Об отсутствии у налоговой инспекции оснований для доначисления предприятию земельного налога, соответствующих сумм пеней и штрафа
Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене решения налоговой инспекции в части 394 руб. штрафа по налогу на имущество, 189 850 руб. 60 коп. штрафа по НДФЛ, 600 539 руб. земельного налога, 209 018 руб. пеней и 116 269 руб. штрафа, 15 000 руб. штрафа по ст. 120 НК РФ.
Общество заявило ходатайство о применении смягчающих вину обстоятельств и снижении размера штрафов.
Кроме того, заявитель оспаривал решение краевого УФНС России в части утверждения решения налоговой инспекции.
Решением суда от 29 апреля 2010 г. были удовлетворены ходатайства заявителя об уточнении требований и снижении размера штрафа ввиду наличия обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, признаны недействительными решение налоговой инспекции и решение краевого УФНС России в части доначисления 600 539 руб. земельного налога, 209 018 руб. пеней по земельному налогу, привлечения к налоговой ответственности за неуплату земельного налога в виде 116 269 руб. штрафа; привлечения к налоговой ответственности по п. 2 ст. 120 НК РФ в виде 15 000 руб. штрафа; привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов в виде 276 974 руб. 50 коп. штрафа; привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде 12 762 руб. штрафа за неуплату НДС и 590 руб. 50 коп. штрафа за неуплату налога на имущество; привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде 2050 руб. штрафа за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
В удовлетворении остальной части заявленных требований было отказано.
Суд пришел к выводу об отсутствии у налоговой инспекции оснований для доначисления предприятию земельного налога, соответствующих сумм пеней и штрафа.
Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, который в своем постановлении от 27.09.10 по делу N А32-23753/2009-3/473 счел, что она не подлежит удовлетворению.
Налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам соблюдения налогового законодательства (правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налогов и других обязательных платежей) за период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2006 г. (по НДФЛ - за период с 1 января 2005 г. по 29 февраля 2008 г.), и приняла решение о привлечении предприятия к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде 764426 руб. штрафов. Указанным решением организации были доначислены к уплате в бюджет налоги в общей сумме 3 726 633 руб., пени в общем размере 1 888 554 руб.
Решением краевого УФНС России жалоба предприятия была частично удовлетворена.
Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решений налоговых органов в оставшейся части.
Пунктом 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип платности использования земли в Российской Федерации, формами которой являются земельный налог и арендная плата.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Пленум ВАС РФ в п. 1 постановления от 23.07.09 N 54 разъяснил, что в соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая является единственным доказательством существования зарегистрированного права. За исключениями, оговоренными в п. 4 и 5 названного постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Именно поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, т.е. внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок. Следовательно, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, поэтому плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
На основании п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.04 N 141-ФЗ в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Судом установлено, что права на земельные участки под объектами недвижимости, переданными предприятию по передаточному акту на основании договора о закреплении имущества за предприятием, не оформлены, земельные участки не прошли кадастровый учет.
Налоговая инспекция не представила доказательства владения предприятием спорными земельными участками на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, зарегистрированном в установленном законом порядке, либо на основании государственных актов, свидетельств или других документов, удостоверяющих права на землю и выданных до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Таким образом, вывод суда об отсутствии у налоговой инспекции оснований для доначисления земельного налога, соответствующих сумм пеней и штрафа является правильным.
Суд обоснованно не принял во внимание ссылку налоговой инспекции на установление кадастровой стоимости участков постановлением городского главы, поскольку данное постановление было опубликовано без приложений и поэтому не могло применяться для целей исчисления земельного налога.
В соответствии с частью 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно ст. 47 Федерального закона от 06.10.03 N 131-ФЗ, муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с НК РФ. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В связи с изложенным суд обоснованно указал, что, поскольку на момент возникновения спорных правоотношений кадастровая стоимость земельных участков не установлена надлежащим образом, необходимо руководствоваться положениями ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 13 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым если кадастровая стоимость земли не определена, то в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли. Однако, как установил суд, по спорным земельным участкам не установлена и нормативная цена.
Суд сделал вывод о том, что у налоговой инспекции отсутствовали основания для начисления предприятию 600 539 руб. земельного налога, 209 018 руб. пеней и 116 269 руб. штрафа.
Таким образом, кассационная жалоба налогового органа оставлена без удовлетворения.
"Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации", N 12, декабрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации"
Издательский дом "Бухгалтерский учет"
Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-34182 от 20 ноября 2008 г.
Адрес редакции: 127006, Москва, Садовая-Триумфальная ул., д. 4/10
Телефон (495) 699-99-22