Малый бизнес за рубежом
Говоря о необходимости развития малого бизнеса в России, о его огромной роли в экономике страны, мы постоянно ссылаемся на положительный опыт США и стран Европы. В последние годы немалые успехи в этом направлении делают Китай и Индия. Так в чем же залог динамичного развития малого бизнеса?
США
В США зарегистрировано более 20 млн. малых компаний и ежегодно открывается еще не менее 1 млн. Каждая третья американская семья занята в малом бизнесе. В целом же компании со штатом до 100 человек обеспечивают рабочими местами более половины трудоспособного населения этой страны. В отличие от Западной Европы и Китая в США малым предприятием, в зависимости от того, в какой отрасли оно работает, может называться компания с числом сотрудников от 1 до 1,5 тыс. человек с годовым оборотом не более 15 млн. долл. Поэтому малой компанией в США может быть и бакалейная лавка, и компания по добыче и переработке нефти.
Еще одна специфика малого бизнеса Соединенных Штатов - повальное увлечение франчайзингом. США - родина франчайзинга, в нем главная сила американской экономики. На сегодняшний день согласно оценкам Международной ассоциации франчайзинга в США действуют более двух тыс. франчайзеров и приблизительно 600 тыс. получателей франшизы. Благодаря крупным и успешным франшизодателям входной билет в малый бизнес для начинающего предпринимателя довольно дешев. Например, для открытия ресторана быстрого питания McDonald's площадью 150 кв. м или не менее популярной среди американцев закусочной Subway аналогичного размера в США потребуется всего 100 тыс. долл. В России для открытия McDonald's необходимо иметь не менее 500 тыс. долл., а иногда и 1 млн. долл.
При этом начинающий американский предприниматель может отдать франшизодателю сразу только 50% стоимости готового бизнеса. Оставшиеся 50% можно гасить в течение 20 лет. То есть за 45-50 тыс. долл. предпринимателю подберут идеальное место для нового ресторана или закусочной, наберут и обучат сотрудников, снабдят рецептурой приготовления блюд, а также продуктами. Специальные менеджеры будут бдительно курировать новый бизнес в течение первого года, а как только предприятие встанет на ноги, проверки перестанут быть частыми. Ежемесячные отчисления на аренду предоставленного головной компанией оборудования и рекламу составят всего 8% от общей выручки. Можно договориться, чтобы за минимальный процент от выручки франшизодатель вел весь учет и отчетность на предприятии.
"Закон о малом бизнесе США" гласит, что экономика страны невозможна без развитого сектора малого бизнеса, который в свою очередь нуждается в постоянной государственной поддержке. На благо предпринимательства в США действует довольно гибкая, прогрессивная система налогообложения. Огромную помощь в виде обучения, консультаций, пробивания различных льгот, защиты интересов малых компаний оказывает Администрация малого бизнеса (АМБ). Кроме того, у АМБ можно получить и материальную помощь - кредит, гарантию или заем. Ежегодный бюджет этой организации составляет от 400 до 600 млрд. долл. АМБ предоставляет специальные кредиты из собственных средств фирмам, владельцами которых являются ветераны вооруженных сил или представители национальных меньшинств, а также тем предприятиям, которые расположены в регионах с высоким уровнем безработицы. АМБ гарантирует займы малых компаний. Например, на заем в размере до 100 тыс. долл. на срок до восьми лет без уплаты процентов или при уплате минимальных 3-4% годовых могут претендовать компании, занятые в популярных сегодня нано- и биотехнологиях, в разработках новых альтернативных источников энергии, IT-технологий, в изучении ДНК.
Примечание. Справка "Бюджета"
В США очень распространен такой вид бизнеса, как мини детские сады на несколько часов. Эта деятельность является очень востребованной. Мини детский сад, как правило, располагается в частной квартире или частном доме. Воспитательница - хозяйка квартиры - берет на себя заботу о небольшой группе детей от двух до пяти человек, в то время как их родители занимаются делами. Час пребывания ребенка в таком саду обходится родителям от 15 до 50 долл. Такой бизнес чаще всего организуют мамы, которые получили послеродовой отпуск по уходу за собственным ребенком. Также в этом бизнесе работают и пенсионеры - бывшие учителя, воспитатели детских садов, няни и медсестры. Наличие медицинского или педагогического образования для воспитательницы-няни на час является необходимым условием. Прибыльность такого бизнеса очевидна. Так, среднечасовой заработок воспитателя детского сада после уплаты налогов составляет 30-40 долл., примерно столько же получают и "частные" воспитатели. Хорош этот бизнес и тем, что для него необходимы минимальные финансовые вложения. Для организации подобного вида бизнеса может хватить и 1 тыс. долл.
Главный рецепт помощи малому предпринимательству от американского правительства - госзаказы. Малые компании США наравне с крупными концернами принимают участие в аукционах и комиссиях по распределению государственных закупок и заказов. Ежегодно на закупки американское правительство тратит не менее 700 млрд. долл. Есть еще одна структура, деятельность которой сосредоточена на помощи малому бизнесу, - Американская администрация поддержки малого бизнеса (SBA). За время ее существования (она была создана в 1953 г.) 20 млн. малых предприятий США получили прямую либо косвенную поддержку. Главная задача структуры - выступать гарантом малого предприятия перед банком. Как правило, такие гарантии необходимы в случае, если предприятие берет кредит на старте и не имеет кредитной истории; если заемщик нуждается в долгосрочной ссуде, срок которой превышает внутренние кредитные требования банка, и если ссуда необходима на вид деятельности, неизвестный кредитору.
При этом в структуре действуют три разные программы кредитования: для пополнения оборотного капитала малых предприятий, для покупки земли, имущества и оборудования и программа микрокредитования. По первым двум программам предприятие получает ссуду в банке. Со своей стороны, SBA выступает гарантом кредита. В программе микрокредитования схема другая. Ссуду в объеме не более 750 тыс. долл. федеральных средств SBA выдает посреднику, который распределяет более мелкие суммы в виде кредитов малым предприятиям. Посредником должна быть некоммерческая, но профессиональная в области финансирования организация с опытом работы в сфере микрокредитования не менее года, которая должна оказывать не только финансовую, но и консалтинговую помощь предприятиям. Все реализуемые в рамках программы решения контролируются независимыми инспекторами, которые формально работают в SBA, но независимы от структуры администрации. Поэтому, обнаружив любое нарушение, они могут незамедлительно направить запрос непосредственно в Конгресс США или президенту Америки. При этом должностное расследование обязательно выявит, по какой причине произошел сбой программы.
ФРГ
Германию называют страной малого бизнеса. В стране насчитывается около 3,5 млн. малых семейных предприятий. К ним относятся предприятия с годовым доходом, не превышающим 700 тыс. евро, в которых на постоянной основе задействовано не более девяти наемных работников. На таких предприятиях работает около 20 млн. человек, это почти 70% всего занятого населения страны. Именно эти люди дают в казну 41% всех налоговых отчислений и производят половину всего ВВП.
Стремительный рост немецкой экономики в 50-60-х годах прошлого века - заслуга прежде всего малого и среднего бизнеса, давшего стране более половины всех рабочих мест. В 1978 году была принята специальная правительственная программа "Стимулирование накоплений для открытия собственного дела". Частным лицам стали предоставлять кредиты под очень низкие проценты на длительные сроки с твердой процентной ставкой и погашением по плану, составленному еще до заключения кредитного договора.
Отличительная особенность нынешних малых и средних фирм - преобладающее количество ремесленных предприятий: их почти 600 тыс., и охватывают они 97 видов деятельности. При этом почти четверть таких предприятий работает и на экспорт, обеспечивая 17% всего объема внешней торговли ФРГ. Еще 860 тыс. человек работают по принципу Ich bin AG - "Я сам себе предприятие". Это представители свободных профессий: медработники, юристы, консультанты, аудиторы. Они дают работу еще двум млн. человек и по своей экономической отдаче уступают только ремесленникам и торговцам. С выгодой для себя малый бизнес ежегодно занимает у государства до 50 млрд. евро. Объем же инвестиций в развитие малых предприятий составляет в Германии 51,5% от всех финансовых вложений страны.
Примечание. Офис "на час"
Малые компании Германии постоянно стремятся к снижению собственных расходов, поэтому огромным спросом пользуются почасовые офисы. Предпринимателю невыгодно содержать офис в течение целого месяца, и он берет в аренду комнату с техникой и мебелью, а иногда только стол и компьютер на несколько часов в день или в неделю.
Надо сказать, что сфера услуг в сегодняшней Германии крайне непочетна. Большая часть ресторанов, специализирующихся на национальной кухне, принадлежит выходцам из Сербии, Польши, Черногории, Хорватии и Испании. Сферу частных химчисток, маленьких продуктовых магазинов, табачных лавок, прачечных, парикмахерских, студий красоты, мастерских по ремонту обуви и пошива одежды также стали заполнять эмигранты. Сами немцы предпочитают работать на благо высоких технологий и кибернетики. Ежегодно на территории ФРГ возникает не менее 300-500 новых венчурных фирм. На долю малых компаний в Германии приходится до 60-70% всех зарегистрированных патентов и открытий в стране.
Одна из особенностей малого бизнеса ФРГ - развитие инновационного бизнеса. Для этого еще в начале 80-х годов прошлого века были созданы консультационные пункты при палате промышленности и торговли, комиссия стимулирования технологического трансферта. 90-е годы ознаменовались организацией технопарков, ряда государственных и национальных программ по льготной, а порой и дотационной поддержке малых компаний в сфере НИОКР. На сегодня здесь сформирована четкая инфраструктура государственной поддержки малого инновационного бизнеса: технологические центры, исследовательские институты и даже специальная транспортная сеть.
Каждый коренной житель страны, желающий организовать собственное дело, может легко получить льготный кредит в размере до 50 тыс. евро. Государственный кредит выдает ряд коммерческих банков сроком до 20 лет. При этом бизнесмен в течение первых двух лет пользуется денежными средствами безвозмездно: не гасит ни саму задолженность, ни проценты по ней. Затем еще восемь лет он вносит в банк только льготные проценты, до 4-5% годовых за пользование займом. А выплата самого кредита начинается только на одиннадцатый год с момента его получения. При этом проведение исследований и научных работ в определенных областях безвозмездно компенсируется правительством в размере до 40 тыс. евро.
Сегодняшние малые немецкие компании - это самая настоящая кузница кадров. 75-80% выпускников вузов предпочитают начинать свою трудовую деятельность именно на мелких предприятиях. И не зря: более 80% всех договоров о повышении квалификации с высшими учебными заведениями заключают именно частные предприниматели. Основная часть малых компаний ФРГ - это микропредприятия, компании с числом занятых до девяти человек. Обычное немецкое предприятие - это единоличная компания: один хозяин да пара-тройка сотрудников. Число подобных предприятий с каждым годом растет: если 5-6 лет назад их было чуть более 400 тыс., то сегодня более 2,5 млн.
"Предприниматели-совместители" - это еще один немецкий феномен. Так называют тех, кто не очень загружен основной работой в крупной компании и организует собственный малый бизнес. Это особенно распространено у юристов, бухгалтеров, аудиторов. Есть и крупные концерны, которые позволяют своим сотрудникам постоянно трудиться дома. Таким образом, у "совместителя" появляется полный карт-бланш для развития личной предпринимательской деятельности. В связи с этим многие банки, страховые компании, финансовые институты сейчас оказывают ряд услуг практически круглосуточно. Ведь "совместителю" может понадобиться перевести деньги, оформить страховку или получить какую-то важную консультацию ночью, так как днем он занят на основной работе.
Первая проблема немецких малых компаний - отсутствие преемственности: дети не хотят продолжать бизнес родителей. Вторая - административное бремя. С каждым годом оно становится все тяжелей. На контакты с фискальными органами, принудительное сертифицирование, бюрократию, защиту прав потребителей, охрану окружающей среды у среднестатистического бизнесмена в Германии ежемесячно уходит 121 час. К примеру, в Швейцарии подобная деятельность занимает всего 54 часа в месяц.
Китай
Несколько лет назад правительство Китая приняло решение переориентировать экономику страны с крупных ресурсоемких предприятий на предприятия малого бизнеса. По замыслу китайских лидеров, коренная модернизация экономики страны должна быть завершена к 2050 году. Этим мерам предписано вывести страну в число лидеров по уровню экономического развития. Однако успехи малого бизнеса Китая можно наблюдать уже сегодня: в магазинах всего мира преобладает дешевый товар, производимый на малых предприятиях Поднебесной.
Правительство Китая стимулирует прежде всего развитие частных предприятий, которые работают в сфере производства электроники и разработки программного обеспечения. Как следствие, китайские предприниматели активно участвуют в развитии инновационных технологий. В результате 65% патентов и более 80% производящейся новой продукции в стране принадлежит именно малым предприятиям. Также малый бизнес в Китае ориентирован на сферу услуг. По оценке китайских экономистов, к 2020 году доля индустрии услуг в общем объеме ВВП должна достичь 60%. Сегодня на долю малого бизнеса приходится около половины налоговых поступлений и около 60% объема экспорта. Показательно и то, что большинство малых предприятий имеет в своем штате менее 100 человек, а средние предприятия Китая с большим количеством сотрудников составляют менее 1%.
В 2002 году в Китае был принят закон о стимулировании малого бизнеса. Он уравнял в правах малые и крупные предприятия. Кроме того, был принят целый ряд законов, позволяющих частным предпринимателям платить меньшее количество налогов, а также уменьшающих количество бюрократических барьеров для открытия предприятий. Основным проводником идей развития малого бизнеса в Китае является "Национальная комиссия по развитию и реформированию". Она инициирует принятие необходимых правительственных решений, а также собирает информацию и статистические данные о работе малых предприятий. На основе деятельности этой комиссии принимаются решения о стимулировании определенных видов малых предприятий. Кроме того, в стране активно развивается система тендерных аукционов, которая позволяет малым предприятиям получить государственный заказ на поставку товаров или предоставление услуг.
Помощь малому бизнесу в Китае осуществляется на высоком техническом уровне. Начинающие предприниматели имеют возможность получить необходимую информацию с помощью специализированных сайтов и электронных библиотек, а также участвовать в веб-семинарах или видеоконференциях, которые организуются ведущими китайскими и мировыми специалистами в области развития малого бизнеса.
Индия
За последние 10 лет предприниматели Индии добились 50-процентного увеличения промышленного производства и 65-процентного роста экспорта высокотехнологичной продукции. В Индии три млн. предприятий малого бизнеса, при этом на них занято около 80% наемных работников всей индийской промышленности. Официальные органы вывели малые компании в отдельную категорию - small scale industries (дословный перевод - мелкомасштабные производства). Основной критерий малой компании - это максимальный размер основного капитала (машины, здания, оборудование - все то, что может использоваться на благо фирмы более года) - 30 млн. рупий, или около 667 тыс. долл. Выглядят малые и средние фирмы в Индии по-разному. Это может быть и новый современный цех, и грязная ферма, и мини-мастерская с двумя ткацкими станками на дому.
Основные виды деятельности малых индийских компаний - это фермерская, информационная и высокотехнологичная. Мелкие компании фокусируются и на хлопкоткачестве, на производстве изделий из волокна кокосовых орехов. Также предприниматели изготавливают шелковые ткани, занимаются помолом зерна, вырабатывают нерафинированный сахар и растительное масло, варят мыло, выпускают гончарную посуду, ювелирные и кузнечные изделия. Одна из специфических черт малых индийских компаний - это объединение в группировки. Десятки малых компаний, фирм, семейных предприятий в зависимости от своих регионально-этнических или религиозных интересов, объединяются в одну организацию, которую возглавляет либо очень богатая семья, либо один наиболее почетный и опять же богатый лидер группировки.
В целом же основную роль в развитии предпринимательства играет, конечно, государство. Уже созданным или создающимся компаниям помогает правительство. В Индии развита сеть предпринимательских организаций федерального и регионального уровней, торговые и промышленные палаты. Вся поддержка бизнеса расписана на 5-10 лет вперед плановой комиссией Индии. Основная государственная помощь строится на развитии экспортной деятельности малых и средних компаний и привлечении зарубежных инвестиций в их сферы деятельности. Малые фирмы также обеспечены серьезными налоговыми и таможенными послаблениями, низкими арендными ставками, субсидиями и льготным финансированием.
Одна из главных проблем местного предпринимательства - засилие бюрократизма, коррупция и "зарегулированность" всех стадий регистрации и деятельности компаний. Зато еще 10 лет назад в Индии все предприятия сдавали свою налоговую отчетность не посредством очередей в налоговых инспекциях и почты, а путем отправки декларации по Интернету. Еще одной проблемой предпринимательства является неразвитость инфраструктуры страны. Из-за плохих дорог, отсутствия железнодорожного сообщения, телефонизации и электрификации во многих районах бизнес буквально буксует на одном месте. В тех местах, где нет даже света, банки, страховые компании не могут открыть свои отделения. Поэтому в Индии процветает ростовщичество. В маленьких деревнях, где отсутствует цивилизация, местные богатые люди под сумасшедшие проценты выдают деньги тем, кому не хватает средств на организацию своего дела. Индия - страна посредников. Иногда один и тот же товар проходит через десятки рук спекулянтов и перекупщиков. В результате цена на него завышается, что делает многие индийские товары, дешевые по себестоимости, дороже китайских аналогов. Борьба с посредниками - еще одна задача не только самих производителей промышленных и сельскохозяйственных товаров, но и правительства страны.
Материал подготовила О.В. Горшенина
по данным ТПП-Информ
"Бюджет", N 11, ноябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджет"
Ежемесячный финансово-экономический журнал
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Издательский Дом "Бюджет"
Свидетельство о регистрации печатного СМИ: ПИ N ФС 77 - 50718 от 17.07.2012 года.
Редакция:
107078, Москва, ул. Новая Басманная, д. 10, стр. 1.
подъезд 6, а/я 104
Тел.: (495) 632-23-22, 628-47-88,
тел./факс: 628-35-08
Представителем автора публикаций в журнале "Бюджет" является издатель.