Некоторые вопросы организации, нормирования и оплаты труда на автотранспортных предприятиях
Состав работников автотранспортного предприятия
В соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) производственный персонал делят на руководителей, специалистов, рабочих и других служащих. В обеспечении эффективности производственного процесса значительную роль играет структура имеющихся кадров.
Соотношение между количеством работников, занятых управлением, и общим количеством работников, участвующих в производстве транспортных услуг, принято называть уровнем административной нагрузки. При неоправданно высоком уровне административной нагрузки у АТП возникают нерациональные управленческие расходы, а при необоснованно низком - снижается качество управления. Оптимальный уровень административной нагрузки зависит от масштаба производства транспортных услуг, степени диверсификации производства в АТП и от других факторов.
Определение потребности в трудовых ресурсах предполагает выявление профессионально-квалификационных характеристик работников. В связи с этим при проектировании профессионально-квалификационной структуры трудовых ресурсов следует учитывать следующее:
- объем и структуру спроса на перевозки и другие транспортные услуги, выполняемые автотранспортным предприятием;
- производственную программу по перевозкам, техническому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава, по другим видам деятельности предприятия;
- объем и функциональное разделение управленческих работ;
- содержание и сложность работ по категориям работников;
- принятые на предприятии технологии перевозок, технического обслуживания, текущего ремонта, других видов производственной деятельности, управления, обслуживания производства;
- требования трудового законодательства и отраслевых тарифных соглашений;
- возможные (перспективные) изменения в содержании трудовых функций в связи со стратегией развития АТП.
На предприятиях автомобильного транспорта к категории рабочих относят водителей, рабочих, занятых на техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, оборудования.
Руководители - работники, занимающие должности руководителей предприятия и его структурных подразделений. К ним относятся руководитель предприятия, начальник гаража и др.
Специалисты - работники, выполняющие инженерно-технические, управленческие, экономические работы. К ним относятся инженеры, менеджеры, диспетчеры, бухгалтеры, экономисты.
Другие служащие - работники, осуществляющие учет, контроль, хозяйственное обслуживание, оформление документации. К ним относятся делопроизводители, секретари-машинистки, табельщики, учетчики.
Производительность труда
Производительность труда является одним из важнейших качественных показателей работы предприятия, выражением эффективности затрат труда.
Производительность труда характеризует эффективность, результативность затраттруда и определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, либо затратами труда на единицу произведенной продукции или выполненных работ.
Различают индивидуальную производительность труда, учитывающую затраты только живого труда, и производительность общественного труда, определяемую с учетом полных затрат рабочего времени на производство продукции.
При росте производительности общественного труда изменяется соотношение между живым и овеществленным трудом. Повышение производительности общественного труда означает уменьшение затрат живого труда на единицу произведенной продукции и увеличение доли прошлого труда. При этом общая сумма затраттруда, заключенного в единице продукции, сохраняется.
Производительность труда выражается:
,
где G - количество выработанной продукции;
- общие затраты рабочего времени. Показатель обратный производительности труда - трудоемкость. Этот показатель характеризует затраты рабочего времени на единицу продукции и находится по формуле:
.
На предприятиях автомобильного транспорта рассчитывается месячная, квартальная, годовая производительность труда, которая называется средней выработкой на одного списочного работника.
Выработка рассчитывается как отношение объема произведенной продукции (ОП) к затратам рабочего времени на производство этой продукции (Т) или к среднесписочной численности работников либо рабочих (Ч):
В = ОП/Т или В = ОП/Ч
Аналогично определяется часовая (Вч) и дневная (Вдн) выработка на одного рабочего:
Вч = ОПмес/Тчас; Вдн = ОПмес/Тдн,
где ОПмес - объем продукции за месяц (квартал, год);
Тчас, Тдн - количество человеко-часов, человеко-дней (рабочего времени), отработанных всеми рабочими за месяц (квартал, год).
При расчете часовой выработки в состав отработанных человеко-часов не включаются внутрисменные простои, поэтому она наиболее точно характеризует уровень производительности живого труда.
При расчете дневной выработки в состав отработанных человеко-дней не включаются целодневные простои и невыходы.
В зависимости от характера и назначения затрат труда указанные показатели трудоемкости классифицируются.
Нормативная трудоемкость - это время выполнения операции, рассчитанное на основе действующих норм времени по соответствующим технологическим операциям для изготовления единицы изделия или выполнения работы. Нормативная трудоемкость выражается в нормо-часах. Для перевода ее в фактические затраты времени она корректируется с помощью коэффициента выполнения норм, который увеличивается по мере роста квалификации рабочего.
Фактическая трудоемкость - это фактические затраты времени одного рабочего на выполнение технологической операции или изготовление единицы изделия в данный период.
Плановая трудоемкость - это затраты времени одного рабочего на выполнение технологической операции или изготовление единицы изделия, утвержденные в плане и действующие в течение планового периода.
Под факторами роста производительности труда следует понимать всю совокупность движущих сил и причин, определяющих уровень и динамику производительности труда.
На рост производительности труда на предприятии автомобильного транспорта значительно влияют внутренние и внешние факторы.
Внутренние факторы:
- совершенствование организации перевозок грузов и пассажиров;
- совершенствование организации системы технического обслуживания и ремонта подвижного состава;
- повышение квалификации кадров;
- совершенствование мотивации и системы оплаты труда.
Внешние факторы:
- развитие сети дорог на современном уровне;
- совершенствование технических средств автотранспорта;
- увеличение межремонтных пробегов подвижного состава.
Заработная плата на автомобильном транспорте
Заработная плата - сумма денежных выплат работникам за работу, выполненную по трудовому договору. Она определяется в зависимости от количества, качества, результативности труда и выступает важнейшим источником доходов работников предприятия, куда входят денежные выплаты по социальным льготам, дивиденды по акциям и др.
Оплата по количеству, качеству труда сочетает интересы развития предприятия с личной материальной заинтересованностью работников в результатах своего труда. Больший по количеству и лучший по качеству труд стимулируется более высокой оплатой за этот труд.
Основной государственной гарантией в сфере оплаты труда в Российской Федерации является минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации. Минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом, является низшей границей заработной платы работников, полностью отработавших норму времени за месяц и выполнивших норму труда. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты.
Значительное влияние на размер заработной платы оказывают спрос и предложение на соответствующую рабочую силу. При росте спроса на рабочую силу размер оплаты труда повышается.
На размер оплаты труда существенное влияние оказывает прожиточный минимум - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.
С целью усиления заинтересованности в результатах своего труда работодатели применяют различные формы материального стимулирования за количественные, качественные достижения в виде премий, годового вознаграждения, за выслугу лет.
Премия - дополнительное вознаграждение, денежное или материальное поощрение за достижения высоких результатов труда. При выборе показателей премирования можно и следует учитывать преимущества и недостатки форм оплаты труда, усиливая первые и сглаживая вторые. Так, при оплате труда по сдельным расценкам целесообразно стимулировать достижение определенного уровня качества транспортных услуг, а при повременной оплате труда премия должна обеспечивать высокие количественные показатели выполнения заданий, выдаваемых водителям и ремонтным рабочим.
Как и в других отраслях экономики, на автотранспортных предприятиях используется как сдельная, так и повременная форма оплаты труда. Величина заработной платы при этом соответственно зависит либо от количества единиц продукции, либо от затрат времени на производство продукции. Переход от повременной оплаты труда к сдельной и наоборот осуществляется при помощи нормы времени.
На большинстве участков работы предприятия автомобильного транспорта в силу ряда причин, обусловленных спецификой производственного процесса и особыми требованиями к безопасности движения автомобилей, целесообразно использовать повременную заработную плату с одновременным установлением нормированного задания и определением величины премии за его выполнение.
Сдельная система оплаты труда имеет ряд преимуществ перед повременной - ставит заработную плату работника в зависимость от результатов его труда, способствует лучшему использованию рабочего дня, развивает инициативу работников.
Оплата труда и премирование на автомобильном транспорте
Самой распространенной должностью на предприятиях автомобильного транспорта является должность водителя. Заработная плата водителям может начисляться как сдельно, так и повременно. При выборе системы оплаты труда учитывается множество факторов, такие, как вид перевозок, условия их выполнения.
При перевозке пассажиров наиболее часто применяется повременная система оплаты труда водителям. Водителям, занятым на перевозках пассажиров, кроме заработной платы выплачиваются предусмотренные законодательством надбавки и доплаты. Премирование данной категории водителей производится за индивидуальные результаты и за общие результаты работы.
Оплата труда водителей такси достаточно часто устанавливается в определенной доле от выручки, полученной от выполненных заказов.
При перевозке грузов применяются повременная и сдельная оплата труда. Повременная система оплаты труда применяется в большинстве случаях, когда нет возможности для точного учета производительности автомобиля в тоннах и в тонно-километрах. При повременной оплате труда применяются часовые тарифные ставки, дифференцированные по маркам автомобилей в зависимости от грузоподъемности. Водители, труд которых оплачивается повременно, получают предусмотренные законодательством надбавки и доплаты.
При сдельной системе оплаты труда водителей грузовых автомобилей заработная плата рассчитывается по сдельным расценкам, установленным за тонну, тонно-километр, ездку, пробег. В расценку входит оплата подготовительно-заключительного времени и за отработанное время.
Водителям, занятым на перевозках грузов, кроме заработной платы, начисленной как сдельно, так и повременно, выплачиваются предусмотренные законодательством надбавки и доплаты (за совмещение обязанностей грузчика, экспедитора, за классность и др.).
Любая система премирования должна быть увязана с характером выполняемых перевозок, с уровнем технической вооруженности труда рабочих, занятых техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава, с особенностями организации производства на рассматриваемом участке и с конкретными задачами предприятия.
Следует отметить, что премия как материальный стимул входит в компетенцию управления предприятием, причем права предприятия в области премирования довольно широки. Премию можно назвать одним из самых гибких и мощных стимулов к труду, однако применяется этот стимул не всегда эффективно.
Существуют следующие правила разработки и реализации системы премирования.
1. Показатели премирования выбирают из числа показателей, понятных работникам, и подбирают таким образом, чтобы выполнение их находилось в прямой зависимости от результатов индивидуальной (коллективной) деятельности работника (премируемой группы работников).
2. Количество показателей премирования не должно быть более трех. В противном случае снижается ответственность работников за выполнение каждого из показателей и уменьшается эффективность системы премирования в целом.
3. Большое значение имеет определение размера премии, точнее, определение рационального соотношения тарифной (сдельной) и премиальной частей заработной платы. Слишком маленькая премия не может рассматриваться как значимый стимул эффективного труда. В то же время, необоснованное увеличение размера премии не обеспечивает соответствующего улучшения стимулируемых показателей, ухудшая одновременно соотношение между ростом производительности труда и ростом заработной платы.
4. Следует правильно установить срок выплаты премии. Чрезмерное отдаление срока выплаты премий от периода, за который она начислена, сводит к нулю стимулирующее действие премии. Идеальным считается вариант, когда выплата премии следует непосредственно за возникновением результата, предусмотренного в положении о премировании.
5. Положение по оплате труда должно корректироваться (как в части перечня показателей премирования, так и в части размеров премиальных выплат) при изменении степени актуальности задач, стоящих перед предприятием.
Корректировка должна производиться не реже одного раза в год.
6. Внедрению системы оплаты труда (и в частности положения о премировании) должен предшествовать расчет экономической эффективности премиальных выплат. Этот расчет позволит выбрать из нескольких возможных вариантов лучший, обеспечивающий наиболее высокий коэффициент эффективности затрат на премирование.
Если на предприятии водителя привлекают к техническому обслуживанию и ремонту автомобиля, то оплата труда осуществляется как ремонтному рабочему по часовым ставкам.
Оплата труда ремонтных рабочих на автомобильном транспорте
Труд ремонтных и вспомогательных рабочих на автомобильном транспорте оплачивается в большинстве случаев по повременно-премиальной системе. Тарифная ставка устанавливается на один час работы.
Тарифная ставка - показатель, который определяет размер оплаты труда за единицу времени.
Тарифная сетка - совокупность нескольких тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов.
Тарифный разряд - показатель соответствия квалификации рабочего степени сложности работ. Тарифный коэффициент показывает, во сколько раз уровень оплаты труда работ, отнесенных к данному разряду, превышает уровень оплаты труда самых простейших работ, отнесенных к первому разряду.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ (ст. 57) одним из обязательных условий трудового договора, заключаемого между работодателем и работником, является указание наименования должности в соответствии со штатным расписанием, специальности с указанием квалификации.
Тарифно-квалификационный справочник работ и профессий - нормативный документ федерального значения, предназначенный для тарификации труда и установления квалификационных разрядов рабочим.
Для ремонтных рабочих, занятых на техническом обслуживании и ремонте подвижного состава, применяется 6-разрядная тарифная сетка. При этом применяются коэффициенты: 1-й разряд - 1; 2-й разряд - 1,02; 3-й разряд -1,07; 4-й разряд - 1,11; 5-й разряд - 1,18; 6-й разряд - 1,27.
Формы и системы оплаты труда ремонтных рабочих должны обеспечить их материальную заинтересованность в увеличении числа автотранспортных средств, работающих на линии, сокращении срока проведения технического обслуживания и ремонта подвижного состава, строгом соблюдении графика выпуска автомобилей на линию, экономии трудовых и материальных затрат.
Предприятия, применяющие повременно-премиальную систему оплаты труда ремонтных рабочих, вводят различные виды премирования, устанавливая их чаще всего по следующим основаниям:
1. Обеспечение своевременного и качественного выполнения программы по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава.
2. Выполнение плана по выпуску подвижного состава на линию.
3. Снижение эксплуатационных расходов, стоимости технического обслуживания и ремонта автомобилей при соблюдении показателей качества работ.
Проведение ряда исследований показывает, что повременно-премиальная система оплаты труда ремонтных рабочих слабо стимулирует рост производительности.
При переходе на сдельно-премиальную систему оплаты труда ремонтных рабочих сдельные расценки выше, так как при сдельной форме оплаты труда рабочие стремятся выполнить и перевыполнить нормы выработки, трудятся с большей интенсивностью, чем рабочие-повременщики.
Премирование может устанавливаться по основаниям, как и при повременно-премиальной системе оплаты труда.
Все чаще стала применяться коллективная сдельная оплата труда, при которой вознаграждение за труд всех работников увязывается с конечными результатами производства. Заработная плата в этом случае начисляется бригаде с последующим распределением пропорционально отработанному времени и квалификации рабочего.
Нормирование труда на автомобильном транспорте
Нормирование труда - это мероприятие по оценке количества труда, которое должно быть реализовано в рамках заданной технологии.
Нормирование труда позволяет рационально организовать труд работников, оценить его эффективность, учесть фонд заработной платы, сопоставить результаты труда у различных работников.
Нормирование труда на предприятии включает разработку, и утверждение норм времени и норм выработки.
Норма времени - время, установленное на выполнение натуральной или условной единицы продукции.
Норма выработки - количество натуральных или условных единиц продукции, которое должно быть изготовлено в единицу времени в определенных организационно-технических условиях одним или группой рабочих соответствующей квалификации.
Эти нормы должны быть обязательно научно обоснованы с учетом конкретных организационно-технических условий их применения. При разработке трудовых норм учитываются применяемые технологии, оборудование, инструменты, материалы, организация труда и другие факторы.
На предприятиях автомобильного транспорта лучше применять аналитический метод нормирования труда. Этот способ основывается на детальном анализе технологического процесса и тщательной проверке производственных возможностей рабочего места и оборудования.
Производственные процессы на автомобильном транспорте по назначению различают как основные (перевозка грузов и пассажиров, проведение технического обслуживания и подвижного состава и т.д.) и вспомогательные (контроль качества выполняемой работы, обслуживание рабочих мест).
Производственным процессом называется совокупность всех действий людей и орудий производства, необходимых на данном предприятии для изготовления или ремонта выпускаемых изделий.
Технологический процесс - часть производственного процесса, содержащая действия по изменению и последующему определению состояния предмета производства.
Законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте, называется технологической операцией.
Разделение производственного процесса на отдельные части необходимо сочетать с проведением анализа рабочего времени. Рабочее время делится на время работы и на время перерывов. Время работы в свою очередь делится на подготовительно-заключительное, основное, вспомогательное и время обслуживания рабочего места.
Подготовительно-заключительное время - время подготовки к работе, получения задания, ознакомления с работой, подготовки рабочего места. Это время устанавливается на всю рабочую смену.
Основное время - время выполнения непосредственной цели технологического процесса.
Вспомогательное время - время подготовки к основной работе.
Сумма основного и вспомогательного времени называется оперативным временем.
Время обслуживания рабочего места - время обслуживания оборудования, приспособлений, инструмента в течение смены.
Время перерывов составляют время на отдых и время на естественные надобности.
На предприятиях автомобильного транспорта существуют сменные нормы выработки для водителей грузовых автомобилей. Они рассчитаны исходя из норм простоя подвижного состава под погрузо-разгрузочными операциями и единых норм времени на пробег.
При выполнении технического обслуживания и ремонта подвижного состава разработаны типовые технологические процессы. Применительно к ним установлены нормативы.
Кроме того, нормы классифицируются по технологическому признаку.
- Единые нормы разрабатываются для предприятий одной отрасли хозяйства или ряда отраслей на работы, выполняемые в одинаковых организационных условиях.
- Типовые нормы разрабатываются на работы, выполняемые по типовым технологическим процессам.
- Местные нормы разрабатываются на работы, не предусмотренные едиными и типовыми нормами, и на работы, организационно-технические условия которых позволяют в данной хозяйственной организации устанавливать нормы более прогрессивные, чем единые и типовые.
Аналитический метод нормирования основывается на изучении затрат рабочего времени путем наблюдения и измерения. Для этого используются два способа - фотография рабочего дня и хронометраж рабочего времени.
Фотография рабочего дня - один из методов изучения использования рабочего времени путем непрерывного наблюдения и измерения всех его затрат на протяжении смены.
Хронометраж - метод изучения затрат рабочего времени путем измерения повторяющихся элементов операции. Основной его целью являются выявление наиболее оптимальных методов работы и определение соответствующих им норм времени. Хронометраж позволяет оценить организацию рабочего места, дифференцированно изучить структуру отдельной операции и условия ее выполнения.
В. Назаров,
член-корреспондент AMOK
"Нормирование и оплата труда на автомобильном транспорте", N 11, ноябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормирование и оплата труда на автомобильном транспорте"
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-15609 от 9 июня 2003 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru