MBA не самоцель, а инструмент
Российское бизнес-сообщество знакомо с культурой МВА сравнительно недавно. Поэтому к выбору бизнес-школы следует подходить предельно ответственно, считает Екатерина Гридина, руководитель московского офиса компании МВА Strategy.
Кому и зачем
МВА - это специализированное образование для людей, которые уже обладают определенным опытом и являются профессионалами в своей нише. И цели получения бизнес-образования у таких людей самые разные.
Во-первых, это ускорение карьеры, потому что диплом дает возможность перепрыгнуть несколько карьерных ступеней. При этом не всегда во главе угла стоят знания, а так называемая корочка, диплом топ-школы, позволяющий человеку занять определенную позицию в компании.
Во-вторых, это переключение с одной сферы деятельности на другую. Например, человек работает в сфере маркетинга и хочет уйти в консалтинг. И МВА в таких переходах играет важную роль.
В-третьих, есть особая категория - предприниматели, которые идут учиться в бизнес-школы для получения связей, способных помочь в дальнейшем развить свой бизнес.
Если говорить о портрете в целом, то это человек, уже проработавший некое количество времени, с определенными достижениями, с четкой карьерной целью, которому не хватает либо знаний, либо связей (либо и того и другого вместе). Networking в среде выпускников той или иной школы довольно сильно развито. Всегда можно связаться с таким же выпускником и быть уверенным, что он тебе поможет (в поиске работы, развитии собственного бизнеса, поисках потенциальных инвесторов и т.д.).
Непонимание МВА
Вопрос невостребованности дипломов ведущих бизнес-школ в российских компаниях заключается в непонимании, что такое МВА. Понятно, что культуры МВА как таковой в российских компаниях, конечно же, нет, она только начинает зарождаться. В тех же США МВА более ста лет, и там эта степень специально разрабатывалась, чтоб на выходе компании получали профессионалов с отличными знаниями в определенной области. То есть у них все четко и понятно. К нам же МВА пришел уже таким готовым продуктом. И понятное дело, что руководители российских компаний не понимают, что делать с выпускниками, какова их "добавочная стоимость", что они могут принести в компанию.
Как выбрать школу
В первую очередь при выборе школы нужно отталкиваться от того, что ты хочешь получить. Ведь МВА - не самоцель, это инструмент, который позволит дальше реализовать определенные карьерные планы. Поэтому основной критерий - это специализация школы и то, какой соответствующий набор дисциплин в ней присутствует.
Стоит обращать внимание на хорошо налаженные связи школы с компаниями. Например, какой-то банк традиционно нанимает выпускников определенной бизнес-школы, и если вы работаете в банковской сфере и настроены развиваться в ней, то есть смысл рассмотреть именно такую школу.
Следующий аспект - нетворкинг, полезные связи с другими студентами и выпускниками.
Не последнюю роль играет и бренд школы, поможет ли он тебе в дальнейшем, в получении карьерной позиции.
Если одним из ваших факторов является получение новых знаний, то очень важен преподавательский состав. Будет ли вам преподавать нобелевский лауреат или какой-нибудь аспирант, человек, который уже добился чего-то или который только начинает свой путь. При этом среди преподавателей нужны как теоретики, так и практики.
Кроме того, география, место расположение школы, некоторые финансовые аспекты, условия обучения, проживания и т.д.
На самом деле критериев намного больше, каждый человек их определяет и ранжирует для себя сам.
Чтобы не прогадать, перед поступлением стоит сделать большое исследование, проанализировать ту или иную школу. Как минимум зайти на сайт, посмотреть, чем школа занимается, кто является преподавателями, какая у них научно-исследовательская база (это тоже достаточно важно), с какими они компаниями сотрудничают. Обязательно нужно пообщаться с выпускниками бизнес-школы, это даст хорошее представление о ней.
Само поступление тоже может о многом сказать. Если вас просят просто заплатить за обучение деньги, это означает, что школа берет всех. Соответственно, и качество обучения будет ниже, и состав слушателей, и общий уровень школы в целом.
А если есть определенные испытания, отбор, и не такой уж простой, то это говорит о том, что школе важно, кого они берут, кого выпустят и кто будет нести ее бренд.
Есть люди, которые говорят, хочу поступить в топ-школу, неважно куда, главное - поступить. Немало тех, кто уделяет меньше внимания выбору школы и программы, нежели дальнейшему поступлению.
Важно, чтоб школа подходила не только по каким-то формальным критериям, но и по духу, атмосфере.
МВА в России и на Западе
Сравнивать их нельзя, это пока две абсолютно разные вещи. Опять же, американскому МВА сто лет, европейскому - пятьдесят, а российскому всего около двадцати. Сравнивать пока невозможно, потому что как минимум требования к поступлению в западные бизнес-школы одни, а в российские - другие, и знания, которые даются там и здесь, совершенно разные.
Любое учебное заведение должно продуцировать новые знания. Российские бизнес-школы используют существующие наработки, но сами пока знания не продуцируют в том объеме, как западные. Соответственно, на выходе - разные карьерные возможности.
Российское образование пока достаточно локально и находится на стадии развития. И рост этот виден невооруженным глазом хотя бы потому, что требования к поступлению ужесточаются.
Справка. Компания МВА Strategy основана в 2004 году. Специализация: подготовка к поступлению в ведущие бизнес-школы, такие как Harvard, Stanford, Wharton, Chicago, LBS, Insead и т. д.
Е. Гридина,
руководитель московского офиса компании МВА Strategy.
Комментарий. Причины "непонимания" МВА в российских компаниях
Антон Панфилов
- Советник первого заместителя генерального директора ОАО "Связьинвест". Руководитель проекта создания единого распределенного центра обработки данных.
- Бизнес-консультант. Независимый член совета директоров ряда производственных и торговых компаний.
- Преподаватель курсов "Стратегическое управление" и "Управление бизнес-процессами" в ведущих бизнес-школах: ИБДА, ИНЭС и др.
Нам в России вообще свойственно любить "волшебные" способы решения проблем. В подтверждение этому достаточно вспомнить наш народный фольклор, в котором все накопившиеся за долгие годы проблемы решает либо Золотая Рыбка, либо меч-кладенец, либо еще какой-нибудь волшебный девайс. В современном российском менеджменте в последнее время таким девайсом принято было считать MBA. А если эта степень была получена еще и в брендовой заграничной бизнес-школе, то на обладателей таких титулов в российских компаниях до недавнего времени смотрели с особым пиететом.
Однако в последнее время наметилась устойчивая тенденция отрезвления российских собственников и управляющих после эйфории от ощущения того, что им удавалось завлечь на работу за большие деньги выпускника элитной западной бизнес-школы. Новоиспеченные бизнесмены стабильно получали зарплату, а вот финансовые показатели компании почему-то не росли с таким же уровнем стабильности. Если пристально заглянуть в суть проблемы, то по большей части она находится в зоне недостаточно качественного внедрения полученных знаний в российских компаниях. И препятствий здесь множество: от неготовности компании к изменениям и различий между российской бизнес-культурой и западной до банального неумения выпускниками применить на практике полученные знания.
В свете вышесказанного ответ на вопрос "Кто больше не готов к получению практических результатов от полученного диплома МВА?" уже не выглядит столь однозначным. С уверенностью можно говорить только о том, что, учась в России, менеджер получает адаптированные под нашу специфику управленческие технологии и поддержку преподавателей-консультантов-практиков при внедрении решений в своих компаниях.
"Управление персоналом", N 22, ноябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.