Услуги по государственной регистрации субъектов бизнеса в электронном виде
В июле 2010 года в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ были внесены изменения, устанавливающие порядок предоставления государственных услуг в сфере регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде, которые вступят в силу с 2011 года. Проанализируем, какие нововведения появятся с будущего года в правилах регистрации субъектов бизнеса.
Летом текущего года были приняты два федеральных закона, предусматривающих возможность оказания государственных услуг в электронном виде. Речь идет о Федеральном законе от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и Федеральном законе от 27.07.2010 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 227-ФЗ).
В первом из упомянутых законов впервые дано понятие "государственная услуга" и определены общие принципы предоставления данных услуг. Так, под государственной услугой понимается деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Одним из принципов оказания государственных услуг является возможность их получения в электронном виде, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя.
Под предоставлением государственных и муниципальных услуг в электронном виде понимается предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг - www.gosuslugi.ru, многофункциональных центров, универсальной электронной карты и других средств, включая осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.
Законом N 227-ФЗ внесены поправки в законодательные акты, регулирующие отношения, которые возникают в связи с предоставлением конкретной государственной или муниципальной услуги. В частности, внесены изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), предусматривающие возможность предоставления услуг в области государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей как в традиционной форме (предоставление документов в регистрирующий орган и заявителю непосредственно или путем направления по почте), так и в электронном виде.
Кроме того, в Законе N 129-ФЗ изменены нормы, касающиеся осуществления электронного взаимодействия регистрирующего органа с иными государственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и другими заинтересованными организациями. Указанные нововведения (за исключением отдельных положений) вступают в силу с 1 января 2011 года.
Примечание. Законом N 227-ФЗ внесены изменения в законодательные акты, регулирующие отношения, которые возникают в связи с предоставлением конкретной государственной или муниципальной услуги.
Способы представления документов в регистрирующий орган
Статьей 9 Закона N 129-ФЗ*(1) предусмотрено, что в регистрирующий орган документы могут быть представлены наряду с существующими двумя способами (почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения и непосредственно в регистрирующий орган) третьим способом - в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе Интернета, включая Единый портал, в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Поскольку в данном случае речь идет о технических моментах направления документов, таким органом может быть ФНС России. Соответствующий проект постановления Правительства РФ подготовлен и направлен в Минфин России.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" под электронным документом понимается документированная информация (зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или ее материальный носитель), представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
При поступлении в регистрирующий орган электронных документов расписка в их получении в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем.
Необходимо отметить нововведение, которое касается индивидуальных предпринимателей: если физическое лицо, обращающееся за регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, представит документы непосредственно в регистрирующий орган и одновременно представит документ, удостоверяющий личность, свидетельствование его подписи на заявлении о регистрации в нотариальном порядке не требуется. В данном случае заявитель вправе подписать заявление при сдаче документов специалисту регистрирующего органа, осуществляющему прием документов.
Примечание. Свидетельствование подписи физического лица, регистрируемого или зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на заявлении, представляемом в регистрирующий орган, не потребуется в случае, если документы представляются им непосредственно в регистрирующий орган с одновременным предъявлением документа, удостоверяющего личность.
В Закон N 129-ФЗ внесено еще одно изменение, касающееся документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Речь идет о документе, подтверждающем представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации определенных законодательством сведений. В настоящее время данный документ представляется в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, ликвидации юридического лица, а также при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Основание - подпункт "ж" пункта 1 статьи 14, подпункт "г" пункта 1 статьи 21 и подпункт "в" пункта 1 статьи 22.3 Закона N 129-ФЗ.
Примечание. В соответствии с подпунктом "з" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ с 2011 года отказ в регистрации допускается в случае наличия сведений о невыполнении требований, связанных с представлением в территориальный орган ПФР сведений, определенных законодательством.
С 1 января 2011 года указанный выше документ должен представляться в регистрирующий орган соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством РФ. При этом неполучение регистрирующим органом упомянутого документа не может являться основанием для отказа в государственной регистрации.
Государственная регистрация (принятие решения об отказе в государственной регистрации) в случае представления в регистрирующий орган электронных документов осуществляется в те же сроки, что и при представлении документов непосредственно в регистрирующий орган или получении их регистрирующим органом по почте, - не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. При этом на основании статьи 11 Закона N 129-ФЗ документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр (решение об отказе в государственной регистрации) направляется в виде электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем. По соответствующему запросу заявителя регистрирующий орган обязан выдать указанный документ на бумажном носителе.
Взаимодействие регистрирующего органа с иными органами
Законом N 129-ФЗ предусмотрено два вида взаимодействия регистрирующих органов с иными органами:
- при представлении в регистрирующий орган сведений, необходимых для ведения Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП);
- при предоставлении регистрирующими органами сведений, содержащихся в указанных реестрах иным органам.
Пунктами 1 и 2 статьи 5 Закона N 129-ФЗ определен состав сведений, содержащихся соответственно в ЕГРЮЛ и ЕГРИП. В частности, названными пунктами предусмотрено, что в данных государственных реестрах содержатся сведения о полученных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензиях, номере и дате регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве страхователя в государственных внебюджетных фондах (ПФР, ФОМС и ФСС России).
Если с государственными внебюджетными фондами у регистрирующих органов уже давно налажен обмен информацией в электронном виде, то от лицензирующих органов сегодня информация поступает исключительно на бумажном носителе. Это обстоятельство увеличивает время включения сведений о лицензиях в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, поскольку в данном случае ввод информации в реестры осуществляется вручную.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ сведения о лицензиях должны представляться лицензирующими органами в форме электронных документов в порядке, установленном Правительством РФ, не позднее пяти рабочих дней с момента принятия соответствующего решения.
Еще одно важное нововведение в Законе N 129-ФЗ связано с внесением в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведений о паспортных данных и месте жительства физических лиц - учредителей (участников) и руководителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сегодня при изменении указанных выше сведений юридические лица (индивидуальные предприниматели) обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения (жительства). Основание - пункт 5 статьи 5 Закона N 129-ФЗ. Это означает, что в регистрирующий орган должно быть представлено заявление о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Заявление по общему правилу подписывается заявителем, подпись которого свидетельствуется в нотариальном порядке. Далее происходит обычная процедура регистрации - выдача расписки заявителю, пять рабочих дней на регистрацию, и затем документ, подтверждающий внесение записи в реестр, или об отказе в регистрации выдается (направляется) заявителю. Кроме того, необходимо помнить об административной ответственности за несвоевременное представление сведений в регистрирующий орган. В общем, требуется масса усилий со стороны и заявителя, и регистрирующего органа.
С 1 июля 2011 года в случае изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя указанные сведения будут вносится в ЕГРЮЛ и ЕГРИП регистрирующим органом на основании сведений, предоставленных органами, осуществляющими выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории Российской Федерации, либо регистрацию физических лиц по месту жительства (сегодня это органы ФМС России), в электронном виде в порядке, установленном Правительством РФ, не позднее пяти рабочих дней со дня выдачи соответствующего документа либо регистрации указанных лиц по месту жительства.
Иными словами, внесение изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведения о паспортных данных и месте жительства физических лиц - учредителей (участников) и руководителей юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей будет осуществляться без участия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании информации, полученной регистрирующим органом от территориальных органов ФМС России.
Что касается предоставления сведений из государственных реестров, то отметим следующее. Сейчас указанные сведения предоставляются органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления на бумажном носителе. И надо сказать, что количество таких запросов превышает количество аналогичных запросов от иных заявителей.
В соответствии с пунктом 9 статьи 6 Закона N 129-ФЗ с 2011 года предусмотрено, что предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений, включая сведения о конкретном юридическом лице и индивидуальном предпринимателе, органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов и органам местного самоуправления будет осуществляться в электронном виде.
Кроме того, в Законе N 129-ФЗ появится норма, предусматривающая, что сведения о государственной регистрации должны размещаться на официальном сайте регистрирующего органа в Интернете. Состав сведений, подлежащих размещению в Интернете, и порядок их размещения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Представляется, что на сайте должны размещаться не только сведения о наименовании, месте нахождения юридических лиц, но и сведения об их руководителях, учредителях (участниках), иные сведения, имеющие существенное значение для заинтересованных лиц (например, о том, что организация находится в процессе реорганизации или ликвидации). Такой способ размещения открытой информации, содержащейся в ЕГРЮЛ, позволит более оперативно получать необходимую заинтересованным лицам, в том числе и государственным и иным органам и судам, информацию о юридическом лице.
Примечание. Размещение на сайте ФНС России www.nalog.ru открытой информации, содержащейся в ЕГРЮЛ, позволит заинтересованным лицам (включая государственные и иные органы и суды) более оперативно получать необходимую информацию о юридическом лице.
Для реализации указанных выше новых положений Закона N 129-ФЗ требуется принятие подзаконных нормативных актов, на которые имеется ссылка в самом законе. Такая работа Федеральной налоговой службой и Минфином России сегодня ведется. Есть и иные моменты, от которых напрямую зависит возможность оказания услуг в сфере регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде. Прежде всего, сегодня в законодательстве не определен способ участия нотариуса, который должен засвидетельствовать подлинность подписи заявителя на заявлении о регистрации при представлении в регистрирующий орган электронных документов.
Кроме того, не урегулирован вопрос по определению юридического статуса электронных документов для государственных органов, в том числе правоохранительных органов, судов, иных органов и лиц. Представляется, что без законодательного закрепления статуса электронных документов их представление государственными органами окажется бессмысленным и в конечном итоге сведет идею оказания услуг в электронном виде к нулю. В соответствии с частью 5 статьи 29 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ предусмотрено, что переход на предоставление государственных услуг в электронном виде осуществляется поэтапно в соответствии с планом-графиком перехода на предоставление государственных услуг в электронном виде, утверждаемым Правительством РФ. Хочется надеяться, что к началу оказания в электронном виде услуг в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей указанные выше проблемы в законодательстве РФ будут решены.
С.И. Федченко,
советник государственной гражданской службы РФ 1-го класса
"Российский налоговый курьер", N 22, ноябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Здесь и далее речь пойдет о нормах федеральных законов в редакции Закона N 227-ФЗ, если иное не оговаривается в тексте.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99