему - доброжелательность, - говорит Анна Варжина, директор агентства по подбору персонала "Елисей". - Если смотреть сквозь призму подбора персонала, то, приглашая на работу завистливого человека, мы принимаем недоброжелателя. Нужно ли нам это? Если ревность называют "чудовищем с зелеными глазами", то страшно представить, с какими глазами может быть "чудовище по имени зависть". С завистниками лучше прощаться после первого же собеседования".
Так, при приеме на работу в агентство "Елисей" при первой же беседе проверяется конфликтность кандидата и склонность к чувству зависти. Для этого в компании используют так называемую проективную методику (соискателю задают, на первый взгляд, очень простой вопрос: "почему происходят конфликты в коллективе"?). Если кандидат называет причиной конфликтов зависть, с ним аккуратно завершают собеседование, считая, что только завистливому человеку может прийти в голову называть причиной конфликтов чувство зависти.
Однако предотвращать появление зависти в коллективе необходимо не только на этапе отбора сотрудников. И важную роль в этом должен играть руководитель компании. Как считают в Incor Alliance Law Office, со стороны руководства должна непрерывно вестись постоянная работа по развитию сотрудников. Важно показывать членам команды ясный путь продвижения наверх: какие объемы работы им необходимо выполнять и какого рода навыками обладать, чтобы достичь желаемых целей. По мнению Александры Наумовой, зависть возникает не только от низкого уровня самодостаточности сотрудников, но и от минимальной загруженности работой. При оптимальной рабочей нагрузке у сотрудника не остается времени на частые перекуры, посиделки с коллегами, сплетни и зависть.
"Руководителям стоит чаще давать обратную связь своим подчиненным, а также помочь им найти свою нишу и обозначить возможные точки роста и пути профессионального становления, - полагает Елена Соколова-Бауш. - Кроме того, необходимо сделать максимально понятной, прозрачной, объективной и формализованной систему управления персоналом и оценку эффективности кадров. И самое главное: сравнение и конкуренция не должны "съедать и разрушать изнутри", а быть конструктивными и стимулировать сотрудников двигаться вперед".
"Руководитель должен постоянно вести работу по предотвращению завистливых настроений, - считает Екатерина Васильцева. - Результата в этом вопросе можно достичь, лишь поддерживая здоровую рабочую атмосферу в команде, трудясь над мотивацией каждого сотрудника в индивидуальном порядке. Когда амбиции будут реализовываться, они станут приносить успех не только самому сотруднику, но и всей компании. А деградировать в разрушающем чувстве зависти попросту не останется времени".
А. Сардарян
Мнение психолога
Лили Делейни-Саакян, доктор когнитивных наук, профессор факультета психологии Университета Северной Каролины (г. Гринсборо, США)
Почему мы завидуем? Поскольку наша самооценка в основном формируется в результате социального сравнения, совсем не удивительно, что при сопоставлении достижений, талантов и имущества одного человека с другим, обладающим ими в более скромной степени, страдает самооценка последнего. Конкуренция из-за высокой заработной платы, офисного пространства, повышения по служебной лестнице - это потенциальные катализаторы социального сравнения среди коллег. Зависть порождает чувство ущемленности, поскольку подразумевает потерю социальной репутации. Зависть вызывает целую комбинацию эмоциональных реакций, среди которых может быть чувство неполноценности, страстного желания, негодования по поводу сложившейся ситуации, стыд, депрессивное состояние, беспомощность, разочарование и недоброжелательность по отношению к объекту зависти.
Несмотря на превалирующую тенденцию считать зависть, возникающую у работника, как факт, отрицательно влияющий на дееспособность работника, зависть может оказать прямо противоположное воздействие: стимулировать деятельное поведение и сосредоточить внимание на защите ценных отношений и ресурсов.
Кому мы завидуем? Чаще зависть выражается по отношению к тем людям, с которыми мы имеем что-то общее (одинаковые исходные возможности, общую сферу интересов). Например, если вы не миллионер, то менее вероятно, что вы испытаете зависть к миллионеру, потому что, у вас с ним очень мало общего. Кроме того, зависть возникает, когда кто-то может восприниматься как равный, по меньшей мере в части сравниваемого признака (например, специалист, если предмет зависти - навыки или карьера). Зависть обусловливается наличием у объекта чувства чего-то "хорошего", чего в той или иной степени недостает завистнику.
Кто более склонен к зависти? Различный тип людей испытывает различные степени зависти, и рабочая среда, где люди функционируют так же, влияет на величину подобного чувства. Например, чем ниже самооценка человека, тем он более склонен к чувству зависти. Чем больше предрасположен человек к макиавеллизму (термин, который используют психологи, чтобы описать тенденцию человека обмануть и управлять другими людьми для их личной выгоды), тем больше велика вероятность, что человек испытает зависть. Помимо личных особенностей, на степень испытываемой зависти влияет также рабочая среда. Так, к примеру, чем больше конкуренции в рабочей среде, тем выше вероятность зависти в подобном коллективе. Менее подвержены зависти те сотрудники, которые наименее зависимы от деятельности других работников. Чем ближе взаимоотношения сотрудника с руководителем, тем ниже вероятность возникновения зависти у работника.
Как мы реагируем? Реакция на зависть выражается различными формами: избеганием объекта зависти, враждебностью по отношению к нему, попыткой предотвратить любые успешные проявления объекта зависти. Иногда завистник готов пожертвовать даже собственным успехом во имя того, чтобы соперник не достиг успеха.
Завистливые люди часто притворяются, что их не интересуют конкуренты. Завистники могут со спокойной душой подвести своих коллег по работе, при этом не чувствуя за собой никакой вины. Такие люди отказываются принимать участие в коллективной деятельности, зачастую обещают выполнять определенную работу, связанную с коллективом, но практически никогда не сдерживают своих обещаний. Сам завистник чувствует себя угнетенным, подавленным, часто у него наблюдаются многочисленные проблемы со здоровьем (болезни сердца, пониженная сопротивляемость и потеря веса).
Мнение историка
Виктор Еремин, историк, писатель
Согласно Священному Писанию первым завистником в истории человечества был старший сын Адама и Евы Каин, который считается перворожденным человеком на Земле. Каин был земледельцем, его младший брат Авель - скотоводом. Однажды братья вместе отправились к алтарю для совершения жертвоприношения. Авель был преисполнен любви к Богу и принес ему лучших из своих овец, а Каин, пожадничав, пожертвовал по присказке "На тебе, Боже, что мне негоже". Бог презрел жертву Каина, а отвергнутого обуяла зависть. Он испытал непонятное, неизвестное ему ранее чувство, и, подчиняясь ему, убил брата, Авеля. Таким образом, именно зависть стала первым грехом человека, именно она толкнула его на первое в истории убийство и, следовательно, первое в истории преступление.
Знакомо чувство зависти было и грекам, которые полагали, что завистливы все, даже боги. Самая знаменитая история о зависти богов - миф об Алкионе и Кеике (царе греческого города Трахины). Кеик женился на Алкионе, смертной дочери бога ветров Эола. Новобрачные так сильно любили друг друга, что не раз говорили, будто ни у одного бога нет такого счастья, какое досталось им в этой жизни. Зевс и Гера, услышав их похвальбы, преисполнились великой завистью и решили покарать влюбленных за их счастье. Однажды, когда Кеик отправился к оракулу в Дельфы, Алкионе предстало видение: необычайно бледный Кеик с пустыми глазницами и свисающими с бороды водорослями. Рано утром перепуганная Алкиона выбежала на берег моря и увидела прибитый волнами к берегу труп Кеика. Сокрушенная горем царица бросилась со скалы в бурные воды. Устыдились боги собственной зависти, обратили они Алкиону в зимородка (по-гречески название птицы женского рода), а Кеика - в чайку (по-гречески название этой птицы мужского рода). С тех пор носятся чайки с тоскливыми криками над морскими гладями, а зимородки выводят потомство в норке, у кромки воды. Согласно поверью, две недели, когда зимородки делают кладку и высиживают птенцов, бог Эол запрещает ветрам дуть, и на море наступает мертвый штиль.
Не чужда зависть была и в других частях света. В самом конце X века власть в Бухаре получил знаменитый полководец Махмуд Газневи. К этому времени великий Фирдоуси завершил свою бессмертную "Шахнаме" - самую большую поэму в истории, созданную одним человеком. Творение надо было продать, и Фирдоуси обратил свои взоры к Махмуду. Но у падишаха не было времени читать такую большую рукопись, и он передал ее своим придворным поэтам. Преисполненные зависти, поэты всячески обругали "Шахнаме", наговорили гадостей о ее создателе, и Газневи из жалости послал Фирдоуси немного серебра на бедность. Так был оценен великий тридцатилетний труд! Оскорбленный поэт отдал подачку падишаха нищим, написал на Газневи сатиру и бежал в Багдад. Позднее Газневи прочитал "Шахнаме". Поэтов-завистников он повелел казнить, а Фирдоуси отправил целый караван с богатейшими дарами. В час, когда караван входил в северные ворота города Тус, где последние годы жил поэт, в южные ворота вынесли тело умершего Фирдоуси.
Интересна история и величайшего китайского врача Бяньцяо, жившего в IV в. до н. э. Бяньцяо был равно превосходный диагност, терапевт и хирург. По сей день среди китайских врачей остаются постулатом его слова: "Определение болезней при помощи одного лишь осмотра - божественная способность, при помощи выслушивания - чудесное мастерство, при помощи расспросов - ловкость, по пульсу - искусство". Бяньцяо первым в истории начал делать операции под наркозом! Невзирая на то что Бяньцяо был человеком большой скромности и непритязательности в личной жизни, пользовался большим почетом, среди его коллег имелось немало завистников. Одни из них однажды наняли убийцу, и врач был жестоко зарезан. В память о Бяньцяо на его родине возведен храм царя Цяо, а имена завистников канули в лету.
Комментарий. НР-специалист не психотерапевт
Марина Лисовская, директор агентства по подбору персонала "Урал-Кадры", Екатеринбург
Нельзя не признать, мысль о передаче зависти на генетическом уровне очень интересна, и, может, действительно такой процесс вполне вероятен, однако мне этот факт кажется спорным.
К сожалению, полностью избавиться от проявлений этого чувства в рабочем коллективе все равно не удастся. Самый действенный метод борьбы с проявлениями зависти в профессиональной деятельности, на мой взгляд, все-таки предупреждение появления подобных проблем на этапе подбора персонала. В соответствии с моим личным жизненным опытом и опытом работы с людьми в сфере управления персоналом считаю, что все остальные перечисляемые в статье меры очень и очень малоэффективны. Такие меры хороши, они пойдут на пользу и работникам, и организации, а если еще и зависть уменьшится - замечательно, но я склонна это рассматривать как побочный эффект. Менеджер по персоналу все же не практикующий психолог, чтобы работать с людьми на уровне коррекции личности.
Совершенно согласна с утверждением, что чувство зависти испытывают все, согласна с описаниями типов людей, у которых оно присутствует в большей или же в меньшей степени. Все-таки склонность к зависти зависит от человека: в одних и тех же условиях работы кто-то завидует без памяти, а кто-то радуется жизни и людям.
Комментарий
Ирина Сафарова, начальник управления кадров "ИНТЕРКОММЕРЦ" банка
Профессиональная зависть довольно распространенное явление, особенно сейчас, в эру развития крупных компаний и офисной жизни. Это качество может быть присуще как одному человеку, завидующему успехам сотрудника, так и группам, когда коллектив объединяет чувство зависти по отношению к более удачному и успешному коллеге. Жертва зависти окружается негативной атмосферой, плетутся интриги.
Основной причиной зависти в коллективе является профессионализм. Человек, который знает свое дело, почти всегда вызывает зависть коллег-лентяев, претендующих на лавры победителя. Во-вторых, это высокий оклад. Американские психологи провели опрос среди служащих нескольких крупных банков Нью-Йорка и выяснили, что одной из самых весомых причин для профессиональной зависти люди выделяют высокую заработную плату, которую, конечно же, незаслуженно, по их мнению, получает счастливчик. В-третьих, приближенность к "телу" начальства. "Любимчик" руководства на особом положении в коллективе, вернее вне его, так как воспринимается как чужеродная персона. И наконец, в группу риска часто попадают просто более успешные и лучше справляющиеся со своими обязанностями сотрудники.
Поэтому, если вы успешный и удачливый профессионал, коммуникабельны, на хорошем счету у начальства, вам прощают то, за что большинству коллег был бы выговор, наконец, вы просто симпатичный человек со здоровыми амбициями и активной жизненной позицией, не забывайте о том, что вокруг есть те, кого ваш успех может просто раздражать. Такова особенность человеческой природы.
Профессиональная зависть при этом вредит не только объекту зависти, но и самому завистнику. В случае ревности объект профессиональной зависти постоянно перед глазами. При такой ситуации завидующий испытывает сильнейший стресс от постоянного воздействия раздражителя. И зачастую ни о какой эффективной работе при этом речи не идет.
Кроме того, стоит серьезно опасаться хронических завистников, которые всю жизнь ведут борьбу то с одним, то с другим конкурентом. Причем со временем окружающие люди понимают, что хронический завистник не столько занимается своим делом, сколько одержим процессом "нивелирования" соперника. Это и есть его карьера.
Может ли быть польза от зависти? Наверное, здесь было бы уместно говорить о минимизации проигрыша, поскольку зависть по своей сути разрушительна. Но когда мы имеем дело с завистью "профессиональной", часто побуждающей сотрудников к развитию и профессиональному совершенствованию, то можно предпринять попытку использовать зависть в интересах бизнеса, но не увлекаться. Здесь можно попробовать сделать ставку на тщеславие завистников. То есть регулярно и публично восхвалять как тех сотрудников, которые достигли относительно большего совершенства в профессиональном плане, так и тех, которые обозначили движение или хотя бы желание двигаться в том же направлении. Обыкновенно тщеславный завистник в этом случае заставит себя собраться и опередить соперника, повысив, таким образом, эффективность труда. Однако возможность направлять зависть в конструктивное русло определяется преимущественно личностными особенностями человека.
Так, если человек адекватно тщеславен, то есть завидует сопернику, но признает его заслуги, зависть можно направить в конструктивное русло. Для других же людей зависть не может быть движущим фактором, поскольку они склонны думать, что своим достижениям некто обязан удачно сложившимся обстоятельствам или судьбе. И менять что-то в себе самом никому из таких людей даже не придет в голову - ведь это не он несовершенен, это несовершенен мир. Таким образом, использование движущих сил зависти возможно только для людей с адекватной самооценкой, в том числе и профессиональной. В остальных случаях можно предположить, что зависть в организации будет иметь только негативные последствия.
"Управление персоналом", N 22, ноябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.