Концепция формирования системы аудита управления персоналом в организации
В статье излагается концепция формирования системы аудита управления персоналом организации (САУПО): предпосылки, цели, задачи, принципы, правовые и этические основы, стандарты, философия и исследовательские подходы, риски и возможности формирования и внедрения.
Одной из важнейших задач современной организации является поиск внутренних резервов роста прибыли и повышения эффективности деятельности, в связи с этим актуальными становятся вопросы эффективного использования человеческих ресурсов как важнейшего фактора производства. Система аудита управления персоналом организации призвана оценить собственно систему управления персоналом в целом и в совокупности с общей системой управления организации. Формирование системы аудита управления персоналом позволяет дать качественную оценку трудового процесса, регламентации трудовых отношений, эффективности использования трудового потенциала, и в результате повысить качество управленческих решений.
На практике выделяют три основных направления аудиторской деятельности, каждое из которых имеет различные цели, задачи, способы проведения и инструментарий решения: финансовый аудит, государственный аудит, управленческий аудит. В свою очередь, аудит персонала - часть или разновидность управленческого аудита [2]. Несмотря на различия и особенности направлений аудиторской деятельности все вышеуказанные направления едины по своей сути: диагностика проблем, возникающих в организации, определение их важности и влияния на ситуацию, формирование рекомендаций и предложений по результатам исследования.
Тема аудита персонала освещалась в работах зарубежных и российских ученых: П. Канду, А. Куре, Ж. Игаленса, Э. Флемхольца, А.Я. Кибанова, Е.А. Митрофановой, Ю.Г. Одегова, Т.В. Никоновой, С.А. Сухарева, П.Э. Шлендера, М.Е. Смироновой, Н.П. Петриченко, Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой, А.А. Гармашева, В.М. Захарова, И.И. Кулинцева, Т.А. Синявец и др. Тем не менее данный вопрос еще относительно нов, актуален и имеет различные варианты своего решения, вернее вопрос о универсальной системе аудита управления персоналом организации остается открытым.
Исследование понятий "система" [8], "аудит" [2, 3, 6, 10], "управление персоналом организации" [8], "система управления персоналом" [8, 9], "аудит персонала" [1, 2, 4, 6, 7, 8, 9] позволяет сформировать определение самого термина "система аудита управления персоналом организации", а именно: система аудита управления персоналом организации (САУПО) - это совокупность мероприятий, направленных на получение информации и оценку объективного состояния системы управления персоналом и разработку на их основе предложений, направленных на повышение эффективности использования персонала, предотвращения рисков, связанных с данным видом деятельности, повышение качества управленческих решений, появление конкурентных преимуществ, повышения качества управления в целом и увеличение рентабельности организации.
Концепция, или основная идея данной системы, схематично представлена на рис. 1.
/--------------\ /-------------------\ /-----------------\
| Исторические | | Политэкономические| | Организационные |
\--------------/ \-------------------/ \-----------------/
/--------------------------------------------------------\
| Предпосылки |
\--------------------------------------------------------/
/-------------------------\|/----------------------------\
|Внешняя среда организации|||Внутренняя среда организации|
\-------------------------/|\----------------------------/
/--------------------------------------------------------\
/-| Система аудита управления персоналом (САУП) |----\
| \--------------------------------------------------------/ |
| /-------------------------\ | /-------------------------\ |
| | Цели |+-| Философия | |
| \-------------------------/ | \-------------------------/ |
| /-------------------------\ | /-------------------------\ |
| | Задачи |+-| Уровни и направления | |
| \-------------------------/ | \-------------------------/ |
| /-------------------------\ | /-------------------------\ |
| | Принципы || | Параметры аудита | |
| \-------------------------/ | | по функциям УП | |
| /-------------------------\ |---------------------------/ |
| | Правовые и этические | | /-------------------------\ |
| | стандарты || | Параметры аудита | |
| \-------------------------/ | | подразделений УП | |
| /-------------------------\ |---------------------------/ |
| |Исследовательские подходы|| | |
| \-------------------------/ | /----------------\ |
| /-------------------------\ | /--------| Исполнители | |
| /| Методы || | \----------------/ |
| |\-------------------------/ | | |
| | | /----------------\ |
| | /-------------------| Информация | |
| | | Процедура | \----------------/ |
| | \--------------/ |
| | /-----------------------+--------------------------\ |
| |/--------\ /------------\| /-----------\ /--------------\|
| ||1. Выяв-| | 2. Сбор || |3. Оценка и| | 4. Выводы и ||
| || ление |---| информации ||-| анализ |--| рекомендации ||
| ||проблем | | для анализа|| |информации | | ||
| |\--------/ \------------/| \-----------/ \--------------/|
| \----------------------------+--------------------------/ |
| | /---------\ |
| |-| Риски | |
| | \---------/ |
| /------------------------------------------------------------\ |
| | Возможности: | |
| |Объективная картина состояния системы УП, повышение качества| |
| |управленческих решений, повышение эффективности использова-| |
| |ния персонала, появление конкурентных преимуществ, увеличе-| |
| |ние рентабельности организации | |
| \------------------------------------------------------------/ |
| | | | |
| /------------------------------------------------------------\ |
\-| Система управления персоналом |/
\------------------------------------------------------------/
| | /--------------------------------\ |
| | |Подсистема линейного руководства| |
| \--------------------------------/ |
/------------------------------\ | |
|Управление организации в целом|-----| /-------------------\
\------------------------------/ | |Функциональные под-|
| | системы |
/------------------------------\ | \-------------------/
| Управление функциональными | |
|и производственными подразде-|-----/
| лениями организации |
\------------------------------/
Рис. 1 Концепция формирования системы аудита управления персоналом
Данная концепция объединяет в себе предпосылки, цели, задачи, принципы, правовые и этические стандарты, философию, уровни и направления, исследовательские подходы, методы, систему показателей, характеризующих функции управления персоналом (УП), собственно процедуру проведения, требования к информации, исполнителям, предполагаемые риски и возможности.
Предпосылки формирования системы аудита управления персоналом
Предпосылки формирования системы аудита управления персоналом можно формально разделить на три взаимосвязанные группы: исторические, политэкономические и организационные, состояние внешней и внутренней среды.
Исторические предпосылки развития аудита персонала имеют истоки в общей истории аудита, истории управления персоналом и истории управления в целом. Управление персоналом, чьи научные и исторические корни лежат в науке управления, выделилось в самостоятельное научное направление и вид человеческой деятельности, начиная с 1900 г. Промышленная революция и развитие капитализма привели к созданию крупных предприятий, характеризующихся большим количеством персонала, ростом интенсивности и эксплуатации труда, увеличением удаленности между простыми рабочими и владельцами (руководителями) предприятий, обострением социальных конфликтов, ростом сознательности трудящихся и развитием профсоюзного движения. Руководители предприятий в данных условиях уже не могли справляться самостоятельно с управлением рабочими, что привело к появлению потребности в специалистах и даже целых подразделениях, которые взяли на себя данную функцию. Возникновение аудита управления персоналом тесно связано с увеличением влияния управления персоналом на деятельность организации. Характеристика периодов развития управления персоналом и развития аудита персонала представлена в табл. 1.
Таблица 1
Характеристика периодов развития управления персоналом и развития аудита персонала
Период | Характеристика развития управления персоналом (УП) | Характеристика развития аудита персонала |
1990 г. | Передача функции найма и учета использования рабочего времени от руководителя предприятия в обособленные подразделения | |
1912-1920 гг. | Возникновение отдела кадров на предприятиях с основными функциями: обеспечение трудовых отношений, решение социально-бытовых вопросов, оформление кадровой документации, переговоры с профсоюзами и предотвращение их возникновения, повышение лояльности персонала | |
1930 г. | Отделы кадров ориентированы на ведение переговоров о заключении трудовых отношений и общий контроль за деятельностью в области УП | |
1940 г. | Создание нормативной базы, корректирующей практику управления персоналом и защищающей права рабочих. Возникновение специализаций у специалистов в области УП | |
1950-1960 гг. | Развитие и модернизация промышленности, усложнение производственных процессов, рост потребности в квалифицированных кадрах. Ориентация на организацию и регламентацию труда, повышение эффективности управления в целом и управления персоналом, пересмотр подходов к материальному стимулированию труда, допуск работников к участию в прибылях. Рост роли персонала в современном производстве | Разработка основных теоретических положений управления человеческими ресурсами нашли практическое воплощение в "Анализе человеческих ресурсов" (АЧР), разработанном Институтом социальных исследований Мичиганского университета под руководством Э. Флемхольца (задачи: обеспечение информации, обеспечение методами измерения, денежная оценка персонала как ресурса, оптимизация) (1960 г.) |
1970-1980 гг. | Падение удовлетворенности трудом в развитых странах, высокая текучесть и абсентеизм, в результате чрезмерной бюрократизации УП. Осознание менеджментом организации, что УП является важнейшим фактором эффективности организации | В Европе и США аудит персонала выделяется из управленческого аудита в самостоятельное направление, а после 1980 г. становится обязательной диагностической процедурой, подчиняющегося всем канонам аудита (правовое сопровождение, методология, кадровое обеспечение) |
1990 г. | Практика УП показывает неэффективность стандартных решений сложных социально-экономических проблем. Поиск и внедрение новых технологий в области УП, обеспечивающих интересы организации и предприятия, внедрение инновационных подходов к раскрытию трудового потенциала персонала | С 1990 г. в России возникает предложение на рынке консалтинговых услуг по аудиту персонала (АП), аудит носит добровольный характер, услуги слабо формализованы, не носят комплексного характера. Слабая связь со стратегией организации, доля рынка АП в консалтинге до 1% |
Развитие аудита неразрывно связано с историко-экономическим этапом развития государства, следует отметить и тот факт, что при отсутствии развитой рыночной экономики аудит замещается различными видами контроля, как было в России с 1917 по 1987 гг., и только смена экономико-политической формации стала политэкономической предпосылкой возникновения аудита.
К группе организационных предпосылок относятся: организационные изменения, связанные с развитием предприятия, изменением организационных целей и задач; технологические изменения и изменения бизнес-процессов; отсутствие или недостаточность, необъективность информации для принятия управленческих решений; необходимость специальных знаний для объективной оценки информации, необходимость наличия конкурентных и стратегических преимуществ организации, снижение эффективности управления.
Изменения на рынке конкурентной среды, состояние рынка труда, изменения в политической и правовой сфере и т.п. - все это тоже предпосылки к формированию системы аудита управления персоналом.
Философия, цели, задачи и принципы САУПО, исследовательские подходы
Охарактеризовать САУПО с философской точки зрения - значит определиться в главном вопросе, на который дает ответ САУПО. Основным в формировании системы аудита управления персоналом в рамках управленческого аудита являются вопросы: каковы должны быть организационные формы субъекта предпринимательской деятельности и какое состояние должна иметь система управления персоналом, чтобы наиболее эффективно и с наименьшими затратами реализовать выбранную стратегию?
Целью формирования системы аудита управления персоналом является повышение эффективности функционирования системы управления организации.
Данная цель определяет комплекс задач, стоящих перед САУПО: выявление проблем; обеспечение соответствия УП стратегии организации и состояния внешней и внутренней среды требованиям законодательства, установленным запланированным показателям; оптимизация УП; повышение эффективности УП; осуществление перспективного планирования УП; повышение эффективности управления организации; усиление профессионального имиджа службы управления персоналом.
В основу системы аудита управления персоналом в организации (САУ ПО) должны быть положены принципы - правила формирования САУПО, а именно: научность, прогрессивность, перспективность, оптимальность, прозрачность, согласованность, простота, многоаспектность, комплексность, экономичность, оперативность, преемственность, универсальность, правовая и этическая нормативность.
Современная наука и практика сформировала исследовательские подходы к аудиту персонала, которые могут быть использованы при формировании САУПО:
- сравнительный подход - помогает обнаружить области необходимого усовершенствования, проводится путем сравнения с такими же показателями другой организации;
- привлечение внешних экспертов - помогает определить причину проблем путем взгляда "со стороны";
- статистический подход - позволяет сформировать статистические стандарты и выявить отклонения от них;
- подход соответствия - определяет соответствие с политикой компании и правовыми предписаниями;
- МВО-подход - сравнение фактических результатов с заявленными целями.
Правовые и этические основы, стандарты
Формирование САУПО обязано базироваться как на правовой, так и на этической основе, придерживаться аудиторских стандартов и других регулятивов.
К этическим основам можно отнести: этику поведения и моральные принципы исполнителей; соблюдение объективности и независимости; соблюдение надлежащего внимания и объема к процедуре; финансовую, административную, эмоциональную независимость; профессионализм разработчиков и исполнителей по внедрению и функционированию САУПО.
Правовые основы призваны обеспечить достоверность получаемой информации, надежность и профессионализм процедур. К правовым основам можно отнести: государственные законодательные акты (Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральные законы "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 01.07.2010), от 07.08.2001 N 119-ФЗ (ред. от 30.12.2008)*(1), другие нормативные акты, регулирующие особенности труда и его оплаты, охраны труда, социальной защиты, и т.п.); нормативные акты субъектов РФ; отраслевые нормативные акты; внутренние нормативные акты организации; договоры оказания аудиторских услуг (если аудит выполняется внешним исполнителем).
Современные аудиторские стандарты большей частью ориентированны на финансовый аудит, но могут быть адаптированы к аудиту персонала, они формируют единые нормативные требования к качеству и надежности системы аудита (МСА). Вопрос качества САУПО и УП помогает решить использование стандартов качества (ИСО 8402, ИСО 9000, ИСО 9001-2000; ТQМ).
Риски и возможности
Ранее мною были подробно освещены процедура аудита персонала: этапы, методы, требования к информации, особенности выбора исполнителей. Как уже упоминалось ранее, САУПО позволяет выявить слабые места в системе УП организации путем предоставления объективной информации и предложений по повышению эффективности, дает возможности качественного управления и т.д., но само формирование и внедрение САУПО может нести в себе определенный набор рисков:
- риски процедурного характера - потеря цели аудиторского исследования; применение неэффективных методов исследования, использование несоответствующих ситуаций стандартов оценки получаемой информации, критериев эффективности системы управления персоналом;
- риски информационного характера - получение недостоверной информации, информационная недостаточность, информационная перегруженность, использование устаревших данных;
- риски субъективного характера - неверное управленческое решение под влиянием исследуемых взглядов персонала организации;
- риски деструктивного характера - возникновение конфликтов, увеличение сопротивления персонала, снижение производительности труда, снижение доверия персонала к руководству, отток квалифицированного персонала из организации и т.д.
Вышеуказанные риски возможно минимизировать четким регламентированием САУПО, выбором квалифицированных специалистов по разработке и внедрению данной системы, проведением разъяснительной работы среди персонала организации и формированием положительного отношения к возможностям и перспективам САУПО, вовлечением персонала организации разного уровня в процесс формирования и внедрения САУПО.
Таким образом, предлагаемая концепция формирования системы аудита управления персоналом (САУПО) раскрывает возможности для широкого использования данной системы в организациях с целью повышения эффективности деятельности предприятия.
Библиография
1. Антошина О.А. Аудит социально-трудовой сферы организации // Аудиторские ведомости. - 2007. - N 6.
2. Аудит и контроллинг персонала организации: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. проф. П.Э. Шлендера. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 224 с.
3. Ивашкевич В.Б. Практический аудит: Учеб. пособие. - М.: Магистр, 2007. - 286 с.
4. Колбасов И.В. Диагностический метод аудита в сфере управления человеческими ресурсами как средство повышения эффективности организации // Управление персоналом. - 2008. - N 10.
5. Контроллинг: Учеб. / А.М. Карминский, С.Г. Фалько, А.А. Жевага, Н.Ю. Иванова; Под ред. А.М. Карминского, С.Г. Фалько. - 2-е изд., дораб. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2009. - 336 с.
6. Одегов Ю.Д., Никонова Т.В. Аудит и контроллинг персонала: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-Пресс, 2010. - 672 с.
7. Синявец Т. Комплексный аудит системы управления персоналом // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2007. - N 9.
8. Управление персоналом: энциклопедия / Под. ред. проф. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 554 с.
9. Управление персоналом организации: Учеб. / под ред. А.Я. Кибанова. - 3-е изд. доп. и переаб. - М.: ИНФРА-М, 2006 - 638 с.
10. Шеремет А.Д., Суиц В.П. Аудит: Учеб. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 448 с.
И. Анисимова,
директор по персоналу ООО "Издательский Дом ИНФРА-М"
"Кадровик. Кадровый менеджмент", N 11, ноябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. "Кадровик. Кадровый менеджмент", N 3/2010, с. 14-19.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107