Опытным путем
ФНС рекомендует организациям самим определять степень добросовестности контрагентов. Но фирмы с одинаковой спецификой работы и схожими названиями порой так похожи друг на друга, что вычислить неблагонадежную достаточно сложно. Ирина Голова узнала, на основе каких критериев бухгалтеры делают выбор.
Руководству компаний перед заключением контрактов приходится проводить собственное расследование во избежание недоразумений в будущем. На основании результатов эксперимента, которые были озвучены в предыдущей статье, мы выяснили, чем на самом деле руководствуются бухгалтеры при оценке потенциального контрагента. Чтобы им помочь, налоговая служба разработала рекомендации, которые изложены в приказе ФНС от 14 октября 2008 г. N ММ-3-2/467@. При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется обратить внимание на те настораживающие признаки, которые могут служить доказательством не совсем честных намерений контрагента. Вот они:
- отсутствие личных контактов руководства компании-поставщика и покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании двухсторонних договоров;
- отсутствие подтверждения полномочий руководителя фирмы-контрагента, копии документа, удостоверяющего его личность;
- отсутствие подтверждения полномочий представителя контрагента, документов, удостоверяющих его личность;
- отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о его складских, производственных, торговых площадях.
Визитная карточка
Сайты для оценки деятельности фирм были выбраны не случайно, они дают первое впечатление о деятельности организации и зачастую - последнее, если не содержат необходимой информации или очевидную и заведомую ложь. Респонденты, участвовавшие в нашем опросе, отметили, что именно с веб-страницы компании начинают анализ добросовестности контрагентов. "Я смотрю на наполнение сайта: чем больше информации, тем лучше. Обращаю внимание, где находится офис, обязательно звоню туда, чтобы проверить, отвечают ли на звонок, замечаю, как со мной общаются. Если на сайте есть вакансии и фото генерального директора, то я почти им верю. А уж если - копия лицензии, то я точно готова работать. Я прекрасно понимаю, что это неправильный подход, но в своей организации я - единственный бухгалтер, и у меня просто нет времени выяснять что-то более подробно", - говорит Ольга Ильина, бухгалтер рекламной фирмы из Москвы.
Однако наличие сайта само по себе не убеждает специалистов в надежности компании. Ведь что именно анализируют бухгалтеры, заглядывая на интернет-страницу компании?
"Еще недавно одним из критериев добросовестности фирмы было наличие в Интернете ее странички, а также продвижение этой рекламы. Чтобы определить, насколько фирма надежна, следовало найти ее в Сети через поисковик. Но сегодня это уже не так актуально, потому что фирмы-"однодневки" появляются там в большом количестве. Следует отслеживать не только наличие сайта в принципе, но и его наполнение. Если обнаруживается минимум информации - в прайсах нечетко указаны цены или таковые вообще отсутствуют, нет перечня компаний, с которыми организация сотрудничает, - все это говорит о том, что мы имеем дело с "однодневкой". Неполные контактные данные тоже говорят о том, что иметь дело с этой фирмой не стоит. Вместе с тем будет хорошо, если на сайте представлены незакрытые вакансии. На тех двух сайтах, которые были предложены для опроса, довольно серьезные ресурсы, со ссылками на статьи о них, перечнем компаний, которые с ними работают, историей фирмы, большим количеством информации. Разумеется, не стоит целиком доверять Интернету, проверять надо все. Я думаю, что мало кто будет делать заказ, ориентируясь лишь на сайт в Интернете", - считает Елена Никитина, бухгалтер строительной компании, г. Москва.
Оценке бухгалтеров зачастую подвергается информация, на которую другие специалисты, возможно, и не обратят внимания. "На сайте представлены грамоты и благодарственные письма, не содержащие синей печати, что заставляет задуматься об их происхождении. Публикации не имеют ссылок на первоисточники. Это может наводить на мысль о правомерности использования данных и о возможной попытке сознательно ввести проверяющие структуры в заблуждение", - отмечает Александр Калмыков, государственный служащий Федеральной службы по финансовым рынкам России, г. Москва. Также серьезному анализу подвергаются новости и сообщения об участии в выставках. Эта информация дает представление о направлении развития компании и ее заслугах, умении представлять свой продукт на суд посетителей всевозможных ярмарок, а главное - присутствие на таких мероприятиях. Эта деятельность у всех на виду, не составит большого труда проверить, действительно ли компания входит в число участников или только приписала себе эту заслугу.
"Один из сайтов мне не понравился, потому что содержал минимум информации, к тому же при переходе со страницы на страницу все время выдавал ошибку. Если ресурс принадлежит работающей организации, она за ним следит и не допускает таких ошибок. Из предложенных сайтов тот, что был четвертым по счету, показался мне принадлежащим надежной организации. По указанным контактам я смогла с ними созвониться и мне ответили на все интересующие меня вопросы. Раздел новостей позволяет оценить масштабность и стабильность деятельности компании, а раздел "Перспективы развития" позволяет оценить не только разовые отношения, но и перспективы дальнейшего развития. Последний сайт не переведен на русский язык. Может быть, он и не поддельный, но к нему мало кто обратится", - считает Ольга Гусева, эксперт-аналитик ЗАО "ОВИОНТ ИНФОРМ".
Открытый источник
Какая информация, по мнению бухгалтеров, при оценке добросовестности контрагента действительно заслуживает внимания? Далеко не все сведения находятся в открытом доступе, но все же их бывает вполне достаточно для того, чтобы провести быстрый анализ, прежде чем обращаться в организацию и запрашивать документы. Самый легкий критерий и обязательный, по мнению большинства опрошенных нами бухгалтеров, - контактные данные организации. При оценке представленных нами сайтов респонденты обзвонили организации и установили, какие из них выходят на связь, а в каких телефон молчит. На практике же, как отмечают наши комментаторы, для проверки достоверности сведений они часто заезжают в офис организации или просят кого-то из сотрудников фирмы заглянуть к потенциальному контрагенту и убедиться, что офис находится по указанному адресу. При оценке сайта многие специалисты говорят, что доверие у них вызывают страницы с несколькими адресами (когда фирма указывает, помимо адреса и схемы проезда в офис, адреса складов и магазинов).
Указание реквизитов компании заранее вызывает у бухгалтеров уважение к организации, так как является признаком того, что контрагент настроен на сотрудничество. Кроме того, доверие основано на том, что по реквизитам, при желании, можно проверить организацию, сделать запрос в налоговую, которая подтвердит, есть ли у данной фирмы движение по счетам или нет.
Также положительные отзывы получают компании, у которых на сайте представлены документы: лицензии, свидетельства о регистрации, сертификаты, грамоты и благодарственные письма. Кроме того, список клиентов компании дает возможность понять, с кем она сотрудничает, и без особого труда проверить эту информацию и получить рекомендацию.
Среди информации, которую несложно отыскать при простейшей проверке контрагента на добросовестность, многие отмечают рекомендации и отзывы клиентов, которые размещены не на основном сайте компании, а на профильных ресурсах, где специалисты обмениваются информацией - как позитивной, так и негативной. В особенности это работает, если речь идет о компании, которая довольно давно находится на рынке и накопила достаточный список клиентов, готовых поделиться "впечатлениями" о сотрудничестве.
Большое значение имеет "стаж" фирмы на рынке. "Я обращаю внимание на то, как долго работает компания. Опять-таки ориентироваться следует не на две строчки в информации на сайте, где рассказывается, что фирма на рынке уже 15 лет. Лучше попросить представить соответствующие документы, которые это подтверждают", - комментирует Светлана Рощина, бухгалтер полиграфической компании из Нижнего Новгорода. Если бухгалтер делает экспресс-анализ и времени на запрос документов нет, а компания заявляет о том, что работает уже давно, можно поискать о ней сведения в Интернете. Крайне редко достойная и давно существующая организация не оставляет о себе никаких следов: по датам сообщений видно, с какого периода компания начала свою деятельность, а зачастую можно узнать таким образом и о вехах ее развития.
Свои методы
Большинство специалистов для оценки рисков компании разрабатывают собственные методики определения добросовестности контрагентов, которые позволяют быстро установить, можно ли работать с данной организацией. "Для того, чтобы разобраться, как работает компания, нужно увидеть хотя бы два последних баланса, желательно с расшифровкой дебиторов и кредиторов. А также - комплект учредительных документов, договоры аренды на юридический и фактический адрес. Кому скрывать нечего, те представят, причем некоторые изначально "вывешивают" эти данные о компании. Кто-то не хочет выставлять эти документы на всеобщее обозрение, но в любом случае покажут возможным клиентам по их просьбе. Если компания отказывается показать подобные документы, то считаю, что работать с ними не стоит. Также, на мой взгляд, полезно встретиться с руководителем. Для меня личность руководителя является одним из определяющих факторов, хотя здесь тоже иной раз не угадаешь", - советует Светлана Рощина.
Многие специалисты оценку полученных сведений доверяют налоговому ведомству, причем при отсутствии хорошо налаженных контактов можно свериться с базами данных. "Если не видно отчетов, по которым можно четко определить ликвидность и состояние фирмы, то по крайней мере обязательная информация - это ИНН, ОГРН и юридический адрес. При наличии этих данных через налоговую базу можно узнать по крайней мере соответствие представленной информации", - объяснила бухгалтер Елена Пивоварова из Самары. - Сегодня ФНС запустила достаточное количество электронных сервисов, в том числе через Интернет можно получить выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, что тоже может помочь бухгалтеру при проверке добросовестности контрагентов".
Рекомендации налоговиков
При сравнении методик оценки рисков бухгалтеров с рекомендациями чиновников из ФНС можно сделать вывод, что совпадает только проверка адресов организации; в остальном специалистам, которые решили проверить контрагента перед заключением контракта, удобнее пользоваться учредительными документами, фактами, которые подтверждают, что компания работает и оказывает услуги своим клиентам. "У нас был в прошлом один опыт, когда компания, заключая с нами договор, попросила документы согласно рекомендациям ФНС. Считаю, что эта информация для контрагента избыточна, и что вполне достаточно того перечня, которым организации обмениваются обычно для подтверждения своей надежности: сертификаты, свидетельства, устав. Анализируя вышеупомянутый приказ, считаю, что он в большей степени может быть применим к оценке рисков проведения налоговых проверок", - уверяет Ольга Гусева. Это подтверждает и другой наш респондент - юрист Геннадий Андрющенко из Москвы: "Перечисленные критерии самостоятельной оценки рисков - это то, что должно быть в идеале. Но на практике проверять подобным образом каждую компанию невозможно; да и не все даже реальные фирмы будут предоставлять эту информацию. Скорее они откажутся от заказчика, особенно нового, испугавшись пристального интереса". Получается, что в критерии оценки Федеральной налоговой службы не вписываются общепринятые бухгалтерами механизмы проверки и вызывают недоумение и отторжение - как со стороны продавца, так и со стороны покупателя.
И. Голова
"Расчет", N 12, декабрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru