Пункт 4 статьи 89 Налогового кодекса дополнен таким абзацем: "В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация". Теперь будет проверяться любой период, за который представлена "уточненка", или именно период, первоначально подлежащий проверке, за который представлена уточненная декларация?
Формулировка данного абзаца сама по себе уже вызывала массу вопросов и толкований о действительной воле законодателя.
Полагаем, что в данном случае речь идет о расширении обычного ограничительного срока в 3 года, составляющего глубину проверки. Это правило фактически действует с момента принятия части 1 Налогового кодекса: в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Сейчас Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 229-ФЗ (далее - Закон N 229-ФЗ) предусмотрена возможность исключения из этого правила. Поскольку абзац 2 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса о трехлетнем сроке дополнен фразой "...если иное не предусмотрено настоящей статьей". И далее указан случай такого исключения - представление уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки.
Таким образом, из системного толкования этих двух изменений можно сделать вывод о том, что проверке теперь может быть подвергнут любой период, за который представлена уточненная декларация. Единственное условие - она должна быть представлена "в рамках соответствующей выездной проверки", то есть во время ее проведения.
Вопрос о практической ценности и целесообразности такого изменения остается открытым. Ведь, направляя "уточненку" за прошлый период (более 3 лет), мы уже находимся вне пределов срока возврата такого налога. И есть ли смысл представлять такую декларацию, а налоговому органу ее проверять? Повлечет ли это правовые последствия?
Здесь необходимо отметить, что тем же Законом N 229-ФЗ пункт 7 статьи 78 Налогового кодекса о трехлетнем сроке возврата налога тоже дополнен фразой "если иное не предусмотрено настоящим кодексом".
По всей видимости, законодатель стремился всеми вышеуказанными изменениями обеспечить возможность уточнения плательщиком своих налоговых обязательств и по истечении 3 лет с момента сдачи отчетности и уплаты налога. Ведь до настоящего времени он был этого лишен: налоговые органы не имели права ни проверить документы данного периода, ни вернуть излишне уплаченный налог.
На то, как фактически будет применяться абзац 3 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса, укажет правоприменительная практика, на формирование которой потребуется, конечно же, время.
О.С. Ястребкова,
ведущий юрисконсульт компании "Кузьминых, Евсеев и партнеры"
Экспертиза:
А.Н. Сикорский,
налоговый консультант, д.э.н.
1 января 2011 г.
"Актуальная бухгалтерия", N 1, январь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.