Изменения в Законе о страховых взносах
Федеральным законом от 16 октября 2010 года N 272-ФЗ внесены изменения в следующие Федеральные законы:
- от 24.07.2010 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования";
- от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Изменения коснулись предельной величины базы для начисления страховых взносов и тарифов по страховым взносам.
Предельная величина базы для начисления страховых взносов
Предельная величина базы для начисления страховых взносов - это сумма доходов физического лица, при достижении которой страховые взносы не начисляются.
На 2010 год установлена предельная величина базы в размере 415 000 рублей (п. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ).
Начиная с 1 января 2011 года предельная величина базы для начисления страховых взносов будет ежегодно индексироваться в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации (п. 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ). Размер указанной индексации будет определяться Правительством РФ.
Согласно поправкам, внесенным в п. 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ, размер предельной величины базы для начисления страховых взносов должен округляться до полных тысяч рублей. При этом сумма 500 рублей и более округляется до полной тысячи рублей, а сумма менее 500 рублей отбрасывается.
Изменения в тарифах по страховым взносам
Тариф страхового взноса - это размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов (п. 1 ст. 12 Закона N 212-ФЗ). Для расчета суммы страхового взноса, подлежащего уплате во внебюджетный фонд, необходимо базу для начисления страховых взносов умножить на тариф страхового взноса.
Тарифы страховых взносов установлены отдельно по каждому внебюджетному фонду и различаются по каждому бюджету, в который они перечисляются.
Для всех плательщиков страховых взносов предусмотрен единый тариф - 34%, в том числе в:
1) Пенсионный фонд РФ (ПФР) - 26%;
2) Фонд социального страхования РФ (ФСС) - 2,9%;
3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - 3,1% с 1 января 2011 года;
4) территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) - 2% с 1 января 2011 года.
Законодатели внесли изменения в п. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ, согласно которым с 1 января 2012 года страховые взносы на обязательное медицинское страхование будут поступать только в ФФОМС по тарифу 5,1% с последующим распределением между территориальными фондами.
Напомним, что тариф страховых взносов в ПФР распределяется на страховую и накопительную части в зависимости от даты рождения застрахованного лица (п. 1 ст. 33 Закона N 167-ФЗ).
На выплаты и вознаграждения лицам 1966 года рождения и старше страховые взносы в полном размере зачисляются на страховую часть трудовой пенсии.
Страховые взносы, которые начисляются на выплаты и вознаграждения лицам 1967 года рождения и моложе, зачисляются как на страховую, так и на накопительную часть трудовой пенсии. При этом на накопительную часть трудовой пенсии зачисляются страховые взносы по тарифу 6%. Остальная часть взносов относится к страховой части трудовой пенсии.
Помимо общего тарифа в размере 34% для отдельных категорий страхователей Законом N 212-ФЗ предусмотрены пониженные тарифы, которые действуют в переходный период - на 2011-2014 годы, что установлено статьей 58 Закона N 212-ФЗ.
Согласно поправкам, внесенным в эту статью, переходный период для отдельных категорий страхователей, увеличен на 5 лет и продлится до 2019 года. Это касается:
- организаций и индивидуальных предпринимателей, которые имеют статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производят выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны;
- хозяйственных обществ, созданных после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями и бюджетными образовательными учреждениями высшего профессионального образования;
- организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.
В Таблице N 1 мы привели размеры тарифов страховых взносов, установленные новой редакцией п. 3 ст. 58 Закона N 212-ФЗ на переходный период 2010-2019 годы для указанных страхователей.
Таблица N 1
Год | 2011 | 2012-2017 | 2018 | 2019 | ||||||||||
Внебюджетный фонд | ФСС | ПФ Р | ФФОМС | ТФОМС | ФСС | ПФ Р | ФФОМС | ТФОМС | ФСС | ПФ Р | ФФОМС | ФСС | ПФ Р | ФФОМС |
Размер тарифа | 2% | 8% | 2% | 2% | 2% | 8% | 4% | 0% | 2,9% | 13% | 5,1% | 2,9% | 20% | 5,1% |
Соответствующие поправки внесены и в статью 33 Закона N 167-ФЗ, согласно которым установлен тариф для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в частях страховой и накопительной части трудовой пенсии (Таблица N 2).
Таблица N 2
Распределение страховых взносов в Пенсионный фонд для лиц 1967 года рождения и моложе
Год | Величина тарифа страховых взносов | ||
На страховую часть трудовой пенсии | На накопительную часть трудовой пенсии | Всего | |
в 2011-2017 годах | 2% | 6% | 8% |
в 2018 году | 7% | 6% | 13% |
в 2019 году | 14% | 6% | 20% |
Обратите внимание! Вне зависимости от величины тарифа страховые взносы в ПФР, начисленные на выплаты и вознаграждения застрахованных лиц 1967 года рождения и моложе, зачисляются на накопительную часть трудовой пенсии по тарифу 6%.
Пониженные тарифы страховых взносов для резидентов особой экономической зоны
Работодатели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, начисляют страховые взносы на выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, по тарифу, которому присвоен код "03".
В настоящее время существует четыре типа ОЭЗ (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"):
- промышленно-производственные;
- технико-внедренческие;
- туристско-рекреационные;
- портовые.
Однако пониженный страховой тариф предусмотрен только для резидентов технико-внедренческих ОЭЗ.
Документами, которые подтверждают данный статус, служат:
- соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности, заключенное с органами управления ОЭЗ;
- свидетельство о регистрации лица в качестве резидента ОЭЗ.
Законодатели изменили величину пониженного тарифа для резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны. Для этой категории страхователей переходный период увеличен на 5 лет и будет продолжаться с 2010 по 2019 год. При этом величина тарифа в размере 14%, которая действует для них в 2010 году, сохранится до 2017 года (Таблица N 3).
Таблица N 3
Тарифы страховых взносов для резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны
Период | Прежняя редакция Закона N 212-ФЗ | Новая редакция Закона N 212-ФЗ |
Фонд социального страхования | ||
2010 год | 0% | 0% |
2011-2012 годы | 1,9% | 2% |
2013-2014 годы | 2,4% | 2% |
2015-2017 годы | 2,9% | 2% |
с 2018 года | 2,9% | 2,9% |
Пенсионный фонд | ||
2010 год | 14% | 14% |
2011-2012 годы | 16% | 8% |
2013-2014 годы | 21% | 8% |
2015-2017 годы | 26% | 8% |
2018 год | 26% | 13% |
2019 год | 26% | 20% |
с 2020 года | 26% | 26% |
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования | ||
2010 год | 0% | 0% |
2011 год | 1,1% | 2% |
2012 год | 1,1% | 4% |
2013-2014 годы | 1,6% | 4% |
2015-2017 годы | 2,1% | 4% |
с 2018 года | 2,1% | 5,1% |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования | ||
2010 год | 0% | 0% |
2011 год | 1,2% | 2% |
2012 год | 1,2% | 0% |
2013-2014 годы | 2,1% | 0% |
с 2015 года | 3% | 0% |
Итого: | ||
2010 год | 14,0% | 14% |
2011-2012 годы | 20,2% | 14% |
2013-2014 годы | 27,1% | 14% |
2015-2017 годы | 34,0% | 14% |
2018 год | 34,0% | 21% |
2019 год | 34,0% | 28% |
с 2020 года | 34,0% | 34% |
В этот период они должны начислять страховые взносы по пониженному тарифу. И только с 1 января 2015 года величина тарифа страховых взносов для них станет максимальной - 34%.
Пониженные тарифы страховых взносов для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий
В 2010 году организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, начисляли страховые взносы по общему тарифу 26%.
Согласно поправкам, внесенным в Закон N 212-ФЗ, организации, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, выделены в отдельную категорию (п. 4 ст. 57 и п. 5 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). В данном случае речь идет не о тех организациях, которые имеют статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны.
К организациям, осуществляющим деятельность в области информационных технологий (далее - ИТ-организации), относятся российские организации, которые:
- осуществляют разработку и реализацию:
- программ для ЭВМ;
- баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора
- и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных.
Эту деятельность ИТ-организаций в дальнейшем мы будем называть ИТ-деятельностью.
В пунктах 2.1 и 2.2 ст. 57 Закона N 212-ФЗ приведены условия, при которых ИТ-организации могут использовать пониженные тарифы страховых взносов в переходный период (Таблица N 4).
Таблица N 4
Условия применения пониженных тарифов страховых взносов во внебюджетные фонды для ИТ-организаций
Название показателя | Вновь созданные ИТ-организации | Прочие ИТ-организации |
Статус организации | Организация должна получить документ о государственной аккредитации в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 06.11.2007 N 758 | |
Величина доходов от ИТ-деятельности, определяемая по данным налогового учета в соответствии со ст. 248 НК РФ | По итогам отчетного (расчетного) периода составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за этот период | По итогам 9 месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам страховых взносов, составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период |
Средняя численность работников ИТ-организации, рассчитанная в соответствии с Указаниями, приведенными в приказе Росстата от 13.10.2008 N 258 | За отчетный период составляет не менее 50 человек | Средняя численность работников за 9 месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, составляет не менее 50 человек |
Размеры пониженных тарифов, которые могут применять ИТ-организации при начислении страховых взносов, приведены в Таблице N 5.
Обратите внимание! Пониженные тарифы страховых взносов ИТ-организации могут применить в 2010 году. Дело в том, что действие новых положений статьи 57 Закона N 212-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года. А это значит, что ИТ-организации могут пересчитать страховые взносы, начисленные с начала текущего года. Но только при условии, что организация выполняет условия, установленные пунктами 2.1 и 2.2 ст. 57 Закона N 212-ФЗ.
Таблица N 5
Тарифы страховых взносов для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий
Период | Величина тарифа | ||||
ФСС | Пенсионный фонд | ФФОМС | ТФОМС | ИТОГО | |
в 2010 году | 0% | 14% | 0% | 0% | 14,0% |
в 2011 году | 2% | 8% | 2% | 2% | 14% |
в 2012-2017 годах | 2% | 8% | 4% | 0% | 14% |
в 2018 году | 2,9% | 13% | 5,2% | 0% | 21% |
в 2019 году | 2,9% | 20% | 5,1% | 0% | 28% |
с 2020 года | 2,9% | 26% | 5,1% | 0% | 34,0% |
Страховые взносы в ПФР, начисленные на выплаты и вознаграждения лицам 1967 года рождения и моложе, распределяются на страховую и накопительную части трудовой пенсии (Таблица N 6).
Таблица N 6
Распределение страховых взносов в Пенсионный фонд для лиц 1967 года рождения и моложе
Период | Величина тарифа страховых взносов | ||
На страховую часть трудовой пенсии | На накопительную часть трудовой пенсии | Всего | |
в 2010 году | 8% | 6% | 14% |
в 2011-2017 годах | 2% | 6% | 8% |
в 2018 году | 7% | 6% | 13% |
в 2019 года | 14% | 6% | 20% |
с 2020 года | 20% | 6% | 26% |
Если по итогам отчетного (расчетного) периода организация не выполняет хотя бы одно условие, а также в случае лишения ее государственной аккредитации такая организация теряет право применять пониженные тарифы страховых взносов. С начала периода, в котором выявлено несоответствие установленным условиям и (или) аннулирована государственная аккредитация, ИТ-организация обязана платить страховые взносы во внебюджетные фонды по общим тарифам (код 01).
Пониженные тарифы страховых взносов для хозяйственных обществ научных учреждений и вузов
Хозяйственные общества, созданные после 13 августа 2009 года, могут применять пониженные тарифы страховых взносов во внебюджетные фонды в период с 2011 по 2019 год. Такие изменения внесены в статью 58 Закона N 212-ФЗ.
Речь идет о тех хозяйственных обществах, которые созданы:
? бюджетными научными учреждениями и созданными государственной академией наук научными учреждениями (далее - научные учреждения);
? высшими учебными заведениями, которые являются бюджетными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, а также высшими учебными заведениями, созданными в свою очередь государственными академиями наук (далее - вузы).
Порядок создания таких хозяйственных обществ установлен соответственно:
- п. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";
- п. 8 ст. 27 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Хозяйственные общества - это коммерческие организации с уставным (складочным) капиталом, который разделен на доли (вклады) учредителей (участников) (п. 1 ст. 66 Гражданского кодекса РФ). Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.
Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью (п. 3 ст. 66 ГК РФ).
Деятельность хозяйственных обществ, созданных указанными учреждениями, заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат научным учреждениям и вузам.
К таким результатам интеллектуальной деятельности относятся:
- программы для электронных вычислительных машин;
- базы данных;
- изобретения;
- полезные модели;
- промышленные образцы;
- селекционные достижения;
- топологии интегральных микросхем;
- секреты производства (ноу-хау).
Указанные результаты интеллектуальной деятельности научное учреждение или вуз вносит в виде вклада в уставный капитал хозяйственного общества.
Кроме того, в качестве вклада в уставный капитал создаваемого хозяйственного общества могут быть внесены денежные средства, оборудование и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении бюджетного научного учреждения или вуза.
Научное учреждение и вуз обязаны в течение 7 дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества направить уведомление о создании хозяйственного общества в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности.
Согласно постановлению Правительства РФ от 15.05.2010 N 337 таким органом является Минобрнауки РФ.
Реестр учета уведомлений о создании хозяйственных обществ ведется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и передается в орган контроля за уплатой страховых взносов не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Порядок представления этих уведомлений определит Правительство РФ.
Рекомендации по созданию бюджетными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, утверждены письмом Минобрнауки России от 07.08.2009 N ВМ-788/04.
Хозяйственные общества, созданные научными учреждениями или вузами, могут применять пониженные тарифы только при выполнении двух условий (п. 4 ст. 58 новой редакции Закона N 212-ФЗ):
- применение упрощенной системы налогообложения;
- осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности.
Под научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами в Законе N 212-ФЗ подразумеваются работы по созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности изобретательство.
Контроль за применением пониженных тарифов
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют (п. 1 ст. 3 Закона N 212-ФЗ):
- ПФР и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования;
- ФСС и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС.
Для того чтобы органы контроля имели возможность осуществлять контроль за обоснованностью применения пониженных тарифов страховых взносов ИТ-организациями и хозяйственными обществами, законодатели дополнили статью 33 Закона N 212-ФЗ пунктами 5 и 6.
Положения этих пунктов обязывают налоговые органы представлять в ПФР и ФСС информацию, необходимую для проверки соблюдения этими организациями требований, установленных статьями 57 и 58 Закона N 212-ФЗ.
Информацию налоговые органы обязаны передавать в органы контроля в электронной форме (п. 6 ст. 33 Закона N 212-ФЗ).
Кроме того, налоговые органы обязаны принимать участие в выездных проверках ИТ-организаций вместе с органами контроля за уплатой страховых взносов в части контроля за величиной дохода в налоговом учете и средней численности работников (п. 5 ст. 33 Закона N 212-ФЗ).
О.А. Курбангалеева,
генеральный директор ООО
"Консалтинг Успешного Бизнеса"
"Советник бухгалтера", N 11, ноябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: ПИ N 77-18369 от 21 сентября 2004 г. выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Учредитель: ООО "Издательство "Советник бухгалтера"
Юридический и почтовый адрес редакции: 117997, Москва, Люсиновская ул., 51, оф. 584
Отдел подписки и распространения: (495) 258-00-27, (499) 236-33-89, 237-77-95
Подписные индексы:
Каталог "Роспечать" - 84674, 20407
Каталог "Пресса России" - 87860, 87920
Каталог "Почта России" - 99029, 79060