Правовое регулирование отношений по движению объектов нефинансовых активов между публично-правовыми образованиями
О правовом регулировании отношений по движению объектов нефинансовых активов между публично-правовыми образованиями рассказала А.Н. Кривенец, начальник отдела Методического обеспечения бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства. Несмотря на то что данному вопросу уделяется постоянное внимание, выпускаются разъяснения, тем не менее вопросов, связанных с передачей имущества, меньше не становится.
Как отметила Анна Николаевна, вопросы сверки имущества волнуют всех участников бюджетного процесса. Сверка по праву считается одним из камней преткновения, пройдя который можно говорить, что годовой отчет сдан, ну по крайней мере на 50 процентов. Достаточно вспомнить увлекательные вечера, проведенные на работе с февраля по апрель этого года с кучей актов, свидетельств и пояснительных записок по расхождениям.
Поэтому в своем выступлении Анна Николаевна остановилась на освещении правового регулирования этой темы и, конечно, отражении в учете операций по приему-передаче имущества между бюджетами бюджетной системы РФ.
Правовое регулирование передачи имущества между различными публично-правовыми образованиями
Правовое регулирование отношений по движению объектов нефинансовых активов между публично-правовыми образованиями включает:
- оформление правоустанавливающих документов на основании правовых актов;
- отражение в бухгалтерском (бюджетном) учете операций по движению нефинансовых активов.
Имущественные отношения в РФ регулируются положениями Гражданского кодекса в совокупности с правовыми актами, регулирующими отношения в сфере государственной (муниципальной) собственности. Так, согласно Гражданскому кодексу право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления и др. При этом статьей 212 Гражданского кодекса установлено, что особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владение, пользование и распоряжение им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Основные законодательные положения, регламентирующие состав государственной собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований, сформированы соответственно в Законе от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Соответствующие публично-правовые образования осуществляют надлежащие ему полномочия собственника имущества.
Порядок и сроки безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления установлен статьей 154 Закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (далее - Закон N 122-ФЗ).
Имущество, находящееся в собственности соответствующих публично-правовых образований, предназначено для осуществления органами публичной власти в рамках их полномочий функций государства. Следовательно, в результате разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ по реализации этих функций, возможна безвозмездная передача имущества, необходимого для осуществления соответствующих полномочий, в целях рационального его использования в общих публичных интересах. Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2006 г. N 374 установлен перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества одного публично-правового образования в собственность другого.
Далее Анна Николаевна ответила на основные вопросы, связанные с операциями по приему-передаче имущества (см. рис. 1).
/------------------------------\
|Управление (владение, |
|пользование и распоряжение) |
/-----------------------------------\ |имуществом, находящимся в |
|Кто является уполномоченным органом|--|непосредственной собственности|
|по управлению имуществом? | |РФ, субъектов РФ и МО, |
\-----------------------------------/ |осуществляют уполномоченные |
|органы, действующие |
|соответственно от имени РФ, |
|субъектов РФ и муниципальных |
|образований, в рамках их |
|компетенции, установленной |
|правовыми актами, |
|определяющими статус этих |
|органов. |
\------------------------------/
/------------------------------\
|Имущество учреждения не |
/----------------------------------\ |принадлежит ему на праве |
|Почему нужно получать согласование| |собственности, поэтому для |
|уполномоченного органа на сделки с|---|законного распоряжения |
|имуществом? | |(приема-передачи) необходимо |
\----------------------------------/ |получать согласие |
|уполномоченного органа, |
|действующего от имени |
|публично-правового |
|образования. |
\------------------------------/
Рисунок 1
Еще один важный вопрос - момент возникновения права собственности. В соответствии с Гражданским кодексом право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Учитывая положения статьи 154 Закона N 122-ФЗ, которая устанавливает, что право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном Законом N 122-ФЗ, возникает с даты, устанавливаемой решениями уполномоченных органов, в которых указано, что право собственности на передаваемое имущество возникает с момента утверждения передаточного акта.
Таким образом, указанные положения нормативно-правовых актов позволяют сделать вывод о том, что право государственной (муниципальной) собственности при такой передаче возникает с момента утверждения передаточного акта. Обратите внимание! Это положение не отменяет государственной регистрации.
Порядок бюджетного учета безвозмездной передачи объектов нефинансовых активов
Порядок бюджетного учета определен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. N 148н (далее - Инструкция N 148н).
В соответствии с Инструкцией N 148н безвозмездное получение объектов нефинансовых активов отражается по кредиту счета 1 401 01 151 "Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" в корреспонденции с дебетом счетов 1 101 00 000 "Основные средства", 1 105 00 000 "Материальные запасы" и 1 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы". При этом на счет 1 101 00 000 "Основные средства" принимаются к учету уже законченные объекты ОС (имущество, уже используемое в деятельности, недвижимое имущество после государственной регистрации). А на счет 1 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы" - соответственно вновь создаваемые объекты нефинансовых активов, недвижимость до момента государственной регистрации в установленных законодательством Российской Федерации случаях, а также имущество, полученное в рамках централизованных поставок.
Нефинансовые активы на основании документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях, отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 101 00 000 "Основные средства" и кредиту счета 1 106 01 410 "Уменьшение капитальных вложений в основные средства".
Принятие же недвижимого имущества на счет 1 101 00 000 "Основные средства" осуществляется после получения свидетельства. При этом движение происходит только в активе баланса и никаких расчетов с передающей стороной не возникает.
Порядок передачи имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления, учреждениям других уровней бюджета
Подписанный уполномоченным лицом передающего органа передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия решений принимающему органу.
Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом принимающего органа и представлен передающему органу в трехнедельный срок.
Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления передающему органу представляется им уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.
В случае если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен передающему органу, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.
Схема передачи отражена на рисунке 2.
/----------------------------------\ /-------------------------------\
| 2. Правовое основание: | | Гос. орган, осуществляющий |
| | | передачу имущества |
|/--------------------------------\| \-------------------------------/
||Распорядительный акт - решение || | |
|| собственника ||
||--------------------------------|| /-------------\ /---------------\
|| Департамент | Иной орган, || | 1. Документы| |3. На основании|
|| (агентство, | осуществляющий || | | | Решения - |
|| комитет) по | полномочия || | | | оформление |
|| имуществу | собственника ||-----| | | Актов |
||--------------------------------|| | | |приема-передачи|
|| Определяет дату возникновения || | | | |
|| права собственности || | | | |
|\--------------------------------/| \-------------/ \---------------/
\----------------------------------/
--------------------------------------------------------------------------
4. Подписание и утверждение Актов приема-передачи, постановка на баланс принятого имущества |
Рисунок 2. Передача активов, закрепленных на праве оперативного управления за учреждениями
Передача имущества, приобретенного в рамках централизованных закупок, реализации национальных проектов, программ
Передача имущества, приобретаемого по централизованным закупкам, осуществляется в рамках реализации правовых актов. Так, например, Законом от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" предусмотрены расходные обязательства Российской Федерации на осуществление закупок оборудования, расходных материалов, лекарственных средств и другого имущества с последующей передачей закупаемого имущества в собственность субъектов Российской Федерации (в основном это касается передачи имущества в рамках исполнения федеральных целевых программ (далее - ФЦП), нацпроектов). Закупка и передача имущества осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Кроме того, централизованные закупки осуществляются федеральным органом исполнительной власти не только в рамках национальных проектов, федеральных целевых программ, но и при осуществлении деятельности в рамках установленных функций и полномочий (например, это могут быть различные ведомственные программы и т.д.).
В письме Минфина России от 12 октября 2009 г. N 02-06-07/4765 разъяснен порядок отражения в бюджетном учете операции по закупке и передаче имущества в рамках реализации централизованных закупок. Передача имущества, приобретаемого по централизованным закупкам, заключенным в рамках реализации правовых актов, осуществляется в порядке и на условиях, установленных указанными правовыми актами. Бюджетное учреждение-грузополучатель при получении имущества отражает его в бюджетном учете на соответствующих забалансовых счетах (01 "Основные средства в пользовании", 02 "Материальные ценности, принятые на ответственное хранение", 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению") в зависимости от порядка, предусмотренного для исполнения централизованных закупок. Кроме того, в письме описан порядок учета имущества учреждением при наличии у него оснований пользоваться таким имуществом до подписания актов.
А в письме Федерального казначейства от 6 сентября 2010 г. N 42-7.4-05/2.2-570, согласованном с Минфином России, отражена необходимость установления порядка оформления и передачи соответствующих документов по поставляемому получателям имуществу. Это позволит сократить время при централизованных закупках. Также всем участникам взаимоотношений необходимо обеспечить оформление и подписание уполномоченными сторонами в минимальные сроки и в пределах одного финансового года актов приема-передачи имущества, на основании которых должно осуществляться отражение в бюджетном учете операций по приему и передаче имущества принимающей и передающей сторонами.
Анна Николаевна обратила внимание на еще один важный момент, отраженный в этом письме. В случае если акты приема-передачи имущества, поставка которого осуществлена в отчетном году, получены уполномоченными органами субъектов Российской Федерации в начале года, следующего за отчетным, осуществление бухгалтерских записей, отражающих операции по приему-передаче имущества, необходимо производить датой, не позднее 31 декабря отчетного года как принимающей, так и передающей стороной.
Положениями правовых актов РФ установлено следующее:
- органом, осуществляющим передачу имущества в собственность субъектов, является уполномоченный федеральный орган исполнительной власти РФ. Так, например, такие полномочия при осуществлении централизованной поставки диагностических средств и антивирусных препаратов, закупке оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга и другого имущества согласно положениям постановлений Правительства РФ предоставлены Минздравсоцразвития России, по поставке оборудования для быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов - Министерству спорта, туризма и молодежной политики России. Если правовым актом Правительства РФ полномочия по передаче в собственность не передаются федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему поставку, то в общем порядке такие полномочия принадлежат Росимуществу;
- передача осуществляется конкретным получателям (их перечень утверждается либо соответствующим постановлением Правительства РФ, либо указывается в заявках субъектов РФ, направляемых государственному заказчику).
Кроме того, для ускорения обмена документами, повышения эффективности производимых закупок следует применять современные электронные технологии (ЭД).
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- поставка и соответственно передача производятся непосредственно учреждениям-получателям. В этот момент учреждение-получатель осуществляет принятие имущества на забалансовый учет на основании документов, полученных от поставщика (товарно-транспортная накладная и т.д.). При этом в целях использования указанного имущества, учитывая его целевой, а также "адресный" характер (то есть в любом случае имущество должно быть закреплено за конкретным учреждением-получателем на соответствующем вещном праве, это лишь вопрос времени), постановку указанного имущества целесообразно осуществлять на забалансовый счет 01 "Основные средства в пользовании" (в части ОС) или на счет (в части материальных запасов) с отражением в бюджетном учете на счете 1 105 00 000 "Материальные запасы". При этом такие полномочия (учет на забалансовом счете 1 "Основные средства в пользовании" или на 1 105 00 000 "Материальные запасы") должны быть предоставлены распорядительными актами Правительства РФ на основании соглашений (договоров) о безвозмездном пользовании, заключенных между уполномоченными сторонами;
- право собственности субъектов РФ на имущество возникает на основании Акта приема-передачи, который подписывается уполномоченными органами (федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим закупку и передачу, уполномоченным со стороны РФ (либо Росимуществом), и уполномоченным органом субъекта РФ с другой стороны (такие полномочия должны быть установлены правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (скорее всего это орган, который управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации));
- федеральный орган исполнительной власти осуществляет учет операций по передаче имущества с отражением в бюджетном учете записью:
Дебет 1 106 00 000
"Вложения в нефинансовые активы"
Кредит 1 401 01 251
"Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации";
уполномоченный орган субъекта (учреждение-получатель) осуществляет учет полученного имущества с отражением в бюджетном учете записью:
Дебет 1 106 00 000
"Вложения в нефинансовые активы"
Кредит 1 401 01 151
"Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
Учреждение-получатель осуществляет постановку имущества на баланс (с одновременным уменьшением стоимости, отраженной на забалансовых счетах, и сторнированием записи по принятию материальных запасов на счет 1 105 00 000 "Материальные запасы"). После закрепления органом, осуществляющим права собственника имущества субъекта РФ, имущества на праве оперативного управления за учреждением-получателем производится постановка его на соответствующие счета учета основных средств, материальных запасов.
Анна Николаевна еще раз обратила внимание слушателей на тот факт, что оформление в бюджетном учете операций по приему и передаче имущества одной датой вытекает из положений законодательства Российской Федерации.
Также следует обратить внимание на то, что все поступившее (передаваемое) имущество в рамках централизованных поставок должно отражаться на балансовом счете 0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы".
Это связано с тем, что на указанном счете аккумулируются затраты в объекты нефинансовых активов и после их формирования имущество подлежит отражению на соответствующих аналитических счетах по учету нефинансовых активов.
Кроме того, имущество, отраженное в учете на счете 0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы", не является объектом обложения налогом на имущество организаций.
На рисунке 3 представлен в хронологическом порядке процесс передачи имущества при централизованных закупках.
Временной интервал Финансовый год
-----+------------+----------+------------+------------------+---------
/-----------------------------------------------\ /------------------\
| | | | | | Подписание |
| | | | | | уполномоченным |
| | | | | | органом субъекта |
| | | | | | Актов |
| | | | | |приема-передачи - |
|Основание | Поставка | Получение |Оформление | | возникновение |
|- Правовой|грузополу- | ФОИВ | ФОИВ Актов | | права |
| акт | чателям |документов,|приема-пере-| | собственности |
| | имущества |подтвержда-| дачи | | субъекта на |
| |поставщиком| ющих | | | полученное |
| | | поставку | | | имущество |
| | | | | \------------------/
| | | | | /------------------\
| | | | | | Отражение в |
| | | | | | бюджетном учете |
| | | | | | передающей |
| | | | | |стороной передачи |
| | | | | | имущества |
| | | | | \------------------/
| | | | | /------------------\
| | | | | | Постановка |
| | | | | | принятого |
| | | | | | имущества на |
| | | | | |баланс принимающей|
| | | | | | стороной |
\-----------------------------------------------/ \------------------/
| | | |
\-----------------------------------------------/ \------------------/
Операции оформляются документами в соответствии Операции должны
со сроками, установленными постановлениями оформляться
Правительства, соглашениями, условиями документами с
контракта одной датой
Рисунок 3
А.Н. Кривенец,
начальник отдела Методического обеспечения
бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства
"Бюджетный учет", N 11, ноябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100