Проблемы понимания компенсаций за вредные и опасные условия труда
Статья 219 Трудового кодекса РФ устанавливает, что каждый работник имеет право на компенсации, если он занят на работах с вредными и опасными условиями труда. Различия мнений в теории относительно того, что понимает законодатель под компенсациями в ст. 219 Трудового кодекса РФ, влечет неоднозначную практику их применения. В статье автор помогает разобраться в том, что именно необходимо понимать под компенсациями, установленными в ст. 219 Трудового кодекса РФ.
Проблемы компенсаций профессиональных вредностей и опасностей и их устранения, улучшения санитарно-гигиенических условий труда занимают важное место в области охраны труда. К примеру, производственные вредности неодинаковы не только в каждой отдельной отрасли промышленности. Они специфичны для разных профессий в одном и том же цехе или на участке работ.
В советской юридической литературе вопрос о компенсациях профессиональных вредностей на производстве, предоставляемых работникам за работу, выполнение которой осуществляется во вредных и опасных условиях труда, рассматривается по-разному. Например, в учебной литературе такие компенсации, как сокращенный рабочий день, дополнительные отпуска, дополнительные перерывы в работе отнесены к институту трудового права "Рабочее время и время отдыха", а такие как специальная одежда, специальное питание, предохранительные приспособления и некоторые другие - к институту "Охрана труда" [1].
В специальной литературе компенсации за работу в производствах с вредными и опасными условиями труда вовсе не разграничиваются, так как они настолько переплелись, что разграничить их практически невозможно. Кроме того, цель таких компенсаций - охранять здоровье работников от профессиональных заболеваний и производственного травматизма [2].
Компенсации - денежные выплаты
Статья 164 ТК РФ под компенсациями понимает денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых и иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами*(1). Однако, как нам кажется, не стоит сводить компенсации работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда, исключительно к денежным выплатам. Необходимо исходить из того, что трудовое право - это прежде всего право, связанное с жизнью человека [3], и оно должно учитывать в том числе и личные затраты человека, связанные с трудом. В нашем случае это затраты здоровья работника, которые могут существенно зависеть от содержания его трудовых обязанностей. Это компенсации, которые не должны зависеть от результатов труда конкретного работника, а должны зависеть только от того, предусмотрена ли в законе обязанность работодателя по выплате таких компенсаций или нет. Именно эти компенсации отличаются от вознаграждения за труд и от стимулирующих выплат, так как последние имеют отношение только к результатам труда, а компенсации имеют непосредственное отношение к самому работнику, к его личным затратам имущественного и неимущественного характера, связанные с исполнением его трудовых обязанностей.
К таким компенсациям следует отнести меры в сфере установления рабочего времени (сокращенный рабочий день), право на дополнительный отпуск, дополнительные перерывы в работе; меры, обеспечивающие повышенную оплату труда (оплата за сверхурочную работу, доплаты за работу во вредных и опасных условиях труда и т.д.), лечебно-профилактические меры (лечебно-профилактическое питание, выдача нейтрализующих веществ), меры по рациональному оборудованию рабочего места и меры личной охраны работающих (ограждения, вентиляция, освещение, бесплатная выдача предохранительных приспособлений, специальной одежды, обуви, мыла и т.д.), льготы по социальному страхованию (снижение пенсионного возраста в связи с вредными условиями труда и т.д.).
Все эти меры, конечно, недостаточны для полной нейтрализации вредных и опасных последствий производства на работника, так как компенсируют их лишь частично. Компенсация вредностей лишь уменьшает нежелательные последствия от труда, совершаемого во вредных и опасных условиях. Поэтому основное направление борьбы с вредными и опасными условиями труда - это систематическая их нейтрализация, все более полное их устранение. Как отмечает В.И. Семенков, "всякого же рода компенсации вредностей (сокращенный рабочий день, дополнительные отпуска, право на получение спецодежды, предохранительные приспособления, спецпитание и т.п.) являются полумерами и не достигают основной цели - предупреждения вредных последствий работы в нездоровой обстановке" [4].
Предложения
На наш взгляд, в системе мер по охране труда следует постепенно сокращать сферу действия компенсаций и расширять область применения технических гарантий. Рациональное использование средств на охрану труда, эффективное изучение профессиональных вредностей и опасностей, причин травматизма невозможны без существенного повышения уровня научных исследований по охране труда [2]. В первую очередь следует на более высоком научном уровне решить вопрос о допустимых нормах вредности, превышение которых делает опасными условия труда и создает для рабочих субъективное право на получение тех или иных видов компенсаций.
Сокращение сферы действия компенсаций является объективной необходимостью и характеризует в какой-то мере перспективу развития законодательства, предусматривающего эти компенсации. Нормы компенсации производственных вредностей и опасностей построены в нашей стране с таким расчетом, чтобы заинтересовать работника работать в таких условиях труда. К сожалению, иногда приходится сталкиваться с плохими условиями труда, а работодатели вместо того чтобы устранять недостатки, устанавливают компенсации за вредные и опасные условия труда. Работникам нравится такое решение вопроса, так как они получают дополнительное вознаграждение. Налицо, как нам кажется, неправильное понимание значения компенсаций.
На практике определенную сложность представляет вопрос: что понимать под компенсациями для работников, занятых во вредных и опасных условиях, в соответствии со ст. 219 ТК РФ?
Компенсации за вредные и опасные условия труда
Основаниями для предоставления компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда служат результаты аттестации рабочих мест по условиям труда. Размер и условия предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В указанном порядке устанавливается минимальный уровень гарантий на получение рассматриваемых компенсаций. Дополнительные льготы и повышенный размер компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда может быть установлен в коллективном договоре. Однако невыполнение работодателем обязанности по выплате указанных компенсаций является основанием для привлечения его к ответственности.
Как указано в ст. 219 ТК РФ, каждый работник при работе с вредными и (или) опасными условиями труда имеет право на компенсации, предусмотренные в нормативном порядке.
При этом понятие компенсаций, виды таких компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда и их сущности законодатель в ст. 219 ТК РФ не определяет. Более того, они не определяются и в ст. 209 ТК РФ. Таким образом, не ясно, что понимать под данными компенсациями и как устанавливать порядок определения их размера и условия предоставления.
Представители первой точки зрения утверждают, что под компенсацией в смысле ст. 219 ТК РФ понимается некая денежная выплата, выплачиваемая работодателем в соответствии с коллективным договором [5].
Объясняя свою точку зрения, они указывают на то, что абзацем 9 ст. 210 ТК РФ предусмотрен именно самостоятельный вид компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда. Согласно ст. 219 ТК РФ, если работник занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, он имеет право на выше указанную компенсацию, установленную законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором. Нормы упомянутых компенсаций действующим законодательством или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не определены, значит, размер компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должен быть определен коллективным или трудовым договором.
По мнению других специалистов, под компенсациями, о которых говорится в абз. 13 ч. 1 и ч. 2-4 ст. 219 ТК РФ, следует понимать преимущества и льготы, предоставляемые работникам с тем, чтобы предотвратить или нейтрализовать неблагоприятные последствия вредных и (или) опасных условий труда [1, 2, 3]. К таким компенсациям относятся: сокращенная продолжительность рабочего времени (ст. 92 ТК РФ), дополнительные отпуска (ст. 117 ТК РФ) с запрещением непредоставления оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ч. 4 ст. 124 ТК РФ), повышенная оплата труда (ст. 147 ТК РФ).
Также к компенсациям, указанным в ст. 219 ТК РФ, следует относить бесплатные (для работников) медицинские осмотры (ст. 213 ТК РФ), обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (ст. 221 ТК РФ), бесплатную выдачу работникам молока и лечебно-профилактического питания (ст. 222 ТК РФ), обеспечение работодателем санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников (ст. 223 ТК РФ) и др. Автор статьи придерживается позиции тех авторов, которые компенсации, в смысле ст. 219 ТК РФ, понимают в расширенном значении, т.е. не только как некую выплату работнику за труд во вредных и опасных условиях труда, но и как действия компенсационной направленности: сокращение рабочего времени, дополнительно оплачиваемый отпуск, бесплатная выдача молока, лечебно-профилактическое питание и др. Установление названных компенсации работникам вызывается необходимостью защиты их от чрезмерного воздействия на них вредных и опасных условий труда. Одна из самых очевидных ошибок заключается в том, что на практике многие специалисты в области трудового, налогового права неправильно трактуют положения трудового законодательства и связанных с ним подзаконных актов. Ошибка заключается в смешении понятий повышенные размеры оплаты труда (предусмотренные ст.ст. 146, 147 ТК РФ) и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда (предусмотренные ст.ст. 210, 219 ТК РФ). Из-за этой путаницы возникает вполне закономерный вопрос: в чем разница между повышенными размерами оплаты труда и компенсациями, установленными в ст. 219 ТК РФ?
На этот вопрос должен ответить законодатель и дать разъяснение к абз. 13 ч. 1 и ч. 2-4 ст. 219 ТК РФ, что в данном случае понимать под компенсациями работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда.
Литература
1. Трудовое право. М., 1966. С. 289-292, 307-308, 314-316, 335-338.
2. Охрана труда на предприятии. Вып. 1. М., 1967. С. 69-79.
3. Кайтмазова А.В. Правовое регулирование труда лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и проблемы его совершенствования: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 75.
4. Семенков В.И. Охрана труда в СССР (правовые проблемы). М., 1962. С. 196.
5. Трудовое право России: проблемы теории: Коллективная монография. Екатеринбург: Издательский дом "УрГЮА", 2006. С. 90.
О. Домрачева,
преподаватель кафедры трудового права и гражданского процесса
Нижнетагильского (г. Нижний Тагил) филиала
Международного юридического института
"Вопросы трудового права", N 11, ноябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) ФЗ от 30.06.2006 г. N 90-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вопросы трудового права"
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-18249 от 30 августа 2004 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru