Операция не может быть частично сомнительной
Компания, реализующая популярные марки товара, выплачивала зарубежному правообладателю роялти за использование товарных знаков. При проверке инспекция установила направленность таких расходов на получение доходов, но посчитала суммы платежей завышенными (пост. Президиума ВАС РФ от 28.10.2010 N 8867/10).
Ситуация
Лицензионный договор на использование популярных товарных знаков при реализации сигарет компания заключила с организацией, которая входила в одну с ней международную группу юридических лиц. Она закупала продукцию у российского производственного предприятия, которое состояло в том же международном холдинге. Ранее этот производитель также имел лицензию на использование товарных знаков при реализации товаров. Однако в дальнейшем договорная структура внутри холдинга изменилась. Лицензия производственного предприятия была приостановлена, а компания, напротив, начала платить роялти по заключенному с иностранной фирмой лицензионному договору.
Проблема
Налоговый орган отметил, что после того, как лицензия российского производителя была приостановлена и роялти стала платить компания, холдинг значительно увеличил базу для их расчета. Как и раньше, величина роялти составляла 6-8 процентов от стоимости продукции, реализованной дистрибьюторам. Однако цена реализации продукции производителем компании была значительно ниже цены реализации той же продукции компанией ее покупателям. Значит, возросла и база для роялти (выручка от оптовой продажи товара). Учитывая взаимозависимость производителя, компании и иностранного владельца товарных знаков, налоговики пришли к выводу об искусственном создании ими условий для завышения роялти.
Что решил суд
ВАС РФ встал на сторону компании. Он снова напомнил, что обоснованность расходов, уменьшающих прибыль, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. Налогоплательщики по своему усмотрению выбирают способы достижения результата от предпринимательской деятельности.
При этом сама по себе взаимозависимость участников операций в отсутствие доказательств получения необоснованной налоговой выгоды от использования товарных знаков значения не имеет. Следовательно, компания имела право учитывать расходы по роялти для целей налога на прибыль и применять вычеты по НДС с уплаченных лицензионных платежей.
Суд отметил, что инспекция частично приняла и расходы, и вычеты по НДС с операций по использованию товарных знаков, тем самым признав их направленность как на получение дохода в целях исчисления налога на прибыль, так и на формирование облагаемых оборотов по НДС.
Постановление Президиума ВАС РФ от 28 октября 2010 г. N 8867/10
Таким правом инспекция не воспользовалась, что повлекло неправомерное доначисление обществу налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, начисление пеней и штрафов.
От редакции. Вывод, сделанный Президиумом ВАС РФ в этом деле, имеет важнейшее значение для всех налогоплательщиков. Инспекторы не вправе снимать вычеты по НДС и налогу на прибыль, пока не доказана фиктивность операции, ее направленность исключительно на налоговую экономию. Да и в последнем случае могут быть сняты лишь все вычеты и расходы, а не их часть. Опираясь на эту позицию, многие компании смогут теперь отстоять свои интересы, оказавшись в схожих ситуациях, когда инспектор решает "отщипнуть" часть расходов или вычетов, не оспаривая операцию в целом.
ВАС РФ указал инспекторам на применение в подобных случаях статьи 40 Налогового кодекса.
О.А. Москвитин,
старший юрист Коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры"
"Актуальная бухгалтерия", N 1, январь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.