Здоровье персонала - "головная боль" работодателя?
В статье представлен обзор современной практики управления здоровьем персонала в зарубежных и отечественных компаниях. Показано, что создание системы управления здоровьем не только существенно влияет на показатели работоспособности сотрудников компании, но становится также важным элементом корпоративной культуры, отличающим компанию среди прочих, способствующим улучшению имиджа организации как работодателя.
Healthcare Management: зарубежный опыт
Здоровье персонала - это важнейший ресурс любой компании. В экономически развитых странах healthcare management (управление здоровьем персонала) рассматривается как один из важнейших методов, используя который HR-отделы могут минимизировать издержки компаний и стимулировать работников.
Зарубежные компании используют healthcare management уже десятилетия. Почему? Специалисты уже давно подсчитали, что больной сотрудник обходится бизнесу куда дороже, чем экономия на условиях труда. Так, в США, согласно расчетам Cornwall University, ненужный персонал "съедает" ежегодно порядка $180 млрд. от доходов компаний. Устав тратить деньги на лечение сотрудников, крупные международные компании еще в начале 2000-х гг. стали требовать от своих HR-отделов активного внедрения в корпоративную структуру принципов healthcare management. Результат не заставил себя ждать: по данным Cornwall University, за 7 лет реализации программ healthcare management трудопотери 100 крупнейших американских компаний в пересчете на одного сотрудника снизились с 7,8 дня до 3,5 дня.
Мировая практика показывает, что правильно организованное управление здоровьем сотрудников позволяет снизить заболеваемость в коллективе на 40-50%, количество дней нетрудоспособности - на 20%, повысить выявляемость хронических заболеваний - на 10-15% и в результате уменьшить средний срок временной нетрудоспособности на 30%. По данным британской страховой компании Вира, производительность труда здоровых людей выше на 20%, что сулит сотни миллионов долларов дополнительных доходов.
В американской практике (и во многом - в западноевропейской) healthcare management - это полноценная корпоративная система. Если раньше она была частью служб управления персоналом, то в последнее время (особенно в крупных компаниях) - это самостоятельные подразделения с широким набором функций. И это не только функции ежедневного контроля за здоровьем сотрудником, не только мониторинг и периодическая профилактика, это своего рода службы оценки рисков и планирования. Healthcare management включает дополнительное медицинское страхование, финансирование корпоративных психологов и фитнес-консультации, занятия в спортзалах, программы борьбы с курением и стрессами и многое другое.
На предприятиях Германии "простая" по методам лечения врачебная помощь оказывается прямо на рабочем месте, главным образом в случае получения работником производственной травмы или в связи с необходимостью профилактики профессионального заболевания. На крупных предприятиях США сходные функции выполняют так называемые медико-санитарные части. Специализируясь на оказании первичной медицинской помощи, они действуют в тесном контакте со службой охраны труда, особенно в вопросах предотвращения производственного травматизма. Подобные институты существуют на крупных предприятиях и в других экономически развитых странах.
Однако основную часть необходимой медицинской помощи работники предприятия, как правило, получают за его пределами, посредством компенсации затрат, связанных с потреблением медицинских услуг. "Частные" программы медицинского страхования предоставляются на большинстве (55,2%) американских предприятий. 87% работников заняты на негосударственных предприятиях, предлагающих медицинское страхование.
Конкретное содержание корпоративных программ медицинского обслуживания в США отражается в составе страховых полисов и отличается значительным разнообразием. Это касается набора медицинских услуг, условий их предоставления, уровня возмещения затрат пациента, определения производителя медицинских услуг (конкретного врача или больницы), организации этих услуг и др. В последние годы расширились возможности застрахованного работника выбирать между несколькими видами медицинских программ, предоставляемых предприятием.
Такие программы различаются между собой и по характеру финансирования. Только около трети из них предоставляются работникам на полностью бесплатной основе. Остальные предусматривают то или иное участие застрахованных в их оплате. Наниматели скорее спонсируют медицинские программы, чем "дарят" их своим работникам. Степень участия работников и нанимателей в таком финансировании, как правило, дифференцируется в зависимости от стоимости медицинской услуги. В наиболее распространенных программах, касающихся основных видов обычного медицинского обслуживания, доля нанимателей в их финансировании составляет 80%, тогда как самих застрахованных - остальные 20%. Однако в случаях, связанных главным образом с чрезвычайными обстоятельствами и дорогостоящим продолжительным лечением, расходы застрахованного сводятся, как правило, к минимуму.
Медицинские страховые программы предприятия в США распространяются преимущественно на его работников. В основном они не касаются родителей и родственников застрахованных. Охват такими программами иждивенцев ограничивается главным образом неработающими женами, а также детьми в возрасте до 18-19 лет (при продолжении школьной учебы - до 21-22 лет). По некоторым подсчетам, около 70 млн. человек охвачены корпоративными программами медицинского обслуживания косвенным образом, т.е. в качестве иждивенцев застрахованных работников предприятия. При этом со временем возрастает и размер участия самого застрахованного в финансировании программы, в частности, в соответствии с динамикой цен, а также при ее распространении на иждивенцев. Например, в 1983 г. ежемесячный взнос работников в программу без иждивенцев составлял 10 долл., а в 2008 г. - уже 39 долл.
Существование развитой системы медицинского страхования на предприятиях США - это во многом неизбежный результат отсутствия единой государственной системы здравоохранения. Но ситуация в США в этом отношении скорее уникальная, чем типичная, поскольку соответствует наиболее либерализированному типу государственного регулирования экономических и социальных процессов. В большинстве других стран, где распространена система медицинского страхования, она сосуществует с единой государственной системой здравоохранения, обеспечивающей на минимальном уровне медицинское обслуживание всем слоям населения.
Компании также стимулируют своих работников к ведению здорового образа жизни, заботе о здоровье. По данным Всемирной организации здравоохранения, две трети взрослых европейцев недостаточно физически активны, а доля смертей, связанных с малоподвижным образом жизни, доходит до 10% в общей структуре смертности. Неправильное питание, дефицит физической активности и курение стали причиной до 80% всех случаев преждевременного развития ишемической болезни сердца. Во многих западных компаниях давно стали нормой премии сотрудникам, которые воздерживаются от курения и ведут здоровый образ жизни. В страховой компании Humana Inc. те, кто воздерживался от курения, получают ежемесячную прибавку к жалованию в размере $5. А компания General Mills Inc. ежемесячно вычитает у курильщиков $20 из пособий по болезни. Борьба с курением ведется не только в американских компаниях. Например, японская Triumph International предложила своим работникам компенсацию в размере $240 за отказ от курения в рабочее время.
Другая популярная (правда, неоднозначная) мера. В США, Израиле, Японии если сотрудник в течение года не отсутствовал на работе по болезни, он может получить оплаченное приглашение на двоих в первоклассный ресторан либо чек на определенную сумму на обслуживание в лучших медицинских учреждениях. Таким сотрудникам (при наличии определенного стажа) предоставляются ссуды с пониженной процентной ставкой, производится оплата их медицинской страховки или 50% оплата медицинской страховки для членов семьи. Практикуется перечисление на пенсионный счет работника дополнительной суммы по итогам года и снижение ее, если работник в этот период отсутствовал в связи с заболеваниями.
Оздоровительные программы или отдельные мероприятия вводятся и для того чтобы повысить ценность фирмы в глазах сотрудников, привлечь и удержать лучших специалистов, сплотить коллектив, создать дружескую атмосферу соревновательности и уверенности в завтрашнем дне, снизить текучесть кадров.
Крупнейшая международная ассоциация фитнес-клубов IHRSA (International Health, Racquet and Sportsclub Association) провела ряд исследований и выяснила, что:
- средний годовой показатель текучести кадров в компаниях, где сотрудники вовлечены в совместные занятия спортом, составляет 3,5%, в общем же по корпорациям эта цифра достигает 10,3%;
- каждый вложенный в здоровье персонала 1 долл. позволяет компании сэкономить на оплате больничных листов 3,45 долл.
У современного healthcare management есть и аналитические задачи: оценка возможных угроз и планирование работы компании в условиях карантина. Например, зная число сотрудников с ослабленным иммунитетом в каждом подразделении, специалисты могут заранее спланировать необходимые кадровые замены на критически важных участках, готовить кадровый резерв и оперативные системы обучения новых сотрудников.
Как управляют здоровьем персонала в России
Крупные российские компании обратили внимание на healthcare management относительно недавно. Между тем, для России указанная проблема не менее актуальна. По оценкам Академии медицинских наук и Минздравсоцразвития России, из-за болезней наша экономика теряет около 1,4% ВВП, или $23-24 млрд. в год. Прямые экономические потери российских компаний из-за болезней сотрудников составляют около $23-24 млрд., скрытые убытки - не менее $70-75 млрд.
В российской практике о полноценном health management говорить рано. Во многих компаниях не выполняются даже элементарные нормы охраны здоровья, а уж о прогнозировании речи вообще не идет. До 40% компаний численностью свыше 500 человек не имеют стационарных медпунктов и сотрудника-медика в штате. А массовую вакцинацию сотрудников от обычного гриппа проводят всего 15-20% российских фирм. Элементы системного менеджмента в области здоровья есть только у крупных производственных компаний (на некоторых из них сохранились еще советские традиции). Потратив деньги на оздоровление, работодатель стремится получить тройной эффект: работоспособный, мотивированный и сплоченный персонал. Публичная компания, которая динамично развивается и интенсивно расширяет штат, заботится о своем имидже на рынке труда. Отсюда и усиление внимания к управлению здоровьем персонала.
К крупным российским компаниям, активнее других внедряющим в свою деятельность методы управления здоровьем персонала, можно отнести ОАО "РЖД", ГМК "Норильский никель", "КАМАЗ", Новокузнецкий меткомбинат, табачную фабрику "Петро", "Билайн", крупные торговые сети и пр.
Пример
Так, в ОАО "КАМАЗ" разработана "Политика в области охраны здоровья и безопасности персонала", в которой, в частности, заявлено, что: основным направлением политики ОАО "КАМАЗ" в области безопасности персонала является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, руководители ОАО, каждого дочернего общества и подразделения должны быть лидерами в этой деятельности. Один из пунктов гласит: "Безопасность персонала достигается оптимальным сочетанием выполнения обязанностей, инициативы и ответственности каждого работника: ни один работник, включая руководителя, не должен осуществлять никаких действий, способствующих снижению безопасности персонала; долг каждого работника активно участвовать в создании здоровых и безопасных условий труда и неукоснительно соблюдать требования федеральных законов и иных нормативных правовых актов об охране труда и промышленной безопасности".
Самый традиционный вариант, позволяющий контролировать влияние производственных факторов на здоровье персонала, - собственный мед- или здравпункт. Основные расходы на содержание последнего: стоимость медикаментов, оборудования, инструментария, специализированной литературы и периодики, зарплата медперсоналу. В обязанности врача корпоративного здравпункта входят оказание первой медицинской помощи персоналу, систематическое наблюдение за состоянием здоровья сотрудников, отслеживание влияния вредных производственных факторов, организация вакцинации против гриппа и т.д.
Практика приобретения корпоративных абонементов в фитнес-клубы была заимствована российскими руководителями у западных коллег, работавших по контракту в России и получавших карту как часть компенсационного пакета. Поначалу это явление было не очень распространено - как правило, в подобных программах участвовали российские представительства иностранных компаний (поскольку кадровая политика во всех филиалах построена на тех же принципах, что и в центральном офисе) или крупные национальные предприятия, занимающиеся добычей или переработкой сырья, производством или обеспечением (для руководителей это был вопрос статуса, престижа перед лицом конкурентов). Однако постепенно практика корпоративных занятий спортом получала все большее развитие и теперь рассматривается аналитиками и кадровыми специалистами как один из способов мотивации персонала и повышения его лояльности.
Программа оздоровления персонала может состоять из комплекса нескольких более или менее затратных мероприятий. При этом, как правило, эти программы HR-отделы разрабатывают не самостоятельно, а совместно со страховыми компаниями, занимающимися добровольным медицинским страхованием. ДМС лидирует среди других пунктов, включаемых в компенсационный пакет. По данным исследования компании "АНКОР", полисы медицинского страхования предоставляют своим сотрудникам примерно 91% иностранных компаний и 61% - российских. Наиболее распространенные схемы ДМС охватывают высший и средний менеджмент. Есть схемы, предусматривающие страхование членов семьи, причем необязательно ключевых сотрудников. Нередко компании прибегают к услуге "офисный врач" - раз в неделю или месяц в компании появляется медперсонал, и люди могут пройти необходимое обследование.
Пример
В ЗАО "Аптека - Холдинг" оплата услуг по страхованию включена в соцпакет сотрудников, чья работа связана с регулярными командировками. Это руководители компании, управляющие филиалами, ревизоры, тренинг-менеджеры, водители. В перечень услуг входит страхование: жизни; от несчастных случаев; медицинское для иногородних сотрудников. Программа ДМС предусматривает обслуживание в поликлинике, госпитализацию, вызов скорой медицинской помощи, стоматологические услуги. Она предоставляется руководящим сотрудникам компании, переведенным для работы в головной офис из других городов.
В ЗАО "Аптеки 36,6" программы ДМС охватывают менеджеров высшего и среднего звена. Объем медицинских услуг, входящих в пакет ДМС, одинаков для всех, независимо от занимаемой должности. В перечень услуг включено амбулаторно-поликлиническое обслуживание плюс вызов врача на дом. Каждый год проводится опрос персонала, чтобы выяснить, насколько эффективной была программа ДМС (качество сервиса, спрос на услуги, предпочтения), какие виды медицинской помощи наиболее востребованы. Это помогает в дальнейшем сформировать оптимальную программу ДМС.
В компании "ПЛИВА ХРВАТСКА д. о. о." программа ДМС предусмотрена для всех сотрудников, независимо от стажа работы в компании, и предоставляется с первой недели работы. Спектр медицинских услуг - стандартный для всех, включая персонал компании в регионах. В пакет ДМС входят: программа "Семейный доктор" (медобслуживание на дому, услуги личного врача); амбулаторно-поликлиническое обслуживание; стоматологическое обслуживание; консультационные услуги и диагностика (по направлению врача медицинского пульта страховой компании в ведущих медицинских центрах); услуги скорой медицинской помощи; стационарное обслуживание (включает экстренную госпитализацию на базе стационаров по выбору страховой компании).
Согласно опросу, проведенному "Группой Ренессанс Страхование" совместно с порталом HeadHunter, работодатели в большинстве случаев выбирают те программы медстрахования, которые соответствуют запросам сотрудников. Так, в 67% случаев корпоративный полис ДМС включает поликлиническое обслуживание, в 50% - стоматологию и в 52% - возможность вызова врача на дом.
Взаимодействие предприятия и страховой компании осуществляется, как правило, по следующей схеме: изучение представителями страховой компании производственных процессов и методики работы на конкретном предприятии - проведении стресс-аудита, позволяющего выявить и ранжировать по значимости факторы, негативно сказывающиеся на здоровье сотрудников, - составление плана мероприятий, позволяющих улучшить состояние здоровья сотрудников, а также изменить в лучшую сторону их отношение к собственному здоровью (регулярные медосмотры, корпоративный фитнес, программы, стимулирующие отказ от курения, здоровое питание, круглосуточная "горячая линия" психологической поддержки, помогающая улучшить атмосферу в коллективе, повысить производительность труда и снизить риск конфликтных ситуаций а также эргономика и экология офиса). При проведении тендеров по выбору страховой компании-партнера заказчики выдвигают свои особые условия - например, наличие в программе профосмотров, создание медпункта на предприятии, присутствие в офисе невропатолога или психолога.
По данным страховых компаний, корпоративные клиенты чаще всего покупают комплексные программы медицинского страхования, включающие диагностику, стоматологическое, стационарное лечение, оплату медикаментов, скорую и неотложную помощь, а также амбулаторное лечение, вызов врача на дом, профилактику простудных заболеваний. Лицам, застрахованным по комплексной программе, как правило, бесплатно предоставляется международный полис страхования непредвиденных расходов (связанных со здоровьем) при выезде за рубеж.
Работодатель и страховщик могут еще на стадии заключения договора разработать совместную программу мотивации сотрудников к ведению здорового образа жизни. Суть таких программ заключается в том, что, если по истечении года статистика показывает реальное повышение уровня здоровья застрахованных, предприятие-работодатель получает скидку на страхование на следующий год, а сотрудники - бонусы. Задача страховщика в рамках такой программы - это санитарно-просветительская работа, консультации и тренинги по профилактике заболеваний и отказу от вредных привычек, создание индивидуальных протоколов ведения застрахованных и выработка комплекса мер и рекомендаций, в т.ч. по питанию и физическим нагрузкам для каждого сотрудника, контроль их соблюдения. Кроме того, страховая компания обеспечивает профилактические осмотры и необходимую вакцинацию персонала предприятия.
Эффективной такая работа может быть только в том случае, если страховая компания обеспечивает предприятию рациональный подход в оказании медицинской помощи, который может быть реализован с помощью системы офисных врачей. Составленный таким врачом план лечения экономит время клиента и сводит к минимуму риск самолечения, повышая эффективность оказываемой медицинской помощи. Офисный врач аккумулирует статистику и может оценить, к каким заболеваниям предрасположен коллектив, и даже, на основании анализа и опыта обслуживания клиентов со схожими характеристиками, предугадать это заранее. На основании этой статистики, которая отображается в Карте здоровья компании, опции программы ДМС адаптируются под специфические потребности клиента. В пакет услуг ДМС, например, может быть дополнительно включено санаторно-курортное обслуживание или комплекс оздоровительных мероприятий.
Компании не всегда оплачивают 100-процентную стоимость полиса ДМС. Как правило, организация берет на себя оплату определенного базового тарифа, а все остальное - по желанию. Если сотрудники хотят пользоваться дополнительными услугами, например лечиться в стоматологической поликлинике или получать какие-то лечебные процедуры, то в рамках корпоративного страхования могут делать это за свой счет. Это выгодно, потому что обходится персоналу дешевле, чем самостоятельное лечение (компания, заключающая договор на целый коллектив, получает скидки от базовой цены страхования).
Для тех компаний, кто не готов оплачивать годичное медицинское обслуживание своих сотрудников, возможны варианты проведения ежегодной диспансеризации сотрудников, как обязательного мероприятия. Все новое - это хорошо забытое старое... В недалеком прошлом система диспансеризации населения позволяла очень многие заболевания выявить на ранней стадии, что значительно снижало уровень тяжелых и запущенных заболеваний.
В российских компаниях также практикуется премирование сотрудников, которые не брали больничный в течение определенного срока (год, два года) (сети магазинов "Седьмой континент", "Твой дом" и др.).
Здоровое питание, спорт, релаксация
Компании уже не ограничиваются стандартным полисом добровольного медицинского страхования или скидкой на карты в фитнес-клубы. В "Нестле Россия" существует, например, такая должность, как менеджер по вопросам правильного питания. Он проводит тренинг NQ (Nutritional Quotient) для всех новых сотрудников центрального офиса. В течение одного рабочего дня в интерактивной форме участников знакомят с основами правильного питания, рассказывают, что такое белки, жиры и углеводы, витамины и минералы, какие вещества как влияют на здоровье человека. По окончании тренинга проводится групповая игра, в ходе которой сотрудники, применяя полученные знания, составляют сбалансированный рацион, например, беременной женщины или спортсмена.
Здоровое питание приветствуется и в компании Gift Solutions, создавшей подарочную мультикарту "Бум". Компания договорилась с небольшой фирмой по доставке обедов в офис и оплачивает часть расходов, если сотрудник покупает здоровый обед - суп, салат. Помимо этого, в рамках программы по оздоровлению сотрудников Gift Solutions всем работающим по фиксированному графику в офисе установили ортопедические кресла.
Если ортопедические кресла для каждого могут позволить в основном небольшие компании, то поставить степпер в коридоре, как это сделали в издательстве "Мозаика-Синтез", или стол для пинг-понга, дартс, массажные кресла как, например, в российском офисе Google, можно вне зависимости от числа сотрудников. Кстати, офисы Google за рубежом обязательно включают как рабочее пространство, так и места для отдыха, спорта.
Руководство компании ABBYY вопрос с установкой спортивного оборудования решило одновременно с переездом в новый офис, устроив два зала для физических упражнений: один - с тренажерами, другой - танц-класс, где занимаются йогой, аэробикой, танцами. Занятия для сотрудников бесплатные, а в залах есть все необходимое оборудование - большой выбор тренажеров, коврики и "кирпичи" для йоги.
Гимнастика на работе снова входит в моду, правда, уже не на заводах, а в офисах. И вместо строгих приказов по радиоточке - тренер из фитнесс-клуба. Идея производственной гимнастики в ООО "Юнилевер Русь" возникла 5 лет назад, когда у компании Unilever появилась миссия То add Vitality to life ("Придать жизни энергию"). Теперь дважды в неделю по утрам в офисы приходит тренер по фитнесу, люди встают из-за столов и начинают делать наклоны, растяжки, приседания, профилактические упражнения для спины и шейной зоны позвоночника. Чтобы не останавливать работу сразу всей компании, было решено организовать зарядку по отделам, т.е. тренер сначала идет в отдел логистики, потом в отдел маркетинга, отдел продаж и т.д. В целом, в каждом подразделении зарядку посещают 15-20 чел.
Такая двигательная активность наблюдается не только в Unilever. В редакции журнала для родителей Mamas&Papas проходят пятиминутки здоровья: сотрудники начинают прыгать через скакалку или репетировать танцы, которыми начали заниматься. Эта инициатива возникла спонтанно, но уже прижилась в офисе.
Во многих компаниях для сотрудников, которые общаются с клиентами, существуют комнаты релаксации. В одном из подразделений МТС это комната с массажными креслами. В офисе Mail.ru, помимо массажных кресел, установлены бильярд, настольные теннис и футбол - для того чтобы каждый сотрудник смог сделать перерыв в работе. В Unilever уже 5 лет специальный массажный кабинет - бесплатный сеанс профилактического массажа спины длится 15 мин., а запись на массаж осуществляется через Интранет. А в компании АКАДО сотрудники расслабляются без спорта и массажа - в комнате отдыха просто стоит диван, DVD-центр, музыкальный центр и наушники.
Зачастую сотрудники крупных компаний сами проявляют инициативу и обращаются к руководству или специалистам из HR-отдела за поддержкой. Например, в ОАО "ВымпелКом" рассказывают, что предложить что-то общее для такой огромной компании очень сложно, однако в региональных представительствах всегда находятся энергичные сотрудники, которые сами ведут здоровый образ жизни и привлекают к этому коллег. В амурском филиале сотрудники участвуют в городских спартакиадах. В магаданском - своя волейбольная команда, в южно-сахалинском - команда по мини-футболу. В Приморье появилась традиция сплавляться по горной речке в День радио, профессиональный праздник связистов.
Всерьез и не только...
Однако излишне подчеркнутая забота о здоровье сотрудников может вызвать панику. Именно поэтому некоторые компании превращают профилактические мероприятия в игру. Так, сотрудники российского представительства компании British Petroleum уже просчитали, сколько шагов нужно пройти до "курилки" и до ближайших от офиса станций метро и кафе. Для поддержания здорового образа жизни нужно делать 10 тыс. шагов - это улучшает работу сердечно-сосудистой системы, снижает уровень холестерина, нормализует сон. В течение определенного времени сотрудники ходят с шагомерами и засекают, какое количество шагов они делают, а потом лучшие получают призы - (за лучший командный, индивидуальный или стабильный результат) - игру в боулинг, квазар, билеты на представление, подарочные сертификаты в магазины или корзину фруктов. В конкурсе легко участвовать, он подходит для офисной жизни и это стимулирует больше ходить в свободное время. Конкурс с шагомерами в ВР, который проводится во многих зарубежных филиалах компании, преподносится в первую очередь как развлечение, а уже потом как средство борьбы с сидячим образом жизни и низким уровнем физической активности.
Иногда, правда, забота о здоровье сотрудников доходит и до полного абсурда. Так, в одной компании женщинам запрещено ходить в туфлях с каблуками выше 5 см, так как, по мнению генерального директора, это чревато травмами. Если "неформатные" шпильки все-таки обнаруживаются, их владелице тут же выдаются корпоративные тапочки (премии за это не лишают).
Microsoft выделяет грант на развитие интернет-портала Yoglet.ru, который предлагает цикл простых упражнений на основе йоги, которые можно делать не отходя от рабочего места. На короткие мультфильмы с пошаговым описанием того или иного движения можно подписаться: это обойдется в $50 в год на одного сотрудника. В компании "Пивдом" по охране здоровья сотрудников проводились следующие "несерьезные" акции: "Напиши "валентинку" - получи витаминку" - за подписанную открытку всем сотрудникам раздали по упаковке витаминов, "Брось курить - получи 5 тыс." - более 15 чел. написали заявление, что не будут курить в офисе, за что получили по 5 тыс. руб. (если они нарушат договор, то должны будут вернуть компании по 8 тыс.).
Петербургская сеть строительных магазинов "Стройка" приобретает для своих сотрудников (в компании работают в основном мужчины), не бравших в течение года бюллетень и отказавшихся от курения, билеты на матчи культового в городе "Зенита".
Компании поощряют сотрудников к ведению здорового образа жизни тоже иногда очень изобретательно. В одном из региональных отделений РЖД существовала премия, стимулирующая интерес сотрудников к здоровой жизни. Размер премии вычислялся на основании подсчета баллов по большому числу параметров, в числе которых был не только отказ от курения, но и обязательное посещение физкультурного зала, участие в лыжных подходах. Начислялись бонусы за отсутствие лишнего веса.
Другая компания выдавала яблоки тем сотрудникам, которые поднимались на работу по лестнице, а не в лифте. Корпорация, продающая бытовую технику, предоставила сотрудникам бесплатный мини-автобус, курсирующий между офисом и фитнесс-клубом. На предприятии, занимающемся косметикой, были введены ежедневные талоны на питание, действовавшие только в вегетарианском кафе (любители мяса обедали за свой счет). Финансовая компания объявила премию в $300 тому сотруднику, который ни разу не пропустит ни одной утренней тренировки в фитнес-клубе за год. Утренние тренировки начинались в 7.30, и по итогам года премию не получил никто!
Повысить уровень вовлеченности и лояльности персонала позволяет и совместный досуг, который в последние годы модно делать спортивным. В зависимости от интересов владельца бизнеса такими "оздоровительными мероприятиями" могут быть занятия в фитнес-центре или спортклубе, сауна, охота, теннис, гольф, бильярд. По-прежнему популярен демократичный футбол.
Таким образом, с точки зрения эффективности бизнеса, системный healthcare management, т.е. здоровый образа жизни важен, поскольку это:
1) мощный мотивационный стимул, который образуется из двух основных компонентов:
создание системы управления здоровьем существенно влияет как на показатели работоспособности, так и на уровень здоровья сотрудников компании;
забота о здоровье сотрудника повышает лояльность семьи к компании, где работает член семьи, при этом лояльность членов семьи к месту работы является одним из стратегически важных вопросов мотивации сотрудника и долгосрочное его работы в компании;
2) элемент корпоративной культуры, отличающий компанию среди прочих. Идеи здорового образа жизни становятся частью информационной внутрикорпоративной среды, часто мероприятия типа "День здоровья" обладают большим командообразующим эффектом, чем специализированные программы на эту тему;
3) фактор, способствующий улучшению имиджа организации как работодателя.
Однако еще раз следует подчеркнуть: программы управления здоровьем персонала должны начинаться с создания безопасных условий труда, или условий, при которых воздействие на работающих вредных и /или опасных производственных факторов исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (ст. 209 ТК РФ). Иначе все "изыски" руководства по оздоровлению - и корпоративный футбол, и тренажерный зал, и медицинское страхование - будут восприняты как насмешка.
Источники: www.wellnessquotes. com, www.tehbez.ru, www.safework.ru, www.ohranatruda.ru, www.top-personal, ru, www.psycho.ru, www.hr-portal.ru, www.pro-offlce.ru, www.centeruspeh.com, www.pharmpersonal.ru, www.src-master.ru, ww.slon.ru, www.med-corp.ru, www.endf.ru, www.uhr.ru, www.nornlk.ru, www.getflt.ru, http://kamaz.ru/ru.
В. Коновалова,
зам. зав. кафедрой управления персоналом ГУУ,
канд. экон. наук, доцент
Словарь управления персоналом
Здоровый образ жизни - это сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал. ЗОЖ включает: соблюдение режима дня - труда, отдыха, сна - в соответствии с суточным биоритмом; двигательную активность, в т.ч. систематические занятия доступными видами спорта, оздоровительным бегом, ритмической и статической гимнастикой, дозированной ходьбой на воздухе; умение снимать нервное напряжение с помощью мышечного расслабления (аутогенная тренировка); разумное использование методов закаливания, гипертермических и гидровоздействий; рациональное питание.
"Кадровик. Кадровый менеджмент", N 11, ноябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107