Концептуальный взгляд на настоящее и будущее налоговых систем
Цели и задачи, стоящие перед налоговыми органами стран - участников СНГ, а также проблемы, возникающие в работе, во многом схожи. Поэтому для создания современной налоговой системы, отвечающей потребностям национальных экономик и позволяющей обеспечивать стабильную динамику наполнения бюджета, им необходимо сотрудничество и взаимный информационный обмен по налоговым вопросам.
Почти 20 лет назад перед всеми государствами, образовавшимися на территории постсоветского пространства, возникла задача построения собственных налоговых систем, поскольку именно налоговая система является главным рычагом мобилизации финансовых ресурсов в бюджет страны.
Необходимы были такие национальные налоговые системы, которые, основываясь на классических принципах теории налогообложения: справедливости, определенности, удобства, рациональности, имея законодательную базу для своего функционирования, учитывая специфику производственного и финансового потенциала национальной экономики, менталитет населения, смогли бы создать основу финансовой независимости страны - стабильные и значительные поступления в бюджет государства.
В связи с появлением в начале 90-х годов прошлого века большого количества новых налогоплательщиков вследствие развития различных форм предпринимательской деятельности создание налоговой системы предполагало формирование институциональных основ бюджетного процесса:
- продуманной налоговой политики, переведенной на четкий язык законодательных и нормативно-правовых актов;
- организационной структуры органов налоговой службы, способной выполнять задачи по наполнению бюджета страны финансовыми ресурсами;
- осознание населением страны необходимости уплаты налогов.
Каждое государство свободно в выборе модели построения национальной налоговой системы. Позитивным моментом можно считать постоянное, на регулярной основе сложившееся общение руководителей налоговых органов стран бывшего СССР в рамках Координационного совета руководителей налоговых служб государств - участников СНГ. Это действенная форма сотрудничества, способствующая изучению опыта и достижений в налоговом регулировании социально-экономических процессов стран, имеющих общие экономические, исторические и территориальные корни. Например, на заседании, проведенном в 2010 году, были приняты решения по следующим вопросам:
- о мерах по расширению информационного взаимодействия государств - участников СНГ;
- подготовке аналитической информации по администрированию налогов на доходы, полученные с использованием офшорных юрисдикций;
- об организации сбора информации о применении упрощенных (специальных) режимов налогообложения субъектами малого предпринимательства;
- о межведомственном взаимодействии в рамках контрольной работы налоговых органов и др.
Примечание. За период 2001-2010 годов состоялось 17 заседаний Координационного совета руководителей налоговых служб государств - членов СНГ.
Общие черты налоговых систем стран - членов СНГ
Можно отметить некоторые общие черты сформировавшихся почти за 20 лет национальных налоговых систем. Во-первых, наличие правовой основы, закрепленной пакетом соответствующих законодательных актов, а в некоторых государствах - принятием Налогового кодекса (Россия и Республика Азербайджан).
Во-вторых, особое внимание, уделяемое администрированию крупнейших налогоплательщиков. Так, в Российской Федерации по отраслевому принципу созданы девять межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам. В Украине по территориальному принципу созданы 10 специализированных налоговых инспекций по обслуживанию крупных плательщиков налогов.
В-третьих, приоритет в развитии информационных технологий в администрировании платежей в бюджет, в том числе представление налогоплательщиками отчетности в электронном виде. Так, в Российской Федерации и Республике Армения для крупных налогоплательщиков представление налоговой отчетности в электронном виде является обязательным. Целенаправленная работа по подаче отчетности плательщиков в электронном виде ведется и в Украине. Особое внимание уделяется приему и компьютерной обработке отчетности по НДС в электронном виде. Благодаря разъяснительной работе в среднем по Украине около 95% налогоплательщиков подают эту отчетность в электронном виде.
В-четвертых, использование в работе опыта формирования налоговых систем и практики функционирования налоговых органов стран с рыночной экономикой при поддержке Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Внутриевропейской организации налоговых администраций (IOTA).
В-пятых, формирование налогового мировоззрения граждан страны. Это системная и последовательная работа по установлению партнерских отношений с налогоплательщиками, информирование общества о работе налоговых ведомств посредством интернет-сайтов, формирование в обществе понимания необходимости проведения своевременных и полных расчетов с бюджетом как основы финансовой стабильности в стране, предоставление консультаций по вопросам налогообложения через контакт-центры, горячие телефонные линии.
Примечание. Формирование налогового мировоззрения начинается с детства. Ведь подрастающее поколение - будущие потенциальные налогоплательщики. Так, в России еще в начале 90-х годов прошлого века начали издавать для детей "Налоговые сказки", а в Украине почти 20 лет проводится ежегодный конкурс детского рисунка "Налоги глазами детей".
Повышение эффективности работы налоговых органов
Повышение эффективности работы в условиях выхода мировой экономики из кризиса - важнейшая задача налоговых органов. Одним из основных направлений повышения эффективности является модернизация налоговой службы. Этот путь избрали многие государства.
Например, проект модернизации налоговых органов Украины финансируется за счет займа Мирового банка и направлен на создание условий для обеспечения добровольного соблюдения налогоплательщиками требований налогового законодательства, модернизацию бизнес-процессов и организационной структуры налоговых органов. Проект предполагает несколько ключевых направлений:
- внедрение автоматизированных систем "Налоговый блок" и "Документооборот", к реализации которых приступила ГНА Украины. В результате функции районного уровня будут централизованы, а сотрудники станут дистанционными пользователями информационных баз данных центрального уровня;
- совершенствование региональной структуры налоговых органов Украины и их консолидация. В связи с расширением аналитической составляющей в деятельности налоговой службы, повышения эффективности использования информационного ресурса налоговой системы, развития бесконтактных форм общения с налогоплательщиками проводится укрупнение налоговых инспекций: за 1996-2010 годы количество инспекций уменьшено на 304 (с 765 до 461) и увеличено количество отделений на 47 (с 146 до 193). А за 2010-2011 годы численность инспекций районного уровня сократится с 461 до 400;
- повышение уровня прогнозно-аналитической работы. В ГНА Украины планируется приобретение автоматизированной системы обработки данных "Разработка и внедрение моделей определения влияния макроэкономических показателей на налоговые доходы". Такая система необходима для оценки влияния изменений налоговой политики на основные макроэкономические показатели (отражающие уровень развития экономики).
Как видим, в этапах становления, развития и дальнейшего функционирования налоговых систем государств - участников СНГ есть много общего. Но при этом сохраняется их фискальный суверенитет. Важнейшим фактором, определяющим эффективность функционирования налоговых систем в посткризисный период, является законодательная база.
Изменения законодательства, принятые в текущем году в Украине, носят фундаментальный, стратегический характер (обеспечение необходимого уровня социально-экономического развития регионов, приток инвестиций в реальный сектор экономики, улучшение бизнес-климата), но также направлены на решение тактических целей (обеспечение достаточной гибкости бюджетного процесса).
Для реализации бюджетной политики государства в 2011 году одной из ключевых задач правительством определено проведение налоговой реформы. Налоговый кодекс, представленный правительством Верховному Совету Украины, прошел всенародное обсуждение. Он предусматривает нововведения, которые позволят существенно снизить налоговую нагрузку на экономику, стимулировать спрос как основу роста производства, высвободить для плательщиков дополнительный финансовый ресурс, направленный на увеличение доходов работающих и создание новых рабочих мест, устранить административные препятствия в налогообложении, создать благоприятные условия для граждан, которые желают начать собственный бизнес, ввести систему администрирования налогов, направленную на защиту законных прав и интересов граждан. Количество общегосударственных налогов планируется уменьшить с 29 до 19, местных - с 14 до 4. Будет внедрена система автоматизированного возмещения НДС, введена ответственность государства за несвоевременное возмещение НДС.
Известно, что налоговая конкуренция между странами за привлечение инвестиций в условиях глобализации мировой экономики, с одной стороны, препятствует одностороннему увеличению налогового бремени отдельными государствами (например, интенсивному применению прогрессивных ставок налогов). С другой стороны, она создает для налогоплательщиков соблазны для использования противозаконных и сомнительных схем минимизации налоговых обязательств и отмывания денежных средств. Поэтому в условиях постоянного развития налоговых систем возрастает роль международного сотрудничества, информационного обмена, интеграции в международные организации и соглашения. В рамках межведомственных соглашений налоговых служб Российской Федерации и Украины осуществляется продуктивный обмен информацией о налогоплательщиках стран.
Примечание. ФНС России применяет в своих прогнозно-аналитических расчетах современные формы и методы обработки данных налоговой статистики. Обмен опытом в этой сфере был бы взаимно выгодным и полезным.
Примечание. Современная налоговая система должна быть гибкой в принятии законодательных актов по смягчению вызовов экономических и политических кризисов, инвестиционно направленной, способствующей развитию реального сектора экономики, интеллектуальной - обладать современными ресурсами аналитической обработки информации о плательщике налогов, а также гуманной - в основе ее функционирования должна быть презумпция добровольности и полноты уплаты налогов налогоплательщиками, а весь комплекс карательных или упреждающих мер должен быть направлен на плательщиков с недобросовестной налоговой репутацией.
А.А. Папаика,
председатель Государственной налоговой администрации Украины,
доктор экон. наук, профессор,
заслуженный экономист Украины
"Российский налоговый курьер", N 22, ноябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99