Ценовые риски внешнеэкономической деятельности компании
Рассмотрены теоретические основы рисков внешнеэкономической деятельности компании. Оценены существующие подходы к определению ценовых рисков. Проанализированы сфера действия и неблагоприятные системные последствия возникновения ценовых рисков фирмы-участника внешнеэкономической деятельности, представлена их классификация и предложены меры по управлению данными рисками.
Теоретические основы рисков внешнеэкономической деятельности компании
В реальной экономической деятельности все хозяйственные процессы протекают с существенной долей неопределенности и связаны с риском. Во внешнеэкономической деятельности компании категории "риск" и "неопределенность" играют чрезвычайно важную роль*(1). Именно в сфере внешнеэкономической деятельности риски компании очень разнообразны и трудно прогнозируемы. Высокая степень рискованности международных сделок по сравнению со сделками на национальном рынке обусловлена сложностью внешней среды международного бизнеса*(2). В частности при международном лизинге лизингодатель и лизингополучатель являются резидентами разных государств, в которых действует своя юридическая система, предлагаются свои нормативные акты для поддержки национальной экономики*(3). Кроме того, любой инвестиционный проект всегда сопряжен с долей риска получить не всю расчетную прибыль, вплоть до потери всего инвестированного в проект капитала.
Неотъемлемой составной частью любой хозяйственной деятельности является неопределенность. Она лежит в основе практически всех экономических явлений, взаимодействие с которыми определяет соответствующее поведение и отдельных фирм, и общества в целом.
Ситуация риска, по сути, разновидность ситуации неопределенности, когда наступление событий вероятно и может быть определено. В этом случае посредством инструментов теории вероятностей и математической статистики можно объективно оценить вероятность событий, которые предположительно возникнут в результате определенной деятельности. Соответственно, вероятность того, что событие произойдет, равна 1, а невозможность события равна 0.
Особое место в общей системе рисков занимают предпринимательские риски. Предпринимательские риски - это вероятность возникновения убытков или каких-либо потерь в результате неосуществления намечающегося события, предусмотренного планом или прогнозом.
Впервые классификация предпринимательских рисков была представлена в трудах Дж. Кейнса, считавшего, что стоимость товара должна включать величину затрат, связанных с повышенным износом оборудования, с изменениями рыночной конъюнктуры и цен, а также с разрушениями в результате аварий и катастроф.
Дж. Кейнс отмечал, что в экономической сфере целесообразно выделять три основных вида предпринимательских рисков: риск предпринимателя или заемщика, риск кредитора, риск инфляции.
В настоящее время существует немало классификаций предпринимательских рисков, основанных на различных их характеристиках (Гранатуров В.М., Дегтярева О.И. и др.). Практически все эти классификации сходятся в одном - они выделяют риск экономический, основой которого является возможное негативное влияние на деятельность фирмы событий в сфере экономики.
Ряд авторов (Дегтярева О.И. и др.) (и мы с ними согласны) разбивают экономические риски на три группы: рыночные риски; кредитные риски; операционные риски. Рыночные риски, связанные с неопределенностью колебаний рыночной конъюнктуры, наиболее разнообразны. Они включают в себя: процентные риски, валютные риски, ценовые риски рынка акций, ценовые риски товарных рынков, риски рынка производных финансовых инструментов.
Ценовые риски связаны с неопределенностью относительно будущего уровня цены. Ценовой риск большинством исследователей (Балдин К.В., Воробьев С.Н., Дегтярева О.И., Чибинеев В.М. и др.) определяется как вероятность (возможность) отклонения будущей цены от ее ожидаемого значения. Любое отклонение цены от ожидаемой величины считается проявлением ценового риска (это касается как динамики цен на продукцию, так и на услуги). Если применение данного определения риска ограничивается только ситуациями с неблагоприятным исходом, то целесообразно говорить о риске фирмы понести убытки; при рассмотрении ситуаций с благоприятными отклонениями целесообразно говорить о риске недополучения фирмой прибыли.
Вышеприведенное определение ценового риска указывает на способ его измерения: так как ценовой риск принимает форму отклонения от ожидаемой величины, то чем больше изменчивость цен, тем большему риску подвергается субъект рынка.
Изменчивость (волатильность) цен характеризуется тремя показателями: величиной изменения цены, скоростью изменения цены и частотой изменения цены.
Как видно из рис. 1, на рынке грузовых автомобилей наибольшей волатильностью отличаются цены импортных контрактов, наименьшей - цены отечественных производителей. За последний месяц все три вида цен снижались. Однако величины этих изменений различны: средние цены импортных контрактов снизились на 36%, средние цены экспортных контрактов - на 5%, средние цены производителей - только на 0,04%. По отношению к аналогичному периоду 2009 г. изменения следующие: средние цены импортных контрактов упали на 47%, средние цены экспортных контрактов повысились на 15%, средние цены производителей снизились на 16%. Скорость и частота изменения всех трех видов цен также различаются. Наиболее ярко эти характеристики выражены по средним импортным контрактным ценам.
"Рис. 1. Ежемесячная динамика средних контрактных цен и цен производителей на грузовые автомобили (долл. США/шт.)*(4) (с 01.09.2008 по 12.07.2010 предварительные данные ФТС России (код ТН ВЭД 8704); цены производителей - данные Росстата)"
В последнее время проблемы ценовых рисков довольно широко рассматриваются в научной и специальной литературе. Однако подавляющее большинство этих работ посвящено рискам, возникающим в биржевой торговле, на фондовых и страховых рынках.
Ценовые риски фирмы-участника внешнеэкономической деятельности
Ценовые риски фирмы (в т.ч. и внешнеторговой) рассматриваются поверхностно и, на наш взгляд, очень обобщенно. Как правило, выделяются только инфляционный, валютный и процентный риски. Это обстоятельство, по нашему мнению, объясняется следующим. Рынки готовых товаров очень разнообразны. Производство широкого ассортимента готовой продукции и полуфабрикатов может осуществляться большим количеством конкурирующих фирм практически везде. Выпускаемая продукция очень сильно варьируется как по своим техническим и потребительским параметрам, так и по качеству. Условия эксплуатации промышленной продукции и требования к ее параметрам отличаются у конкретных потребителей. Решающая роль в формировании мировых цен на готовую продукцию принадлежит ведущим фирмам-производителям и экспортерам, но постоянно увеличивается число средних и более мелких фирм, часто проводящих агрессивную ценовую политику. В связи с этим конкуренция на рынках готовой продукции в последние годы все более обостряется. В отличие от сырьевых рынков, рынки готовой продукции не имеют четких географических границ (как месторождения полезных ископаемых), поставщики и потребители значительно реже привязаны друг к другу долгосрочными контрактами. Рынки готовой продукции менее прогнозируемы и управляемы, чем рынки сырьевых товаров. Соответственно, различных рисковых ситуаций и их комбинаций на этих рынках значительно больше.
Цена является тем аспектом предпринимательской деятельности фирмы, на который в первую очередь обращают внимание государственные контролирующие органы, потребители и конкуренты. Контрактная цена - объект пристального внимания таможенных органов. Поэтому любая ошибка в определении цены товара может привести к возникновению рисковой ситуации. Ценовые риски - самые стихийные, самые неуправляемые, самые разрушительные по своим последствиям и поэтому самые опасные. Когда они возникают, то часто становятся для предприятий и фирм "обстоятельством непреодолимой силы"*(5). Это связано со сферой действия ценовых рисков и с вероятностью возникновения системных неблагоприятных последствий.
Сфера действия ценовых рисков участника внешнеэкономической деятельности
В международных торговых отношениях ценовые риски при проведении внешнеторговых операций могут проявляться на различных иерархических уровнях: у конкретного участника ВЭД, в отдельной отрасли хозяйства, а также в экономике страны в целом.
Так, неточный учет курса валюты контрактной цены может спровоцировать непредвиденные потери, которые отрицательно повлияют на финансовое положение конкретной фирмы-участника ВЭД. Если же экспортер при формировании контрактной цены недостаточно обосновал ее, то со стороны страны-контрагента возможны антидемпинговые расследования, что, в свою очередь, может отрицательно повлиять на экономику конкретной отрасли. Причем негативные последствия могут затронуть и смежные отрасли, являющиеся поставщиками входных ресурсов для данной отрасли или потребителями ее продукции. Кроме этого в результате наступления такого рискового события происходит не просто перераспределение созданного национального продукта внутри страны, а "безвозмездная" передача его в пользу других стран на межгосударственном уровне.
Возможны случаи, когда импортируется готовый товар (например, оборудование) в больших количествах, но по очень низкой цене. Это может негативно отразиться на отечественной отрасли, а при определенных условиях и на экономической безопасности страны в целом. Также это событие отрицательно повлияет на положение компаний, предоставляющих аналогичное оборудование в лизинг. Поэтому при учете и управлении ценовыми рисками необходимо ориентироваться на интересы участников рынка различных уровней (участник ВЭД - отрасль - экономика страны в целом).
Вероятность возникновения системных неблагоприятных последствий ценовых рисков участника внешнеэкономической деятельности
При выборе рискового варианта цены во внешнеторговой сфере, как правило, ориентируются на получение положительного результата. Однако в первую очередь необходимо четко просчитывать негативные последствия от возможного проявления риска. Это связано с тем, что при благоприятном исходе (т.е. ненаступлении рискового события) можно прогнозировать положительные результаты только непосредственно для участника ВЭД. Возможное же наступление негативных последствий необходимо рассчитывать не только для самого участника внешнеторговых операций, но и для смежных с ним областей. То есть следует учитывать мультиплицирующий эффект, проявляющийся в потерях организаций, связанных с участником ВЭД технологическими, организационными и экономическими отношениями, а также в потерях на уровне государства. Именно в этом заключается системность прогнозирования неблагоприятных последствий таких рисков.
Классификация ценовых рисков участника внешнеэкономической деятельности
Ценовые риски, с которыми приходится сталкиваться фирме-участнику ВЭД, очень разнообразны и могут быть связаны не только с вероятностью изменения цен на выпускаемую продукцию в будущем (т.е. с инфляционными или валютными рисками).
По времени ценовые риски фирм-участников ВЭД могут возникать:
- на этапе формирования цены в процессе подготовки внешнеторгового контракта в связи с неверной оценкой рыночной ситуации, с непродуманным выбором базового рынка для обоснования контрактной цены, с ошибками в формировании маркетинговой политики или ценовой стратегии, выбором контрагента. Эти риски являются внутренними, так как обусловлены деятельностью самой фирмы;
- в процессе исполнения внешнеторгового контракта в связи с изменением государственного регулирования конкретных рынков или сфер деятельности, с изменением политической или экономической ситуации, с форс-мажорными обстоятельствами и т.д. Эти риски являются внешними, непосредственно не связанными с деятельностью данной фирмы;
- после исполнения внешнеторгового контракта в связи с проявлением мультиплицирующего эффекта и влияния на интересы участников рынка различных уровней. Например, для самого участника ВЭД это может проявиться в виде необходимости уплатить доначисленные суммы налогов, для отрасли - в антидемпинговых расследованиях, введении квот и ограничений, для государства - в ослаблении позиций на внешних рынках, в необходимости корректировки законодательства или мер по регулированию отдельных сфер экономики.
Риски, связанные с нарушением законодательства (налогового, антимонопольного, гражданского или таможенного), могут возникнуть как в результате слабого знания законодательства (национального или страны-контрагента), так и в результате сознательных действий участников сделки. В любом случае это будут внутренние риски. Так, завышая контрактные цены при экспорте товаров, поставщики, как правило, рассчитывают на возмещение НДС в большем размере. Занижая цены импортных контрактов, участники ВЭД преследуют цель снизить суммы причитающихся таможенных платежей. Механизм расчета трансфертных цен транснациональными корпорациями часто направлен на снижение сумм налога на прибыль из-за разницы ставок данного налога в отдельных странах. Контрафактная продукция, производимая и продаваемая с нарушением прав интеллектуальной собственности, как правило, стоит дешевле подлинной.
Проблема определения цены лицензионного договора на объекты интеллектуальной собственности актуальна не только для отечественных правообладателей, но и для иностранных. До настоящего времени ни в России, ни за рубежом не выработано единой методологии и единых методов определения цены лицензии на передачу технологий, результатов интеллектуальной деятельности (РИДов), средств индивидуализации*(6) (товарных знаков, знаков обслуживания). Каждый контрагент определяет ее на свой страх и риск, используя свою методологию и свои методы, которые сохраняет в тайне, принимая меры по предотвращению их разглашения. Реальная же стоимость лицензии может быть установлена только в процессе эксплуатации объекта лицензии.
Таким образом, ценовые риски участника ВЭД могут относиться к различным видам цен и возникать в результате большого количества факторов.
На наш взгляд, ценовые риски фирмы-участника ВЭД можно классифицировать следующим образом*(7) (таблица).
Ценовые риски не всегда могут быть строго отнесены только к одной или другой категории. Например, неверная оценка конкуренции может привести к нарушению антимонопольного законодательства; риск получения слишком высокой прибыли в ряде стран связан с необходимостью уплатить налоги на сверхприбыль; ошибки в выборе стратегии ценообразования на престижные товары с использованием скидок приведут к падению спроса и недополучению прибыли; слишком низкие цены на товар с высокой эластичностью спроса приведут к резкому росту спроса, который фирма, при имеющихся у нее производственных мощностях, удовлетворить не сможет.
Управление ценовыми рисками фирмы-участника внешнеэкономической деятельности
Для предотвращения ценовых рисков при торговле товарами в первую очередь используются четыре способа установления цен во внешнеторговых контрактах.
1. Твердая (фиксированная) цена вносится в контракт после согласования ее уровня обеими сторонами сделки и не подлежит изменению в ходе исполнения контракта. Такие цены широко используются при заключении краткосрочных сделок (до полутора лет). Фиксация твердой цены в контрактах с долгосрочным сроком действия сопровождается оговоркой "цена твердая, изменению не подлежит".
2. Подвижная цена - это цена, зафиксированная в момент заключения контракта, с оговоркой, предусматривающей возможность ее пересмотра в процессе исполнения контракта в случае изменения рыночных цен на данный товар. При этом в контракт вносится оговорка о возможном изменении контрактной цены и устанавливается допустимая минимальная величина ее отклонения от рыночной цены (как правило, до 5%). Если разница между контрактной и рыночной ценами не превышает этого минимума, то пересмотр контрактной цены не производится.
3. Цена с последующей фиксацией устанавливается в процессе исполнения контракта. В самом контракте прописывается принцип установления цены и условия ее фиксации. Например, может быть предусмотрено установление контрактных цен по уровню биржевых котировок на день поставки или платежа. При установлении такой цены покупателю может быть предоставлено право выбора момента фиксации цены в течение срока исполнения контракта с оговоркой, какими источниками ценовой информации следует пользоваться при определении уровня цены.
4. Скользящая цена определяется в процессе исполнения контракта путем пересмотра базисной цены, установленной в момент его заключения, с учетом изменений в затратах на производство (прежде всего на сырье, материалы и заработную плату), происходящих в период исполнения контракта, по формуле*(8):
, (1)
где - скользящая цена;
- базисная цена;
А - коэффициент удельной доли затрат на сырье в структуре цены;
В - коэффициент удельной доли затрат на заработную плату в структуре цены;
С - неизменяемая часть цены, включающая все остальные виды затрат и прибыль производителя;
при этом А + В + С = 1;
- цена или индекс цены сырья и материалов в момент фиксации цены;
- цена сырья и материалов в момент заключения контракта;
- зарплата или индекс зарплаты в момент фиксации цены;
- зарплата производственного персонала в момент заключения контракта.
Скользящие цены более выгодны экспортерам, поскольку позволяют покрывать практически все затраты, возникающие в ходе исполнения контракта. Потребитель при этом несет дополнительные расходы по сравнению с первоначально оговоренной ценой и, как правило, не заинтересован в установлении скользящих цен, поэтому для отражения в контракте интересов импортеров вводятся некоторые ограничения.
Таблица
Классификация ценовых рисков фирмы-участника внешнеэкономической деятельности
Цена на продукцию фирмы | |||||
контрактная | трансфертная | лицензия на результаты интеллектуальной деятельности (РИД) или средства индивидуализации (СИ), принадлежащие фирме | |||
высокая | низкая | ||||
Ценовые риски | нарушение законодательства | санкции со стороны антимонопольных, налоговых, таможенных органов | санкции со стороны антимонопольных, налоговых, таможенных органов; антидемпинговые расследования | санкции со стороны антимонопольных, налоговых, таможенных органов | санкции со стороны антимонопольных, налоговых, таможенных органов, административные и уголовные расследования |
ошибки в оценке рынка | падение или отсутствие спроса на товар данной фирмы; падение или отсутствие спроса на товары клиентов фирмы; падение цен на используемые ресурсы | слишком высокий спрос; падение или отсутствие спроса; падение или отсутствие спроса на товары клиентов фирмы; рост цен на используемые ресурсы | слишком высокий спрос со стороны других подразделений фирмы; падение или отсутствие спроса со стороны других подразделений фирмы | падение или отсутствие спроса на товар фирмы; слишком высокий спрос на товар фирмы; падение или рост цен на используемые ресурсы | |
ошибки в выборе мирового базового рынка для обоснования контрактной цены*(9) | отсутствие спроса на товар, поскольку его качество и свойства неизвестны или не соответствуют природно-климатическим условиям и культурным традициям страны импорта | отсутствие спроса на товар, поскольку его качество и свойства неизвестны или не соответствуют природно-климатическим условиям и культурным традициям страны импорта | отсутствие спроса на товар, поскольку его качество и свойства неизвестны или не соответствуют природно-климатическим условиям и культурным традициям страны импорта | ||
ошибочная маркетинговая политика | неверное позиционирование товара, неэффективное использование других инструментов маркетинговой политики | неверное позиционирование товара, неэффективное использование других инструментов маркетинговой политики | неверное позиционирование товара, неэффективное использование других инструментов маркетинговой политики | ||
ошибочная ценовая стратегия | ошибки в выборе стратегии нейтральных или высоких цен; ошибки в оценке затрат и их связи с объемами производства и продаж; несвоевременное введение скидок с цены | ошибки в выборе стратегии нейтральных или низких цен; ошибки в оценке затрат и их связи с объемами производства и продаж; несвоевременное введение скидок с цены | ошибки в выборе ценовых стратегий различных подразделений фирмы; ошибки в оценке затрат | ошибки в выборе ценовой стратегии; ошибки в выборе формы расчета (роялти или паушальные платежи); ошибки в оценке затрат и их связи с объемами производства и продаж | |
неверная оценка конкуренции | привлечение на данный рынок новых конкурентов, заинтересованных в получении дополнительных прибылей | ценовая война | ценовая война; обострение конкуренции | отсутствие правовой защиты на РИД или СИ вашей фирмы в данной стране; наличие правовой защиты на аналогичный РИД у конкурентов | |
ошибка в выборе контрагентов | неплатежеспособность покупателей; задержки платежей; нарушение условий договора поставщиками | неплатежеспособность покупателей; задержки платежей; нарушение условий договора поставщиками | нарушение условий лицензионного соглашения лицензиатами; задержки платежей | ||
ошибки в оценке потребителей | возможное изменение в предпочтениях и вкусах; неплатежеспособность; отсутствие информации о качестве и свойствах товара | возможное изменение в предпочтениях и вкусах; поведение по принципу "хорошая вещь не может стоить дешево" | изменение в политике другого подразделения фирмы | возможное изменение в предпочтениях и вкусах; неплатежеспособность; отсутствие информации о товаре, его качестве и свойствах | |
ухудшение результатов деятельности фирмы | слишком высокая прибыль и необходимость уплаты дополнительных налогов; недополучение прибыли | отсутствие или недополучение прибыли | неэффективная деятельность подразделений фирмы; неэффективная деятельность фирмы в целом | недополучение сумм лицензионных платежей; слишком высокие суммы лицензионных платежей и необходимость уплаты дополнительных налогов или соблюдения запретов на перевод роялти из страны лицензиата | |
изменения в государственном регулировании | изменения в гражданском, налоговом, антимонопольном, таможенном законодательстве, регулировании ВЭД; введение новых стандартов качества, санитарных норм, квот и ограничений; регулирование цен, посреднических надбавок и скидок местными органами |
В контракте обязательно оговариваются статьи затрат, изменения в которых влияют на изменение цены; коэффициенты удельных долей материальных затрат, затрат на заработную плату и неизменяемой части цены и общей суммы контракта; иногда оговариваются периоды (весь или частичный срок контракта) и пределы скольжения цены. Как правило, скользящие цены применяются в контрактах на поставку машин и оборудования с длительным сроком изготовления (более одного года), а также при выполнении больших по объему и срокам подрядных работ.
Однако в процессе формирования этих видов цен могут быть допущены ошибки и просчеты, которые не позволят полностью избежать ценовых рисков.
Для минимизации ценовых рисков, возникающих на этапе формирования контрактной цены, участнику ВЭД необходимо:
- использовать прогрессивные методы учета затрат;
- обстоятельно анализировать затраты будущих периодов, которые могут возникнуть в результате принятого сегодня ценового решения (например, необходимость дополнительного найма; покупки, аренды или лизинга оборудования; аренды помещений и т.д.);
- проводить расчеты, позволяющие увязать различные объемы производства и продаж товара с изменением затрат фирмы на единицу продукции (т.н. расчеты безубыточности ценовых решений);
- анализировать уровень прибыльности отдельных товаров из своего ассортимента;
- рассматривать все возможные варианты уклонения от ценовых войн (например, предоставить скидки с цены постоянным клиентам в обмен на заключение среднесрочных контрактов, а не снижать цены на всю свою продукцию);
- анализировать действия конкурентов и поведение потребителей.
Производителям и поставщикам машин и оборудования, а также компаниям-лизингодателям необходимо четко представлять себе тенденции и перспективы, складывающиеся не только на собственных рынках, но и на рынках своих потребителей, т.е. анализировать производный спрос. Если спрос на продукцию ваших клиентов стабилен или растет, то в ближайшей перспективе они не будут настаивать на предоставлении дополнительных скидок и не сократят объемы закупок (возможно, что объемы даже возрастут). В том случае, когда продукция ваших клиентов реализуется с трудом и объемы их продаж падают, то они, скорее всего, сократят закупку вашего товара или потребуют снизить цены. Такой анализ позволяет избежать ценовых рисков, связанных с ошибками в исследовании рынка и потребителей.
В отличие от фирм, работающих только на отечественном рынке, фирмам-участникам ВЭД необходимо анализировать указанные тенденции как на внешних, так и внутреннем рынках.
Для повышения точности расчета предполагаемой цены лицензии и снижения возможных рисков контрагентов, как правило, не ограничиваются каким-то одним методом. Целесообразно при менять несколько методов, сопоставляя полученные по ним результаты со сложившимися вилками цен на лицензии в той отрасли, к которой относится предмет данной лицензионной сделки. Наиболее часто в международной и отечественной практике применяются следующие методы формирования цены лицензии:
- определение диапазона (верхней и нижней границ) рыночной цены;
- платежи на базе роялти;
- паушальные платежи;
- правило двадцати пяти процентов;
- затратный подход;
- подход от общего профиля бизнеса;
- доходный подход;
- сравнительный ("рыночный") подход.
Наиболее приемлемая цена лицензии может быть установлена в том случае, если сначала рассчитаны ее различные варианты, а затем найдена средняя величина цены с учетом роялти, сложившихся в данной отрасли.
Таким образом, ценовые риски фирмы-участника ВЭД связаны не только с изменением рыночной ситуации в период исполнения контракта и отклонением цены от первоначального уровня. Ценовые риски могут возникнуть как на этапе обоснования контрактной цены, так и в процессе исполнения внешнеторгового контракта и даже после его завершения. Существенно снизить предполагаемые ценовые риски или предотвратить их возникновение позволяет обстоятельный анализ собственных издержек на производство и продвижение товара, действий конкурентов и поведения потребителей. Особое внимание необходимо уделять анализу производного спроса.
К сожалению, недобросовестные участники ВЭД часто сознательно идут на ценовой риск, связанный с нарушением законодательства, в надежде на минимизацию налоговых выплат или возврат больших сумм НДС из бюджета. Решение этой проблемы лежит в сфере деятельности налоговой и таможенной служб в рамках системы государственного регулирования ВЭД.
Литература
1. Герасименко В.В. Управление ценовой политикой компании: Учебник / В.В. Герасимено. - М.: Эксмо, 2006. - (Полный курс МВА).
2. Дягтерева О.И. Управление рисками в международном бизнесе. - М.: Флинта, 2008.
3. Долгова М.В., Солнцева Г.А. Анализ обоснованности контрактных цен при таможенном оформлении товаров. - ФОРУМ: Методический сборник. - М.: РИО РТА, 2004.
4. Чеботарева Е.Д. Минимизация внешнеторговых рисков в условиях неустойчивости мировой валютно-финансовой системы // Российский внешнеэкономический вестник, N 3 (март), 2006.
5. Широков В.К. Методы определения цен лицензионных договоров: Материалы докладов научно-практической конференции. М.: РИО РТА, 2008.
6. Философова Т Г. Лизинговый бизнес. - М.: ЮНИТИ, 2010.
7. Сафаров Э.А. Совершенствование системы таможенного регулирования внешней торговли России (На основе повышения эффективности управления рисками): Диссертация на соискание ученой степени канд. экон. наук. Москва, 2004.
8. http://www.economy.ru - сайт Минэкономразвития РФ.
М.В. Долгова,
канд. экон. наук, доцент, Российская таможенная академия,
В.К. Широков,
соискатель, Российская таможенная академия
"Лизинг", N 11, ноябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В дальнейшем - ВЭД.
*(2) Дягтерева О.И. Управление рисками в международном бизнесе. - М.: Флинта, 2008.
*(3) Философова Т.Г. Лизинговый бизнес. - М.: ЮНИТИ, 2010.
*(4) http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreignEconomicActivity /monitoring/doc20100712_03
*(5) Как прогнозировать цены на технические культуры, используемые в текстильной промышленности // Рынок легкой промышленности, N 39, 2004.
*(6) В данном случае используется терминология части 4 Гражданского кодекса РФ (ст. 1225).
*(7) Мы не рассматриваем здесь ценовые риски, относящиеся к бартерным, компенсационным и т.д. сделкам. Для целей лизинга целесообразно ориентироваться, в первую очередь, на цены мировых рынков и контрактные цены.
*(8) Формула расчета скользящей цены разработана Экономическим бюро ООН.
*(9) Поскольку торговля одним и тем же товаром может вестись в различных регионах мира, на основе изучения конъюнктурной информации могут быть выбраны один или несколько базисных рынков. Эти рынки должны занимать ведущее место и отвечать ряду требований: реализуемая на них продукция по своим технико-экономическим параметрам должна соответствовать передовому научно-техническому уровню и организации производства; экспортно-импортные операции на этих рынках должны отличаться крупномасштабностью и регулярностью; торговля должна вестись на обычных коммерческих условиях без каких-либо ограничений, искажающих уровень рыночных цен. В качестве базисных рынков сложно-технической продукции выступают рынки ведущих фирм-экспортеров и центры международной торговли. Планируя сделку, например, в азиатских странах, надо выбирать ведущие азиатские фирмы или центры торговли данным товаром.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ценовые риски внешнеэкономической деятельности компании
Автор
М.В. Долгова - канд. экон. наук, доцент, Российская таможенная академия
В.К. Широков - соискатель, Российская таможенная академия
"Лизинг", 2010, N 11
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru