Кто нужен сфере туризма и гостеприимства
Сегодня становится чрезвычайно актуальной работа с кадрами в сфере туризма и служб гостеприимства. Это реализация кадровой политики через технологическое обучение, механизмы продвижения, мотивации к труду, определения места молодежи в корпоративной культуре предприятия. В статье рассмотрены трудовые функции и задачи специалистов, занятых на предприятиях сферы туризма и гостеприимства.
Раньше туристический бизнес был монополизирован, основными представителями турфирм являлись такие крупнейшие компании, как "Интурист" и "Спутник". За последние 10 лет эта индустрия претерпела большие изменения, появилось огромное количество туристических компаний. По предварительным данным, в Москве их около 4,5 тыс., из них наиболее активных, успевших зарекомендовать себя, - 1-1,5 тыс. Чтобы встать на ноги и завоевать свою клиентуру, требуется не меньше 2-3 лет.
Очень большой интерес к туризму как сфере приложения своих усилий у молодежи. Молодых людей привлекает активное общение, возможность доставить людям радость и познать мир, применить знание иностранного языка.
Еще 10 лет назад число вузов, готовящих специалистов для туристического бизнеса, было ограничено, то сейчас их уже около 15. Поэтому сегодня в туризм приходит огромное количество профессионалов. Сегодня предъявляются более высокие требования к профессионализму сотрудников, к степени их ответственности, к условиям работы с клиентами.
Необходимо ли менеджеру по туризму высшее образование? Конечно, ведь надо знать условия пересечения границы и пребывания в стране, историю и культуру страны, иностранный язык и многое другое. В некоторых странах мира, например, в Швейцарии, менеджеров по туризму готовят в течение 8-9 лет.
Менеджер по работе с клиентами - самая востребованная специальность в сфере туризма. Задача менеджера - не просто продать путевку, но и оформить документы для выезда за рубеж, и позаботиться о том, чтобы в течение всего срока пребывания за рубежом клиенту было комфортно. Круг обязанностей зависит от масштаба компании - чем она меньше, тем больше функций приходится выполнять. Но главная из них - все-таки общение с клиентами, поэтому для менеджера важны такие качества, как коммуникабельность, выдержка, высокий уровень культуры, определенное обаяние, хорошая дикция. И, конечно, знание языков: клиенты часто звонят из турпоездки с какими-то проблемами, и менеджер должен помочь им выйти из трудной ситуации, связавшись с представителем иностранной компании, посольства другой страны и пр.
Несмотря на расширение ассортимента программ в большинстве турфирм, в последнее время наметилась тенденция поиска узких специалистов, досконально знающих технологию продажи туров в две-три страны. Например, один менеджер может заниматься средиземноморскими странами, другой - европейскими. Специализация может быть и более узкой - по образовательным турам, по экзотическому туризму и т.д. Из стен учебных заведений, как правило, выходят специалисты широкого профиля, поэтому специализация происходит чаще всего уже в процессе работы.
Одновременно интенсивно развиваются франчайзинговые сети, что повысило спрос на специалистов по продажам, знающих до 10-12 направлений. Увеличивается потребность в специалистах по работе с корпоративными, индивидуальными и VIP-клиентами, а также специалистах по деловому туризму (презентации выставок, семинары и т.д.).
Туризм зависит от климатических условий, и поэтому подвержен сезонным колебаниям. В марте и апреле спрос на специалистов различного уровня резко возрастает, т.к. в летний период туристические компании расширяют свою сферу деятельности. Для небольших туристских компаний, которые стараются минимизировать свой штат и сделать универсальными функциональные обязанности своего персонала, характерно введение в штат должностей "менеджер по туризму" и "агент по туризму"
Примерный образец
Утверждаю
Генеральный директор компании
_________________ И.О.Ф.
"___"_______20__ года
Должностная инструкция агента по туризму
I. Общие положения
Агент по туризму
1.1. Агент по туризму относится к категории технических исполнителей.
1.2. На агента по туризму назначается лицо, имеющее (высшее, среднее) профессиональное образование, дополнительную подготовку по туристской деятельности (без предъявления требований к стажу, стаж работы - не менее 1 года; 2 лет; др.).
1.3. Агент по туризму должен знать:
- Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", иные нормативные правовые документы, регламентирующие осуществление туристской деятельности;
- географию стран мира;
- порядок оформления договоров и заключения контрактов по реализации туров;
- правила бронирования билетов и услуг;
- схемы работы с отелями, гостиницами, компаниями-перевозчиками (авиа, железнодорожными, автобусными, круизными и др.), иными организациями;
- основы туристского права;
- иностранный язык;
- правила оформления туристской документации (туристических путевок, ваучеров, страховых полисов и др.);
- методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи, компьютеров;
- методики составления отчетности.
1.4. Назначение на должность агента по туризму и освобождение от должности производится приказом руководителя организации.
1.5. Агент по туризму подчиняется непосредственно менеджеру по туризму (иному должностному лицу).
2. Должностные обязанности
Агент по туризму:
2.1. Предлагает клиенту имеющийся выбор вариантов проведения отдыха, дает рекомендации и советы по выбору мест отдыха, консультирует клиента об особенностях социально-демографических и природно-климатических условий места отдыха.
2.2. Проводит мини-рекламу выбранного места, описывает его достоинства и преимущества.
2.3. Предоставляет путеводители, карты, схемы, планы местности.
2.4. Заключает договор на оказание туристских услуг.
2.5. Организует взаимодействие с транспортными предприятиями, гостиницами и турагентствами.
2.6. Дает необходимые рекомендации по соблюдению правил безопасности в стране (регионе) пребывания.
2.7. Оформляет необходимые туристические документы.
3. Права
Агент по туризму имеет право:
3.1. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
3.3. Требовать от руководства обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
4. Ответственность
Агент по туризму несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба организации - в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
Зам. директора Попова О.С. Попова
Юрисконсульт Круглое И.Н. Круглов
02.02.2010
Примерный образец
Утверждаю
Генеральный директор компании
_________________ И.О.Ф.
"___"_______20__ года
Должностная инструкция менеджера по формированию турпродукта
1. Общие положения
1.1. Менеджер по формированию турпродукта относится к категории руководителей.
1.2. На должность менеджера по формированию турпродукта назначается лицо, имеющее профессиональное образование (высшее; среднее), дополнительную подготовку по направлению "Менеджмент и маркетинг в туризме" и стаж работы в туристской деятельности не менее 1 года; 2 лет; др.
1.3. Менеджер по формированию турпродуктов должен знать:
- Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", иные нормативные правовые документы, регламентирующие осуществление туристской деятельности;
- географию стран мира;
- справочники, периодические издания, научные публикации по туризму, географии, истории, архитектуре, религии, достопримечательностям, социально-экономическому устройству стран и др., туристские каталоги;
- основные концепции и принципы организации туристской индустрии;
- принципы определения себестоимости турпродуктов;
- схемы работы с отелями, гостиницами, компаниями-перевозчиками (авиа, железнодорожными, автобусными, круизными и др.), иными организациями;
- методики формирования турпродуктов;
- основы туристского права;
- порядок оформления договоров и заключения контрактов;
- технику приема контрагентов и проведения переговоров;
- протокол и этикет;
- теорию межличностного общения;
- иностранный язык;
- словарный минимум по тематике туристской индустрии;
- аббревиатуры, принятые в туристской индустрии;
- основы маркетинга и менеджмента;
- стандарты делопроизводства (классификацию документов, порядок оформления, регистрация, прохождение, хранение и др.);
- основные требования к оформлению туристской документации;
- методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи, компьютеров.
1.4. Назначение на должность менеджера по формированию турпродукта и освобождение от должности производится приказом руководителя организации.
1.5. Менеджер по формированию турпродукта подчиняется непосредственно
_____________________________.
1.6. На время отсутствия менеджера по формированию турпродукта (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
2. Должностные обязанности
Менеджер по формированию турпродукта:
2.1. Осуществляет подбор справочных и рабочих материалов по туризму.
2.2. Организует поиск, сбор, первичную обработку и анализ информации по туризму, географии, истории, архитектуре, религии, достопримечательностям, социально-экономическому устройству стран и др., определяет достоверность информации.
2.3. На основании результатов маркетинговых исследований спроса и предложения на туристские продукты разрабатывает концепцию и программу тура.
2.4. Для формирования туристского продукта осуществляет поиск следующих контрагентов:
- организаций гостиничной сферы и иных организаций, оказывающих услуги по размещению и проживанию туристов;
- организаций-перевозчиков, иных организаций, оказывающих услуги по транспортному обслуживанию, в частности, организаторов чартерных программ, а также обладателей прав на такие услуги;
- организаций общественного питания и иных организаций, оказывающих услуги по питанию туристов, а также обладателей прав на такие услуги;
- экскурсионных бюро и иных организаций, оказывающих услуги по экскурсионному обслуживанию (в частности, организаторов круизов, сафари, горовосхождений и т.п.), а также обладателей прав на такие услуги;
- медицинских учреждений и организаций, санаториев, профилакториев и иных организаций, оказывающих услуги по медицинскому обслуживанию, а также обладателей прав на такие услуги;
- организаций культуры, спорта и иных организаций, оказывающих услуги культурно-просветительского, культурно-развлекательного и спортивного характера, и иных организаций, оказывающих такие услуги, а также обладателей прав на такие услуги;
- страховых организаций, оказывающих услуги по страхованию туристов в период турпоездки, в т.ч. по страхованию туристов от несчастных случаев и медицинскому страхованию в период турпоездки;
- организаций или физических лиц, оказывающих услуги гидов-переводчиков, сопровождающих;
- организаций, оказывающих иные услуги, используемые при производстве туристского продукта;
- туроператоров по приему туристов, обеспечивающих предоставление всех видов услуг, входящих в тур.
2.5. Ведет переговоры с контрагентами, согласовывает основные условия договоров на предоставление услуг, готовит проекты договоров и обеспечивает их заключение.
2.6. Изучает требования к визовому оформлению и разрабатывает схемы визового обслуживания туристов по конкретному туру.
2.7. Разрабатывает предложения по освоению нового тура, включая стажировку по иностранному языку работников в странах, в которых туроператор организует тур; организует ознакомительные туры.
2.8. Принимает заказы отдельных туристов или лиц, уполномоченных представлять группу туристов, на формирование турпродукта и оформляет его в установленном порядке.
2.9. Разрабатывает схемы бронирования услуг, их подтверждения и оформления.
2.10. Определяет стоимость и цену турпакета (рассчитывает стоимость услуг, включенных в состав тура, собственные расходы, пр.).
2.11. Принимает участие в проведении рекламных кампаний, выставок, презентаций, пр., представляет информацию о туре в подразделения маркетинга и рекламы, для разработки рекламных материалов, каталогов, брошюр, др. и выработки концепции продвижения турпродукта.
2.12. Организует подготовку специализированной туристской информации, обеспечивает ее полноту и достоверность (наличие существенных условий договора), разрабатывает стандарты и процедуры ее предоставления клиентам, контролирует своевременность доведения информации до клиентов.
2.13. Организует подготовку расписаний, ваучеров, иной организационной туристской документации.
2.14. Организует инструктаж работников, участвующих в реализации туров, работников турагентств, с которыми заключены договоры о реализации турпродуктов.
2.15. Ведет статистику организованных туров (созданных поездок, пакетов услуг на отдых, пр.), готовит отчетность и представляет ее вышестоящему должностному лицу, а также передает в подразделения организации, истребовавшие эту информацию.
2.16. Обеспечивает создание базы данных по турпродуктам (получение, введение, обработка, анализ, классификация, оценка, сверка и хранение информации), координирует извлечение и использование информации из базы данных.
2.17. Организует контроль за соблюдением требований к программам туров, к стандартам и качеству обслуживания туристов.
3. Права
Менеджер по формированию турпродукта имеет право:
3.1. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
3.2. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений организации и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
3.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
3.4. Требовать от руководства организации обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
4. Ответственность
Менеджер по формированию турпродукта несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба организации - в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
Зам. директора Попова О.С. Попова
Юрисконсульт Круглое И.Н. Круглов
02.02.2010
Помимо менеджеров, в туризме востребованы маркетологи. Их задача - обеспечить устойчивость рынка для своей компании. В это понятие входит определение оптимальных цен, наиболее перспективных направлений, изучение клиентского спроса, который имеет тенденцию неожиданно меняться от сезона к сезону.
Среди других специалистов нужны бухгалтеры, владеющие особенностями учета в туристической сфере, PR-менеджеры и вспомогательный персонал: охранники, водители, курьеры. Последняя профессия имеет и другое название - "менеджер по связи с посольствами"; она очень востребована, ведь курьер часто везет паспорта, деньги, визы. Многие учащиеся начинают работать именно в должности курьера, постепенно проходя путь до руководителя отдела или компании. Особенность карьерного роста в туристической сфере в том, что многие стремятся со временем создать свои компании.
Несмотря на интерес к индустрии туризма, здесь достаточно большая текучесть кадров. Многие люди, желающие сменить профессию, представляют работу в туризме неким праздником жизни. Контакты с новыми людьми, частые поездки за границу - все это привлекает, но не все представляют трудности этой работы. Самый интенсивный труд у менеджеров по туризму начинается как раз тогда, когда все отдыхают - в праздники, летом. Не все выдерживают интенсивное общение и необходимость постоянно быть в хорошей форме - и внешне, и эмоционально.
К сожалению, количество выезжающих из нашей страны значительно превышает количество въезжающих (во всех странах - наоборот). Будем надеяться, что это временный период, и вскоре туристической индустрии понадобятся новые кадры. Москва должна превратиться в центр международного туризма. Помимо высокоразрядных отелей, в Москве планируется открывать двух-трехзвездочные отели, которые могут обеспечить прием массового потока туристов.
Библиография
1. Гущина И.А. Методические аспекты успешного прохождения собеседования на предприятиях индустрии туризма // Межвузовская конференция по вопросам туризма, III, 2010. Сборник материалов к конференции. - М., 2010.
И. Гущина,
преподаватель кафедры менеджмента
Московского института туризма и гостеприимства
"Кадровик. Кадровое делопроизводство", N 11, ноябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107