Порядок проведения инвентаризации
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации всех форм собственности обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Такое требование установлено п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". О порядке проведения обязательной инвентаризации мы и поговорим в данной статье.
Общие положения
В пункте 2 ст. 12 названного закона перечисляются случаи, когда проведение инвентаризации является обязательной процедурой, это:
- передача имущества в аренду, выкуп, продажа, а также преобразование государственного или муниципального унитарного предприятия;
- смена материально ответственных лиц;
- выявление фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- стихийное бедствие, пожар или другие чрезвычайные ситуации, вызванные экстремальными условиями;
- реорганизация или ликвидация организации;
- период перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, а также другие случаи, предусмотренные законодательством РФ.
В организациях, осуществляющих торговую деятельность, как ни в одной другой отрасли, необходим контроль над сохранностью имущества, который можно осуществлять в том числе посредством проведения инвентаризации. Строгому учету в торговых организациях в основном подлежит имущество, предназначенное для продажи, - товар. В статье речь пойдет об инвентаризации, которую проводит каждая организация в конце года, то есть перед составлением бухгалтерской отчетности. Заметим, что при ежегодной обязательной инвентаризации проверяется не только фактическое наличие имущества, его сопоставление с данными бухгалтерского учета, но и полнота отражения в учете обязательств. Требование о достоверности годовой бухгалтерской отчетности подразумевает проведение инвентаризации по состоянию на 31 декабря отчетного года (п. 6, 38 ПБУ 4/9 "Бухгалтерская отчетность организации"*(1)). Однако на практике провести инвентаризацию имущества (в том числе основных средств, товаров, материалов) и обязательств единовременно весьма проблематично. Поэтому п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ*(2) допускается проведение инвентаризации имущества в течение IV квартала отчетного года.
Порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств*(3) (далее - Методические указания). Озвучим их основные положения.
Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств (п. 1.3 Методических указаний). Причем для целей данных указаний под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы (п. 1.2 Методических указаний). Кроме этого, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
Инвентаризационная комиссия
Для проведения инвентаризации в организации торговли должна быть создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Как правило, в ее состав включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). Состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии утверждается руководителем организации. При проведении инвентаризации отсутствие хотя бы одного из членов комиссии не допускается.
Ключевой момент. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными (п. 2.3 Методических указаний).
Издаем приказ
Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (форма ИНВ-22 *(4)) является письменным заданием, конкретизирующим содержание, объем, порядок и сроки (дата начала и окончания) проведения инвентаризации проверяемого объекта, причину проведения инвентаризации, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. Приказ (постановление, распоряжение) подписывается руководителем организации и вручается председателю инвентаризационной комиссии.
Материально ответственное лицо
Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц (п. 2.8 Методических указаний). Напомним, что Постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85 установлен перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности. К ним, кроме прочего, относятся кассиры, (другие работники, выполняющие обязанности кассиров, контролеров), заведующие складов (другие работники, осуществляющие получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей). С названными работниками заключаются письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности (ст. 244 ТК РФ).
Предварительные процедуры
Руководитель торговой организации должен создать условия, позволяющие провести полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки: обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения товаров, снабдить технически исправными весовыми и контрольными приборами, мерной тарой.
После того как все готово к проверке (созданы условия, издан приказ), инвентаризационная комиссия начинает свою работу. До начала проверки фактического наличия имущества комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы, которые визируются следующим образом: председатель инвентаризационной комиссии проставляет штамп либо надпись "до инвентаризации на " _____ " (дата)".
Это служит бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
Материально ответственные лица, в свою очередь, дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход (п. 2.4 Методических указаний).
Правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности инвентаризации подлежит все имущество, а также обязательства организаций. Бухгалтер контролирует, чтобы все счета бухгалтерского учета (согласно оборотно-сальдовой ведомости), используемые организацией, были проверены.
Инвентаризация основных средств и нематериальных активов
Начнем с того, что инвентаризация основных средств (счета 01 "Основные средства", 02 "Амортизация основных средств", 03 "Доходные вложения в материальные ценности") - дело совсем непростое. Прежде чем инвентаризационная комиссия приступит к работе, бухгалтеру торговой организации предстоит до начала проведения инвентаризации ОС проверить:
- наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
- наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;
- наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии каких-либо документов необходимо обеспечить их получение или оформление (п. 3.1 Методических указаний).
Если обнаружатся расхождения и неточности в регистрах бухгалтерского учета или технической документации, следует внести в них соответствующие исправления и уточнения. Кстати, для основных средств сделано исключение из правил: инвентаризация ОС может проводиться не ежегодно, а один раз в три года.
Ключевой момент. Проведение инвентаризации основных средств допускается один раз в три года (п. 1.5 Методических указаний).
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в ведомость полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. Если в поле зрения комиссии попадают здания, сооружения и другая недвижимость, она проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности торговой организации. При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в ведомость правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами. Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в ведомости данные о произведенных изменениях. Основные средства, которые в момент инвентаризации расположены вне места нахождения организации (например, автомобили, направленные в дальний рейс либо на ремонт), инвентаризуются до момента их временного выбытия.
На ОС, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.) (п. 3.2-3.6 Методических указаний).
При инвентаризации нематериальных активов (счета 04 "Нематериальные активы", 05 "Амортизация нематериальных активов") необходимо проверить:
- наличие документов, подтверждающих права организации на их использование;
- правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе. При выявлении НМА, не отраженных в бухгалтерском учете, комиссия должна включить их в инвентаризационную ведомость (п. 3.8 Методических указаний).
Инвентаризация вложений во внеоборотные активы (счет 08 "Вложения во внеоборотные активы"). Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности важно проверить не только те ОС, которые учитываются на балансе торговой организации в качестве таковых, но и не введенные по каким-либо причинам в эксплуатацию, то есть учитываемые на счете 08. Напомним, что согласно Инструкции по применению Плана счетов на счете 08 могут быть открыты дополнительные субсчета, например:
- 08-3 "Строительство объектов основных средств";
- 08-4 "Приобретение объектов основных средств";
- 08-5 "Приобретение нематериальных активов.
Пункт 3.32 Методических указаний содержит следующие правила их инвентаризации: по незавершенному капитальному строительству инвентаризационная комиссия в ведомости указывает наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту, по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т.п. При этом проверяется:
- не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;
- состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов. По этим объектам, в частности, необходимо выявить причины и основание для их консервации.
На законченные строительством объекты, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами, составляются особые описи. Ведомость составляется также на законченные, но почему-либо не введенные в эксплуатацию объекты, в ней указываются причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию (п. 3.33 Методических указаний). Выявление в процессе инвентаризации таких объектов нередко является для руководства торговой организации сигналом к действию, то есть проведению работ по вводу данных объектов в эксплуатацию.
Следует отметить, что в отношении затрат, учитываемых на счете 08, положение, в соответствии с которым объекты основных средств могут инвентаризоваться один раз в три года, не действует - вложения во внеоборотные активы должны инвентаризоваться вместе с остальным имуществом ежегодно.
Для отражения результатов инвентаризации ОС и НМА используются следующие документы:
Инвентаризационная опись основных средств | |
Инвентаризационная опись нематериальных активов |
Для отражения результатов инвентаризации вложений во внеоборотные активы унифицированной формы документа по учету результатов проверки не предусмотрено, поэтому бухгалтерской службе необходимо разработать и подготовить такую форму, а затем утвердить ее у руководителя организации до начала проведения инвентаризации. Аналогичную процедуру надо проделать и в других случаях, если Постановлением Госкомстата РФ N 88 не утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации для отдельных видов активов и обязательств.
На заметку работникам финансовых и других служб, задействованных в проведении годовой инвентаризации: при автоматизированной обработке данных по учету результатов инвентаризации форма ИНВ-1 выдается комиссии на бумажных или машинных накопителях информации с заполненными графами с 1 по 9. В ведомости ответственное лицо комиссии заполняет только графу 10 о фактическом наличии объектов ОС. В графах 11 и 13 инвентаризационной описи указывается остаточная стоимость объектов ОС.
Инвентаризация товарно-материальных ценностей
Во время инвентаризации товарно-материальных ценностей (ТМЦ) (счета 10 "Материалы", 41 "Товары", 45 "Товары отгруженные") инвентаризационной комиссией в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяется фактическое наличие ТМЦ путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания (п. 3.17 Методических указаний). Производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы заносятся в ведомость по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта). Если материалы и товары хранятся в неповрежденной упаковке поставщика, их количество может определяться на основании приходных документов. Однако при этом обязательной проверке должны подвергнуться часть таких ценностей (выборочно). Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов. При инвентаризации большого количества весовых товаров инвентаризационные ведомости должны вестись раздельно одним из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают и выверенный итог вносят в акт (при этом технические расчеты прилагаются) (п. 2.7 Методических указаний).
Ключевой момент. Вносить в ведомость данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным бухгалтерского учета без проверки их фактического наличия не допускается (п. 3.17 Методических указаний).
Если ТМЦ хранятся в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица, инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (например, опломбировывается), и комиссия переходит для работы в следующее помещение.
ТМЦ, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации", в которой указываются дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. На приходном документе за подписью председателя либо по его поручению другого члена инвентаризационной комиссии делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой на дату ведомости, в которую записаны эти ценности (п. 3.18 Методических указаний).
Инвентаризация ТМЦ, не находящихся в момент проверки в подотчете материально ответственных лиц, ложится в основном на плечи бухгалтера, который должен проверить обоснованность числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Подтвердить суммы, отраженные в учете, можно с помощью проверки документов, например, по отгруженным товарам - копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей и т.д.), по находящимся на складах сторонних организаций - документами, подтверждающими сдачу этих ценностей на ответственное хранение, сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации. Одновременно необходимо сверить данные счетов с другими корреспондирующими счетами. Например, по счету 45 "Товары отгруженные" следует установить, не числятся ли на этом счете суммы, оплата которых почему-либо отражена на других счетах (76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т.д.). В описях на ТМЦ, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся наименование покупателя, наименование ТМЦ, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа.
В ведомостях на ТМЦ, переданных в переработку другой организации, указываются наименование перерабатывающей организации, наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты документов (п. 3.22-3.24 Методических указаний).
Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.). На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационной комиссией составляется акт на списание с указанием причин порчи (п. 3.26 Методических указаний).
Для отражения результатов инвентаризации ТМЦ используются следующие документы:
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей | |
Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных |
Напомним, что розничные продавцы учитывают товар в зависимости от выбранного способа учета в покупных либо в продажных ценах. Если в бухгалтерском учете торговой организации товар учтен в продажных ценах, в инвентаризационной ведомости стоимость товара также отражается по продажной цене.
Инвентаризация денежных средств
Годовую инвентаризацию денежных средств целесообразно проводить в последний рабочий день календарного года.
Инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40. На это указывает п. 3.39 Методических указаний. При ее проведении проверяется не только фактическое наличие денежных знаков, но также и других ценностей, например, денежных документов (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.), ценных бумаг.
Инвентаризация денежных средств в пути производится посредством сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п. Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии организации, с данными выписок банков на последнее число календарного года (п. 3.40-3.43 Методических указаний).
Для отражения результатов инвентаризации денежных средств, ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности используются следующие документы:
Акт инвентаризации наличных денежных средств | |
Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности |
Инвентаризация расходов будущих периодов
При инвентаризации расходов будущих периодов (счет 97 "Расходы будущих периодов") инвентаризационная комиссия по документам устанавливает сумму, подлежащую отражению на счете 97, и правомерность отнесения сумм на издержки обращения в течение документально обоснованного срока в соответствии с разработанными в организации расчетами и учетной политикой (п. 3.35 Методических указаний). Как правило, этот срок равен одному календарному году. Инвентаризируя данный раздел, комиссии предстоит учесть в инвентаризационной ведомости следующую информацию: первоначальную сумму расходов будущих периодов, дату их возникновения, срок погашения (в месяцах), сумму списанных расходов до начала инвентаризации, остаток расходов на начало инвентаризации, а также отразить результаты проверки - указать суммы, подлежащие досписанию (если таковые имеются), и излишне списанные расходы, подлежащие восстановлению.
Для отражения результатов инвентаризации расходов будущих периодов используется следующий документ:
Акт инвентаризации расходов будущих периодов |
Инвентаризация расчетов
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности важно провести инвентаризацию расчетов, которая заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета расчетов с банками, бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами (п. 3.44 Методических указаний).
Сначала рассмотрим порядок проведения инвентаризации расчетов с бюджетом (счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению").
Указание, приведенное выше, соответствует требованию п. 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, согласно которому отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с банками, бюджетом должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Оставлять на бухгалтерском балансе неурегулированные суммы по этим расчетам не допускается.
Получить необходимый акт сверки (справку по форме 39-1 *(5) о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам) может любое юридическое лицо и предприниматель, обратившись с заявлением в свою налоговую инспекцию. Те организации, которые представляют налоговые декларации в ИФНС в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, могут воспользоваться электронным способом подтверждения расчетов. Получить подобный акт следует на дату, максимально близкую к отчетной.
В процессе инвентаризации расчетов с работниками организации (счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям") могут быть выявлены невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов. Кроме того, выявляются суммы переплат работникам, устанавливаются причины их возникновения.
При инвентаризации подотчетных сумм следует проверить отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение) (п. 3.46, 3.47 Методических указаний). Целесообразно проверить также, не числится ли дебиторская (кредиторская) задолженность за уволенными работниками.
При проведении инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами (счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 76) используются данные аналитического учета, первичные документы. Но главным инструментом инвентаризационной комиссии являются акты сверки расчетов, которые необходимы для подтверждения реальности существования задолженности и сверки ее суммы.
Торговая организация составляет акты сверки (в двух экземплярах) со всеми своими поставщиками, покупателями и направляет их им любым удобным способом (например, доставляет курьером, почтой). Организация, получившая акты, подтверждает сумму задолженности либо (если не согласна с результатом) формирует свой акт сверки. В любом случае один экземпляр акта должен вернуться в торговую организацию с печатью, подписью уполномоченных на то лиц организации-контрагента. Подтвержденные таким образом суммы дебиторской (кредиторской) задолженности можно считать достоверными.
Целью проведения инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами является:
- подтверждение сумм, отраженных на счетах бухгалтерского учета;
- выявление дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности;
- выявление дебиторов, которые отказываются от выполнения обязательств по оплате товаров, и, соответственно, подготовка по таким контрагентам пакетов документов, необходимых для взыскания дебиторской задолженности в судебном порядке.
Для отражения результатов инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами используется следующий документ:
Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами |
Инвентаризация забалансовых счетов
Как уже отмечалось выше, инвентаризации также подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете и находящиеся у торговой организации на ответственном хранении, в аренде либо полученные для переработки (п. 1.3 Методических указаний) (счета 001 "Арендованные основные средства", 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение", 003 "Материалы, принятые в переработку", 004 "Товары, принятые на комиссию").
При проверке их наличия составляются отдельные инвентаризационные ведомости (п. 2.11 Методических указаний).
Для отражения результатов инвентаризации ТМЦ, принятых на ответственное хранение, используется следующий документ:
Инвентаризационная опись материальных ценностей, принятых на ответственное хранение |
Целесообразно проверить и другие забалансовые счета, например, счет 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов". Напоминаем, что эта задолженность должна учитываться за балансом в течение пяти лет с момента списания с баланса для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников (п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, Инструкция по применению Плана счетов).
Кроме этого, инвентаризационной комиссии следует соотнести данные бухгалтерского учета об обеспечениях обязательств и платежей полученных (счет 008), обеспечениях обязательств и платежей выданных (счет 009) с первичными источниками информации (например, кредитными соглашениями, договорами залога).
Порядок оформления результатов инвентаризации
Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в приведенные выше унифицированные формы первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации, которые оформляются не менее чем в двух экземплярах.
Инвентаризационные ведомости могут быть заполнены как с помощью компьютера, так и ручным способом. Во втором случае ведомости должны быть заполнены чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в ведомостях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице ведомости указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.
Исправление ошибок производится во всех экземплярах ведомостей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных данных. Исправления должны быть оговорены фразой "исправленному верить" и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В ведомостях не допускается оставлять незаполненные строки, а если таковые имеются, их необходимо прочеркнуть.
Кроме того, на последней странице должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку (п. 2.9 Методических указаний). Ведомость подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. Последние в конце описи дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.
Составление сличительных ведомостей по инвентаризации
Если в ходе инвентаризации выявлены отклонения от учетных данных, то есть обнаружены расхождения между показателями бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей, их следует отразить в сличительных ведомостях. Такая задача обычно возлагается на работников бухгалтерии. Бухгалтер на основании инвентаризационных описей составляет сличительную ведомость в двух экземплярах, один из которых хранится в бухгалтерии, второй передается материально ответственному(ым) лицу(лицам).
Для отражения результатов инвентаризации ОС, НМА, ТМЦ, готовой продукции и прочих материальных ценностей, по которым выявлены отклонения от данных учета, используются следующие документы:
Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов | |
Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ведомостей |
Для выявления результатов инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств, расходов будущих периодов, наличия денежных средств, ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности применяются соответственно формы ИНВ-10, ИНВ-11, ИНВ-15 и ИНВ-16, в которых объединены показатели инвентаризационных описей (актов) и сличительных ведомостей.
* * *
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются в обязательном порядке на счетах бухгалтерского учета:
- излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у торговой организации;
- недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки обращения (расходы), сверх норм - за счет виновных лиц. Если же виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, убытки списываются на финансовые результаты организации. Такой порядок установлен п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. В рамках данной статьи мы не рассматриваем учет выявленных в ходе инвентаризации расхождений, так как считаем, что рассмотрение материала с примерами бухгалтерских проводок и налогового аспекта данного вопроса - тема отдельной статьи.
С.В. Манохова,
редактор журнала
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2010 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н.
*(2) Утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н.
*(3) Утверждены Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49.
*(4) Утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88.
*(5) Утверждена Приказом ФНС РФ от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"