Корпоративная культура в компании, или правила для всех
В компании, большой или маленькой, всегда складывается внутренняя культура, независимо от того, управляет ли кто-то ее формированием или нет. Однако если менеджмент компании стремится создать корпоративное пространство, разделяемое всеми сотрудниками, то необходимо целенаправленно работать для формирования устойчивой положительной культуры. Одним из основных документов в фундаменте корпоративной культуры является Кодекс деловой этики, в котором формулируются правила поведения сотрудников, общения с клиентами и многие другие вопросы внутрикорпоративной жизни.
Любая компания - сложный организм, основой которого является корпоративная культура. В литературе корпоративная культура трактуется как "коллективные базовые представления, обретаемые группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции"*(1). Корпоративная культура возникает в любой структурированной группе людей. Причем она становится тем сильнее, чем дольше существует данная группа.
Корпоративная культура, ее принципы и задачи тесто связаны со стратегией и целями компании. Базовым моментом, дающим начало становлению корпоративной культуры, является четкое определение правил игры, формализация и регламентация отношений. Одним из таких документов - фундаментов корпоративной культуры - является кодекс деловой этики (делового поведения) сотрудников компании, введение которого позволяет решить следующие задачи:
- четкое недвусмысленное описание корпоративных норм и ценностей, принятых в компании, что способствует однозначному пониманию "законов организации" всеми сотрудниками;
- достижение "прозрачности правил игры" в компании;
- исключение ситуации, когда компания декларирует одни принципы, а на деле проводит совсем другую политику.
Разработка кодекса
Для разработки кодекса целесообразно создать рабочую группу, в состав которой войдут сотрудники всех ключевых подразделений компании. На стадии разработки полезно вынести проект кодекса на обсуждение, организовав для этого специальные семинары, совещания, круглые столы с участием рядовых сотрудников компании. Кодекс утверждается руководителем организации.
Как правило, кодекс очень подробно описывает корпоративные нормы и ценности компании, а также правила деловой этики (см. Таблицу). При разработке кодекса необходимо уделить особое внимание четкому и понятному формулированию его положений, чтобы сотрудники однозначно понимали нормы и ценности, принятые в компании.
Таблица
Структура кодекса деловой этики
Раздел | Содержание |
Введение | В разделе формулируется деловая философия компании, основные ценности компании и принципы взаимоотношений с персоналом, клиентами, партнерами и т.д. |
Назначение | В разделе определяется цель документа, например, описание принципов, правил и норм поведения, способствующих эффективному развитию компании |
Взаимоотношения сотрудников | В разделе формулируются основные принципы взаимоотношений компании с сотрудниками, а также сотрудников между собой. Например, соблюдение трудовой дисциплины, запрет любых форм дискриминации и т.д. |
Конфликт интересов | Конфликт интересов возникает в такой ситуации, когда сотрудник компании имеет личную заинтересованность, которая противоречит интересам компании. В разделе описываются возможные ситуации, которые могут привести к конфликту интересов, например, получение личной материальной выгоды, деятельность членов семьи и т.д. и правила поведения в таких ситуациях |
Взаимодействие с контрагентами (клиентами) | В разделе формулируются правила общения с контрагентами, партнерами, клиентами компании, в том числе по телефону |
Рабочее время сотрудников | В разделе формулируется отношение компании к опозданиям, работе во внеурочное время и т.д. |
Внешний вид сотрудников | В разделе определяются принципы и правила дресс-кода компании |
Рабочее место | В разделе определяется отношение компании к приему пищи, употреблению алкоголя, курению, игре на компьютере на рабочем месте, а также использованию сотрудниками Интернета, офисной техники, служебного телефона и другого оборудования в личных интересах |
Конфиденциальная информация | В разделе формулируются правила работы с конфиденциальной информацией |
Единого стандарта того, каким должен быть кодекс делового поведения сотрудников, не существует, так как этот документ очень специфичен и его содержание зависит от особенностей каждой конкретной компании (см. Пример).
Пример
Введение
ОАО "Звезда" (далее - Общество) объединяет в качестве акционеров российских и иностранных юридических и физических лиц.
Общество создает благоприятные условия труда для своих сотрудников, является крупным налогоплательщиком, поддерживает и развивает социальные программы.
Общество - это сплоченный коллектив единомышленников-профессионалов, имеющий общие цели, собственные традиции и внутреннюю культуру. Ориентирами деятельности Общества и поведения его сотрудников являются следующие ценности:
- профессионализм;
- командная работа;
- справедливость и честность;
- вежливость и скромность;
- стремление к постоянному развитию;
- доверие к работникам;
- уважение к клиентам;
- соответствие вознаграждения результатам деятельности.
В своей деятельности Общество соблюдает следующие принципы:
- строит отношения с партнерами, клиентами, поставщиками на основе правовых, нравственных и этических норм;
- несет полную ответственность перед клиентами за качество своих услуг и своевременное выполнение договорных обязательств;
- создает и поддерживает взаимовыгодные коммерческие отношения с поставщиками и партнерами, руководствуясь принципами взаимоуважения и компромисса;
- по достоинству оценивает трудовые заслуги своих сотрудников и обеспечивает им справедливое вознаграждение;
- обеспечивает сотрудникам социальные гарантии и безопасные условия труда.
Назначение документа
Цель введения в действие настоящего кодекса состоит в описании и внедрении в повседневную практику сотрудников Общества принципов, правил и норм поведения, способствующих эффективному развитию Общества, консолидации усилий сотрудников в обеспечении высокого потенциала Общества и повышению качества профессиональной деятельности его сотрудников.
Принципы, правила и нормы, приведенные в настоящем кодексе, отвечают стандартам и этическим нормам делового поведения, принятым в деловом сообществе.
Взаимоотношения
В стабильности развития бизнеса, в стремлении к постоянному совершенствованию Общество ориентировано на долгосрочное сотрудничество с каждым человеком, принятым в коллективе.
Отношения между Обществом и его сотрудниками регулируются действующим российским законодательством, отраслевыми нормативными актами, коллективным договором и трудовыми договорами, действующими в Обществе.
Общество приветствует доброжелательные отношения между сотрудниками и способствует сохранению благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
Общество ожидает от своих сотрудников взаимного уважения и поддержания в коллективе атмосферы свободного выражения мнений, доверия и честности. Работа в команде и усилия всех сотрудников являются условиями достижения успеха.
Общество ожидает, что все споры и разногласия сотрудников будут разрешаться в досудебном порядке.
Руководство Общества поощряет обращение сотрудников с идеями, отзывами и любыми предложениями и проблемами.
В своей трудовой деятельности сотрудники Общества должны руководствоваться следующими принципами:
- соблюдение трудовой дисциплины;
- конструктивное общение, нацеленное на результат;
- выполнение принятых на себя обязательств;
- инновационная деятельность и постоянное самообразование;
- самоотдача в работе;
- наставничество, помощь молодым специалистам и новым сотрудникам в профессиональном становлении;
- постоянный поиск и внедрение новых форм и методов организации труда;
- творческий подход к выполняемой работе.
Любые формы дискриминации (по религиозным, политическим убеждениям, полу, возрасту, национальной принадлежности) в коллективе Общества не допустимы.
Работа и частная жизнь
Общество ни в коей мере не ограничивает личную свободу сотрудников и не регламентирует их частную жизнь. Каждый сотрудник имеет право вести тот образ жизни, какой ему нравится. Общество уважает и ценит своих сотрудников. Каждый сотрудник может рассчитывать на объективную оценку своих способностей и результатов труда.
Каждый сотрудник должен понимать, что деловая репутация Общества складывается в том числе из репутации каждого его сотрудника.
Конфликт интересов
Конфликт интересов возникает в такой ситуации, когда сотрудник Общества имеет личную заинтересованность, которая противоречит интересам Общества. Сотрудникам Общества не следует допускать, чтобы какие-либо личные интересы влияли на их способность действовать в интересах Общества и мешали эффективному и беспристрастному исполнению ими своих служебных обязанностей.
Ситуации, которые приводят к возникновению конфликта интересов:
- работа в других организациях. Общество ожидает, что сотрудники не будут занимать должности или предоставлять любые услуги организациям, которые являются контрагентами Общества;
- получение личной материальной выгоды. Общество ожидает, что сотрудники не будут получать личную материальную выгоду, связанную с их служебным положением в Обществе, кроме выгоды, установленной трудовым договором и внутренними документами Общества;
- финансовые интересы. Общество ожидает, что сотрудники не будут участвовать в какой-либо организации, которая является контрагентом Общества;
- деятельность членов семьи сотрудников Общества может привести к возникновению конфликта интересов, поскольку они могут повлиять на беспристрастность сотрудников при принятии решений от имени Общества. В этом случае Общество ожидает, что оно будет уведомлено о конфликте интересов.
Продвижение услуг Общества, а также приобретение продукции для производственных нужд не должны использоваться в личных целях и не должны преследовать получение подарков, услуг или денежных вознаграждений от контрагентов Общества.
Подарки и услуги должны:
- соответствовать существующей в деловом мире практике;
- не выходить за рамки законности;
- не быть дорогостоящими или в наличных деньгах;
- не создавать ситуаций, которые могут повредить репутации сотрудников и Общества в целом.
Охрана окружающей среды и здоровья, техника безопасности
Общество осуществляет свою деятельность таким образом, чтобы не наносить вреда окружающей среде и здоровью работников. Политика Общества в области охраны окружающей среды предусматривает соблюдение действующего законодательства по охране окружающей среды.
В своей деятельности сотрудники Общества должны соблюдать все меры, предусматриваемые законодательством и правилами по охране труда и технике безопасности.
Общество хочет видеть своих сотрудников здоровыми и создает для этого необходимые условия. Забота сотрудников о своем здоровье также рассматривается как важная составляющая успеха Общества.
Взаимодействие с контрагентами
Взаимодействие с контрагентами - важнейшая задача Общества, поэтому Общество ожидает, что сотрудники будут относиться к контрагентам доброжелательно и вежливо.
Задача Общества - не только привлечь контрагента, но и создать все условия для долгосрочного сотрудничества с ним.
Создание наиболее благоприятных условий для контрагента и предупредительное отношение к нему являются залогом длительных партнерских отношений.
Внешний вид сотрудников
Общество ожидает, что внешний вид каждого сотрудника будет аккуратным и опрятным, а стиль одежды - деловой (классический). Не приветствуется нахождение на рабочем месте сотрудников в спортивной или вызывающей одежде.
Рабочее место
Порядок, чистота, аккуратность офиса и рабочего места создают благоприятное впечатление об Обществе.
Общество ожидает, что на рабочем месте сотрудники не будут играть в компьютерные и иные игры и заниматься посторонними делами, не связанными со служебными вопросами, а также принимать пищу, употреблять алкогольные напитки и курить. Курение допустимо вне стен офиса в специально отведенных местах.
Документы, составляющие коммерческую тайну Общества, а также иные вещи, документы, предметы и материалы, использование или разглашение которых сторонними лицами может привести к ущербу для Общества, желательно не держать в доступных для посторонних людей местах.
Не приветствуется нахождение на рабочем месте:
- рекламной продукции компаний-конкурентов;
- художественной литературы, журналов и газет, не имеющих отношения к служебной деятельности.
Использование офисной техники и пользование Интернетом в личных целях не приветствуется.
Общество ожидает, что сотрудники будут бережно относиться к имуществу компании.
Конфиденциальность
Информация является важнейшим достоянием Общества. Общество заботится о защите конфиденциальной информации, перечень которой определен внутренними документами Общества.
Несанкционированное разглашение конфиденциальной информации, использование ее в личных целях, для деятельности за пределами Общества или для передачи другим лицам запрещается.
Каждый сотрудник, имеющий дело с конфиденциальной информацией, должен соблюдать правила хранения документов, обеспечивать доступ к документации только тех сотрудников, которые имеют на это право, пресекать все попытки несанкционированного получения информации сторонними лицами.
Разглашение конфиденциальной информации является нарушением условий трудового договора с сотрудником со стороны последнего и влечет ответственность в соответствии с локальными нормативными актами Общества и действующим законодательством.
В случае распространения сотрудником Общества информации, порочащей деловую репутацию Общества и затрагивающей честь и достоинство его сотрудников, Общество оставляет за собой право всеми законными способами защищать собственные нарушенные права и права своих сотрудников.
Соблюдение законов
Общество является организацией, которая придерживается принципа строгого соблюдения норм действующего законодательства Российской Федерации и ожидает от своих сотрудников аналогичного отношения.
Кодекс может быть дополнен такими разделами, как
- политика компании в области охраны окружающей среды;
- правила проведения совещаний и собраний;
- ведение бухгалтерской отчетности и финансовой документации;
- правила ведения деловой переписки;
- отношение к конкурентам.
При подготовке к внедрению кодекса в организационную практику нужно планировать и формировать коммуникативные потоки, грамотно выстраивать внутренний PR. Опыт показывает, что на стадии внедрения кодекса в практику компании большую роль играет разъяснительная работа. В противном случае положения кодекса не будут приняты сотрудниками и останутся существовать лишь на бумаге. Исполнение положений кодекса обязательно для всех сотрудников компании независимо от статуса и занимаемого положения в организационной иерархии. В противном случае в компании сформируются "двойные" стандарты, а кодекс превратится в декларативный документ, играющий незначительную роль в жизнедеятельности компании.
Г. Погодина,
директор по персоналу Iveco в России
"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", N 10, октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Шейн Э. Организационная культура и лидерство. - Санкт-Петербург, 2002. С. 31-32.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровая служба и управление персоналом предприятия"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37544 от 17.09.2009.